Степень научной разработанности проблемы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Степень научной разработанности проблемы



ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (СПбГУ)»

СОЦИАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ ОБЛАСТИ ВОЙСКА ДОНСКОГО (ФЕВРАЛЬ 1917 – ФЕВРАЛЬ 1919 ГОДОВ)

Выпускная квалификационная работа

по направлению 46.04.01 «История»

образовательная программа магистратуры ВМ.5543.2015. «История»

профиль: «Новейшая история России»

 

Выполнил:

Студент 2 курса

дневного отделения

Косенко Дмитрий Витальевич

 

Научный руководитель

Кандидат исторических наук, доцент

Ратьковский Илья Сергеевич

 

Санкт-Петербург

2017


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ. 2

ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ОРГАНИЗАЦИИ ВЛАСТИ НА ДОНУ В ПЕРИОД С ФЕВРАЛЯ 1917 ПО ФЕВРАЛЬ 1919 ГГ. 15

1.1 Формирование органов гражданского управления. 15

1.2. Расходы на содержание аппарата власти. 24

1.3. Коррупционные и административные преступления в аппарате власти. 29

ГЛАВА 2. ВНЕШНИЙ ФАКТОР: ВЛИЯНИЕ МИРОВОЙ И ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ НА ПОЛОЖЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ.. 37

2.1. Состояние Донской армии: состав, снабжение, настроения. 37

2.2. Положение немецких воинских частей на Дону: май – ноябрь 1918 г. 45

2.3. Взаимоотношения между Войсковым и не Войсковым населением. 56

ГЛАВА 3. ВНУТРЕННИЙ ФАКТОР: ЖИЗНЬ НАСЕЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ПОПЫТОК СОЗДАНИЯ ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ.. 61

3.1. Социальная политика Войскового руководства. 61

3.2. Земельный вопрос и проблема его решения на Дону. 71

3.3. Продовольственное снабжение населения. 77

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 85

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.. 90

 


ВВЕДЕНИЕ

Русская революция и Гражданская война являются ключевыми событиями Новейшей истории России. Они имели колоссальные последствия для нашей страны, их влияние ощущается до сих пор. Исход войны во многом решался на юге – в Области Войска Донского (ОВД). В тот период резко обострились отношения не только между донским казачеством и не Войсковым населением, представленным крестьянством, иногородними и рабочими, но и, чего никогда прежде не было, в самой казачьей среде. В связи с этим, важнейшим аспектом донских событий были социальные процессы, которым посвящена данная работа, иначе говоря, особенности жизни населения. Только понимание содержания этих процессов, чему в меньшей степени уделено внимание в отечественной историографии, позволит усвоить уроки истории и поставить проблему примирения сторон.

Целью работы является исследование социального положения донского населения с февраля 1917 г. по февраль 1919 г.

Хронологические рамки обусловлены следующими обстоятельствами. Нижняя граница – тем, что с февраля 1917 г., после свержения самодержавия, на Дону начался процесс реформирования социально-политической жизни области. Верхняя граница, февраль 1919 г., объясняется отставкой донского атамана П.Н. Краснова. Этим был положен конец самостоятельному периоду антибольшевистской борьбы донского казачества.

Для достижения указанной цели были выдвинуты следующие задачи:

1.  Рассмотреть военно-политическую обстановку на территории Области Войска Донского в период Великой русской революции 1917 г. и Гражданской войны, начиная от мартовских структурных изменений в донском аппарате власти, заканчивая отставкой генерала П.Н. Краснова в феврале 1919 г.;

2. Проанализировать коррупционные и административные преступления в аппарате власти на Дону, а также расходы на его содержание;

3.  Раскрыть влияние Мировой и Гражданской войны на положение населения через изучение состояния Донской армии, положения на Дону немецких войск и особенностей взаимоотношения Войскового и не Войскового населения;

4.  Дать характеристику основным направлениям социальной политики донской власти, обострившейся земельной проблеме, а также особенностям продовольственного снабжения населения в рамках рассмотрения обыденной жизни населения в условиях попыток создания донской государственности.

Объектом исследования является Область Войска Донского в указанный хронологический период.

Предметом работы являютсяособенности социального положения населения на Дону в указанный период.

Пространственными рамками работы являются границы Всевеликого Войска Донского (ВВД) в годы Гражданской войны в России.

Февральская революция

Получив официальное сообщение об отречении Николая Второго от престола, руководивший областью с 1916 г. Наказной атамана граф Михаил Николаевич Граббе предпринял безуспешную попытку удержать ситуацию под контролем[32]. Тем временем, в лице Донского Исполнительного комитета (ДИК), возникшего вечером 2 марта, начала формироваться революционная власть. Состав комитета был пестр (кадеты, эсеры, большевики, меньшевики) и многочислен (200 человек)[33]. Он предпринял попытку наладить отношения с атаманом, но получил жесткий отказ и был вынужден 8 (21) марта отстранить его от должности[34]. Обязанности Наказного атамана были временно возложены на члена ДИКа, Войскового старшину Евгения Андреевича Волошинова[35]. 14 (27) марта Временное правительство признало комитет легитимным органом власти в регионе[36]. Началось формирование новой системы местных органов управления в виде «общественных исполнительных комитетов»[37].

Получило импульс к развитию на Дону рабочее движение[38]. По примеру Петрограда 5 (18) марта был образован Ростово-Нахичеванский Совет рабочих и солдатских депутатов[39]. 4 (17) марта был избран Ростово-Нахичеванский комитет РСДРП(б)[40]. В целом, не стоит преувеличивать масштабы советизации Дона. Большее распространение получили исполнительные общественные комитеты[41]. В то же время, власть на Дону постепенно стала полностью переходить к традиционным казачьим органам[42]. Этот процесс закончился созывом в Новочеркасске Большого Войскового Круга 26 мая (8 июня) 1917 г., на котором был избран донским атаманом генерал от кавалерии Алексей Максимович Каледин. За него проголосовало 562 делегата, против – 24, воздержалось – 23[43].

Атаманство А.М. Каледина

Первым мероприятием новоизбранного атамана было предписание населению в кратчайший срок созвать станичные и хуторские сборы для избрания окружных и станичных атаманов, а также членов станичных и хуторских правлений. Инструкция Войскового правительства потребовала от всех донских казаков выхода из исполнительных комитетов, а также из Советов[44]. Важную роль в сплочении донского казачества сыграл Малый Войсковой Круг, проходивший со 2 (15) по 7 (20) августа 1917 г. в Новочеркасске. На нем было принято решение «устраивать под председательством Войскового атамана общие собрания с представителями крестьянства»[45]. Кроме этого, был установлен трехлетний срок полномочий для атамана и очерчен круг его обязанностей[46].

С осени 1917 г. стала резко падать дисциплина среди казачьих полков[47]. Поздно вечером 25 октября (7 ноября) 1917 г. А.М. Каледин, получив сообщение о низложении Временного правительства, объявил захват власти большевиками преступным и заявил, что Войсковое правительство временно принимает на себя всю полноту исполнительной государственной власти в области[48]. 15 (28) ноября на базе Ростово-Нахичеванского Совета большевиками, меньшевиками и эсерами был образован Областной Военно-революционный комитет объединенной демократии (ОВРК)[49]. Комитет выпустил приказ № 1, в котором, в ответ атаману объявил себя высшим органом власти в Донской области[50]. Предпринятая генерал-майором Д.Н. Потоцким в ночь с 25 (8 декабря) на 26 ноября (9 декабря) попытка арестовать исполком Совета окончилась неудачей и послужила началом Гражданской войны на Дону[51].

В этих непростых условиях 2 (15) декабря начал свою работу 3-й Большой Войсковой Круг[52]. Он решил приступить к созданию «паритетного» Войскового правительства, в котором поровну было бы представлено казачье и не казачье население[53]. В то же время окончательное нежелание казаков воевать с большевиками проявилось на Съезде фронтового казачества в станице Каменской, состоявшемся 10 (23) января 1918 г.[54] Он избрал Военно-революционный комитет (ВРК) под председательством казака Федора Григорьевича Подтелкова. 15 (28) января представители казачьего ВРК прибыли в атаманский дворец с требованием передать ему управление Доном[55]. Атаман Каледин пытался убедить их дождаться назначенного на 4 (17) февраля Войскового Круга[56]. Переговоры закончились разрывом отношений[57]. Тем временем, единственная боеспособная сила Войскового руководства, отряд есаула Чернецова, был окружен под станицей Глубокой своими же казаками под командованием Войскового старшины Голубова, есаул погиб[58]. 29 января (11 февраля) 1918 г. в Новочеркасске состоялось заседание правительства. Атаман принял решение сложить с себя полномочия.[59]. После заседания он застрелился.

Атаманство А.М. Назарова

После пятикратного отказа занять должность атамана согласился генерал Анатолий Михайлович Назаров[60]. На 4-ом Малом Войсковом Круге, проходившем с 6 (19) по 12 (25)[61] февраля 1918 г. он был официально утвержден на этой должности[62]. 25 февраля советские отряды вступили в Новочеркасск. Начальник казачьего революционного отряда Войсковой старшина Голубов разогнал заседавших депутатов Круга и арестовал его председателя Волошинова и атамана Назарова. 3 марта они были расстреляны. Двум днями ранее, 23 февраля, советские части вошли в Ростов[63]. На Дону установилась советская власть.

Советская власть на Дону

16 марта 1918 г. ОВРК издал приказ №4 об организации Советов рабочих, крестьянских и казачьих депутатов[64]. Несмотря на то, что официально было покончено с традиционными для казачества органами власти, в реальности в некоторых местностях население жило по-старому[65]. По словам генерал-лейтенанта Антона Ивановича Деникина, «...сменялись лишь названия: атаман стал комиссаром, станичный сбор – советом, станичное правление – исполнительным комитетом»[66]. Причиной подобной реакции казачества было то, что основная его масса не понимала политической сущности новой власти[67].

Стремясь удержать казачество на своей стороне, большевики пошли на предоставление Дону автономии[68]. 23 марта 1918 г. ОВРК декретировал создание Донской советской республики[69]. Своеобразным апогеем советской власти на Дону стал I Съезд Советов Донской области, который открылся 9 апреля, вместо предполагаемого 1 апреля[70]. Его созыв пришлось отложить вследствие разгоревшегося антибольшевистского восстания[71]. Возмущение казачества вызывали производимые аресты и расстрелы[72]. Делегаты избрали исполнительный комитет и СНК Донской Советской социалистической республики. Председателем ЦИК Донской ССР был избран В.С. Ковалев, председателем СНК – Ф.Г. Подтелков[73]. Однако повстанческое антибольшевистское движение с каждым днем разрасталось.

Атаманство П.Н. Краснова

По данным Донского правительства к началу мая 1918 г. в восстание включилось 56 % станиц области[74]. 9 мая Временное Донское правительство объявило о созыве Круга спасения Дона, заседания которого проходили с 11 по 18 мая в Новочеркасске[75]. Круг постановил созвать не позже двух месяцев после данной сессии Большой Войсковой Круг для решения вопроса о власти. До этого времени вся власть принадлежала Малому Кругу, а на время прекращения его работы – Войсковому атаману[76]. Главными претендентами на пост донского атамана были Походный атаман П.Х. Попов и генерал П.Н. Краснов[77]. 16 мая 107 голосами «за», при 13 «против» и 10 «воздержавшихся» Войсковым атаманом был избран П.Н. Краснов[78]. Главным условием вступления в должность генерал выдвинул требование принятия «Основных законов», по которым он получал неограниченную власть[79]. При этом, его «личная ответственность нигде и никак не обозначалась»[80]. Круг согласился[81]. В рамках возврата к «дофевральским» порядкам была принята 24 статья, которая отменяла все постановления как Совета Народных Комиссаров, так и Временного правительства[82].

17 мая новоизбранный атаман утвердил Кабинет управляющих, в который вошли председатель – генерал-майор А.П. Богаевский, управляющий Военным и Морским Отделом – генерал-майор С.В. Денисов, начальник штаба – полковник Генерального штаба И.А. Поляков, а также управляющие Отделом Внутренних Дел, Финансов, Коневодства, Просвещения, Юстиции, Путей Сообщения, Торговли и Промышленности, Землеустройства и Земледелия, Войсковой секретарь и Войсковой контролер[83]. На Отдел внутренних дел легло проведение всей социальной политики в области. В его структуре был создан Отдел Общественного Призрения, а также Особое по казачьим делам Отделение[84]. В источниках встречаются совершенно нелестные отзывы о деятельности правительства. Например, К.П. Каклюгин, бывший депутат Государственной Думы от Дона упрекал его в том, что оно было лишь послушным исполнителем воли атамана[85]. 19 мая была воссоздана Канцелярия донского атамана. Она состояла из 3 столов: Стол общих дел, Стол по принятию прошений и Казначейский Стол[86]. После избрания атамана Круг постановил немедленно ликвидировать все возникшие за предшествующий период местные органы управления[87]. Судебная система получила 3-х членную организацию: высшей судебной инстанцией была Новочеркасская судебная палата, в административных центрах действовали окружные суды, а в городах, станицах и слободах – мировые[88]. Председатель суда и судьи назначались самим атаманом[89]. Кроме гражданских судов на территории Войска действовали и военно-полевые суды (ВПС). Они состояли из председателя офицера и «двух членов из воинских чинов без различия чина и звания»[90].

Своеобразной вехой в развитии донской государственности явилась первая сессия Большого Войскового Круга четвертого созыва, проходившая в Новочеркасске с 28 августа по 3 октября 1918 г.[91] 28 сентября делегаты приняли новые «Основные законы ВВД». Атаман оказался лишен диктаторских полномочий. Верховной и законодательной властью обладал Круг, исполнительной – атаман, для которого теперь была введена уголовная ответственность[92]. На Круге также прошли выборы атамана. Кандидатуру П.Н. Краснова поддержало немецкое командование, что в немалой степени повлияло на то, что 25 сентября 234 голосами «за» при 104 «против» он был вновь избран на этот пост[93].

Пятью месяцами позже, во время поражений Донской армии, вызванных отказом казачьих частей воевать, 14 февраля 1919 г. вновь собрался Большой Круг. В неудачах на фронте делегаты обвинили командующего Донской армией генерала С.В. Денисова и начальника штаба генерала И.А. Полякова. Атаман заступился за них и заявил об отказе от должности атамана[94]. Круг его отставку принял. 19 февраля председатель Совета управляющих отделами, сторонник А.И. Деникина генерал-лейтенант А.П. Богаевский был избран на пост донского атамана[95]. Донские казачьи части окончательно вошли в подчинение генерала Деникина и тем самым, закончился период самостоятельной борьбы донского казачества с большевиками, длившийся с ноября 1917 по февраль 1919 гг.

Февральская революция 1917 г. предоставила донскому казачеству возможность установить на Дону традиционный порядок. Проблема заключалась лишь в том, что запал казаков быстро иссяк, и они были готовы предоставить большевикам право устроить жизнь на Дону. Жертвой таких настроений оказался атаман А.М. Каледин. Однако новый порядок не прижился, и казачество решило вернуться к старому устройству. На этой волне к власти пришел генерал П.Н. Краснов. Его деятельность была направлена на восстановление на Дону «дофевральского» образа жизни, однако, военные неудачи и усталость казачества вновь привели к утрате всех завоеваний.

1.2. Расходы на содержание аппарата власти

Деятельность Ростовской «Экспедиции заготовления государственных бумаг» была единственным источником пополнения Войсковой казны, как при атамане П.Н. Краснове, так и при его преемнике атамане А.П. Богаевском[96]. По свидетельству генерала А.И. Деникина, доходы донского правительства покрывали лишь 46% расходов, при этом 57,2% расходов шло на одно только содержание армии[97]. Плачевное состояние областной экономики подтверждают сведения о государственных доходах и расходах Всевеликого Войска Донского за время с 1 (14) мая по 31 декабря (13 января) 1918 г., подготовленные Приходно-расходным отделением Отдела финансов Войска под руководством управляющего Отделом финансов М. Корженевским и исполняющим обязанности начальника Приходно-расходного отделения Донсковым[98].

Согласно отчету, за указанный период доходы по Донской области составили менее 150 млн руб. [99]:

· прямые налоги (государственный промысловый налог, сборы с доходов от денежных капиталов и др.) принесли казне 27 млн 408 тыс. руб.;

· косвенные налоги (табачный доход, нефтяной доход и проч.) – 44 млн 763 тыс. руб.;

· пошлины (гербовые судебные, канцелярские, с записи документов, с переходящих имуществ) – 22 млн 847 тыс. руб.;

· правительственные регалии (доход от казенной винной операции, от продажи игральных карт и т.д.) – 47 млн 46 тыс. руб.;

· казенные имущества и капиталы (прибыль от банковских операций, лесной доход) – 2 млн 486 тыс. руб.;

· доходы разного рода в виде разных мелких и случайных доходов, таких как налагаемые военно-полевыми судами и администрацией штрафы, составили 1 млн 556 тыс. руб.

Что касается расходов за рассматриваемый период, то они превысили 430 млн руб. [100]:

· На содержание атамана и его дворца, состоящих при нем лиц и атаманской канцелярии было отпущено 166 тыс. руб.;

· На Войсковой Круг – 496 тыс. руб.;

· Совет управляющих и войсковой секретарь получили 174 тыс. руб.;

· Ведомству православного исповедания выделили 759 тыс. руб.;

· Отделу внутренних дел на содержание Войсковой стражи и прочие статьи, среди которых фигурирует прием союзников, было выделено 16 млн 658 тыс. руб.;

· Почтово-телеграфная часть на содержание учреждений, ремонт и устройство линий получила 12 млн 853 тыс. руб.;

· Отдел финансов на выдачу ссуд разным учреждениям и лицам и прочие статьи – 44 млн 487 тыс. руб.;

· Отдел юстиции на содержание учреждений (Сената, самого отдела и судебных мест), на расходы по производству дел (вознаграждение свидетелей, путевое довольство и прочее) – 3 млн 755 тыс. руб.;

· Тюремная часть на содержание арестантов, на постройки, ремонт, отопление и содержание помещений – 2 млн 423 тыс. руб.;

· Военному отделу только на продовольствие для людей и лошадей было выделено 83 млн 922 тыс. руб. Среди прочих статей расходов были содержание военно-учебных заведений, субсидии Добровольческой, Южной и Астраханской армиям, и всего отдел получил 237 млн 359 тыс. руб.;

· Морской отдел на ремонт судов – 2 млн 347 тыс. руб.;

· Отдел иностранных дел на свое содержание – 285 тыс. руб.;

· Отдел землеустройства и земледелия на содержание учреждений и учебных заведений, пособия сельскохозяйственным обществам, реализацию урожая в Сальском округе – 4 млн 996 тыс. руб.;

· Отдел торговли и промышленности на операции Таганрогского завода и прочие статьи - 6 млн 754 тыс. руб.;

· Отдел путей сообщений на изыскания и устройство новых железнодорожных линий, на эксплуатацию части Екатерининской железной дороги и проч. – 29 млн 21 тыс. руб.;

· Отдел народного просвещений – 21 млн 450 тыс. руб.;

· Отдел коневодства и ремонта на покупку лошадей для армии и прочие статьи получил 12 млн 530 тыс. руб.

Превышение расходов в сумме 266 млн 358 тыс. 500 руб. Отдел финансов ВВД временно покрыл за счет оборотной наличности Государственного банка, причем на погашение этого позаимствования в декабре 1918 г. и январе 1919 г. было внесено в Государственный банк краткосрочными обязательствами ВВД 100 млн руб. и осталось долгом 166 млн 358 тыс. 500 руб. [101]

Смета на содержание атамана и его дворца, состоящих при нем лиц и атаманской канцелярии под влиянием инфляционных процессов менялась, но не очень значительно. Прежде чем перейти к конкретным цифрам, необходимо описать структуру атаманской администрации. Штаб донского атамана составляли генералы для поручений: адъютанты, есаулы, офицеры для поручений (всех подвое). Далее шла атаманская канцелярия, в которую входили управляющий, столоначальник с помощником, казначей с помощником, регистратор, канцелярские служители и писари в составе 10 человек, а также 3 сторожа-курьера. Отдельную категорию составляла атаманская Симеоновская церковь, в которой числилось четыре человека: священник, дьякон, служитель и псаломщик. Низшими чинами были смотрители дома, прислуга по вольному найму: водопроводчик, дворник, ночной сторож, садовник.[102]

На второе полугодие 1918 г. по смете на содержание администрации предполагалось выделить 129 тыс. 784 руб.: атаману было назначено жалованье в 24 тыс. руб. При этом, для сравнения, жалованье управляющего канцелярией вместе с жалованьем чинов личного штаба в сумме составляло 29 тыс. 700 руб. Минимальная сумма оклада была у сторожа атаманского дворца – 700 руб.[103] По решению Войскового Круга из бюджета было выделено чуть больше – 166 тыс. руб. В 1919 г. жалованье атамана осталось тем же, а общая годовая сумма расходов на содержание администрации составила 291 тыс. 506 руб. Таким образом, как отмечено в смете по содержанию донского атамана, чинов его штаба и канцелярии, расходы на эти цели в 1919 г. превысили 1918 г. на 24 тыс. 631 руб.[104]

Снабжение предметами первой необходимости представителей Войскового руководства также имело свои особенности. Рассмотреть это можно на примере снабжения членов комиссии законодательных предположений Войскового Круга в октябре 1918 г. В это время положение на фронте начало ухудшаться, а экономическое состояние области значительно осложнилось. 12 (25) октября 1918 г. секретарь Войскового Круга Григорий Прокофьевич Дошечников обратился к интенданту Черкасского округа с просьбой «об отпуске на октябрь месяц сего года потребное количество сахара, чаю и керосина для лиц, состоящих на службе в постоянной канцелярии Войскового Круга, согласно прилагаемого при сем списка». В списке, помимо председателя Круга Василия Акимовича Харламова и вышеназванного секретаря, значилось еще четыре человека: делопроизводитель, регистратор и две машинистки[105]. На прошение интендант ответил, что об отпуске сахара и чая нужно обратиться к интенданту войск, а керосина - к начальнику военных снабжений ВВД. В чае было отказано: Новочеркасский городской продовольственный комитет 27 октября (9 ноября) 1918 г. сообщил, что просьбу удовлетворить не может, «за отсутствием чая в его распоряжении». В итоге, получено было лишь 12 пудов керосина за деньги, «которые необходимо внести в казначейство на восстановление кредита начальника военных инженеров по авансовой ассигновке №7064 параграф 13 ст. 2 сметы главного технического управления, всего 240 рублей, по 20 рублей за пуд, а квитанцию предоставить в отдел, после чего будет отпущен керосин»[106]. Для получения такого ценного в условиях военного времени и необходимого для работы товара как керосин, сотрудники канцелярии Круга вынуждены были каждый раз подавать прошения: председатель Войскового Круга лично просил отпустить делопроизводителю канцелярии Круга Петру Ивановичу Иванову один пуд керосину для вечерних занятий[107].

Возможность получить определенные категории товаров зависела от случая. К примеру, вино. Членам комиссии законодательных предположений в октябре 1918 г. было предложено приобрести бело или красное вино из подвала Раздорского училища виноделия по цене 110 руб. за ведро с доставкой в город Новочеркасск. Председатель Круга В.А. Харламов заказал 5 бутылок каждого вида[108].

У членов комиссии была также возможность получить продукты из интендантского магазина по специальным интендантским ценам. Список товаров был следующим: хлеб пшеничный - фунт 38 коп., мука пшеничная - пуд 17 руб. 43 коп., сало свиное - пуд 200 руб., кашное сало - пуд 160 руб., рыба соленая - пуд 16 руб., сельдь - пуд 30 руб., масло постное - пуд 110 руб., кофе - фунт 9 руб. 50 коп., чай фруктовый - фунт 5 руб. 60 коп., цикорий - фунт 4 руб. 75 коп., сушеные овощи - пуд 80 руб., бурак - пуд 6 руб., капуста свежая - пуд 18 руб., картофель - пуд 12 руб., лук - пуд 20 руб., уксус - ведро 25 руб., сушеные фрукты - пуд 150 руб., махорка - ящик 50 фунтов 125 руб., табак турецкий - ящик 50 фунтов 400 руб., спички - коробок 40 коп., мыло простое - пуд 138 руб., свечи - пуд 609 руб.[109] Примечательно, что даже особые интендантские цены, по которым продукты отпускались сотрудникам канцелярии Круга, были выше закупочных, по которым Войско покупало их у населения. К примеру, 5 (18) октября 1918 г. был издан приказ, по которому населению предлагалось сдавать хлеб по цене 10 руб. за пуд[110]. Испеченный из собранного зерна хлеб отпускался по интендантской цене 38 копеек за фунт. В 1 пуде содержится приблизительно 36 фунтов. Таким образом, 1 пуд отпускаемого интендантством хлеба, при цене 38 коп. за фунт, стоил 13 руб. 68 коп. Мука, отпускаемая интендантством, стоила 17 руб. за пуд при закупочной цене за пуд зерна в 10 руб.

Члены комиссии и канцелярии Круга имели особую возможность получить прочие предметы первой необходимости. В декабре 1918 г. секретарь Круга просил областного интенданта отпустить на 40 человек сотрудников по два комплекта подошвенной кожи на сапоги. Кроме этого сотрудникам предоставлялось право бесплатного проезда в вагонах, предназначенных для членов донского правительства. Председатель Войскового Круга имел право на бесплатный проезд по всем железным дорогам в вагоне первого класса[111].

Экономика Войска Донского пребывала в кризисе. При этом сохранялся придворный церемониал, атаману выплачивалась высокая заработная плата. В то же время нельзя сказать, что рядовые сотрудники аппарата власти пользовались большими привилегиями. Также, как и остальное население области они находились в стесненных обстоятельствах, за редким исключением получая некоторые послабления в получении продовольствия и других товаров.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

После Февральской революции на Дону наметилась тенденция к уравнению населения области, в результате чего казачество оказалось отстранено от единоличного управления Войском. Ответной реакцией казаков стал 1-й Большой Войсковой Круг. Этим был объявлен возврат казачества к традиционному, «вольному» образу жизни. Атаман А.М. Каледин выстроил свой внутриполитический курс в полном соответствии с чаяниями подавляющего большинства донского казачества. Однако события, развернувшиеся на Дону с октября 1917 г., продемонстрировали слабость сложившейся летом 1917 г. системы. Она всецело держалась на казачьем патриотизме. Теперь же настроения кардинально изменились. Созданное Калединым «паритетное» правительство не принесло ожидаемых результатов в силу глубинных противоречий между группами Войскового населения. Разуверившись в казаках, атаман Каледин застрелился.  

Пришедшие к власти в области большевики в первую очередь принялись за изменение аппарата управления. Административным переменам казаки не противились, зачастую по причине непонимания программы новой власти в принципе. Предоставление Дону автономии должно было окончательно привлечь казачество на свою сторону, однако неудачная позиция советской власти в земельном вопросе ослабила эффект от этого решения.

Ставший кульминацией казачьего восстания Круг Спасения Дона избрал атаманом П.Н. Краснова. В период его атаманства от большевиков была очищена не только вся Донская область, но и часть прилежащих к ней на севере территорий Воронежской губернии. Это было достигнуто не только благодаря мощному порыву казаков, но, в первую очередь, в силу концентрации всех рычагов управления Войском в руках атамана. Без этого не удалось бы за несколько недель полностью реорганизовать казачьи повстанческие отряды в постоянную Донскую армию. Для восполнения ее личного состава атаман был вынужден прибегнуть к жестким мерам. Без широких полномочий сделать это было бы довольно сложно. В то же время, наличие неограниченной власти в одних руках имело ряд отрицательных сторон, в том числе и для армии. Такой порядок не защищал от возможных злоупотреблений властью и доверием населения. Несмотря на диктаторский характер режима, в аппарате управления находились люди, безразличные к общему делу, целью которых была лишь личная выгода. При этом речь идет даже об ответственных постах в Донской армии. Оставление во многих случаях таких преступлений безнаказанными, как в деле с полковником Мержановым, свидетельствует либо о полной неосведомленности атамана и представителей верховного руководства, либо о намеренном замалчивании дел, что говорит о тотальной коррумпированности режима, либо, последнее, о такой слабости сложившегося государственного порядка на Дону, что просто не было возможности выявить и расследовать эти инциденты. В то же время на обсуждение Круга постоянно выносились дела о пособничестве некоторых делегатов большевикам в период с января по май 1918 г. Не все приговоры были обвинительными, следует отдать должное, однако, сам факт обсуждения подобных политических малозначимых дел при том, что в самом аппарате власти происходили должностные преступления, говорит не в пользу сложившейся на Дону государственности.

Серьезную поддержку режиму атамана Краснова оказали немецкие воинские части, вторгнувшиеся в область. По большому счету, атаман оказался в безвыходной ситуации и вынужден был налаживать с ними отношения. Выбор был невелик: либо сотрудничество (выгодное для казачества в плане поддержки в борьбе с большевиками), либо оказание сопротивления захватчикам (объективно невозможное по причине слабости молодой донской государственности на фоне германской военной машины). В то же время сотрудничеством эти взаимоотношения назвать можно только с натяжкой. Соблюдая общие формальные приличия, Германия чувствовала за собой силу и возможность на правах победителя не только не считаться во многих случаях с донским руководством, но и пренебрежительно обращаться с мирным населением. Атаману приходилось с этим мириться. Поражение Центрального блока в Мировой войне привело к скорому падению власти П.Н. Краснова, тем самым продемонстрировав степень зависимости его власти от немцев, благодаря помощи которых летом 1918 г. удалось полностью освободить область от большевиков и даже выйти за ее пределы. Для этого, впрочем, пришлось поступиться национальной гордостью и суверенностью.

Обострение Гражданской войны в 1918-1919 гг. сопровождалось нарастанием противоречий между казачьим и не казачьим населением. Корни этого конфликта уходят далеко в прошлое. Впервые открыто он обозначился после Февральской революции, и первые попытки по его преодолению предпринял атаман Каледин. Его идея «паритета» была единственно верным решением проблемы. Казачеству действительно следовало осознать произошедшие за несколько месяцев в стране глобальные перемены и невозможность возврата к прошлому, когда оно считалось единственным «хозяином Тихого Дона». В то же время не казачьему населению не следовало сводить борьбу за улучшение своего положения в области к мщению за прошлые обиды. Необходимо было слышать друг друга, а не перекрикивать. Атаман Краснов, имея за плечами калединский опыт, выработал свою линию поведения. Устранение этого конфликта не согласовывалось с его программой «исключительности» казаков. Производимые уступки были одной формальностью. В итоге, казачеству пришлось сражаться не только с врагом внешним, большевиками, но и с внутренним – крестьянами, иногородними, и, самое главное, рабочими. Следовало всеми силами отыскивать пути примирения с не казачьим населением. Были необходимы перемены, на которые ретроград атаман и консервативное казачество не соглашались идти.

О проведении на Дону социальной политики или ее подобия в рассматриваемый период можно говорить только применительно к атаманству Краснова. Относительная стабилизация летом и в начале осени 1918 г. военного и политического положения в области позволила развернуть помощь пострадавшему от войны населению. В первую очередь, объектом призрения было казачье население и частично крестьянское. Иногородние вместе с рабочими оказались в стороне, несмотря на то, что проекты о создании, например, больничных касс на заводах в правительстве обсуждались. Другое дело, что полноценной реализации они не получали, что внесло свою долю в разлад Войскового и не Войскового населения. Одним из приоритетных направлений для атамана Краснова было воспитание молодежи в патриотическом духе. В рамках этого оказывалась поддержка учебным заведениям области. В целом, судя по имеющимся источникам, в данный период Войсковое руководство справлялось с выполнением социальных функций, конечно, насколько это было возможно в условиях Гражданской войны.

Впервые с момента Февральской революции попытку разрешить земельный вопрос на Дону предприняли большевики в начале 1918 г. Революция, также как и в случае с конфликтом казаков и не казаков, вынесла наружу земельные противоречия, обозначившиеся во второй половине XIX в. Причем они затрагивали само казачье сословие, в котором в начале XX в. стали отчетливо появляться богатые и бедные, не говоря уже о крестьянах и иногородних. Первая попытка большевиков была довольно либеральной. С казачеством обращались пока довольно осторожно. Вместе с этим, она все же провалилась, главным образом по причине непонимания самими казаками того, что им нужно и как это можно сделать. Сыграла и прежняя гордость, нежелание делиться с «мужиками» своими землями. Разрешить земельную несправедливость, как минимум в казачьей среде, могли действия атамана Краснова, однако, для получения результатов не хватило времени. Шаткое военное положение не располагало к долгосрочным мероприятиям. Нужно было решать здесь и сейчас, но изменить сложившийся за долгое время порядок за один момент невозможно.

Атаман стремился сохранить за собой абсолютную власть, данную ему майским Кругом, что он и предпринял на августовском Большом Войсковом Круге, однако, делегаты не видели в этом необходимости и решили повести Войско по демократическому, исторически близкому для донского казачества пути, ограничив его полномочия. К сожалению, это не уберегло Войско от тяжелого экономического положения. В тех условиях главным источником доходов был печатный станок, хотя и он позволял покрыть далеко не все расходы, подавляющая часть которых, естественно, шла на содержание Военного отдела. При этом ежеквартальных отчислений требовал Атаманский дворец со штатом слуг. Атаманская власть даже в обстоятельствах серьезного экономического кризиса старалась сохранить достойный внешний вид. Особенного сильно экономический кризис сказался на продовольственном снабжении населения. Первые перебои, как это ни парадоксально, с хлебом на Дону начались еще при атамане Каледине, что вынудило его прибегнуть к реквизициям. Этим средством активно пользовался атаман Краснов, столкнувшийся с необходимостью в условиях разрухи снабжать большую по донским меркам армию. Более того, реквизиций не чурались и немцы, что ставило мирное население в незавидное положение. Попытки создать некое подобие рыночной экономики с участием кооперативов не приносили желаемого эффекта. Одной из главных причин была коррупция и очерствение мног



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 34; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.246.203 (0.059 с.)