Аз буки веди – я знаю буквы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Аз буки веди – я знаю буквы.



Объединяются во фразы и все последующие буквы Азбуки:

Глагол – «слово»

Добро – «достояние, нажитое богатство»

Есть (есте) – 3 л.ед.ч. от глагола «быть».

Глагол добро есте: слово – это достояние.

Вот перед вами азбучное послание, текст которого составлен из букв славянского алфавита. Название каждой буквы несёт определённый смысл: (Слайд № 8)

Азъ буки веде. Глаголь добро есте. Живите зело, земля, и иже како люди мыслите нашъ онъ покои. Рцы слово твердо – укъ фъреть херъ. Цы, черве, шта ъра юсь яти!

Современный перевод послания: Я знаю буквы. Письмо – это достояние. Трудитесь усердно, земляне, как подобает разумным людям – постигайте мироздание! Несите слово убеждённо – знание – дар Божий!. Дерзайте, вникайте, чтобы сущего свет постичь!

В 3: В 1708 году Петр 1 провел первую реформу (преобразование) русского языка. Он убрал из алфавита ряд букв, букв стало 38, упростил написание некоторых букв, ввел так называемый «гражданский шрифт».

В 4: Первой книгой, напечатанной новым шрифтом, стал учебник геометрии. И еще Петр 1 велел употреблять цифры для чисел. До Петра 1 писали надстрочный знак (титло) над буквами, который превращал букву в цифру.

В 1: В то время на Руси учебников еще не было, обучение шло по церковным книгам, приходилось заучивать наизусть огромные тексты-псалмы (поучительные песнопения).

В 2: Названия букв заучивались наизусть. При обучении чтению сначала назывались буквы первого слога, затем произносился этот слог; потом назывались буквы второго слога и произносился второй слог и так далее. И только после этого слоги складывались в целое слово. Например, слово КНИГА будет читаться так: КАКО, НАШ, ИЖЕ, - КНИ, ГЛАГОЛЬ, АЗ, - ГА – КНИГА.

Учитель: Нелегко было в то время на Руси обучаться грамоте. Вот как об этом в своём стихотворении говорит Наталья Кончаловская:

В старину учились дети –

Их учил церковный дьяк.

Приходили на рассвете

И твердили буквы так:

А да Б- как Аз да Буки.

В –как Веди, Г – глаголь.

И учитель для науки

По субботам их порол.

Вот такой чудной вначале

Наша грамота была!

Вот каким пером писали –

Из гусиного крыла!

Этот нож не без причины

Назывался «перочинным»:

Очиняли им перо, если было не остро.

Трудно грамота давалась

Нашим предкам в старину.

А девицам полагалось

Не учить ничему.

Обучались лишь мальчишки.

Дьяк с указкою в руке

Нараспев читал им книжки

На славянском языке.

Ведущий 1: Вот как было трудно учиться грамоте. В 1918 году была проведена еще одна реформа (преобразование) русского письма. Число букв сократилось до 33, были введены две новые буквы – «И» и «Е», упростили название букв: вместо аз, буки, веди и т.д. стали называть – а, бэ, вэ и т.д. Перестали писать Ъ в конце слова, и осваивать грамоту стало гораздо легче.

Ведущий 2: Вот, ребята, оказывается, какая длинная история у наших букв, без которых у нас бы не было ни нашего языка, ни нашего русского народа, ни нашей истории. Каждый народ, будь то русский или якутский, эвенский или юкагирский, бурятский или татарский, должен любить и гордиться своими корнями, своим языком, своей культурой.

Учитель: А 24 мая, когда празднуется День славянской письменности, мы с благодарностью вспоминаем святых просветителей Кирилла и Мефодия. Мы, взрослое поколение, желаем всем вам хранить красоту, чистоту и богатство славянского языка!

Ведущий 1: Вот мы и совершили путешествие во времени, узнали историю нашей азбуки.

Ведущий 2: А вот сейчас проверим, кто как слушал.

Задания по группам даётся: (Слайд №9)

ЗАДАНИЯ

1. Из букв старого алфавита составить слова:

А) веди, есть, слово, нам, аз - весна

Б) слово, есть, слово, твердо, рцы, аз – сестра

В) буки, есть, добро, аз – беда

Г) твердо, есть, рцы, есть, мыслите – терем (Слайд №10)

2. Назовите буквы современные:

Глаголь – (гэ), покой – (пэ), ер – (ъ)

людие – (эль), еры – (ы), ерь – (ь)

3. О каких буквах идёт речь в стихотворении, расположите их в соответствии с их местом в современном русском алфавите.

В любой старинной книжице
Могли вы прочитать
Такие буквы:
— «ижица»,
— «фита»,
— «омега»,
— «ять»,
— и букву «пси»,
— и букву «кси»,
— «зело»,
— а также «ер».
Писали люди на Руси
Их на какой манер?
Речь идёт о буквах, которые не употребляются в современном русском алфавите, кроме «ер» - ъ.

Итоговый блиц-опрос (рефлексия):

1. Сколько букв было в старинном алфавите? (43 буквы)

2. Традиционное название славянской азбуки, созданной в 1Х веке? (кириллица)

3. Почему назвали азбуку кириллицей? (автор азбуки – просветитель Кирилл)

4. Почему люди до сих пор почитают двух братьев - Кирилла и Мефодия? (Они основали славянскую азбуку, перевели с греческого на церковно-славянский язык богослужебные книги, положили начало просвещению и вели богослужение на славянском языке.)

5. В каком городе родились братья? (Солунь – современное название Салоники)

6. Какая это страна? (Греция)

7. Как возникло слово «азбука»? (От начальных букв древнего алфавита аз и буки)

Подведение итогов групповой и индивидуальной работы.

Спасибо всем за внимание и работу на уроке!

 

Урок 3



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 269; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.78.174 (0.006 с.)