Холодная война и Карибский кризис: генезис Сети 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Холодная война и Карибский кризис: генезис Сети



Рассматривая хронологию событий конца 1962 года, мы не можем не отметить корреляцию двух масштабных мировых событий: создания ARPANET и Карибского кризиса.

В 1961 году США разместили в Турции (стране-участнице НАТО) ракеты средней дальности «Юпитер», которые беспрепятственно в силу малого подлётного времени могли достигнуть городов в западной части Советского Союза. В ответ на это летом 1962 года генеральный секретарь ЦК КПСС Н. С. Хрущёв инициировал размещение советских ракет на социалистической Кубе, которой угрожала американская интервенция. Ракеты в считанные секунды могли достичь США; в октябре 1962, когда ракеты были обнаружены самолётом США, мир встал на грань ядерной войны. В результате переговоров между Н. С. Хрущёвым и президентом США Дж. Кеннеди советские ракеты были демонтированы в обмен на гарантии США убрать их ракеты из Турции и оставить попытки сменить государственный строй на Кубе[20].

Минобороны США тогда «посчитало, что на случай войны Америке нужна надёжная система передачи информации»[21]. Сверактуальной стала возможность создания наукоёмкой компьютерной сети с возможностью децентрализации системы узлов связи (где все региональные узлы связи в сети были бы равноправны), которая даже при разрушении её части (например, при нанесении ядерного удара со стороны СССР) останется работоспособной.

Соответствующими исследованиями занялась ARPA (Агентство перспективных исследовательских проектов, структура Министерства обороны США, созданная в ответ на запуск советского «Спутника-1» в 1957 году, который спровоцировал нарастание страхов в западных государствах из-за возникшего перевеса СССР в гонке ядерных вооружений[22]).

В середине 1962 года Джозеф Ликлайдер (Joseph Licklider) сформулировал свою концепцию «Межгалактической компьютерной сети»[23], а в октябре 1962 года (как раз во время Карибского кризиса) он присоединился к ARPA, чтобы воплотить эту концепцию в жизнь.

Другая концептуальная работа, использованная при закладывании основ ARPANET в 1962 году, – «О распределенных коммуникационных сетях» Пола Бэрана (Paul Baran), который «взял на себя задачу разработки надёжной системы коммуникации, которая могла бы поддерживать связь между конечными точками в случае ущерба от ядерного удара противника во время Холодной войны»[24].

В 1965 году сотрудники ARPA Лоуренс Робертс (Lawrence Gilman Roberts) с Томасом Меррилом (Thomas Merrill) связали два компьютера, один из которых находился в Массачусетсе, другой – в Калифорнии[25]; 5 декабря 1969 года уже 4 компьютера, находящихся в разных частях США, были объединены в компьютерную сеть, получившую название ARPANet [26]. Эта сеть бурно развивалась в 1970-е – начале 1980-х, став одним из компонентов раннего интернета[27].

Таким образом, начальный шаг социальных сетей был вызван актуальными политическими причинами. Американский исследователь Б. М. Мерфи справедливо утверждает, что интернет «возник из потребностей Холодной войны»[28].

В 1984 году появилась международная любительская сеть «Фидонет» (FidoNet). Она была создана американским программистом Томом Дженнингсом (Thomas Jennings) в 1984 году и служила для передачи сообщений с электронных досок объявлений друг другу. Однако ее функционал оставался достаточно ограниченным (он никак не мог сравниться с появившимся позже революционным функционалом службы WWW) и позволял обмениваться почтой с другим узлом только в специально отведенный для этого час ночи.

 

Рубеж 1980–1990-х годов: конец Холодной войны.
Политические события, способствовавшие распространению интернета

Если предыдущий шаг в развитии предпосылок появления соцсетей был сделан на негативном политическом фоне, то следующий – на более позитивном: это перестройка, гласность, разоружение, инициированные в конце 1980-х годов лидера СССР Михаила Горбачева, за которыми последовало аннулирование Советского Союза Борисом Ельциным в конце 1991 года. К последнему можно относиться по-разному, однако весь комплекс событий положил конец биполярному миру Холодной войны и очистил путь к созданию нового многополярного мира.

Это привело к разрядке, ослаблению напряженности между разными странами, ликвидации биполярной системы международных отношений[29]. Политические, экономические, культурные отношения между различными странами улучшились; люди просто стали более дружелюбными и теплыми друг к другу – что было почти невозможно во время Холодной войны.

А наука и техника, тесно связанные с политикой, дала свой ответ на новую ситуацию в мире – изобретениями Тима Бернерса-Ли (Timothy John «Tim» Berners-Lee). Он сделал сеть видимой, доступной для обычного пользователя (не только для компьютерного специалиста, как это было в прошлые времена), и соединил все страны своей Всемирной паутиной. Это невозможно было бы реализовать в мире, разорванном на два антагонистических полюса.

Поэтому о появлении собственно интернетапринято говорить в связи с его «Всемирной паутиной» – серией новаторств, осуществлённых им на рубеже 1980–1990-х: появление визуального, дружелюбного к пользователю интерфейса на языке HTML, службы WWW, протокола HTTP и пр.[30].

Итак, распространение интернета по миру стало возможным в связи с нормализацией международной обстановки, потеплением отношений между народами и отдельными людьми; наука и техника шла здесь след в след за позитивнымиполитическими изменениями.

 

 

Вопросы для самопроверки

 

Ø Что такое предыстория социальных сетей? От какого момента уместно отсчитывать её начало?

Ø Какие события и явления 1962 года имеют отношение к зарождению всемирной сети?

Ø Что такое ARP ANET и какое отношение она имеет к интернету?

Ø Какие политические события повлияли на появление ARP ANET?

Ø Какую дату можно считать началом для ARP ANET (и вместе с тем – для будущей Всемирной сети)?

Ø Почему для создания Сети были важны работы Джозефа Ликлайдера и Пола Бэрана?

Ø Когда была создана сеть FidoNet?

Ø Почему распространение интернета и социальных сетей было весьма затруднительным во времена Холодной войны?

Ø Какие политические события и в какой стране положительно сказались на международной обстановке и стимулировали динамичное распространение интернета по всему миру?

Ø Что сделал Тим Бернерс-Ли? В чём значение его новаторств?

 


 

Тема 4. Предыстория соцсетей:
социальные проекты второй половины 1990-х

В последующем развитии социальных интернет-ресурсов мы видим определенную логику, определяемую одним главным фактором: люди в первую очередь создали то, что им нужно больше всего. То, что они действительно упустили – дружба, близкие отношения, любовь (вряд ли было доступно без разрядки во время Холодной войны) – стало возможным после создания службы WWW.

 

 

1995, Match.com: онлайн-знакомства как послевоенный тренд

В начале 1995 года был запущен ресурс Match.com (основанный ещё в 1993 году). Он стал первым из известных ресурсов подобного рода и – довольно скоро – всемирно известным, одним из крупнейших сайтов онлайн-знакомств, оставаясь таковым по сей день[31].

Сервис охватывает более 50 стран, доступен на двенадцати языках; там можно было знакомиться, общаться, назначать свидания и т. д. Многие полагают в качестве главного сервиса этого типа – такого, который известен по умолчанию. Его огромная популярность стала показателем того, что люди в первую очередь хотели найти в интернете, чего они не могли получить раньше в реальной жизни. (Глобальное потепление в мировой политике и человеческих отношениях совпало в то время со значительным улучшением качества противозачаточных средств; это позволило рассматривать секс не только как средство размножения, но и как средство общения).

Руководители Matches. com подчёркивают такие его свойства, как лёгкость и безопасность, заявляя, что найти партнёра онлайн порой легче, чем в реале.

Создателем этого ресурса является Гари Креймен (Gary Kremen), известный также тем, что первым зарегистрировал доменные имена sex. com, jobs.com, h ousing.com и autos.com. Одна из живых легенд интернета, Креймен узнаётся многими как создатель самой идеи интернет-знакомств.

Нужно добавить, что сегодня современным продолжением Match. com является популярное мобильное приложение Tinder (оно тоже является частью компании Match Group). Главным действием в Tinder является «свайп» (swipe) – проведение пальцем в горизонтальном направлении. Когда пользователю показывают фотографии с именем и возрастом, и пользователь может сделать свайп вправо, если считает совпадение удачным, и свайп влево – если нет. Если два пользователя сделали свайп вправо по отношению друг к другу (такое совпадение и называется match), они могут начать чат[32].

Не стало случайностью, что Джонатан Абрамс, создатель Friendster, первой в мире социальной сети в интернете, отталкивался при его создании от структуры Match.com.

 

1995, Classmates.com: «найти одноклассников и коллег»

Первый серьёзный прообраз социальных сетей в интернете можно увидеть в 1995 году, когда в США появился портал Classmates. com. Создателем проекта стал Ренди Конрадс (Randy Conrads). Изначально Classmates (Одноклассники) давали возможность поиска среди знакомых по детским садам, школам, колледжам, высшим учебным заведениям; позже стал возможным поиск по местам и годам службы в армии США[33].

Classmates стал онлайн-ресурсом, известным по умолчанию в англоязычных странах, и также инициировавшим появление множества подобных сайтов по всему миру (StayFriends в Германии, Австрии, Швеции, Trombi. com во Франции, Одноклассники в России и т. д.). Итак, Classmates – с возможностью поиска одноклассников, сокурсников, коллег – стал ещё одним сегментов,  которой люди могли освоить в виртуальном мире, реализуя свои давние потребности, возникшие в реальном мире.

Не вполне правильным будет отнести Classmates к соцсетям: у данного проекта нет широты и тематического универсализма, свойственного Facebook, Вконтакте и пр.: это узконаправленный проект, уже из названия видно, что он направлен прежде всего на общение между близкими по возрасту воспитанниками различных образовательных структур, знакомыми по воинской службе.

Проект оказался весьма успешным, что в следующие несколько лет спровоцировало появление не одного десятка аналогичных сервисов. Через 11 лет и в России были созданы и собственные «Одноклассники».

 

1996, ICQ: первый сервис мгновенных сообщений

В 1996 году израильтяне Арик Варди, Яир Голдфингер, Сефи Вигисер и Амнон Амир создали ICQ – мессенджер, ставший первым среди служб подробного рода.  Появился, когда ещё сам термин «месенджер» был не в ходу: на тот момент именовался «интернет-пейджер» – по аналогии с распространёнными тогда персональными устройствами для приёма сообщений. Несомненным достижением ICQ явилась возможность введения подробной публичной информации о пользователе (имя, фамилию, список увлечений, географическое местоположение, знание языков и пр.) и поиска по ней – что позже подтолкнуло на развитие подобных же опций в соцсетях и сделало более интересным выбор общения (неслучайно аббревиатура может звучать как «I seek you» – «Я ищу тебя»).

ICQ стал следующим шагом в развитии социального пространства Интернета: этот проект с самого начала не ограничивался онлайн-знакомствами и поиском одноклассников (как два предыдущих). Важно, что созданная позже ICQ уже имела гораздо более широкую базу для онлайн-общения в сравнении с ними. И это вдохновило появление многих подобных программ обмена сообщениями: AIM (1997, AOL), Yahoo! Pager (1998, Yahoo), MSN Messenger (1999, Microsoft), QQ (1999, китайская компания Tensent) и так далее.

Сегодня ICQ – владение Mail.Ru Group (вместе с «собственными» мессенджерами компании Agent @ Mail. ru и ТамТам).

 

1999, Livejournal: прославляя длинные тексты

В 1999 году американцем Брэдом Фицпатриком (Brad Fitzpatrick) был создан Livejournal («Живой журнал»)[34] – крупнейшая блог-платформа мира (купленная в 2007 году российской компанией Sup Media). Livejournal сделал популярнейшей по всему миру идею блогов – онлайн-дневников с регулярно добавляемыми публикациями (постами).

В то время ведение блога, публикации длинных глубоких текстов и умное их комментирование стали способом интенсивного интеллектуального общения в интернете – того, чего порой могло не хватать в обычной жизни (это также стало тем, чего людям не доставало в СМИ: личностно окрашенного и при этом неангажированного отношения к новостям). Livejournal стал одной из самых известных блог-платформ и ориентиром для других, последовавших за ним: Blogger (1999), TypePad, WordPress, LiveInternet (2003) и т. д. (MySpace, запущенный в 2003 году, был не только крупнейшей службой социальных сетей, но также и блог-платформой). Так была освоена еще одна область социального пространства в интернете.

Блоги стали удачными наследниками литературы как вида искусства, для которого характерны длинные интеллектуальные тексты, – развив эти тексты в сторону интерактивности, постоянного взаимодействия между автором и читателями (которые сами могли легко превращаться в авторов). Тексты на блогплатформах не только читаются, но и лайкаются, комментируются и переопублковываются другими пользователями.

Со временем собственно текстовые блоги (под влиянием жёсткой конкуренции со стороны мессенджеров и соцсетей) начинают терять популярность, уступая одновременно место новым разновидностям блогинга – фотоблогингу и особенно видеоблогингу, который с расцветом YouTube стал популярнейшим блогсервисом 2010-х годов. (Другим ударом по текстовому блогингу с его акцентом на длинных интеллектуальных текстах как способе отражения окружающей действительности стало появление в 2006 году микроблогингового сервиса Twitter: короткие тексты оказались более социально востребованными, чем длинные).

Символично, что эта блог-платформа появилась в самом конце XX века (и в самом конце второго тысячелетия), потому что следующий, XXI век, стал эпохой коротких текстов (которые больше подходят для более быстрого отражения и более изменчивая современная жизнь).

 

Рубеж XX–XXI веков стал не только границей между предысторией и собственно историей соцсетей, но водоразделом между двумя эпохами: текстоцентричной (несколько предыдущих веков) и мультимедиацентричной – эпохой, которая вводит нас в третье тысячелетие с новыми приоритетами, с потребителем, который ориентирован не столько на текст, сколько на изображение, видео, звук. Такой вид блогов, включающий общение с длинными интеллектуальными текстами, стал кульминацией многовековой традиции, когда большие книжные тексты были средством выражения чьего-то познания мира, происходящих в нем явлений.

Таким образом, можно констатировать, что Match.com, Classmates.com, ICQ, Livejournal (и аналогичные онлайн-ресурсы) в конце XX века проложили путь, создали предпосылки для появления Friendster, MySpace, Facebook, ВКонтакте, и т. д. – универсальных социальных сервисов, которые включают в себя общение по любой теме представителей любой национальности, возраста, пола, увлечений, и пр. Их можно назвать настоящими полноценными социальными сетями. Символично также, что они были запущены только в начале XXI века (и в начале второго тысячелетия).

Итак, мы видим, что политические и социальные предпосылки были очень важны для возникновения социальных платформ XX века; они действительно были продуктом более благополучной политической ситуации после Холодной войны, ситуации многополярного мира.


 

 

Вопросы для самопроверки

 

Ø Почему крупные социальные проекты (Match.com, Classmates.com, ICQ, Livejournal) смогли появиться именно в это время? Какие политические процессы этому способствовали?

Ø Что пытались реализовать люди в проектах второй половины 1990-х? В чём логика их появления?

Ø Какие социальные ресурсы появились в интернете первыми и почему?

Ø Для каких целей создавался ресурс Matches. com, какие потребности он был призван реализовать?

Ø Когда появился ресурс Classmates. com, на какую аудиторию и на какие задачи он был рассчитан?

Ø Что такое ICQ, в чём было новаторство этого сервиса?

Ø Когда появился социальный ресурс Livejournal, какие потребности он реализовывал и какую тенденцию выражал?

Ø Что такое блогинг? Какая из его форм появилась в конце XIX века и какие формы возникли позже?

Ø В чём значение появившихся в конце XX века социальных сервисов – таких, как Match.com, Classmates.com, ICQ, Livejournal? Какую роль они сыграли для социальных сетей XXI века?


Тема 5. История. Соцсети общего назначения: пионеры и лидеры (Friendster, MySpace, Facebook)

Если мы говорим об истории социальных сетей как таковых, мы должны начать ее с первого десятилетия 2000-х годов – периода, наполненного различными событиями и переменами.

В начале 2000-х годов во многих странах мира сменились президенты. В 2000–2001 гг. Россию возглавил Владимир Путин, США – Джордж Буш. Однако атаки 11 сентября 2001 года (и последовавшая за ними «Война террора»), даже при всей их серьезности, не привели к новой мировой конфронтации или новому раунду Холодной войны.

2000-е годы были отмечены значительным экономическим бумом в Азии. Экономический рост сопровождался ростом цен на нефть, что было благоприятно для России. Цифровые технологии получили широкое распространение, начала процветать электронная коммерция[35]. Но основным содержанием первого десятилетия 2000-х годов было быстрое развитие интернета (лопнувший на рубеже 1990–2000-х годов пузырь доткомов[36] был не катастрофой, а скорее признаком его роста) и его быстрое распространение в мире, свободном от страхов Холодной войны – мире разрядки, без ожесточенного противостояния двух сверхдержав. Именно в нём мог появиться такой феномен, как социальные сети.

Появление первых настоящих социальных сетей в первые годы XXI века также имеет свою логику. Эта логика похожа на логику появления социальных сервисов 1990-х годов: новые проекты занима те ниши, которые еще не были заняты предыдущими проектами.

 

Friendster (2002): классика социальных сетей

Friendster – это первая в мире крупная социальная сеть. Она основана американцем Джонатаном Абрамсом (Jonathan Abrams) в 2002 году. Изначально он опирался на концепцию хорошо известного тогда ресурса США Match. com, но расширил её, сделал более универсальной (не сводящейся теперь исключительно к знакомствам).

Главной концептуальной идеей Абрамса была мысль о том, что новых друзей можно удачно найти среди друзей своих друзей (у которых, в свою очередь, есть друзья, которые тоже хотят новых знакомств). Благодаря популярности Friendster само понятие friend (друг) сало своеобразным соцсетевым архетипом: оно заимствовалось во многие языки именно в этой транскрибционой форме: так, в нашем языке мы различаем собственно друга в реальном («неинтернетном») мире, и френда, знакомого в соцсетях. (Интересно, что по аналогии были созданы соцсетевые неологизмы Catster и Dogster – для называния тематических соцсетей в сфере любителей собачьих и кошачьих).

Это дало миру социальных коммуникаций очень важную и актуальную концепцию, которая была даже частью его названия и ключевой особенностью его модели общения: поиск друзей возможен между друзьями ваших друзей, а затем – между друзьями их друзей, вовлекая открытый Стэнли Милгрэмом феномен «маленького мира». Создание «друзей» в интернете стало неотъемлемой частью новой мировой сетевой культуры. И это стало важной характеристикой многополярного мира после Холодной войны, когда люди из разных городов и стран могли стать друзьями в таких социальных сетях.

Несмотря на то, что ресурс не был пионером на поле соцсетей как специфических платформ для общения в интернете (до него уже возникли такие проекты, как SixDegrees.com в 1997 и Makeoutclub в 1999 году), именно Friendster стал первым из социальных ресурсов, чьё число пользователей перевалило за миллион.

По образцу Friendster были созданы и первые тематические соцсети: LinkedIn – соцсеть (соцсеть для общения профессионалов, 2003), Catster и Dogster (2004) – сети для любителей кошек и собак, более универсально ориентированная соцсеть Google Orkut (2004–2014) и др.

Пик популярности Friendster пришёлся на период 2002–2005. Однако конкуренция со стороны появившихся вслед за ним (и отчасти опиравшихся на его модель) MySpace и Facebook привела к значительному оттоку пользователей, поставившего сеть на грань коммерческого выживания. В 2011 году дирекция Friendster попыталась перепрофилировать её в качестве игрового ресурса; на тот момент количество пользователей (прежде всего из стран Азии) было выше 115 миллионов. Однако эта мера принесла лишь временный успех: Friendster не выдержал конкуренции с подобными ресурсами: с 2015 году ресурс был сначала временно, а к 2018 году – полностью – закрыт.

Friendster – первая социальная сеть с такими знакомыми, «классическими» атрибутами, как универсальность общения (в отличие от Match.com, ориентированного на знакомства, и Classmates.com, ориентированного на контакты с учениками и коллегами), возможность заводить друзей, сервис личных сообщений, новостная стена, возможность делиться видео, фотографиями, сообщениями и комментариями с другими участниками. Friendster представил другим появляющимся социальным сетям стандарт структуры для этого типа социальных ресурсов.

 

MySpace (2003): мое виртуальное место и мультимедийный гуру

MySpace («Моё место») – международная социальная сеть, сайт сетевых сообществ и блог-платформа, в которой представлена возможность создания сообществ по интересам, персональных профилей, ведение блогов, размещение фото- и видеоконтента, а также возможность прослушивания аудиотреков популярных исполнителей. Штаб-квартира расположена в Беверли-Хиллз (Калифорния, США).

Название сети переводится как «моё пространство», «моё место»; и действительно, её появление стало большим прорывом в плане обустройства простым пользователем своего присутствия в интернете: это место можно было сделать по-настоящему уютным, красивым, удобным. При регистрации аккаунта предлагалось выбрать для него один из нескольких интересных бесплатных шаблонов (а возможности платных в плане дизайна были порой просто ошеломительны); дальнейшая настройка шаблона проводилась пользователем самостоятельно в соответствии с его вкусом и ви́дением.

Странички в MySpace, как правило, старались оформлять красиво и интересно; благодаря акценту на подаче впервые аккаунт в соцсети смог по праву играть роль личного представительства, персонального сайта в интернете.

Кроме того, основатели MySpace Крис ДеВулф (Chris DeWolfe) и Том Андерсон (Tom Anderson) в начале создания сети делали большую ставку на музыкантов, часто лично договариваясь с членами различных музыкальных коллективов, чтобы те становились участниками сети и позволяли другим её участникам бесплатно прослушивать их музыку, смотреть видео и пр.

С той же целью туда привлекались фотографы, художники, дизайнеры и прочие творческие люди. За счёт этого MySpace вскоре стал самой крупной по количеству мультимедийного контента соцсетью и сделал это новым трендом в сфере социальных коммуникаций. Единицей общения отныне стало не только слово, но и картинка, видеоклип, музыкальный трек и пр. Особо важным умением в MySpace считалось умение оформить сообщение другому пользователю или оставить поздравление на его стене. Этому способствовала также возможность поэкспериментировать со шрифтом (его типом, величиной, цветом, динамикой и пр.), другими (прежде всего – мультимедийными) элементами и даже самим исходным кодом сообщения, в результате чего создавались тысячи прекрасных по своей эстетике сообщений и постов.

MySpace даже запустил собственный музыкальный звукзаписывающий лейбл (MySpace Records), затем – платформу для видео (MySpaceTV), платформу компьютерных игр (MySpace Games Lab)[37] и даже блог-платформу – чтобы сделать доступным для пользователя различные мультимедийные форматы. Все это сделало пространство их пользователей более обширным, разнообразным и увлекательным.

Благодаря такой сложной, красивой и глубоко продуманной концепции ресурс довольно быстро стал обгонять и существенно теснить своего ближайшего конкурента Friendster.

Кроме того, My Space как социальная сеть сделал ещё один шаг в понимании маленького мира (Small world) – феномена, исследованного американским исследователем Стэнли Милгрэмом, который ещё в конце 1960-х предположил, что современное человечество становится всё меньше, то есть доступнее для коммуникаций в планетарном масштабе. Six degrees of separation, шесть степеней разделения, которые, по Милгрэму, в среднем нужно преодолеть, чтобы любой человек смог контактировать с любым другим, социальная сеть My Space сокращала до двух. Только что зарегистрированный пользователь сети сразу получал в друзья Тома Андерсена, одного из её создателей (весь мир тогда знал это лицо, опознавая его как Тома из MySpace); соответственно, любого другого её пользователя он знал через «рукопожатие» Тома.

С 2005 по 2008 MySpace был крупнейшей в мире соцсетью; в июне 2006 превзошёл Google, став самым посещаемым ресурсом в США. В 2005–2011 MySpace принадлежал концерну News Corporation Руперта Мёрдока).

Одним из совладельцев компании «Specific Media», владевшей MySpace, являлся известный американский поп-исполнитель Джастин Тимберлейк. В 2016 году MySpace был куплен медиакорпорацией Time Inc. (которую в 2018 присоединила к себе Meredith Corporation).

18 января 2008 года была запущена бета-версия MySpace на русском  языке. Однако уже через полтора года было объявлено об окончательном закрытии российского подразделения. Генеральный директор русского MySpace Александр Туркот объяснил закрытие категорическим нежеланием Руперта Мёрдока развивать сеть в России. Тем не менее сохранены русскоязычный интерфейс и профили российских пользователей.

С определённого момента посещаемость MySpace стала неуклонно снижаться. Безусловно, «убийцей» MySpace стала конкурирующая социальная сеть Facebook. Сейчас на MySpace зарегистрировано более 25,1 млн. пользователей, но это далеко от её прежних показателей.

Таким образом, значение MySpace в сфере социальных коммуникаций заключался в формировании нового восприятия аккаунта социальных сетей – он мог теперь играть роль личного сайта, онлайн-представительства человека. Также его значение в том, что различные формы мультимедийного контента с его подачи теперь приобрели значение в качестве единиц коммуникации.

 

Facebook (2004) соцсетевой гигант и убийца. Почему?

Facebook – крупнейшая социальная сеть в мире, основанная 4 февраля 2004 года американцем Марком Цукербергом (Mark Zuckerberg) и его соседями по комнате во время обучения в Гарвардском университете – Эдуардо Саверином, Дастином Московицем и Крисом Хьюзом (Eduardo Saverin, Dustin Moskovitz, Chris Hughes).

Первоначально ресурс назывался The Facebook и был доступен только для студентов Гарвардского университета. Затем регистрацию на ресурсе открыли для других университетов Бостона, а затем и для студентов любых учебных учреждений США, имеющих электронный адрес в домене.edu. В марте 2004 года аудитория Facebook была расширена до Стэнфорда, Колумбийского и Йельского университетов. Позже он открылся и в других университетах Лиги Плюща, Бостонском университете, Нью-Йоркском университете, Массачусетском технологическом институте, а затем и в большинстве университетов Канады и США.

Начиная с сентября 2006 года, ресурс стал доступен для всех пользователей интернета в возрасте от 16 лет, имеющих адрес электронной почты.

Благодаря простоте регистрации, лёгкости и быстроте кода соцсети, Facebook вскоре не просто обогнал своих конкурентов Friendster и MySpace, но стал одним из самых посещаемых интернет-ресурсов планеты. Он не требовал долгой и тщательной настройки учетной записи пользователя, так как это было в случае с прекрасным, пёстрым, изощренном дизайном MySpace.

Дизайн Facebook был более демократичным, скромным, лаконичным дизайном; к тому же, что немаловажно для довольно медленного интернета той поры, требовал меньше времени для загрузки. Новый пользователь мог создать учетную запись Facebook за полминуты, сразу же броситься искать друзей; при этом он не почувствовал себя униженным, если аккаунты его друзей были круче, привлекательнее и моднее.

Вот почему Facebook захватил мир: когда интернет-пользователь встал перед выбором: красивый, но давно настроенный или скромный, но быстро осваиваемый интерфейс, выбор массы был не в пользу интересного и красивого дизайна, а – того, который требовал меньше времени на настройку.

Facebook входит в пятёрку наиболее посещаемых веб-ресурсов мира. На январь 2018 года аудитория Facebook составила 2,2 миллиарда пользователей. Марк Цукерберг в 23 года стал самым молодым миллиардером планеты.

Считается, что Facebook уступает местным соцсетям (в частности, Вконтакте), в плане удобства интерфейса, устройства френдленты, скорости работы; многих также раздражает чрезмерное количество рекламы.

Фильм «Социальная сеть» режиссёра Дэвида Финчера, посвящённый об истории создания Facebook, был признан лучшим фильмом 2010 года в драматическом жанре.

В ряде стран мира государство принудило местных интернет-провайдеров закрыть пользователям доступ к Facebook. К этим государствам относятся: Иран, Китай, Пакистан, Сирия, Бангладеш, Туркменистан, Таджикистан. Чаще всего запрет связан с политическими процессами, происходящими в стране или в качестве меры по борьбе с религиозным инакомыслием.


 

Вопросы для самопроверки

 

Ø Какие политические и экономические события стали фоном для появления крупнейших мировых социальных сетей в 2002–2004 годах?

Ø Почему различные социальные ресурсы особенно бурно стали расцветать именно в начале XXI века?

Ø От структуры какого социального ресурса отталкивался Джонатам Абрамс при создании социальной сети Friendster?

Ø Откуда берёт исток соцсетевой концепт френда – знакомого, друга по социальной сети?

Ø Какое значение имело создание ресурса Friendster для будущих социальных сетей?

Ø За счёт каких особенностей MySpace его создатели продвигали эту социальную сеть?

Ø Что означает название MySpace? Связано ли оно с новыми опциями в его структуре?

Ø Какими новшествами обогатил MySpace социальный сектор интернета?

Ø Как обновил MySpace популярный концепт шести рукопожатий?

Ø Что значит название Facebook? С какими уже сложившимися в молодёжной культуре феноменами оно коррелирует?

Ø За счёт каких сильных сторон Facebook смог далеко оттеснить Friendster и MySpace и стать лидером мировых социальных сетей?

Ø С чем связаны запреты на использование соцсетей в некоторых азиатских странах?


Тема 6. История: специфика появления
российских соцсетей

ВКонтакте (2006): главная российская соцсеть

ВКонтакте – крупнейшая русскоязычная социальная сеть, запущенная Павлом Дуровым. Интересно, что две крупнейшие российские социальные сети (ВКонтакте и Одноклассники) были запущены в том же году в той же стране, обе – как независимые ресурсы. Оба проекта были ориентированы на модели социальных сайтов США (Facebook для ВКонтакте и Classmates для Одноклассников).

Оба сменили свой URL с длинного и неудобного на короткий и приятный (vkontakte.ru – на vk.com; odnoklassniki.ru – на ok.ru). Оба их основателя, Павел Дуров и Альберт Попков, выглядят как олицетворение аудитории созданных ими соцсетей: оба покинули свои проекты после полного приобретения их Mail.ru Group (в 2014 и 2009 годах).

Но аудитория ВКонтакте – молодые интеллектуалы из крупных и средних городов; Основной сегмент аудитории Одноклассников – это люди от 35 до 60 малых городов и сельской местности. ВКонтакте – сложный и интересный сервис с большим количеством настроек и поисковых фильтров; Одноклассники более просты в оформлении и настройках поиска, с большими надписями и значками, которые более понятны для пожилых и не особо сведущих в интернет-технологиях людей.

Вконтакте имеет большой доход от рекламы. Одноклассники пытаются монетизировать многие свои варианты. После введения платной регистрации в 2008 году популярность «Одноклассников» резко упала, и пользователи стали перебегать к конкуренту, к ВКонтакте.

ВКонтакте сохраняет статус крупнейшей в России соцсети более десяти лет. Ежемесячная аудитория ВКонтакте составляет 97 миллионов человек; Одноклассников – 71 миллион (Одноклассники РИФ, 2018). Вконтакте есть более активные авторы, и они пишут гораздо больше текстов

 

Итак, основатель ВКонтакте Павел Дуров – выпускник филологического факультета Санкт-Петербургского государственного университета. Программированием он увлекался с детства; во время учебы в университете создал несколько популярных среди студентов интернет-проектов, например, ресурс для студентов и выпускников СПбГУ (http://spbgu.ru/).

Запущенный 10 октября 2006 года, ресурс изначально позиционировал себя в качестве социальной сети студентов и выпускников российских вузов, но затем его аудитория значительно расширилась, стала более универсальной по социальному статусу и возрасту участников.

В 2012 году ресурс полностью переехал с vkontakte. ru на новый адрес vk. com (доменное имя vk. com было куплено ещё в сентябре 2009).

24 января 2014 года стало известно, что Павел Дуров продал свою долю в компании.

В 2016 году компания запустила новый продукт – фотоприложение Snapster (проект закрылся в 2017).

Сегодня Вконтакте является первым (в некоторых случаях – вторым, после Яндекса) по популярности интернет-ресурсом в России и на Украине, 6–7-м – в мире. Аудитория ВКонтакте – 97 млн. пользователей в месяц[38], всего на 2017 год было зарегистрировано более 460 миллионов пользователей[39].

По данным на 15 июля 2015, среднесуточная аудитория составляет 64,6 млн посетителей; официальные данные о среднемесячной активной аудитории на протяжении уже нескольких лет представляют цифру 97 млн пользователей[40].

 

Одноклассники (2006): вторая взрослая

Вторая из крупнейших русскоязычных социальных сетей, созданная известным программистом Альбертом Попковым.

Уже в советское время Попков сотрудничал с НИИ «СчётМаш», написав более сотни обучающих и игровых программ для школьников. В конце 1990-х годов Попков сотрудничал с зарубежными компаниями. Работал над проектами «Саймон энд Шустер» (Simon & Schuster), «Кэнон» (Canon), порталом полиции Нью-Йорка и сайтом одного из кандидатов в президенты США; в 2000 году принимал активное участие в создании ресурса 192.com – крупного справочного портала Великобритании.

В марте 2006 года Альберт Попков на собств



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 68; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.122.4 (0.105 с.)