Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Рациональное поведение, идентичность рационалиста и самоидентификация
Цель данного раздела — описать портрет рационалиста и некоторые качества, которые входят в эту идентичность. Для более глубокого описания членов данной группы необходимы дополнительные исследования (например, продолжительное включённое наблюдение). Обратимся к тому, что информанты считают частью рационального поведения, причем не только “позитивные” его стороны, но и “негативные”. Общие для рационалистов ценности, согласно мнению участников формы, — “осознавать, что человек видит мир необъективно”[14] и “иметь непротиворечивые убеждения” (85% и 79% участников опроса отметили этот вариант как качество рационалистов, и эти варианты ответы выбирались чаще всего — 24% и 24% от всех ответов). Соответственно, рационалисты стремятся к улучшению себя (и, если это входит в их цели, окружающих) так, чтобы их суждения о мире были приближены к реальности в необходимой им мере. Для этого приближения есть специфический сленг, карта и территория, где территория — это реальность, а карта — это некоторый её кусок, который человек пытается изучить, понять и проработать так, чтобы уметь хорошо предсказывать, как то или иное действие отразится на территории-реальности. Важное свойство карты — её масштаб (карта 1:1 бессмысленна, слишком маленький “масштаб” не даёт нужное количество информации). По словам информанта 9, в таких же терминах можно описать человека: “у всех у нас довольно плохие карты себя из-за того, что нет хороших методов для того, чтоб себя маппить ” [курсив мой]. Целью рационального общения выступает улучшение самого процесса, чтобы он как можно лучше решал цели рационалистов. Дополнительно 34% респонденты отметили как качество рационалистов умение “при общении с другими людьми говорить на “их языке”. При этом любопытно, что 22% респондентов указали как одно из качеств рационалистов “нелюбовь к общению с другими людьми, особенно не-рационалистами”. Внутри рациональности Юдковского есть два больших направления: рациональность эпистемическая и рациональность инструментальная [15]. Рациональность эпистемическая — это, как описывает это информант 12, “насколько наши модели соответствуют реальности и насколько у нас хорошо получается строить новые модели”. То есть, идеально эпистемически рациональный человек имеет непротиворечивые убеждения, умеет оперировать абстрактными моделями и аккуратно и точно их описывать. Это качество экстраполируют на рационалистов в целом 38% опрошенных. Обратная сторона этой точности — “педантичность / занудство” (70%), “абстрагирование от реального мира, неумение им заниматься или нелюбовь к нему” (20%) и “нецелеориентированность, замена достижения целей разговорами о них” (24%). Рациональность инструментальная описана в примере 1 — это способность индивида к выгодному для себя моделированию реальности и “выигрыванию”, причём масштаб “карты” реальности не обязательно должен быть так близок к реальности, как в случае эпистемической рациональности:
(1) Я: Опиши мне, пожалуйста, кого ты называешь сильным рационалистом. Однако только 16% респондентов включают в компетентность рационалистов “уметь достигать своих целей любыми средствами” (добавим, что не все респонденты считают адекватной формулировкой “любыми средствами” и уточняли, что эти средства должны соответствовать ценностям гуманизма). Кроме того, чаще информанты в интервью указывают, что им ближе эпистемическая рациональность, хотя они же критикуют рационалистов за излишнее “философствование”. Особенно в этом смысле любопытно, что в буклете Кочерги это прямо указывается: “вроде мы недолюбливаем излишние философствования, но при этом не можем перестать обсуждать философские темы”. Рационалисты реальные и рационалисты идеальные расходятся в поведении: идеальные способны к достижению целей и использованию рациональности для улучшения своей жизни, реальные же рационалисты используют рациональность как специфический набор убеждений и речевых практик, которые повышают качество коммуникации, но не обязательно помогают достигать целей.
Теперь обратимся к самоидентификации. В опросной форме второй вопрос касался самоидентификации человека и его отношений с сообществом. Этот вопрос критиковался респондентами как смешивающий понятия “рационалист / рационалистка как адепт философской концепции” и “рационалист / рационалистка как член сообщества”, однако привязка к сообществу неслучайна. Участвует ли человек в жизни сообщества, будь то интернет-общение или посещение мероприятий, — важный параметр, потому как язык или код используется в некоей среде. Изъян выбранной формы ответа, однако, был в том, что он не разделял участие в жизни онлайн-сообщества и в жизни “живого” сообщества. Частично отсутствие этой опции компенсировалось наличием формы свободного ответа. Подобный вопрос также задавался в процессе глубинных интервью: (2) Я: Причисляешь ли ты себя к [рационалистам]? И: Ну, это сложный вопрос. Я не вхожу в сообщество в том смысле, что я не из тех людей, которые, там, часто проводят митапы, встречаются, вот. С другой стороны, какие-то ценности я с ними разделяю, и мне, в принципе, любопытно. Например, вот, насколько мне известно, они все поклонники Юдковского очень большие и "Гарри Поттер и методы рационального мышления" — это чуть ли не любимая, в общем, книжка, с которой происходит [нрзб], вот она мне очень нравится [смеётся] Так что, вот как-то так. [информант 6] Большинство участников формы идентифицировали себя как рационалистов (78%), причём для значительной части опрошенных участие в жизни сообщества было не значимо (65%). Однако для внешних по отношению к сообществу информантов именно вхожесть в круги рационалистов была главной причиной, по которой они себя не считали рационалистами (пример 2), “изнутри” же задавались причины другого порядка: (3) Я: А ты себя рационалистом считаешь? И: Ну как бы... скорее да, люди вокруг меня сказали бы, что я рационалист, но я не могу сказать, что я прям рационалист-рационалист. Я: Ты себя не чувствуешь рационалистом? И: Да, потому что вот у меня большое проседание по инструментальной части, и я только философствованиями занимаюсь. Наверное, полезно иметь какие-то убеждения, коррелирующие, там, с реальностью, всё такое, но надо чё-то ещё делать… [информант 14] Тенденция не причислять себя к рационалистам по причине того, что “не дорос до статуса рационалиста”, причём причины даются как и практические (“я не применяю методы”, N=6), так и эпистемические (“я недостаточно рационален / рациональна”, N=11) проявилась и в ответах на онлайн-форму. В [Felt et al 2017: 47-48, Руденко 2012] обладание определённым научным знанием и использование его практик описывается как принадлежность к “пространствам знания”, в которые указавшие свою несостоятельность респонденты не считают себя вхожими. По словам информанта 12, эти практики в том числе языковые: например, неумение подбирать хорошие аргументы (релевантные, легитимированные производителями научного знания, не содержащими противоречия с точки зрения формальной логики) и вести сложные дискуссии маркируется как негативная характеристика, которая связывается с желанием более делать из рационалистов “сообщество по интересам”, чем “серьёзное научное сообщество”: “у них мало ресурсов или, может быть, они недостаточно умные для high effort-разговоров, [и они] начинают лоббировать сторону “тусовки”" (под high-effort разговорами информант понимает разговоры на сложные темы, например, о теоретических основах рациональности).
Информанты также характеризуют себя и других в зависимости от степени вовлечённости в рациональность, так называемые “сильные” или “хардкорные” и “слабые” рационалисты (например, в примере 1). “Слабые” рационалисты — это люди, которые меньше хотят менять свою жизнь в соответствии с ценностями рационалистов, они более многочисленны, о них говорит, например, информант 8: “людей, которые довольно много читали, которые размышляли над идеями, которые сколько-то мерили на себя [идентичность] рационалиста... и понимают, что это значит, не так много” (в квадратных скобках заменено слово, чтобы сохранить конфиденциальность). Обилие “слабых” рационалистов часто называется причиной, почему люди покидают сообщество. Его также связывают как с событиями внутри сообщества, когда некоторая часть “старых” представителей LessWrong покинула его в ходе конфликта, так и с составом сообщества. Тот же информант 8 говорит об этом так: “Белые программисты тридцати лет, которые на аутичном спектре и перетирают одни и те же темы и… Ну, это как-то становится скучно”. Подводя итог, “правильный” рационалист, согласно типичной для сообщества точке зрения, — это амбициозный человек, который стремится поменять свои взгляды, пользуясь методами, которые легитимированы сообществом как “пространством знания”. При этом этот человек должен быть в состоянии общаться вне сообщества рационалистов (по словам информанта 2, “социально неадаптированный рационалист — это оксюморон”), а также владеть определёнными когнитивными и речевыми практиками: аккуратно описывать и оценивать реальность, уметь вести себя в споре, доказывать и проверять свои суждения, а также менять своё поведение при получении обратной связи. “Реальный” же рационалист — скорее человек, который может точно описывать какие-то окружающие явления, но увеличивает дистанцию с другими людьми, не-рационалистами, не способными оперировать этими системами на том же уровне.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 65; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.202.167 (0.008 с.) |