Не владеющих осетинским языком 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Не владеющих осетинским языком



М.А. Калаева

ОСЕТИНСКИЙ ЯЗЫК

 

 

КНИГА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

 

К учебнику 5 класса

общеобразовательных учреждений

«Осетинский язык» для детей,

Не владеющих осетинским языком

 


ВВЕДЕНИЕ

 

«Книга для учителя» к учебнику 5 класса по осетинскому языку для общеобразовательных школ «Ирон æвзаг» является одним из основных компонентов учебно-методического комплекта (УМК), который продолжает новую серию УМК по осетинскому языку, предназначенную для не владеющих языком детей.

Цель УМК – реальное облегчение прав титульного этноса изучать и использовать родной язык, с одной стороны, и, с другой стороны, формирование личности, открытой к взаимодействию в социокультурных условиях своей республики, России, мира. В основе всех учебников новой серии лежит концептуальный принцип «Осетия – России – мир». Новое поколении учебников создано на биокультурной и поликультурной основе.

 

 

Каковы особенности обучения осетинскому языку в 5-ом классе

 

Для данного этапа характерно равноценное внимание к формированию речевых умений в устной речи в чтении. По сравнению, как это происходило в 1–4 классах, овладение говорением носит в большей степени продуктивный характер; речевое действие совершается не только с опорой на образец, но и по аналогии. Значительное развитие приобретают механизмы комбинирования, варьирование.

Это ответствует и задачам новых стандартов II поколения, где говорится: «В результате изучения всех без исключения предметов в начальной школе у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться».

В 5-ом классе большое внимание уделяется повышению роли речевой инициативы учащихся, особенно в условиях ролевой игры и ситуаций, предполагающих творческие монологические высказывания учащихся; увеличивается объем парных и групп новых форм работы.

В области чтения в целом завершается формирование у учащихся техники чтения вслух и про себя. Более отчетливым становится разные стратегии чтения (с полным пониманием, с пониманием основного содержания и с выборочным извлечением информации). Ведется целенаправленная работа по развитию механизма языковой догадки за счет знания правил словообразования.

Продолжается работа по аудированию. Проверка понимания услышанного осуществляется в различных формах с использованием вербальных и невербальных средств.

При обучении письму внимание уделяется совершенствованию орфографических навыков и развитию умений связной письменной речи.

 

Цели и планируемые результаты обучения осетинскому языку в

Классе

Данный УМК предназначается для использования в 5-ом классе и рассчитан на 102 учебных часа (по 3 часа в течение 34 недель).

Основная цель обучения осетинскому языку в 5-ом классе – комплексное решение задач, стоящих при изучении осетинского языка как одного из предметов общеобразовательной школы, а именно формирование коммуникативной компетенции учащихся, понимаемой как способность выпускников начальной школы общаться на осетинском языке. Эта цель подразумевает развитие коммуникативных умений учащихся в устной (говорение и понимание речи на слух) и письменной (чтений и письмо) формах общения в пределах обозначенных программой по осетинскому языку для начальной школ.

Таким образом, создается база для последующего изучения осетинского языка в средней школе на более высоком уровне. В процессе обучения общению на осетинском языке в рамках ограниченного числа наиболее распространенных стандартных ситуаций, выпускники приобщаются к культурным ценностям осетинского народа, совершенствуется их воспитание и развитие в духе любви к Осетии, осетинскому языку, культуре, традициям и обычаям, истории.

В соответствии с этими целями данный УМК строится на основе преемственности по отношению к целям и содержанию обучения осетинскому языку, заложенными в курсах 1–4 классов.

 

ПОУРОЧНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

                                                            

                                                               Первая четверть

                                                                    Уроки 1–2

        Цыпп æ р æ м  къласы рацыд æ рмæг зæрдыл æрлæууын кæнын

(Вводный повторительный курс)

Урок 1

                                                      Задачи:

1. Познакомить учащихся с новым УМК (учебно-методическим комплектом) для 5 класса.

2. Повторить и закрепить пройденный материал по теме «1 сентября – День знаний».

3. Развивать навыки и умения монологической и диалогической речи.

4. Воспитывать любовь к родному языку, другим языкам; вырабатывать мотивацию к учению.

5. Читать стихотворение «Цины райсом».

 Тексты в аудиозаписи: № 1, стр. 3;

                                       № 2, стр. 3.

Оборудование урока: интерактивная доска, компьютер, магнитофон, диски.

 

Ход урока

I. Начало урока.

– Уæ бон хорз, сывæллæттæ.

– Æгас цу.

– Фæцис сæрд. Райдыдта ног ахуыры аз. Æмæ та ногæй сæмбæлдыстæм. Ныр сымах стут фæндзæмкъласонтæ. Цыппаразы дæргъы сымах ахуыр кодтат ирон æвзагыл хъусын, дзурын, кæсын æмæ фыссын. Фæндзæм къласы ацы зонындзинæдтæ фæуæрæхдæр æмæ фæбæрзонддæр кæндзыстæм.

III. Фонетическая зарядка.

– Для совершенствования правильной, красивой осетинской речи, проведем фонетическую зарядку.

Фонетическая зарядка, проводится на каждом уроке. В качестве материала используются отдельные звуки, звукосочетания, слова, словосочетания, предложения, скороговорки, загадки, пословицы, четверостишья, изученные на предыдущих уроках. Учитель дает установку «Мæ фæстæ дзурут» или «Дзурут дикторы фæстæ». Учитель не говорит вместе с учащимися, чтобы слышать как произносят слова дети. После хорового проговаривания рекомендуется повторить по рядам и индивидуально. (Сначала – более подготовленные учащиеся, затем мене подготовленные.)

Упр. № 1, стр. 3. «Дзурут дикторы фæстæ».

Урок 2

                                                          Задачи:

1. Познакомить с новой лексикой.

2. Совершенствовать навыки монологической и диалогической речи.

3. Воспитывать любовь и бережное отношение к учебным принадлежностям.

4. Выучить загадки по теме.

Тексты в аудиозаписи: стр. 5, упр. № 7.

Новые слова: æнувыд, схæссæг, таурæгь, фыдæбон.

Оборудование урока: интерактивная доска, компьютер, магнитофон, диск.

 

Ход урока

II. Фонетическая зарядка.

1. Использовать упр. 1, стр. 3 «Дзурут дикторы фæстæ».

2. Разучивание четверостишья (настрой на урок).

Мах рæсугъд сбадтыстæм,

Тынг лæмбынæг хъусæм.

Партæтыл нæ чингуытæ,

Мах цæттæ стæм, кусæм.

Уроки 3–5

                                Сæрды каникултæ. Номон хауæн

                                                         Урок 3

                                                         Задачи:

1. Познакомить детей с новой лексикой по данной теме.

2. Познакомить с изменением имен существительных по падежам – склонением.

3. Познакомить с вопросами имен падежа.

4. Совершенствовать навыки монологической речи.

5. Воспитывать бережное отношение к природе.

                                             Тексты в аудиозаписи:

Упр. №1 стр. 11

Оборудование урока: рисунки по теме «Лето», интерактивная доска, магнитофон, диски.

 

Ход урока

Урок 4

                                                     Задачи:

1. Повторить и закрепить пройденный материал.

2. Познакомить учащихся с новой лексикой.

3. Познакомить учащихся со стихотворением «Найынмæ».

4. Совершенствовать навыки выразительного чтения.

                                  Тексты в аудиозаписи:

Упр.№ 10. стр. 10.

Оборудование урока: картины по теме «Лето», магнитофон, диски.

 

Ход урока

I. Начало урока.

– Абон дарддæр дзурдзыстæм нæ темæ «Сæрдыгон каникулты» тыххæй æмæ базонгæ уыдзыстæм Плиты Харитоны æмдзæвгæимæ «Найынмæ».

II. Фонетическая зарядка: № 1, стр. 8 (закрепление).

III. Проверка домашнего задания.

1. Проверить усвоение новой лексики и работу в словарях.

2. Проверить правила.

VII. Новый материал.

1. Сегодня с нами хочет поделиться своими впечатлениями о летних каникулах писатель Харитон Плиев.

2. Прослушивание аудиозаписи стихотворения «Найынмæ».

3. Работа с учебником: № 10, стр. 10.

а) Самостоятельное чтение стихотворения с карандашом (подчеркнуть непонятные слова.)

æ) Объяснение непонятных слов с помощью учащихся.

б) Чтение учащихся стихотворения по одному предложению и его перевод.

в) Хоровое чтение.

г) Индивидуальное чтение.

   4. Закрепление и контроль содержания стихотворения. № 11, стр. 11.

   5. Приметы лета. «Это знать интересно». № 12, стр. 11.

Урок 5

                                                          Задачи:

1. Совершенствовать навыки правильного, сознательного чтения.

2. Развитие монологической речи.

3. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Оборудование урока: картины по теме «Лето», магнитофон, диск.

                                                     Ход урока

V. Работа над кроссвордом.

Выполняется упражнение №17.

– Какое слово получилось?

VI. Знакомство с Дауыт и Томирис.

Закрепление грамматического материала (работа в парах.)

Задачи:

1. Познакомить детей с новой лексикой по данной теме.

2. Познакомить с вопросами Родительного падежа.

3. Воспитывать в учащихся честность и правдивость.

Тексты в аудиозаписи:

Упр. № 1, стр. 14.

Оборудование урока: картины по теме, магнитофон, диск, интерактивная доска.

                                                    Ход урока

I. Начало урока.

1. На интерактивной доске (или просто на доске) показать картины животных с их детенышами.

– Назовите животного и его детеныша.

2. Фонетическая зарядка «Дзурут дикторы фæстæ».

Повторить правильно за диктором названия животных и их детенышей.

3. Определите, к какой части речи относятся эти слова.

– Задайте к ним вопросы?

– Почему к этим словам мы задаем вопрос цы?

– Определить падеж этих слов.

4. – Назовите общее название этих слов.

– Какие это животные?

5. Определите темы урока. (Дети называют тему урока. Учитель добавляет, что после именительного падежа они сегодня познакомятся с Родительным падежом и его вопросами.)

II. Проверка домашнего задания.

Тексты в аудиозаписи:

Упр.  № 1, стр. 14.

Оборудование урока: картины по теме, магнитофон, диск.

 

Ход урока

I. Начало урока.

Сообщение темы и целей урока.

II. Фонетическая зарядка.

Повторение названий домашних животных и их детенышей (№ 1, стр. 18)

III. Проверка домашнего задания.

1. Проверка новой лексики. (Устно и в словарях.)

2. Проверка текста. (3-æм фæлтæрæн.)

Вывод.

3. Проверка правила.

4. Закрепление пройденного грамматического материала:

– Сколько падежей в русском языке?

– Сколько падежей в осетинском языке?

– С какими падежами осетинского языка мы познакомились?

– Вопросы этих падежей?

Урок 8

                                                          Задачи:

1. Повторить и закрепить окончания Родительного падежа -ы;-йы.

2. Познакомить с переходом в осетинском языке существительных, оканчивающихся на согласные буквы г, к, къ в родительном падеже перед гласной буквой ы в фи, ч, чъ.

3. Воспитывать любовь к животным.

Оборудование урока: картины по теме, интерактивная доска.

 

Ход урока

I. Начало урока.

Сообщение темы и целей урока.

II. Фонетическая зарядка (мотивация к учению.)

Мах рæсугъд сбадтыстæм,

Тынг лæмбынæг хъусæм.

Партæтыл нæ чингуытæ,

Мах цæттæ стæм кусæм.

III. Проверка домашнего задания.

1. Правило.

2. Работа с карточками по вариантам.

(I вариант – сæвæрын дзырдтæ гуырынон хауæны.

II вариант – взаимопроверка).

Урок 9

                                                          Задачи:

1. Познакомить детей с новой лексикой по данной теме.

2. Учить составлять детей из групп слов предложения.

3. Совершенствовать навыки выразительного чтения стихотворения.

4. Учить бережно относиться к книге и учебным принадлежностям.

                                          Тексты в аудиозаписи:

 1.Упр. № 1, стр. 19,

 2.Упр. № 5, стр.20,

 3. Пр.  № 6, стр. 20

Оборудование урока: картины к урокам, магнитофон, диск.

 

Ход урока

I. Начало урока.

1. – Послушайте загадки. Отгадайте.

– Для чего нам нужна книга?

– Как можно назвать книгу?

– Как будет называться тема следующих четырех уроков?

2. Дети называют тему. Учитель говорит, что далее на следующих уроках будут изучать Дательный падеж его вопросы и правописание окончаний.

II. Фонетическая зарядка.

1. Упр. 1, стр. 19.

– Так как мы говорим о книге, то сегодня повторим слово, которые связаны с ней. «Дзурут мæ фæстæ».

2. Работа с учебником: упр. 1 (чтение хором, индивидуально перевод.)

I. Начало урока.

1. Настрой на урок:

Мах рæсугъд сбадтыстæм,

Тынг лæмбынæг хъусæм.

Партæтыл нæ чингуытæ,

Мах цæттæ стæм, кусæм.

2. Сообщение темы и целей урока.

II. Фонетическая зарядка: упр. № 5 (загадки)

                                        упр. № 1 (говорим за диктором).

III. Проверка домашнего задания.

1. Новые слова (упр. 2). (устно)

3. Выразительное чтение стихотворения «Мæ чиныг» (упр. № 6)

4. Проверить знание пословицы о книге (упр. № 8).

Ход урока

I. Начало урока.

Сообщение темы и целей урока.

II. Фонетическая зарядка (на усмотрение учителя).

III. Проверка домашнего задания.

1. Повторить и закрепить новые слова из упр. 2.

2. Выразительное чтение текста упр. 10.

Контроль содержания текста:

• Цы нымайынц дунейы диссæгтæй иуыл?

• Рагон заманы чиныг нырыккон чиныджы хуызæн уыд?

• Цæуыл фыстой сæ хабæрттæ æмæ уынаффæтæ рагон Персы æмæ Месопотамийы?

• Цæуыл фыстой рагон Мысыры бæстæйы?

• Цæуыл фыстой Бердзенты бæстæйы?

• Куыд иу рауади пергамент?

• Фыццагдæр кæм байдыдтой кæнын гæххæтт?

3. Вспомнить, как нужно относиться к книге (упр. № 11).

Новые слова

Фæлтæр, фæлтæрæй-фæлтæрмæ, нымæтхуд, æппарынезойæ, æфсон, æфсæнттæ, хæлиудзых.

                                          Тексты в аудиозаписи

1. упр. № 1, стр. 24

2. упр. № 3, стр. 24

3. упр. № 4, стр. 25

4. упр. № 6, стр. 25

Оборудование урока: интерактивная доска, рисунки к загадкам, магнитофон, диск.

Ход урока

I. Начало урока.

1. Прослушать аудиотекст упр. № 1 и сделать вывод о том, какая тема будет у уроков 12–14.

2. Определить цели урока.

II. Фонетическая зарядка.

1. Повторить за диктором упр. № 1.

2. Выучить скороговорку упр. № 1.

3. Повторить еще те скороговорки, которые знают учащиеся.

III. Проверка домашнего задания.

Ответы на вопросы к содержанию текста.

Урок 13

                                                         Задачи:

1. Повторить и закрепить новую лексику.

2. Познакомить с Нартскими сказаниями.

3. Познакомить с вопросами и окончаниями отложительного падежа (Иртæстон хауæн).

4. Прививать любовь к народному творчеству к Нартским сказаниям.

Тексты в аудиозаписи

1. Упр. № 1

2. Упр. № 4

3. Упр. № 6

Оборудование урока: рисунки по теме, магнитофон, диск, интерактивная   

                                    доска.

 

Ход урока

II. Фонетическая зарядка:

Выполняются упр.  № 1, № 4, № 6.

III. Проверка домашнего задания.

1. Устно повторить новую лексику.

3. Повторить и закрепить знания детей об устном народном творчестве.

Упр. № 4, упр. № 3, упр. № 6.

Урок 14

                                                         Задачи:

1. Повторить и закрепить новую лексику.

2. Совершенствовать навыки правильного и сознательного чтения.

3. Закрепить грамматический материал об отложительном падеже.

4. Воспитывать любовь к устному народному творчеству.

                                    Тексты в аудиозаписи

 Упр. №.№ 4, 6, 13.

Оборудование: картинки по теме, магнитофон, диск.

 

Ход урока

 

I. Начало урока.

Сообщение темы и целей урока.

II. Фонетическая зарядка.

1. Повторяются пословицы и скороговорки упр. №№ 4, 6.

2. Повторяется скороговорка упр. № 12.

III. Проверка домашнего задания.

1. Чтение текста «Сырдоны хæрæг».

2. Инсценировка текста.

3. Повторение грамматического материала упр. №№ 10, 11.

VI. Самостоятельная работа.

Выполнить устно упр. № 15.

Уроки 15 – 17

 Фыд æ лты х æ знат æ. Арæзтон хауæн

                                                      Урок 15

                                                       Задачи:

1. Выучить новую лексику.

2. Выучить песню «Адæмы зарæг».

3. Познакомить учащихся с происхождением Нартов.

4. Воспитывать любовь к истории осетинского народа.

 

Новые слова

Знаг, стæр, фæрныг, мулк, бинойнаг, сфæлдисын, цыргъзонд.

                                             Тексты в аудиозаписи

1. Упр. 1, стр. 29

2. Упр. 2, стр. 29

 

Ход урока

I. Начало урока.

     Подвести учащихся к тому, что следующие уроки 15-17 тоже будут посвящены изучению устного народного творчества осетинского народа.

По грамматике продолжится знакомство со следующим направительным падежом (арæзтон хауæн), с его вопросами и правописанием его окончаний.

II. Фонетическая зарядка.

1. Повторить изученные скороговорки.

2. Повторить пословицы и загадки.

I. Начало урока.

Сообщение темы и целей урока.

II. Фонетическая зарядка.

1. Упр. № 1, стр. 29.

2. Упр. № 2, стр. 29.

III. Проверка домашнего задания.

1. Проверка новой лексики.

2. Тренировка в употреблении новой лексики в предложениях.

Ход урока

I. Начало урока.

  Сообщение темы и целей урока. По технологии «Метод проектов» дать задания учащимся, чтобы каждый подготовил сообщение о ком-то из Нартских героев.

II. Фонетическая зарядка.

1. Упр. № 1, стр. 29.

2. Упр. № 2, стр. 29.

Урок 18

Задачи:

1. Выучить новую лексику.

2. Совершенствовать навыки правильного, выразительного чтения.

3. Продолжить знакомить учащихся с жизнью и творчеством Коста.

4. Воспитывать любовь к Коста, гордость за него.

Новые слова

Дзуар, уалыгæс, хъыг кæнын, æдзух, хъару.

Тексты в аудиозаписи

1. Упр. № 1, стр. 35.

2. Упр. № 3, стр. 35.

Оборудование: презентация к уроку о жизни и творчестве Коста,     

                         интерактивная доска, магнитофон, диск.

 

Ход урока

I. Начало урока.

   Показать начало презентации, чтобы учащиеся сделали вывод о теме, над которой будут работать в течение уроков 18-20.

II. Фонетическая зарядка.

Вспомнить стихи Коста.

1. Читают учащиеся.

2. Учащиеся слушают чтение стихов в исполнении мастеров художественного слова.

Тексты в аудиозаписи

1. Упр. № 1, стр. 35

2. Упр. № 3, стр. 35

3. Упр. № 5, стр. 36

Оборудование: интерактивная доска, картины Коста, магнитофон, диск.

 

Ход урока

I. Начало урока.

– Сегодня дальше продолжим работу о жизни и творчестве Коста и послушаем, кто что приготовил к уроку или готовит к следующим 2-ум урокам.

По технологии «Метод проектов» каждый подготовит или доклад, или сообщение, или презентацию по компьютеру. Еще выберем 4-5 человек, которые оформят газету «Нæ уарзон Къоста».

II. Фонетическая зарядка.

1. Повторяются стихи Коста.

2. Можно снять песни на его слова.

III. Проверка домашнего задания.

1. Чтение стихотворения «Коста» выразительно.

2. Ответы на вопросы к стихотворению.

3. Проверка выполнения проектных работ.

(Кому трудно, тем оказать помощь после уроков).

VII. Работа с таблицей.

Выполняется упр. № 9.

Урок 20

                                                         Задачи:

1. Повторить и закрепить знания учащихся о жизни и творчестве Коста.

2. Повторить и закрепить изученные падежи.

3. Повторить внешнеместный падеж (æддагбынатон хауæн).

4. Воспитывать гордость за сына осетинского народа – Коста.

                                           Тексты в аудиозаписи

1. Упр. 3, стр. 35.

2. Упр. 5, стр. 36.

Оборудование: картины Коста, магнитофон, диск.

 

Ход урока

I. Начало урока.

– Сегодня продолжим работу по проектам и еще продолжим работу со следующим внешнеместным падежом (æддагбынатон хауæн), с его вопросами и правописанием окончаний.

 

II. Фонетическая зарядка.

Хором прочитать стихотворение «Иры зарæггæнæг».

III. Проверка домашнего задания.

Проверить, как учащиеся готовят проекты. Если кто-то уже готов, то можно выслушать на этом уроке.

Новые слова

Дурвæткъуы, мондаг кæнын, нæуу, фæз, ахæстон, къалати, хъан, хатын, тулын.

                                         Тексты в аудиозаписи

 Упр. 1, стр. 39.

Оборудование: картинки по теме, интерактивная доска, презентация «Коста»,   

                        магнитофон, диск.

 

Ход урока

I. Начало урока.

Настрой на урок.

 

Фæндзæм къласы ахуыр кæнæм,

Царды бæрзæндтæм иумæ тырнæм.

Абон цæттæ стæм ахуырмæ мах,

Райдайæм кусын иумæ ныр тагъд!

II. Фонетическая зарядка. Упр. 1, стр. 39.

1. Прослушать песню о Коста.

2. – О ком будет дальше идти речь на наших уроках?

3. Можно показать презентацию «Коста» и попросить учащихся прокомментировать ее. (Составление рассказа по картинкам).

План:

1. Бæзонд къæдзæхыл задис дурвæткъуы.

2. Зæронд лæгты ныхас.

3. Къостайы фæндон.

4. Къоста фæбырыд æмæ æрхауд.

5. Къоста фæтарст æмæ лидзынмæ фæци.

6. По плану можно попробовать пересказать текст.

 

Урок 22

                                                         Задачи:

1. Повторить, закрепить и проверить знание новой лексики.

2. Познакомить учащихся с вопросами и окончаниями союзного падежа (цæдисон хауæн).

3. Познакомить со стихотворением Коста «Цъиу æмæ сывæллæттæ».

4. Воспитывать любовь и бережное отношение к животным, птицам.

Новые слова

Къогъо, ауадзут-ма ма фæлтау, хъамы цард мын уæнцон нæу, не схъыг дæ кæндзыстæм, цæр дæхи фæндиаг.

                                               Тексты в аудиозаписи

 Упр. № 1, стр. 39

 Упр. № 9, стр. 41

Оборудование: рисунки по теме, интерактивная доска, магнитофон, диск.

Ход урока

I. Начало урока.

Сообщение темы и целей урока.

II. Проверка домашнего задания.

1. Проверить выразительное, правильное чтение текста.

2. Ответить на вопросы упражнение 4.

3. Проверить пересказ текста по плану.

Урок 23

                                                         Задачи:

1. Проверить выразительное чтение стихотворения  «Цъиу æмæ сывæллæттæ».

2. Повторить и закрепить знание падежей.

3. Познакомить учащихся с памятными местами, связанными с жизнью и деятельностью Коста.

4. Воспитывать любовь к родному краю.

Тексты в аудиозаписи: упр. № 9, стр. 41.

Оборудование: картинки по теме, интерактивная доска, магнитофон, диск.

 

Ход урока

I. Начало урока.

Сообщение темы и целей урока.

II. Проверка домашнего задания.

1. Выразительное чтение «Цъиу æмæ сывæллæттæ».

2. Повторить грамматический материал.

II четверть

 

Уроки 25–27

                                Чи цæмæ бæллы. Хуызæнон хауæн

Урок 25

                                                         Задачи:

1. Познакомить с новой лексикой.

2. Систематизировать грамматические знания учащихся (окончания глаголов в 1, 2, 3 лице единственного и множественного числа настоящего времени.)

3. Совершенствовать навыки правильного, выразительного чтения.

4. Развитие монологической и диалогической речи.

5. Воспитывать и развивать любовь к профессиям.

                                                    Новые слова

Бæллын, хуыйæг, хуыйджыты къорд.

                                            Тексты в аудиозаписи

Упр. № 1, стр. 45.

Оборудование: картинки по теме, магнитофон, диск.

 

Ход урока

I. Начало урока.

Настрой на урок.

Мах рæсугъд сбадтыстæм,

Тынг лæмбынæг хъусæм.

Партæтыл нæ чингуытæ

Мах цæттæ стæм, кусæм.

 

II. Фонетическая зарядка: упр. № 1, стр. 45.

– К какой теме относятся эти слова?

– А кем был Коста?

– А что такое писатель; поэт, художник?

– Профессия – это очень нужная вещь. Вы учитесь, чтобы в будущем выбрать себе хорошую профессию и с удовольствием работать по своей профессии.

– А пока что вы только мечтаете кем-то стать.

– Тема нашего урока «Чи цæмæ бæллы».

Урок 26

                                                         Задачи:

1. Повторить и закрепить новую лексику.

2. Повторить и закрепить знание падежей.

3. Познакомить учащихся с вопросами и окончаниями сравнительного падежа (хуызæнон хауæн).

4. Воспитывать любовь и уважение к любым профессиям.

Тексты в аудиозаписи

 Упр. № 1, стр. 45.

Оборудование: картинки к урокам, интерактивная доска, магнитофон, диск.

Ход урока

I. Начало урока.

Сообщение темы и целей урока.

II. Фонетическая зарядка: повторить за диктором слова упр. № 1, стр. 45.

III. Проверка домашнего задания.

1. Проверить выразительное чтение текста упр. № 5 по ролям.

2. Послушать рассказы учащихся «Кем я хочу стать».

Урок 27

                                                     Задачи:

1. Закрепить и повторить пройденный материал.

2. Учить понимать на слух основное содержание текста.

3. Закрепить вопросы и окончания падежей.

4. Прививать любовь и уважение к любым профессиям.

                                             Тексты в аудиозаписи

Упр. № 12, стр. 48.

Оборудование: картинки к урокам, интерактивная доска, магнитофон, диск.

 

Ход урока

I. Начало урока.

Сообщение урока.

II. Проверка домашнего задания.

1. Спросить правило наизусть.

2. Повторить все падежи с вопросами.

Уроки 28–30

Æрдзы ивддзинæдтæ фæззæджы.

 

Урок 28

Задачи:

1. Повторить и запомнить осенние месяцы на осетинском языке (Рухæны мæй, кæфты мæй, Джеуоргуыбайы мæй).

2. Расширить знания учащихся об изменениях в природе осенью.

3. Закрепить и расширить знания об овощах и фруктах.

4. Совершенствовать навыки монологической речи.

5. Воспитывать бережное отношение к природе.

            Новые слова

Зад уæвын, гом, кæри, цымыдисаг.

                                                      Тексты в аудиозаписи

1. Упр. № 1, стр. 50

2. Упр. № 3, стр. 50

Оборудование: интерактивная доска, картины об осени, картины овощей и фруктов, магнитофон, диск.

 

Ход урока

I. Начало урока.

– Учитель может составить кроссворд на несколько минут, чтобы дети быстро решили и определили тему уроков на 28 – 30.

          1 ф æ т къ у ы
                             2 æ р дз      
      3 ф æ з          
        4 4 з æ х х    
        5 к æ р д о    
6 к æ р д æ г          

 (На доске кроссворд и слова к нему на русском языке. Учащиеся переводят слова на осетинский язык и решают кроссворд на интерактивной доске.)

 

1. яблоко

2. природа

3. луг

4. земля

5. группа

                                                                           6. трава

– Итак. Тема следующих пяти уроков будет об изменениях в природе осенью. С 1-го класса вы изучали времена года, но сейчас мы еще больше углубим свои знания об осенних изменениях в природе в жизни животных, птиц и людей.

II. Фонетическая зарядка.

1. Повторить звуки а-æ, к-къ, х-хъ.

2. За диктором повторить упр. № 1, стр. 50.

Урок 29

Задачи:

1. Совершенствовать навыки правильного чтения.

2. Формировать грамматические навыки.

3. Решить кроссворд.

4. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Тексты в аудиозаписи

1. Упр. № 1, стр. 50

2. Упр. № 3, стр. 50

Оборудование: картины по теме, магнитофон, диск.

 

Ход урока

I. Начало урока.

Сообщение темы и целей урока.

II. Фонетическая зарядка.

1. Повторение и закрепление звуков а-æ; к-къ, х-хъ.

2. Повторить за диктором упр. № 1, 3.

III. Проверка домашнего задания.

1. Закрепление новой лексики по теме.

2. Чтение текста «Фæззæг».

Урок 30

                                                         Задачи:


 

1. Совершенствовать грамматические навыки учащихся.

2. Совершенствовать навыки диалогической речи.

3. Закрепить склонение имен существительных во множественном числе.

4. Расширить знания детей о жизни горных туров.

5. Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: рисунки к теме.

 

Ход урока

I. Начало урока.

Собираются тема и цели урока.

II. Фонетическая зарядка.

Проводится по усмотрению учителя.

III. Проверка домашнего задания.

1. Проверить знание правила.

Уроки 31 – 33

Фæззæг хæхбæсты

Урок 31

                                                         Задачи:

1. Формировать лексические навыки.

2. Формировать грамматические навыки.

3. Выучить скороговорку.

4. Воспитывать любовь к природе.

                                            Новые слова

Æхсæлы, лæджирттæг, мусс, тæгæрбæлас, (уисхъæд), гыркъо, згъæлын, сынк, сынкъ, тæскъ (чыргъæд).

                                Тексты в аудиозаписи

1. Упр. № 1, стр. 56

2. Упр. № 7, стр. 57

Оборудование: картины по тексту, магнитофон, диск.

 

Ход урока

I. Начало урока.

1. Продолжим работу об изменениях осенью в горах. Мы живем в Осетии, а она относится к республикам с горным ландшавтом.

2. На уроках мы познакомимся с изменениями в правописании окончаний имен существительных во множественном числе.

II. Фонетическая зарядка.

1. Повторить произношение звуков з-дз; ц-цъ; с-ш, з-ж.

2. Выполнить упр. № 1, стр. 56

3. Выучить скороговорку.

(Повторить слова: цъуй-работа, цъупп-вершина, цъыбар-цъыбур-щебетанье. Цъимас-цъумас. Цъамист-цъист – это просто слова под рифму. Но цъист кæнын – это прищемить).

III. Творческая работа.

Выполняется упр. № 2, стр. 56.

Урок 32

                                                         Задачи:

1. Совершенствовать навыки правильного выразительного чтения.

2. Познакомить учащихся с правилом правописания суффикса с удвоенным тт перед окончанием.

3. Воспитывать любовь к нашим горам и бережного отношения к природе.

4. Совершенствовать навыки правильного письма.

Тексты в аудиозаписи

1. Упр. № 1, стр. 56

2. Упр. № 7, стр. 57.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 1711; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.11.34 (0.517 с.)