Классические теории происхождения государства (теологическая, патриархальная, договорная, насилия, материалистическая). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классические теории происхождения государства (теологическая, патриархальная, договорная, насилия, материалистическая).



По Кашаниной Татьяне Васильевной.

Теологическая: Представители Фома Аквинский, Августин Аврелий, Иоан Златоуст.

Суть теории. Государство - это результат божественного воли; Г вечно, как и сам Бог; государь наделяется Церковью правом повелевать людьми и призван реализовывать волю Божью на земле; люди должны беспрекословно подчиняться воле государя.

Оценка теории. Теория была обусловлена религиозным сознанием людей. Она справедливо отражает факт появления Г одновременно с монорелигией. Она имела большое положительное значение: позволяла установить в обществе порядок.

Теория ненаучна, поскольку нельзя доказать то, что ею провозглашается, так же как нельзя ее и опровергнуть. В это можно только верить.

Патриархальная:

Основатели Платон и Аристотель, развил Фильмер.Теория создана в III в. до н.э.

Суть теории.

Г - это продукт разросшейся семьи. Семья, естественным образом увеличиваясь, затем делится. Поскольку в людях заложена естественная потребность в общении и под влиянием экономусловий, семьи, объединенные преданием об общем происхождении, объединяются в племена, союзы племен, народности, объединенные уже общностью исторического прошлого. В этом ряду социальных превращений момент перехода к гос образованию тот, когда утрачивается чувство кровного родства и создается власть, лишенная семейной основы. Гос власть есть постепенное преобразование власти отца, переходящей во власть государя, власть монарха.

Оценка теории.

"Семья" и "государство" взаимосвязаны и связь между ними долго не утрачивается после перехода в государственное состояние.Правитель продолжает и в новом качестве быть отцом своих детей ("царь-батюшка", "царица-матушка»).

Авторов этой теории и особенно ее продолжателей обвиняют в том, что они с помощью этой теории оправдывают монархическую власть и стараются задушить инициативу народа в управлении делами общества.

Договорная:

Авторы Г. Гроций, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо. В России ее поддерживал Александр Николаевич Радищев.

Суть теории. Г - порождение разумной воли народа.

Люди вынуждены были заключить договор всех со всеми ради общей пользы и отказаться от части своих прав во имя спокойствия и стабильности. Т.о., был заключен договор всех со всеми, позволяющий установить мир. Это первичный договор - договор-объединение.

Люди передали часть своих прав Г, которое получило право издавать законы, снабженные санкциями, и применять меры принуждения для реализации этих законов, а также ведать отношениями с другими государствами. Общественный договор правящих с подвластными условно можно назвать вторичным договором - договором-подчинением.

А.Н. Радищев утверждал, что госвласть принадлежит народу, она всего лишь передана монарху и должна находиться под контролем народа. Люди же, входя в государство, лишь ограничивают, а не теряют свою естественную свободу, принадлежащую им от рождения. Г д/б организовано так, чтобы естественные права были надежно гарантированы. Главная опасность для естественных прав - привилегии носителей властных полномочий. Отсюда выводится право народа на восстание и революционное ниспровержение монарха, если тот допускает злоупотребление властью и произвол.

Общественный договор - не исторический факт подписания всеми к/лконкретного документа, а состояние общества, когда люди добровольно объединились в гос-организационную форму путем молчаливого признания необходимости учреждения единого объединяющего всех центра.

По мнению Локка, общественный договор - это постоянно возобновляющийся процесс перехода из естественного состояния в правовое, которое случается с каждым гражданином по отдельности, а не одноразово всеми вместе. Это обеспечивает как бы преемственность общественного договора.

Оценка теории.

-человеку присущи страх и чувство самосохранения. Это толкает к объединению и достижению компромиссов с другими людьми, способствует возникновению желания поступиться чем-либо, чтобы чувствовать себя спокойно и уверенно.

- теория носит демократический характер, поскольку исходит из того, что человек с рождения имеет права и свободы.

- теория опиралась на общественную практику. В истории имели место договоры, заключаемые между населением отдельных феодальных городов и князьями, которых приглашали осуществлять власть. В соглашениях оговаривалось их материальное обеспечение, которое предоставлялось в обмен на управление и защиту города.

Недостатки:

- сторонники договорной теории представляют процесс создания государства как сознательное творение человека. Договор –это согласие. Но согласия могут достичь только высокоразвитые люди, способные понять, что нельзя руководствоваться только своими собственными интересами, а надо учитывать и интересы других лиц. Чтобы все индивиды, разные от природы и выполняющие в обществе разные виды деятельности, пришли к соглашению, надо чтобы каждый человек вышел из своей социальной роли и все как один играли одинаковую роль: роль гослюдей и организаторов. Но это невозможно себе представить даже теоретически.

- если, как утверждают сторонники договорной теории, государство создается по воле людей, то, вероятно, по их воле его можно и уничтожить? В таком случае остается непонятным, почему же, раз возникнув, государство нигде не исчезает.

При всех достоинствах договорная теория не в состоянии дать полную картину процесса происхождения государства.

Насилия:

Авторы- Каутский, Гумплович.

Суть теории. Государство возникает в результате завоевания одного племени (народа) другим. При всяком случае завоевания возникает деление на классы, но не вследствие деления общины на различные подразделения, но вследствие соединения в одно двух общин, из которых одна делается господствующим, другая эксплуатируемым классом, принудительный аппарат, который создают победители для управления побежденными, превращается в Г. Возникновение Г представляется как реализация принципа: слабый подчиняется сильному.

Каутский и его сторонники пытаются доказать, что при дальнейшем развитии общества государство формируется в инструмент всеобщей гармонии, в орган защиты и обеспечения всеобщего блага как сильных, так и слабых.

Оценка теории. Теория внешнего насилия основана на многих исторических фактах. Непреложным является факт, чтогос аппарат практически всегда комплектовался из завоевателей.

Недостатки:

- теория не универсальна и не может объяснить процесс образования государства во всех регионах земли.

- в тех регионах, где факты завоевания имели место, они все же носили вторичный характер по отношению к процессу создания Г (завоевание римлян германцами). Г у римлян уже существовало. На развалинах Римской империи германские племена создали свое государство не сразу, а лишь тогда, когда завоеватели усвоили опыт государственной жизни римлян. А вот нашествие Золотой Орды на Древнерусское государство высветило иную картину. Татаро-монгольские племена находились на стадии вождества, но покорили славян, уже создавших государство. Но они не создали свое государство, они так и продолжали использовать протогосударственную форму объединения (вождество), поскольку их полукочевой образ жизни пока не способствовал созданию государства.

Теория внутреннего насилия.

Автор- Евгений Дюринг.

Суть теории. Дюринг старался максимально упростить общество и предлагал представить его состоящим из двух человек. Две человеческие воли вполне равны. При таком положении дел, когда общество состоит из двух равных лиц, неравенство и рабство невозможны. Но равные люди могут спорить по определенным вопросам. Дюринг предлагал привлечь третьего человека, так как без него нельзя принять решение большинством голосов и разрешить спор не представляется возможным. Без подобных же решений, т.е. без господства большинства над меньшинством, не может возникнуть Г. По его мнению, собственность, классы и государство возникают как результат насилия одной части общества над другой.

Оценка теории.

Насилие в обществе в виде подчинения меньшинства воле большинства - явление нормальное, потому чторазноплановость мнений обусловлено разными интересами людей.Но если каждый будет настаивать на своей позиции, то возникнет борьба, которая приведет общество к саморазрушению. Третья сила необходима, и на роль таковой вполне может претендовать государство.

Дюринг в качестве аксиомы принимает факт, что Г стоит на стороне большинства граждан и исходит из постулата, что все люди равны. Но это невозможно, так как больших успехов достигает тот, кто сильнее, умнее, кто имеет более сильную волю.И Г не всегда выражает интересы большинства.

Остается не проясненным ни теорией внешнего насилия, ни теорией внутреннего насилия вопрос: если с помощью насилия можно создать государство, то, вероятно, с его же помощью можно государство и разрушить? Но мы не наблюдаем этого нигде. Государство, возникнув где-либо, может только преобразовываться, но не разрушаться.

Теория насилия, объясняя происхождение Г, ставит больше вопросов, чем дает ответов.

Материалистическая (марксистская, классовая):

Связывают с именами Маркс и Энгельс. Эту теорию полностью разделял Ленин. Предшественник – Льюис Морган.

Суть: Г возникает как результат естественного развития первобытного общества, развития, прежде всего экономического, которое определяет социзменения общества.

Историко-материалистическая концепция включает два подхода.

Один из них, господствовал в советской науке. Развитие экономики в первобытном обществе приводит к возникновению ч/с, расколу общества на антагонистические классы (класс собственников, эксплуататоров и класс несобственников, эксплуатируемых) и классовой борьбе. Г – продукт непримиримости – орудие подавления господствующим классом других классов.

Второй подход исходит из того, что в результате экономического развития усложняются само общество, его «общие дела». Это требует совершенствования управления, что и приводит к возникновению государства.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 44; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.100.34 (0.009 с.)