Описание использованных методов сбора и анализа и собранных материалов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Описание использованных методов сбора и анализа и собранных материалов



Методы сбора и анализа

Данное исследование сочетает количественные и качественные методы. Сочетание методов было выбрано потому, что позволяет рассмотреть предмет с разных сторон и улучшить каждую перспективу: использование количественных методов помогает подтвердить гипотезы, которые проявились в качественных. В роли качественных методов выступали глубинные интервью (4.1), исследование материальных источников (брошюра московского антикафе “Кочерга”; 4.2) и включённое наблюдение в интернет-чатах (4.3), в роли количественных — опрос с помощью онлайн-анкеты (4.4) и анализ частотности слов-маркеров за вторую половину 2019 года (4.5). Для анализа частотных явлений и материалов онлайн-анкеты не используются методы, связанные с нахождением статистической значимости и корреляций. Это связано с особенностью материала, который с трудом поддаётся статистической обработке. Рассмотрим каждый использованный метод.

Полуструктурированные интервью были выбраны основным методом, потому что объект исследования — то, как люди концептуализируют реальность с помощью языка — “не поддается прямому наблюдению” [Штейнберг и др. 2009: 162]. Использование, например, исключительно включённого наблюдения не позволяет вполне понять процесс, стоящий за выбором того или иного способа общения и уровень осознанности этого выбора.

Данные интервью обогащались анализом материальных источников, создаваемых в сообществе, а также данными включённого наблюдения. Избранные источники относились к популяризаторским, то есть их целью было привлечь людей к участию в сообществе. Эти материалы демонстрируют, как члены сообщества воспринимают себя и своё языковое поведение и что хотят транслировать. Включённое наблюдение — это способ посмотреть на сообщество изнутри с минимальным вмешательством, поэтому данный метод даёт обратную перспективу: можно узнать, что участники транслируют друг другу, как поддерживают свою идентичность внутри сообщества [Duranti 1997: 99-102].

Рассмотрим использованные количественные методы. Анкетирование традиционно используется как метод получения объективной информации и для расширения базы информантов [Беликов, Крысин 2001: 205-217]. В данной работе анкетирование используется для проверки предположений об устройстве языковой идентичности и языковой политики сообщества, сформировавшихся в процессе первичного анализа интервью и наблюдения. Исследование частотности касалось некоторых объективных особенностей речевого поведения — в основном это относится к использованию сленга. В анализе частотности автор данной работы опирается на соображение, что использование слов-маркеров указывает на принадлежность человека к какой-либо группе, и изучение текстов, порождаемых группой, может выявить эти маркеры.

Таким образом, данная работа совмещает различные методы исследования для более полного анализа изучаемого явления.

Интервью

В рамках исследования проводились полуструктурированные интервью. Большинство интервью было проведено при помощи программы Skype (видеозвонки) либо через звонок в других мессенджерах (без видео). Два интервью по просьбам респондентов были проведены в форме текстовой переписки в мессенджерах, используются их текстовые логи.

Респонденты привлекались через посты в социальных сетях и через личные контакты в сообществе (методом снежного кома). На разговор приглашались люди, которые 1) только пришли в сообщество, 2) в течение длительного времени находились в сообществе и продолжали причислять себя к нему на момент проведения интервью, 3) ушли из сообщества по каким-либо причинам. По необходимости участвовали и информанты, внешние по отношению к сообществу (“знаю рационалистов, сам не рационалист”). Такой дизайн исследования был выбран, чтобы учесть не только причины, по которым люди попадают в сообщество и остаются в нём, но и сформулировать причины их выхода из сообщества и формирования последующего отношения к нему.

В ходе интервью использовался опросный гайд (см. в Приложении), доступ к которому был только у исследователя. Гайд содержал 55 вопросов, разбитых на 17 тематических групп, включающих в себя функциональные группы (получение согласия и информирование об использовании данных, вопросы, направленные на получение контактов других членов сообщества и т.д.), лингвистические группы (выявление маркеров речевого поведения, свойственного рационалистам) и антропологические группы (вопросы, целью которых было получить описание или оценку самим информантом вышеуказанных коррелятов).

Полуструктурированный формат интервью позволяет отклоняться от заданного гайда, получать интересующую информацию косвенными способами (например, изымать её из ответа на другой вопрос, если эта информация релевантна), а также создавать менее напряжённую для информантов атмосферу общения.

Аудиоматериалы использовались только исследователем. Ответственность за неверные транскрипции и интерпретации целиком лежит на мне.

Включённое наблюдение

Чтение дискуссий в Slack или на страницах LessWrong-сообщества в России ВКонтакте, пребывание в некоторых чатах, куда нас приглашали информанты, а также чтение открытых каналов некоторых рационалистов и рационалисток в Telegram даёт большее понимание устройства коммуникации рационалистов. Большинство этих пространств закрытые (например, для доступа в LessWrong Slack необходима регистрация). Поскольку доступ в некоторые пространства иногда был получен в том числе благодаря помощи контактов в сообществе, использование этих материалов без согласия участников этих чатов ставит под угрозу конфиденциальность информантов и их статус в сообществе. Для того, чтобы не нарушать конфиденциальность этих данных, используются только публичные данные: открытые логи и архивы Slack и данные открытых сообществ ВКонтакте (особенно — открытые комментарии, оставляемые респондентами на посты, связанные с данным исследования). Использование этих данных даёт ценное понимание того, как рационалисты рассматривают процесс дискуссии в интернете.

Наблюдение в пространстве Кочерга не было проведено. Во-первых, было собрано достаточно данных иными методами, чтобы смочь выстроить портрет рационалиста и описать языковую идентичность человека, принадлежащего к этой группе. Во-вторых, из-за эпидемии коронавируса пространство было закрыто для посетителей начиная с середины марта до неопределённого времени (возможно, навсегда в текущей форме). Директор пространства в посте о ситуации[13] указывает, что пространство с высокой вероятностью будет закрыто и переоткрыто в течение двух лет, однако уточняет, что сохранение физического пространства для встреч — цель текущей команды Кочерги.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 117; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.196.211 (0.006 с.)