Нравственный (философский) и социологический подходы к праву образуют так называемое широкое понимание права, а нормативный- узкое. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нравственный (философский) и социологический подходы к праву образуют так называемое широкое понимание права, а нормативный- узкое.



Интегративный подход к праву объединяетназванныеподходы.

Интегративное определение права.

Право – это совокупность признаваемых в данном обществе и обеспеченных официальной защитой нормативов равенства и справедливости, регулирующих борьбу и согласование свободных воль в их взаимоотношении друг с другом.

Однако идеальной теории для идеального права найти невозможно.

ИммануилКант – «не найдете идеального права».

Сущность права:

Сущность права определяется в зависимости от ответа на вопрос: «Кто создает право и кому оно должно служить?»

Сущность права, как и сущность Г, содержит две стороны - классовую и общесоциальную.

Каждая из них преобладала в определенный период исторической эволюции.

Классовая сущность права определяется как воля господствующего класса. Наиболее разработан этот вопрос в марксизме. «Право по своей сущности - подчеркивали К. Маркс и Ф. Энгельс, - есть возведенная в закон воля экономически господствующего класса, содержание которой определяется материальными условиями его жизни».

Общесоциальная (общечеловеческая) сущность права состоит в том, что право выражает общую волю населения, сформированную в результате компромиссов, взаимных уступок и согласования существующих в обществе интересов. В пределах своих прав человек уверен и свободен в собственных действиях.Ов лице Г стоит на страже этой свободы. Т.о., право не просто свобода, а защищенная свобода.

Оба подхода имеют право на существование. В сущности П, как и в сущности Г, на 1 план может выходить либо классовое начало (воля господствующего класса), либо общесоцсущность (общая воля населения). Эти 2 начала сочетаются в сущности П.

Естественно – правовая юриспруденция.

Юснатурализм.

Долгое время доминировал естественно-правовой подход. Его сторонники – те, кто исповедовал договорную теорию возникновения Г: Дж. Локк, Т. Гобс, Ж.-Ж. Руссо, Гуго Гроций, Дени Дидро, Н.А.Радищев.

Суть:

Право не устанавливается Г, а появляется вместе с человеком. Появляется человек разумный (гомосапиенс), тогда и появляется право, т.е. в догосударственный период, в период первобытного О. Человек родился и с ним появились его права и свободы– они вечны, неотчуждаемы. Г не может их отобрать, ликвидировать.

Естественные права – право на жизнь, имя, ч/с, ч/жизнь (если человек не публичный), право на создание семьи.

Во 2 пол 19 века в России появляется Возрожденное естественное право. Представители- Владимир Соловьев, Борис Николаевич Чичерин. Позднее -Павел Николаевич Новгородцев, Кистяковский, Ильин. Появление возрожденного естественного права – ответ на ужесточение режимов, милитаризацию О. Представители считали, что нет исчерпывающего списка прав. Он постоянно пополняется. Характерно то, что значительное внимание уделяется соотношению права и религии. В.Соловьев – религиозный философ.

Возрождение естественного права произошло и после 2 мировой войны (реакция на геноцид, концентрационные лагеря). Оно связано с именем ГуставаРатпруха.

Этатисты эту теорию критикуют и сравнивают со статуей, что это не право, это идеи права. Но таким право д/б. Если взять МеждП – это вошло в пакты, конвенции, в демократическихГ это закреплено зак-вом.

Юридический позитивизм.

Представители - Джон Остин (англ), Карл Бергбом (немец), Иеремия Бентам -утилитарист(утилитас-польза). Утилитарный подход – т.е. это польза. В советское время большинство были позитивистами.

Точка отсчета 30-е гг. 19в. Считается, что позитивизм появился в 1832г. в книге Остина «Чтение по юриспруденции».

Взгляды Джона Остина:

- право- это приказ, исходящий от суверенной власти.

- за нарушение приказа предусмотрена санкция (наказание). Поэтому нормы права должны соблюдаться.

Суть:

Права и свободы исходят от Г. Право исходит от Г. Нет естественного права, есть только приказы Г.

Можно ли сказать что право – это приказ? Да, с оговоркой. Т.к. этатисты любой приказ, исходящий от Г, трактуют как право. Т.е. любые акты, являются правом. Многие ученые с этим не согласны, в том числе и Поц.

В.М. Сырых сравнивает естественное право и позитивизм: «любой калека (позитивизм) видит, слышит и действует лучше, чем самая красивая статуя» (естественное право).

Ганс Кельзен – австрийский ученый, эмигрировавший в США – автор «Чистого учения о праве». Изучать «чистое право», значит изучать право в текстах, независимо от морали, религии, географ положения. Практикующий юрист не должен задаваться вопросом, почему статьи, санкции именно такие, юрист имеет дело с текстом.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 39; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.111.125 (0.007 с.)