Е: что нового в политике и экономике? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Е: что нового в политике и экономике?



Постистория – так мы обозначили период, начавшийся на рубеже 2000–2010-х годов и продолжающийся до настоящего времени.

В политическом и экономическом плане он начался с мирового экономического кризиса (Great Recession) (и различных Occupy – в США, Латинской Америке, Европе, Азии, Океании), Арабской весны, гражданских войн и революций, временной победы либеральных сил в двух крупнейших странах мира, закончившейся откатом к консерватизму. Первый афроамериканский президент США, либеральный демократ Барак Обама (2009–2017) передал свою власть консервативному Дональду Трампу. Президентство либерального Дмитрия Медведева (2008–2012 гг.), российского лидера, который способствовал использованию блогплатформ и социальных сетей в политике (с беспрецедентным расцветом блогов и сообществ ВКонтакте, которые стали независимыми информационными акторами во всех регионах страны) передал свои полномочия прежнему президенту, более консервативно ориентированному Владимиру Путину.

Власти тоталитарных и посттоталитарных стран в этот период начинают проявлять интерес к контролю над социальными сервисами: для массового наблюдения[43], для обнаружения подозрительной активности граждан[44], чтения корреспонденции пользователей[45], запрещать доступ к ним, если они не соответствуют информационной политике страны (социальные сервисы Китая, блокировка Telegram в России, Китае, Иране, Афганистане[46]) и т. д.

Когда мы говорим о постистории социальных сервисов, мы имеем в виду ситуацию консолидации медиасобственности на рубеже 2000–2010-х годов, когда рынок социальных ресурсов был полностью поделен между крупными медиакомпаниями, такими как Google, Facebook в США, Mail.ru Group в России и т. д. На плотно упакованном соцсетевом рынке практически не было места для новых игроков. Новые интересные, яркие и успешные проекты, появляющиеся в неожиданных нишах, были запущены совершенно независимо, но затем они были полностью поглощены этими влиятельными медиагигантами – часто таким образом, что их основатели, которые вкладывали в них свою творческую силу и душу, были вынуждены их покинуть.

Это также ситуация, когда, в отличие от прошлых десятилетий, предпочтительным способом доступа к интернету стал не компьютер, а мобильные устройства; проекты, которые возникают с этого времени, ориентированы уже прежде всего на мобильный интернет. Молодые люди, пользователи смартфонов, – это огромная и активная новая аудитория, которая, добавившись к прежней «безмобильной» компьютерно-ноутбуковой, во многом повлияла на принципы работы нового веб2.0-ного интернета с UGC (user generated content, создаваемый самими пользователями контент) в качестве важнейшего принципа.

Старомодные текстовые блоги, которые процветали на рубеже 2000–2010-х годов, утратили свою популярность и стали к концу 2010-х годов постепенно вытесняться видеоблогами; теперь слово блогер по умолчанию стало пониматься как видеоблогер – на YouTube, в Instagram и т. д.

 

2009: поглощение Одноклассников; 2014: ВКонтакте

В России мы можем отсчитывать начало этого периода с 2009 года, когда Альберт Попков, создатель Одноклассников, был уволен из его совета директоров, а имущество компании было полностью приобретено Mail. ru Group. Это коррелирует с событием 2014 года, когда Павел Дуров, основатель ВКонтакте, подал в отставку с поста генерального директора компании (недовольный постоянным ограничением свободы действий), и ООО ВКонтакте было полностью приобретено Mail. ru Group, поэтому MMG, уже имея собственную соцсеть Мой мир, стала владельцем трех крупнейших российских социальных сервисов.

Стоит напомнить, что в 2010 году Mail.ru Group приобрела известнейший мессенджер ICQ. MMG также запустила собственные мессенджеры Mail.ru Agent (2003) и ТамТам (2017), она является владельцем самого популярного в России почтового сервиса Mail.ru (с поддоменами list. ru и bk. ru), известную поисковую систему Поиск Mail. ru и браузер Amigo.

 

2009: запуск WhatsApp; 2014 – поглощение

В 2009 году Ян Кум (Jan Koum) и Брайан Эктон (Brian Acton) основали WhatsApp, крупнейшую в мире службу обмена мгновенными сообщениями и передачи голоса по IP (более 2 миллиардов пользователей по всему миру к 2020 году).

Это был своего рода революционный сервис, его появление повлияло на ситуацию на рынке мобильных операторов. WhatsApp первым заимел привязку к номеру телефона и смог отправлять текстовые сообщения пользователям – бесплатно! Из-за высокой популярности WhatsApp доходы мобильных операторов от отправки SMS-сообщений значительно снизились.

Создание WhatsApp дало новый толчок рынку мессенджеров. В ближайшую пару лет после его появления появились такие известные проекты как Viber (2010), KakaoTalk (2010), Line (2011), WeChat (2011), Snapchat (2011), Facebook Messenger (2011) и пр.

В 2014 году WhatsApp был продан Facebook. Бескомпромиссные основатели WhatsApp, чей лозунг был «Нет рекламе, нет играм, нет уловкам!», покинули его: Эктон в 2017 году, после спора с Facebook относительно монетизации WhatsApp, Кум в 2018 году, после конфликта с Facebook относительно конфиденциальности данных пользователей и бизнес-модели WhatsApp.

 

2010: запуск Instagram; 2012 – поглощение

В 2010 году был запущен Instagram, соцсетевой сервис для обмена фотографиями и видео. В отличие от других социальных фотосервисов, он был создан сразу как мобильное приложение, включавшее в себя «живые» фотофильтры с возможностью смещения наклона, изменения границ, вращения в один клик и т. д. Его растущая популярность стала причиной того, что Facebook купил его уже в 2012 году.

У Instagram более миллиарда подписчиков (май 2019 года), а сегодня является одной из самых престижных бизнес-площадок. Но в 2018 году Кевин Систром (Kevin Systrom) и Майк Кригер (Mike Krieger), основатели сервиса, покинули компанию из-за напряженности между ними и главой Facebook в отношении будущего их бывшего фотосервиса.

 

2011: амбициозный запуск Google+; 2018 – закрытие

В 2011 году была запущена социальная сеть Google+. Это был хорошо раскрученный и весьма многообещающий проект Google, который намеревался использовать его в качестве базовой учетной записи для многих своих сервисов (YouTube, Gmail, Google Maps, Android, Google Play, Google Music, Google Voice, Google Wallet, Google Local, и т. д.).

Google+ был объединён с другими сервисами Google: мероприятия там синхронизировались с их календарём (Google Calendar), видеовстречи осуществлялись через Google Hangouts, пользователям Android (популярнейшая операционная система для мобильных устройств, принадлежащая Google) предлагалось размещать там свои фото и видео, чтобы не перегружать память телефона. Кроме того, оригинальным компонентом (позже заимствованным у Google + другими соцсетями) стали Круги(Circles). Благодаря им пользователь мог регулировать своё общение, включая новых френдов в определённый круг. На основе кругов пользователь делился контентом, определяя, какой круг будет иметь доступ к информации, а какой – нет. Именно поэтому первоначальным названием сети было Google Circles. Аналитики отмечали, что Google является единственной компанией, которая способна сместить компанию Марка Цукерберга с лидерства в социальных сетях, приводя в пример историю MySpace, которая доминировала до Facebook [47].

Но Google+ наткнулся на ту же проблему, что и российский монополист Mail.ru Group со своей слоцсетью Мой Мир. Плотно упакованный соцсетевой рынок не оставлял места для нового игрока в традиционной, уже освоенной ненишевой зоне (тогда как Instagram и WhatsApp возникли в нишах, которые изначально игнорировались существующими крупными игроками). Google+ не мог конкурировать с Facebook (так как ранее Мой Ми р не смог конкурировать с ВКонтакте), несмотря на мощную поддержку других его сервисов. Очевидно, массовый пользователь уже облюбовал Facebook в качестве соцсети по умолчанию и уходить оттуда не собирался. Множество раз повторялось одно и то же: люди регистрировались, пробовали какие-то опции Google +, а затем уходили, часто – навсегда. Подавляющая часть зарегистрировавшихся вообще не проявляла активности. В апреле 2019 года сеть официально прекратила работу, разослав пользователям письма-уведомления о закрытии сервиса, где им было предложено экспортировать свои данные.

Таким образом, даже крупный игрок не был защищен от поражения, если игра была на этом уже устоявшемся, плотно упакованном рынке: это правило Google должен был усвоить по своим прошлым провалившимся соцсетевым сервисам, таким как Buzz, Friend Connect и Orkut.

 

2011, WeChat: особые правила для Китая

В 2011 году был запущен WeChat, китайский соцсетевой сервис. Это стало огромным исключением из вышеприведенного правила, потому что это было сделано на рынке, закрытом для американских игроков и проектов, на котором каждый раз создавалось собственное подобие успешных западных социальных сервисов. Tencent, компания, которая создала WeChat, уже имела такой опыт проектов, удачно копирующих западные, когда в 1999 году запустила сервис обмена мгновенными сообщениями QQ (подобие созданного в 1996 году ICQ).

WeChat часто называют китайским «приложением для всего» – из-за его широкого спектра функций (новости, платежные услуги, услуги подарков, коммунальные платежи, проверки границ и т. д.). У него более одного миллиарда активных пользователей в месяц (данные на 2018 год), и сегодня он считается основным конкурентом Facebook (прежде всего – в восточном мире, где позиции западных компаний довольно слабы).

 

2013: запуск Telegram (все еще жив и независим)

В 2013 году Telegram, сервис обмена мгновенными сообщениями и передачи голоса по IP, был запущен Павлом Дуровым, основателем ВКонтакте. Это очень российский продукт: драматическая история его появления тесно связана с умирающей, но постоянно возрождающейся идеей свободы слова, постоянно нарушавшейся в течение предыдущего тоталитарного периода развития страны. Идея мессенджера, чей код невозможно взломать для чтения переписки пользователей, возникла, согласно словам Павла, когда спецназ стучался к его двери. Поэтому Дуров хотел создать продукт, в котором даже системный администратор не сможет просматривать сообщения пользователей. Это стало главной особенностью Telegram: в отличие от других мессенджеров, его создатели гарантируют пользователям, что их переписка останется секретом для всех, кроме самих корреспондентов. Отказ Дурова помочь властям в слежке за гражданами привел к блокированию Telegram в нескольких тоталитарных и посттоталитарных странах (Иран, Китай, Россия, Казахстан, Афганистан).

Telegram также связан с постисторическими процессами консолидации медиарынка. Он был создан Дуровым частично на материальной и творческой базе ВКонтакте, но ему удалось вывести Telegram до того, как Mail.ru Group полностью поглотила ВКонтакте. И он разместил штаб-квартиру и главные серверы Telegram за границей, вдали от любопытства российских властей и спецслужб.

Интересно, что Mail.ru Group, будучи гораздо более лояльной к прихотям властей, во время блокирования Telegram в России (2018) настоятельно рекомендовала использовать свой мессенджер ТамТам, структура которого очень похож на Telegram; как отмечалось, в тот момент его каналы копировали каналы Telegram [48] – с созданием поддельных каналов гражданских активистов, таких как Навальный и Варламов[49].

 

2013. Vine: поглощение перед запуском

Сервис Vine был основан в июне 2012 года на основе забавной, но многообещающей возможности – размещать короткое (около 6 секунд) видео, которое пользователи могли записывать и редактировать налету, тут же создавая различные эффекты. Эта ниша все еще не была занята сетевым видеогигантом YouTube.

Twitter, высоко оценив эту идею, купил сервис за четыре месяца до его запуска в январе 2013 года. Vine не был интегрирован в Twitter, но Twitter позволял добавлять друзей, которые также использовали Vine. Сервис предполагал различные формы представления видео: короткометражные комедии, музыкальные представления, анимацию остановки движения, запись звука, ускорение видео и замедление и т. д.

Vine со своей идеей короткого забавного видео породил большой тренд в социальных сетях. Его конкуренты Instagram и Snapchat отреагировали быстро, добавив свои опции для короткого видео. В 2014 году YouTube запустил опцию, позволяющую конвертировать в gif-анимацию любое видео продолжительностью до 6 секунд.

Усилия конкурентов привели Vine к закату в начале 2017 года. Но у него появились преемники (все – в Китае): приложение для обмена gif-файлами Kwai было преобразовано Beijing Kuaishou Technology Co. в сервис короткого видео вскоре после создания Vine; в 2014 году аналогичный сервис Musical. ly был запущен в Шанхае (затем был объединен с TikTok в 2018 году).

Это еще один вариант запуска и поглощения нового оригинального социального проекта: в этом случае компания, которая приобрела его, не смогла его эксплуатировать, но его идея продолжила использоваться другими аналогичными проектами. Подобный же вариант мы можем увидеть у Twitter ещё раз в случае с приложением Periscope.

 

2015: Periscope: «создавая сопереживание и правду»

В 2015 году Periscope, социальное приложение для потокового видео, было приобретено Twitter в январе 2015 года, также за несколько месяцев до публичного запуска проекта. Идея Periscope была благородной и более граждански-ориентированной, чем идея Vine: его создатель, Кайвон Бейкпур (Kayvon Beykpour), сформулировал её следующим образом: «Periscope создает сопереживание и правду» («Periscope builds empathy and truth»)[50]. Он задумал свой проект в 2012 году, когда был в Стамбуле во время акций протеста на площади Таксим. Он читал о протестах в Твиттере, но не мог их видеть; и многие люди, думал он, хотели того же.

Таким образом, этот сервис стал продолжением лейтмотива Twitter – охватывать, освещать каждое событие в мире секунду за секундой; это можно сделать лучше, если текстовые сообщения Twitter сочетать с потоковым видео.

Periscope стал большой сенсацией в первые годы его работы. Однако позже число пользователей стало резко сокращаться – почти в десятки раз: это было отчасти из-за создания нескольких аналогичных сервисов-конкурентов, отчасти потому, что сама идея сервиса утратила свою свежесть и привлекательность.

Подытожим: постисторический рынок социальных сетей существенно не изменился в количестве игроков. Благодаря новым идеям родились интересные и перспективные проекты небольших независимых компаний, которые были приобретены более крупными игроками.

 

Социальные ресурсы рубежа XX–XXI:
герои послевоенного времени

Итак, появление и развитие социальных сетей тесно связано с социально-политическими и культурными условиями. Политические нужды Холодной войны стимулировали появление ARPANET, предка интернета; но, основываясь на принципе отсутствия единого центра управления, сеть стала  развиваться по-своему. Первые успешные примеры социальных сервисов (Match.com, Classmates.com, ICQ и аналогичные онлайн-ресурсы) были запущены после перестройки, разоружения и разрядки, начатых СССР, после краха биполярного мира в новом, добром, теплом и более доверительном многополярном мире. Эти проекты были все еще однонаправленными, они работали только с одним аспектом социального общения (знакомства, контакты между одноклассниками и коллегами, обмен текстовыми сообщениями, интеллектуальное общение и пр.).

Быстрое развитие социальных сетей в начале XXI века имело политическую, культурную, научную и техническую основу: новые президентства (Владимир Путин в России и Джордж Буш в США), экономический бум в Азии и России, распространение цифровых технологий и интернета в свободной от страхов Холодной войны и пр. Мир рубежа XX–XXI веков, мир без ожесточенного противостояния двух сверхдержав, стал именно таким, в котором могли появиться социальные сети. Проекты конца XX века проложили путь, создали предпосылки для появления разнонаправленных, универсальных социальных платформ, которые стали включать в себя общение любого предмета, национальности, возраста, пола, склонностей, целей – Friendster, MySpace, Facebook, Instagram, ВКонтакте и т. д. Их можно назвать настоящими полноценными соцсетевыми сервисами. Символично также, что они были запущены только в начале XXI века (и в начале второго тысячелетия).

Появление первых настоящих социальных сетей в интернете в начальные годы XXI века также имело свою логику: новые проекты заняли те ниши, которые еще не были заняты предыдущими услугами, шаг за шагом обогащая сферу социальных коммуникаций (общая схема сервиса социальных сетей у Friendster, дизайн и мультимедийность MySpace, простота и быстрота Facebook).

Десятые годы XXI века, политически и экономически начавшиеся с мирового экономического кризиса (и разных Occupies), гражданских войн и революций, временной победы либеральных сил в двух крупнейших странах мира, закончились откатом к консерватизму (либеральный демократ Барак Обама передал свою власть консерватору Дональду Трампу, либерал Дмитрий Медведев, первый российский лидер, который стал продвигать использование социальных сервисов, передал власть прежнему президенту, консервативно ориентированному Владимиру Путину). Власти некоторых стран начали проявлять интерес к контролю над социальными сервисами.

Таким образом, постисторический рынок социальных сетей существенно не изменился в количестве участников. Благодаря новым идеям родились интересные и перспективные проекты небольших независимых компаний, которые скоро (или очень скоро) были приобретены более крупными игроками (WhatsApp и InstagramFacebook, Vine, PeriscopeTwitter и т. д.). Но даже эти игроки не могли запустить собственные новые платформы, они терпели при этом поражение, если они нацеливались на уже занятые области тесно переполненного соцсетевого рынка, (Мой Мир, Google+). Небольшое исключение из этого правила – Telegram (поддерживаемый за пределами рынка своей страны) и WeChat (запущенный в стране, которая удерживает западный рынок социальных сетей от своих границ).

Намерение захватить власть над новыми проектами возникало либо по экономическим, либо по политическим причинам: речь шла о денежной прибыли или о контроле над сознанием людей (в тоталитарных или посттоталитарных странах).


 

Вопросы для самопроверки

 

Ø Какие мировые политические и экономические события определили специфику 2010-х годов как исторического периода?

Ø Какие экономические процессы в сфере медиабизнеса социальных ресуров были характерны для 2010-х годов?

Ø Каким образом проходила консолидация медиасобственности в сфере социальных ресурсов?

Ø Кем, когда, как были поглощены крупнейшие социальные сети России – Одноклассники и ВКонтакте? Какова дальнейшая судьба создателей этих соцсетей?

Ø Каковы обстоятельства создания и поглощения крупнейшего мессенджера WhatsApp? Каков функционал WhatsApp? Какие идеи связывали с ним его создатели?

Ø Каковы функционал, обстоятельства создания и поглощения тематической социальной сети Instagram?

Ø Какова роль Facebook в продвижении WhatsApp и Instagram? Что стало с создателями проектов?

Ø Какова была структура и функционал соцсети Google +? Как её функционал соотносился с остальными сервисами Google?

Ø Каковы причины упадка Google +, одной из крупнейших социальных сетей мира? Какова судьба других соцсетевых проектов Google?

Ø В чём специфика китайской социальной сети WeChat? Какое место она занимает среди крупнейших социальных сетей мира? В чём её новаторство, какой новый сегмент соцсетевого проблемно-тематического поля она освоила?

Ø Какова специфика мессенджера Telegram? Как он появился? Как его развитие связано с понятием свободы слова?

Ø В чём новизна видеосервиса Vine? Какую незанятую нишу социальных потребностей он занял и какой тренд породил?

Ø В чём специфика сервиса потокового вещания Periscope? Какую идею вкладывал в свой проект его создатель?

Ø Как Periscope продолжает и развивает идею Twitter, чьим лейтмотивом является постоянное, в режиме реального времени освещение событий?


 

Тема 9. Тематические социальные сети:
увлечения и развлечения

Мы отрабатываем своё понимание соцсетей прежде всего на классических, эталонных примерах: Friendster, MySpace, Facebook, ВКонтакте, и пр. Это – соцсети общего назначения, или универсальные; их участниками могут являться совершенно разные (по возрасту, полу, национальности, интересам, религиозной принадлежности и прочим культурно-демографическим характеристикам) люди. Общение в таких соцсетях носит широкий (универсальный) характер: любые вопросы, любая тематика, не запрещенная законом.

В то же время существует и другой тип соцсетей, намеренно избегающий этого универсализма тематики и общения. В таких сетях люди, напротив, хотят отделиться от внешнего мира, остаться среди своих – тех, кто разделяет их убеждения, взгляды, увлечения, и пр., и куда нежелательно пускать других, далёких от тематики данной сети, поскольку их присутствие будет некомфортным, диссонирующим для адептов данной сети. Такие соцсети мы называем тематическими, то есть сосредоточенными на одной определённой теме.

Выделение такого типа сетей, их оппозиция универсальным сетям – неизбежно и в определённом смысле естественно, оно отвечает свойствам самой человеческой природы: с оной стороны, мы декларируем свою готовность к широкому общению – с людьми самых разных взглядов, интересов, возрастов, с другой – порой желаем остаться в ограниченном кругу «своих», тех кто разделяет лишь определённые наши увлечения.

Причём набор «своих» может быть разным – как единомоментно (одновременно можно быть поклонником спорта, музыки, литературы и, соответственно, общаться в различных сообществах), так и в разные периоды жизни: сначала нравится одно, потом – другое, поэтому человек последовательно входит в разные круги общения. Соответственно, универсальные сосцети хороши тем, что здесь мы открыты самому широкому кругу общения, тематические – тем, что остаёмся лишь в одном определённом кругу с одной определённой тематикой.

Итак, тематические социальные сети создаются для того, чтобы объединять единомышленников на основе общих увлечений, верований, профессиональных интересов и т. д. Они необходимы не меньше, чем универсальные соцсети, поскольку отражают разнообразие человеческих увлечений, а в широком смысле – разнообразие самого человеческого мира; новые веяния находят своё воплощение в создании новых тематических соцсетей.

Их количество – на порядок больше, чем универсальных (потому что разнообразен человеческий мир), но участников в них гораздо меньше: в этом им нет смысла состязаться с универсальными соцсетями, где подразумевается самая широкая тематика общения. (Однако история соцсетей даёт нам примеры, когда тематическая социальная сеть объединяет огромное количество участников, сравнимое с количеством универсальной соцсети, поскольку её базовый принцип может быть интересен многим: YouTube, социальный ресурс, с двумя миллиардами пользователей, объединённых потреблением видеоконтента; социальный фотохостинг Instagram, имеющий более миллиарда пользователей, который, несмотря на ограничения, свойственные тематическим соцсетям, многими сегодня воспринимается как универсальная соцсеть, конкурент Facebook, Вконтакте, и пр.).

Тематические социальные сети могут быть классифицированы по различным признакам. Далее мы дадим их перечень, сгруппировав их по различным принципам объединения, подразумевая в то же время, что этих принципов может быть больше. Мир тематических соцсетей динамично меняется (более динамично, чем мир традиционных, более статичных универсальных соцсетей), некоторые сети перестают существовать или приостанавливают свою деятельность, но в целом их количество и качество постоянно возрастает.

Данная типология – авторская, она пополняется каждый год, в том числе – благодаря помощи студентов, освещающих в своих докладах на практических занятиях всё новые и новые интересные примеры.

Принципы объединения:

· возраст. Сюда мы отнесём уже закрытые зарубежные сети Imbee (название можно перевести как Я – пчёлка) сеть для маленьких девочек), Fanlala – сеть для девочек-подростков на основе общего увлечения артистами, актёрами и пр., закрытый отечественный социальный ресурс Твиди (2008–2016) с возможностью ведения онлайн-игр, постройки виртуальных миров и пр.[51];

Ныне существующие соцсети этого типа: международная сеть Stardoll (2004, http://www.stardoll.com/) – для девочек, объединённых общей социальной активностью, связанной с куклами[52], Habbo Hotel (2000, https://www.habbo.com/) – игровая площадка преимущественно для мальчиков, объединённых в 9 сообществ (отелей) с пользователями из 150 стран[53], с возможностью создавать комнаты, собственные игровые пространства, и общаться с другими участниками в различных конкурсах и соревнованиях; отечественные проекты ClassNet (https://classnet.my1.ru/) – сеть для общения подростков для общения на темы школьных предметов, учёбы, Смешарики (http://www.smeshariki.ru/) – интерактивный онлайн-портал с разнообразными социальными опциями для общения на основе тематики известнейшего российского детского мультсериала, и т. д. Добавим, что Одноклассники (https://ok.ru/), одна из крупнейших универсальных отечественных соцсетей, сегодня имеет репутацию «возрастного» ресурса: основное ядро участников – пользователи в районе 35–60 лет.

· знакомства: освоение социального пространства интернета начиналось с ресурсов этого типа. Напомним, что американский портал онлайн-знакомств Match. com стал одним из первых социальных ресурсов в мире; другие крупные социальные проекты (в том числе знаменитые Classmates возникли после него).

В России известнейшие проекты этого рода также зачастую возникали ещё до появления крупнейших соцсетей. Приведём их перечень: Дамочка (2001, более 200 тыс., старейший сайт знакомств в Рунете http://damochka.ru/), Maybe. ru (2002, 211.5 тыс., http://www.maybe.ru/), Mamba (2003, сеть сайтов знакомств, плюс мобильные приложения и сервисы, http://www.mamba.ru/), Loveplanet (2005, более 900 тыс., http://loveplanet.ru/), Badoo (2006, Андрей Андреев, 330 млн, https://badoo.com).

· любовь к животным. Мы уже упоминали о тематических сетях, которые возникли по модели Friendster: Dogster (http://www.dogster.com/) и Catster (http://www.catster.com/); к сожалению, они недоступны в России. Однако в нашей стране возникли подобные же ресурсы: Dogster.ру (http://dogster.ru/), Sobakino (http://sobakino.com/), Lifedog (http://lifedog.ru/), Russiancats (http://russiancats.ru/), Wooof (соцсеть и приложение, http://www.ru.wooof.com/) и др.

· ресурсы фанфикшен. В сферу фанфикшен входят работы поклонников популярных литературных произведений, произведений киноискусства (кинофильмов, телесериалов, аниме и т. п.), комиксов (в том числе — манги), компьютерных игр и пр., написанных по их мотивам. Среди крупнейших зарубежных сервисов этого рода – FanFiction (https://www.fanfiction.net/), Archive of Our Own (https://archiveofourown.org/), Wattpad (https://www.wattpad.com/). Крупнейший отечественный ресурс этого рода – Книга фанфиков (https://ficbook.net/).

· путешествия. Известным российским ресурсом этой тематики был Двинули (2011–2017)[54] – пожалуй, единственный, который можно было назвать в полном смысле социальной сетью: там публиковались отзывы, советы, впечатления самостоятельных путешественников, объединявшихся в туристические команды, пробовавших новые маршруты, и пр.

На сегодняшний день в отечественном сегменте господствует коммерчески ориентированный тип ресурса, рассчитанный не столько на самостоятельные походы с палатками, сплавы, и пр., сколько на комфортный отдых в других городах и странах. Представителями этого распространённого типа (не столько социальная сеть, сколько коммерческий портал с социальными опциями, с возможностью забронировать отель, купить путёвку, авиабилет и пр.[55]) Туристер, Трипадвизор, Enjourney, Tripster, Flagatrip и пр.; несколько менее коммерчески озабочены TourOut, Venividi, Турбина.

Важнейшим и актуальнейшим для самостоятельных путешествий по миру является мировая соцсеть Couchsurfing (2004, 10 млн. пользователей, от couchкушетка и surfingсёрфинг, путешествие), имеющий сегодня уже несколько языковых интерфейсов. Её члены предоставляют друг другу помощь, ночлег во время путешествий; она имеет множество поклонников в том числе и в России[56].

· вегетарианство. Одно из тех увлечений, что требует наличия единомышленников, которые могут не найтись рядом, но обязательно есть где-то ещё. Для их поиска и общения как раз подходят социальные сети. Но здесь также значим фактор моды, тренда: прежние сети закрываются, пользователи уходят в другие; поисковик выдаёт множество названий уже неактивных, необновляемых ресурсов.

В начале апреля 2020 в статусе действующих мы нашли прежде всего не вегетарианские, а веганские сети[57]: The Vegan Society (https://www.vegansociety.com/), Vegan Good and Living (https://www.veganfoodandliving.com/), Vegan Amino (https://aminoapps.com/c/vegan/home/).

Весьма мало востребованными к этому моменту оказались найденные несколько лет назад ресурсы онлайн-знакомств для вегетарианцев Veggiedate (https://veggiedate.org/), VeganPassions (http://veganpassions.com/).

Крупнейший действующий отечественный аналог – социальная сеть и мобильное приложение (с функциями гида по кафе и ресторанам) Veggie Go (http://veggiegoapp.com/); в России также имеется такой формат как тематический сайт с группами в крупных соцсетях: ресурсы Vegetarian (https://vegetarian.ru/), Vegan (https://vegan.ru/).

· иностранные языки. В таких сетях можно поднять уровень свладения иностранным языком (обычно предлагается несколько языков на выбор), завести новых друзей, подписаться на уроки и пр. Примеры: Busuu (https://www.busuu.com/), Interpals (https://www.interpals.net/), My Language Exchange (https://mylanguageexchange.com/) и др. [58]

· геопозиционирование (геолокационные сети). Современные соцсети нередко имеют сегодня такую опцию, как геопозиционирование. Но лишь некоторые из них имеют её как главную в своём функционале. Такие сети превращают в приключение само перемещение участников по поверхности Земли.

Первой крупнейшей сетью подобного рода стала созданная в 2009 году и рассчитанная прежде всего для мобильных платформ сеть Foursquare (https://foursquare.com/): определение местоположения пользователя было возможно либо на основе GPS-навишации, либо при помощи специального сервиса LBS [59].

С 2014 года возможность осуществлять так называемые чекины (от английского check-in)то, есть отправления пользователем сообщений в сеть о том, что он находится в определённой географической точке, было перенесено в отдельное приложение Swarm (https://swarmapp.com/)[60], а Foursuare стала позиционироваться как приложение «для рекомендаций путешественникам, какое место стоит посетить»[61].

Функция геопозиционирования имеется сегодня во многих других приложениях, например, для любителей ходьбы и бега – чтобы знать свой маршрут, видеть статистику своих передвижений в количестве пройденных шагов, километров. Некоторые из них организованы как тематические социальные сети – например, приложение Pacer, имеющее более 10 млн скачиваний в Google Play [62]. Оно позволяет создавать группы в своём городе, стране, или даже группы, состоящие из участников разных стран для каждодневных состязаний в количестве пройденных шагов и километров, с возможностью публиковать доступные для других пользователей посты о своих достижениях, оставлять комментарии к чужим постам, обмениваться личными сообщениями, и пр.

 

Вопросы для самопроверки

Ø В чём разница между универсальными и тематическими социальными сетями?

Ø Для каких целей предназначены тематические соцсети?

Ø Кого объединяют тематические социальные сети? Каковы принципы выделения их в группы?

Ø Какие соцети (зарубежные и отечественные) вы можете назвать, где участники объединялись бы на основе возраста (пола)?

Ø Какие соцсети знакомств вы можете назвать? Какова хронология появления этого типа сетей в России?

Ø Какие соцсети (отечественные и зарубежные), чьих участников объединяет любовь к животным, вы можете назвать?

Ø Что такое фанфикшен? Назовите соцсети для любителей фанфикшен. Какой контент там публикуется?

Ø Какие соцсети для путешественников вы можете назвать? Какие из них предназначены для любителей комфортного отдыха в других городах и странах, а какие – для любителей новых туристских маршрутов и пеших странствий?

Ø Назовите соцсеть, которая даёт возможность найти ночлег в чужом городе/стране, что вы собрались посетить.


Тема 10. Тематические социальные сети:
мультимедийный контент

Мы уже упоминали выше, что тематические соцсети, центрирующиеся вокруг определённого типа мультимедийного контента, имеют тенденцию уподобляться универсальным соцсетям – в силу того, что их контент интересен очень многим людям. Поэтому участниками этих сетей могут быть люди, разные по возрасту, образованию, увлечениям, привычкам, образу жизни и пр. Уместно ввести несколько подвидов этих сетей, поскольку сам мультимедийный контент делится на разные типы.

· фото. Одна из самых популярных и многочисленных разновидностей – социальные ресурсы на основе фотографий, изображений. Выше мы уже писали про Instagram (https://www.instagram.com/), на сегодняшний день – одна из крупнейших мировых соцсетей; Pinterest (https://ru.pinterest.com/) – одна из примечательных и интереснейших сетей этого типа, основанная в 2010 Беном Зильберманом[63], несколько лет входящая в первую или вторую сотню популярнейших сайтов планеты по версии веб-аналитика Alexa Int. (https://www.alexa.com/siteinfo/pinterest.com), микроблогинговый сервис Tumblr (https://www.tumblr.com/) – площадка для многочисленных фанатских сообществ игр, сериалов, мультфильмов и комиксов, до 2019 года разрешавшая публикацию порноконтента[64]; Pikabu (http://pikabu.ru/) – популярный русскоязычный социальный сервис, родина многих популярных интернет-мемов (например, Ждун).

· соцсети на основе видеоконтента. Социальные видеосервисы также пользуются успехом по всему миру – в силу популярности в интернете самого этого типа контента. Внутри этого подтипа можно выделить собственные разновидности.

· универсальные видеосервисы, на которые можно загрузить видео разной тематики: мировые YouTube (https://www.youtube.com/), Vimeo (https://vimeo.com/), Daily Motion (https://www.dailymotion.com/), отечественные Rutube (https://rutube.ru/), Яндекс.Видео (http://yandex.ru/portal/video) и пр.

· сервисы короткого видео. Ресурсы этого типа позволяют публиковать короткие зацикленные видеоролики обычно комично-развлекательного характера. Законодателем этого тренда стало приложение Vine, запущенное Twitter в 2013 и закрытое в 2017 году.На сегодняшний день популярностью пользуются китайские платформы TicTok (бывший Musical. ly), Kwai, в России востребован сервис Coub.

· сервисы видеообщения. Пионером этого направления, безусловно, стал Skype, позволивший уже в 2003 году осуществлять голосовую и видеосвязь между интернет-пользователями. Сегодня подобное общение возможно в мессенждерах Viber, WhatsApp, мобильных приложениях соцсетей типа Вконтакте и пр.

· сервисы видеотрансляий. Известнейшим на этом поле в 2015 году стал сервис Periscope https://www.periscope.tv/; можно также вспомнить американский YouNow и азиатские ресурсы для музыкальных трансляций Showroom и V Live. На сегодняшний день крупнейшим игроком здесь можно назвать Tw t ich (https://www.twitch.tv/), известный прежде всего своими стримами онлайн-игр, транслирующий концерты, спортивные состязания и пр.

· компьютерные игры. Напомним, что в игровой онлайн-портал пыталась перепрофилироваться первая крупнейшая универсальная соцсеть Friendster



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 63; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.56.114 (0.077 с.)