Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проверка готовности к уроку. Психологический настрой.

Поиск

Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок.

Самоопределение (Л1, осуществление гражданской идентификации личности)

Целеполагание (Р1, принятие учебной задачи)

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К1, общение и взаимодействие, планирование учебного сотрудничества (К2, ориентировка на позицию партнера, К5, формулировка)

2. Актуализация знаний и пробное учебное действие. (10 мин.)

Цель:

· актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала;

· актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение;

· зафиксировать затруднение при выполнении учащимися пробного учебного действия

Акцентологическая разминка.

Упражнение «плюс – минус».

- Ребята, запишите в строчку 8 цифр, внимательно слушаем.

1)Первое слово – нефтепровод (норма – ударение на последнем слоге), «ударение падает на последний слог»;

2)Второе слово – красивее (норма – ударение на втором слоге), «ударение падает на третий слог»;

3)Третье слово – звоните ( норма ударение на втором слоге), «ударение падает на первый слог»;

4)Четвёртое слово – форзац (норма – ударение на первом слоге), «ударение падает на первый слог»;

5)Пятое слово - каталог (норма – ударение на последнем слоге), «ударение падает на последний слог»;

6)Шестое слово – ходатайствовать (норма – ударение на втором слоге), «ударение падает на третий слог»;

7)Седьмое слово – оптовый ( норма – ударение на втором слоге), «ударение падает на второй слог»;

8)Восьмое слово – эксперт (норма – ударение на втором слоге), «ударение падает на первый слог».

 

После проверки учитель ещё раз произносит каждое слово, класс хором по команде повторяет.

Повторение изученного.

- Задание: продолжите строки своими примерами, объясните орфограмму.

Решаешь, …..

Мелочь,…..

Возвращаешься, …

Врач, ……

Задач, ….

Упражнение проводится в форме игры «плюс – минус»: если ученики соглашаются с предполагаемой акцентологической характеристикой слова, то ставят в тетради знак «плюс», если нет – «минус».

Запись в тетради ученика:

1)+ 2)- 3)- 4)+ 5)+ 6)- 7)+ 8)-

3. Этап закрепления с проговариванием во внешней речи

Стадия "Вызов".

А). Целеполагание. Прием "Ключевые слова".

Сегодня на роке мы продолжим знакомство со стилями речи. Тема нашего урока "Разговорная и книжная речь" (запись темы в тетрадь).

Предположите, какие из слов, фраз, символов, расположенных на доске нам понадобятся сегодня на уроке.

Карточки на доске:

Морфология

Речевая ситуация

Стилистика

Суффикс

Текст

Наречие

Стиль речи

1 - много

Неофициальная обстановка

Официальная обстановка

Цель общения

Транскрипция

Подлежащее

Орфограмма

Ученики. Выбирая тот или иной лингвистический термин, обосновывают свой выбор, используя образец рассуждения "Я выбираю:, потому что:". (Образец можно озвучить или записать на доске в зависимости от уровня класса)

Выбранные термины остаются на доске, остальные убираются.

- Разбейте оставшиеся слова, фразы на группы. Какие группы вы предложили бы сформировать из оставшихся карточек? Почему? (Варианты могут быть разными; главное, чтобы дети обосновали свою позицию).

Какие слова, фразы вы используете, чтобы сформулировать задачи урока? (Научиться различать книжные и разговорный стили речи, выявить различия в речевой ситуации этих стилей).

Стадия "Осмысление".

Постановка проблемы.

Сравним два текста

Оля, а кто такой Тимур?

Это не бог, это один царь такой, -:неохотно ответила Ольга, - злой, хромой, из средней истории.

Тимур (Тамерлан) - один из великих мировых завоевателей, сыгравший заметную роль в истории Средней Азии и Кавказа. Выдающийся полководец, эмир (с 1370). Создатель крупной державы со столицей в Самарканде. Основатель династии тимуридов. Его завоевательные походы отличались жестокостью даже по средневековым меркам.

Прочитайте тексты.

- Что общего в этих текстах? (Тема и основная мысль).

- Почему, говоря об одном и том же, выражая одну и ту же мысль, тексты совершенно разные? (Разная речевая ситуация). Если тексты используются в различных речевых ситуациях, значит эти тексты разных стилей. Предположите, какой из текстов относится к книжному стилю, а какой - к разговорному.

Чтобы подтвердить или опровергнуть наше предположение нам нужно знать отличительные признаки этих стилей. Чтобы определить их, обратимся к тексту известного лингвиста Д.Розенталя

Динамическая пауза (2 мин.)

Цель: сменить вид деятельности.

Для хорошей работы головного мозга (Потереть носик ладошкой, потереть влево 5–10 раз, вправо5–10 раз)

Выполняют упражнения.

Личностные: установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке.

4. Включение изученного в систему знаний.(15 мин.)

Работа с текстом. Прием "Сравнительная (системная) таблица"

Чтение текста (раздаточный материал). Подразумевается работа в группах.

Вспомните, как вы пользуетесь языком, с одной стороны, у себя дома, среди родных и знакомых, а с другой стороны - при выступлении с докладом на уроке или заседании какого-либо кружка.

В первом случае ваша речь характеризуется отсутствием предварительного обдумывания мыслей и заранее сделанного отбора языкового материала, непринуждённостью беседы. Широким использованием обиходно-бытовой лексики, употреблением грамматических форм и построений, нередко нарушающих литературные нормы: это разговорная речь.

Во втором случае вы чувствуете себя скованными, более внимательно подбираете слова и выражения по образцам, которые вам знакомы из чтения художественной литературы, строже следите за соблюдением правильного произношения и ударения: это книжная речь.

Получаются как бы два языка в пределах одного национального языка, хотя, конечно, до разрыва между разговорной и книжной речью дело не доходит, тем более что между книжными и разговорными элементами находится значительный нейтральный слой. Д.Розенталь

Заполните таблицу, используя информацию данную в тексте.

Проверка осуществляется таким образом: одна пара учащихся называет один отличительный признак, остальные проверяют, выражая согласие или несогласие, предлагают свои варианты, доказывая своё мнение; такая же работа проводится по остальным пунктам таблицы.

Используя материал таблицы, составьте рассказ о книжном и разговорном стилях. (Выслушивается 1-2 варианта)

В.. Творческая работа с текстом. Прием "Метаморфозы".

Чтение текста (раздаточный материал). Определение стиля текста. Обоснование своей точки зрения.

Двое на одного.

Вышел я на поляну: и ахнул от удивления. На краю поляны два ежа боролись с огромным боровиком. Хотели его повалить, но гриб не сдавался! Вот здорово! Молодец, боровик! (Разговорный стиль)

Превратите этот текст разговорного стиля в текст книжного стиля. Что для этого надо сделать? (Заменить разговорные слова на книжные, снять избыточную эмоциональность)

Примерный вариант полученного текста.

Двое на одного.

Вышел я на поляну и очень удивился, потому что увидел, как на краю поляны два ежа боролись с огромным боровиком. Хотели его повалить, но гриб не сдавался! (Книжный стиль)

Учащиеся выполняют упражнение по заданию. При проверке оценивают себя.

Рефлексия. (5 мин.)

Цель:

· оценить результаты собственной деятельности

· повторить способ нового знания

Рефлексия

Вернемся к тем задачам, которые прозвучали в начале урока. Смогли ли мы решить поставленные задачи? Изобразим схематически полученные на уроке знания. Я предлагаю закончить схему:

Стили речи.

Книжный

2 -:

(1 - много, о/о)

Разговорный

2 -:

- Удалось решить поставленную задачу?

- Каким способом?

- Какие получили результаты?

- Что нужно сделать ещё?

- Где можно применить новые знания?

- Оцените свою работу на уроке. Работу класса

Домашнее задание:

 

Урок 29

Тема: Официально-деловой стиль. Объявление

Цели:

1), познакомить учащихся с официально-деловым стилем, его особенностями;

2) развивать творческое мышление, языковую компетенцию;

3) воспитывать культуру речи, делового письма.
Оборудование: таблица, раздаточные карточки, ребусы,.

Ход урока

I. Организационный момент.
1) Приветствие, проверка готовности к уроку.
- Здравствуйте, ребята! Я рада всех вас видеть сегодня на уроке.
Прежде чем мы приступим к рассмотрению темы, я хотела бы рассказать небольшую притчу. Вы её послушайте и определите основную мысль текста.
2) Рассказ притчи для эмоционального настроя учащихся.
- Однажды султан решил подвергнуть испытанию своих визирей. "О, мои подданные!” - обратился он к ним, - у меня есть для вас трудная задача. Я хотел бы знать, кто решит её. Повёл он их в сад, в углу была ржавая дверь с огромным замком. "Тот, кто откроет дверь, станет первым визирем”. Одни придворные только качали головами, другие стали замок разглядывать, третьи начали неуверенно толкать дверь, но они были убеждены, что не смогут открыть её. Один за другим отходили. Но один визирь внимательно ос-мотрел и навалился плечом на дверь. Он толкнул её и - о, чудо! - она стала поддаваться, появилась сначала узкая щель, а потом дверь стала двигаться все быстрее и раскрылась.
Тогда падишах сказал: "Ты станешь первым визирем, потому что полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, но и веришь в свои силы”.
- Как вы понимаете основную мысль текста?
- Как она нам поможет на уроке?
Задания для Антоновой Сабрины(инклюзивное образование): 1. На слух, выписать слова с буквой Щ

2. Подготовка учащихся к определению темы урока.
- А сейчас представьте себе, что вы визири этого падишаха - откройте загадочную дверь. У вас есть ключ – это ребус. Разгадайте его, и узнайте, о чём мы сегодня будем говорить на уроке.

- Какое слово зашифровано в ребусе? (Стиль)
- Совершенно верно.
- Я вам напомню, что такое стиль речи.
Стиль – разновидность языка, которая обслуживает какую-либо сторону жизни.
- С какими стилями речи вы уже знакомы?
- Почему вы не назвали официально-деловой стиль?
(- Почему официально-деловой стиль в нашем списке стоит последним?)
- Сегодня предметом нашего внимания и будет официально-деловой стиль.
Запись даты и темы
- Откройте тетради, запишите дату, тему урока.
II. Изучение нового материала.
- Официально-деловой стиль – эт о язык различных документов. Представьте себе, что вам нужно составить заявление о приёме в спортивную секцию. Что вам нужно знать, чтобы правильно это сделать?
- В этом и будет состоять цель сегодняшнего урока - познакомиться с особенностями официально-делового стиля. Сделать это вам поможет таблица.
Перед вами лежит сетка таблицы "Официально-деловой стиль” с незаполненными столбцами:
Цель Сфера применения (использования) Особенности стиля Жанры Лексика
А также опорные карточки с определённым содержанием:
Информация Переписка граждан с учреждениями, учреждений друг с другом, составление государственных документов и деловых бумаг Логичность и краткость высказывания. Предельная точность изложения, которая должна исключить разное толкование Устав, кодекс, закон, приказ, указ, доверенность, расписка, акт, объявление, инструкция, протокол, заявление В соответствии с постановлением, принимая во внимание, следует завизировать, необходимо обратить внимание и т.д.

- Ваша задача заключается в том, чтобы определить, к какому из озаглавленных столбцов таблицы относится каждая опорная карточка, и прикрепить её к таблице. Выполнив правильно задание, вы сможете узнать об этом важном господине очень много нужного и интересного.
- А теперь мы все вместе проверим, что у вас получилось. (Таблица на доске)
- Вы, наверное, заметили, что для официально-делового стиля характерно использование устойчивых стандартных оборотов речи, которые употребляются в таких сферах, как: законодательная, исполнительная, сфере делопроизводства.
- Перед вами текст. Прочитайте его и назовите обороты речи, которые употребляются в этих сферах.
Вступает законную силу, в установленном порядке, попасть в сложную ситуацию,
предоставляет гарантию, составить план работы, обжалованию не подлежит.

(инклюзивное образование): 1. Переписать текст, разбить на слоги; выписать слова с буквой И.

- Запишите эти фразы к себе в тетрадь.
- Употребление таких стандартных словосочетаний – одна из особенностей официально-делового стиля.
- Перед выполнением следующего задания я предлагаю вам посмотреть отрывок из известного советского мультфильма.
- Вот что может случится, если человек не знает об этой особенности.
Объявление.
Потерялся мальчик. Зовут дядя Фёдор. Глаза у него коричневые
и волосы торчком, как будто корова его лизнула. И рост 1 метр 20 см.
Нашедшего ждёт премия - велосипед.
- Выдержан ли деловой стиль в этом документе? За счёт чего возникает комический эффект? Какие исправления вы бы внесли?
-Запишите исправленный вариант данного объявления.
(Потерялся мальчик – Фёдор Иванов. Приметы: карие гласа, взъерошенные волосы, рост 1 метр, 20 см. За достоверную информацию – вознаграждение.)
- При выполнении этого задания мы из трёх предложений составили одно, убрали сравнение, сделали объявление короче. Краткость – ещё одна особенность официально-делового стиля.
- Представьте себе, что вы идёте по улице и видите объявление следующего содержания:
Молодой кракодил пятидесяти лет хочет зависти себе друзей.
Спредложениями обращаца по адресу: Большая Пирожная улица, дом 15, корпус Ы.
Звонить три с половиной раза.
- Что затрудняет чтение этого объявления?
- Посчитайте, сколько орфографических ошибок в этом объявлении. (4)
- Чтобы не попасть в такую ситуацию как крокодил Гена, предлагаю вам поработать над орфограммами в следующих словах:
Зая.вление акци.я инструкци.я ли.цензия
бюлл.етень серти.фикат
декла.раци.я
- Запишите слова, вставьте пропущенные буквы.
Проверять мы будем то, как вы справились с заданием с помощью «ромашки». Какую букву вы вставили в слове ЗАЯВЛЕНИЕ и т.д.
- Почему именно эти слова я выбрала для задания?
- Наличие такой особой лексики – одна из особенностей официально-делового стиля?
- Составьте и запишите предложение. Оно должно быть простым и распространённым.
III. Итог.
- То, с чем мы сегодня знакомились, лишь малая часть того, что скрывает за собой важный господин "Официально-деловой стиль”.
Вопросы для повторения:
- Назовите основную цель официально-делового стиля?
- Какова сфера применения данного стиля?
- В чём особенности официально-делового стиля?
IV. Рефлексия.
- Что больше всего вам понравилось сегодня на уроке?
- Чтобы вы хотели изменить или добавить, что бы урок был ещё интереснее?
V. Домашнее задание.
Упражнение 56 (2).
Задания для ХХ (инклюзивное образование): 1. Переписать текст, разбить на слоги; проставить ударение
VII. Оценивание.
VIII. Резерв. (ребусы)

 

Урок 30

Тема: Научно-учебный стиль. План ответа на уроке, план текста

Цели: познакомить с особенностями научного стиля речи, основными признаками научного стиля; создать условия для формирования навыков исследовательской деятельности.

Тип урока: усвоение новых знаний.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 306; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.12.133 (0.011 с.)