Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема : история в слове: наименование предметов традиционного русского быта

Поиск

Цель:

1) Познакомить учащихся с предметами русской старины; показать, какую роль в жизни человека играл каждый предмет;

2) Познакомить с лексическим значением устаревших слов

4) Прививать любовь и интерес к прошлому своей Родины через слово.

Ход урока:

I. Организационный этап. Подведение к цели урока:

Задача: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

II. Этап “Постановка цели и задач урока». Мотивация к изучению темы. Выбор учащимися задачи, которую они хотели бы достигнуть к концу урока. Освоение нового материала.
Задача: познакомиться с традиционным русским костюмом, его значением, украшением.
III. Этап «Актуализация знаний». Ответы на вопросы.
Задача: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», выявление затруднений в индивидуальной практической деятельности каждого учащегося.
IV. Этап «Профилактический». Физминутка.
Задача: проведение разминочной гимнастики для профилактики гиподинамии, а также профилактической гимнастики для глаз.
V. Этап «Первичная проверка понимания и закрепление умений». Постановка художественной задачи.
Задача: выбор орнамента и цветовые решения для создания эскиза сарафана (бумажных макетов) в материале.
VI Этап «Применение освоенного в практической деятельности»
Задача: практическое выполнение задания, самостоятельная творческая работа учащихся.
VII. Этап «Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении»
Задача: поисковая работа в визуальном сравнении различных народных костюмов.
VIII. Этап «Рефлексия (подведение итогов занятия). Оценка результатов.
Задача: включение учащихся в деятельность на аналитическом уровне.

1. Зимою много ест, летом много спит,

Тело теплое, крови нет,

Сесть на неё сядешь, а не везет.

Печь в доме играла главную роль. Появилась даже поговорка «плясать от печки», то есть начать с главного

По народным поверьям, под печью или за нею живёт Домовой – душа избы, покровитель домашнего очага, добрый и услужливый в одних ситуациях, своенравный и даже опасный в других. В старину его ласково называли «хозяином» или «дедушкой».

Красный угол в избе - Это святое место – в нём помещались иконы, поэтому его ещё называют «святым». В красном углу совершались ежедневные моления, с которых начиналось любое важное дело. Красный угол – самое почетное место в доме. Согласно традиционному этикету, человек, пришедший в избу, мог пройти туда по особому приглашению хозяев.

Чем отличается лавка от скамьи?

Полати – это деревянный настил на высоте человеческого роста от боковой стенки печи до противоположной стены избы. В конце 19 начале 20 века полати исчезли, появились кровати.

Количеством сундуков измерялся достаток в доме. Они служили обязательной частью приданого невесты и хранилищем её одежды и украшений.

Рундук – приделанный к стене ящик с полками без дверей и стекол, где хранили разное добро.

Крестьянскую избу трудно представить без многочисленной утвари. Кто знает, что обозначает это слово?

По словам В.И. Даля, автора «Толкового словаря великорусского живого языка», утварь – это совокупность предметов, необходимых человеку в его обиходе.

Рогат, да не бык,

Хватает, да не сыт, Людям отдаёт,

А сам на отдых идёт.

Ухват – устройство для передвигания горшков и чугунов в печи, с помощью ухвата их можно было вынуть или установить в печи. Представляет собой металлическую дужку, укрепленную на длинной деревянной рукояти – он похож на рога коровы

Кочерга или клюка. Представляет собой короткий, толстый железный прут с загнутым концом, укреплённый на длинной деревянной ручке. Это приспособление для размешивания углей в печи.

Чёрный конь

Скачет в огонь.

Чугунок – сосуд из чугуна, углеродистого железа. В чугунке готовили пищу в русской печи.

Это элемент прялки – веретено, то есть «вертящаяся палочка».

Его форма была аналогична форме горшка. В крестьянском быту он появился, вероятно, в начале 20 века.

Пляшу по горнице с работою моею,

Чем больше верчусь, тем больше толстею.

То назад, то вперёд,

Ходит-бродит пароход.

Остановишь – горе:

Продырявит море.

Утюги представляли собой жаровни, наполненные горячими углями. Их придумали в Китае в 8 веке, чтобы разглаживать шёлк.

За многие века был создан огромный мир вещей, с которыми мы постоянно имеем дело. Мы рассказали лишь о некоторых, причем все они стали настолько привычными, что пользуясь ими мы как бы не замечаем их. Или не так много знаем о них. А у каждой из этих вещей своя история. Одна история длинная, другая короткая, но любая интересна и поучительна

. Рефлексия:
мне было интересно…
меня удивило…
мне было трудно…

мне захотелось…

Итог урока
Ученики выходят к доске со своими работами.-Глядя на замечательные костюмы, мы действительно можем сказать: "ЧУДО ЧУДНОЕ, ДИВО ДИВНОЕ".

Урок.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 536; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.171.10 (0.006 с.)