Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Развитие у детей в 1—4 классах цветовосприятия и формирование навыков работы с художественными материалами и принадлежностямиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В 1 классе в процессе изобразительной деятельности с детьми проводится работа над понятием цвет. Некоторые дети к 1 классу еще используют цвет, любуясь им, не соотнося с реальной окраской предметов, явлений окружающей действительности. Учитель раскрывает темы обобщающего характера: «Разнообразие цвета в природе, в окружающей жизни» и «Цвета радуги», а также разнообразие окраски конкретных предметов (овощей, фруктов, одежды и др.), которые дети будут изображать, при их наблюдении. На занятиях ставится и решается задача установления соответствия предмета и его окраски в момент наблюдения и его изображения в лепке, аппликации и рисунке. Это можно рассматривать как начальный этап работы (установку) к достижению правдивости, передаче сходства в изображении при работе с натуры. Противопоставление ярких, светлых цветов и неярких, темных акцентируется уже в 1 классе при описании состояния «грустно — радостно» при восприятии картин осени в работах известных художников, например живописцев И. Левитана, К. Коровина. Такие темы раскрываются с опорой на знания обучающихся. Названия цветов детям частично знакомы, они расширяются. Используются натурные предметы, которые сопоставляются с изображенными предметами в учебнике (например, в заданиях, в которых требуется изобразить по шаблону фрукты, овощи и затем раскрасить их цветными мелками). Во 2 классе при решении всех поставленных задач у детей развивается цветовосприятие и умения изображать увиденное цветными художественными материалами. Подробно изучаются приемы работы акварельными красками в сравнении с приемами работы гуашью. Особое место уделено способам выделения изображения из фона, поскольку эта важная задача в рисунке и живописном решении самостоятельно детьми не решается. Рисунок выполняется карандашами (простым и цветными), фломастерами, мелками; сразу кистью и краской (например, при рисовании деревьев) или раскрашивание этими художественными материалами силуэта изнутри. Приемы работы, указанные в учебнике, учитель демонстрирует отдельно на крупном формате. Некоторые дети при усвоении приемов работы нуждаются в индивидуальной конкретной помощи со стороны учителя, и он должен ее оказывать. Свойства цвета — сложная тема. К ней подходили в обучении ранее, например при выполнении практических задач на образование фона для предмета, окрашенного в темные или светлые тона, при выделении предмета из фона или при использовании готового цветного фона для изображения. Блок заданий«Цвет. Фон» целиком посвящен работе над развитием цветовосприятия и умения работать красками. «Цвет и изображение в картине». Под этим условным названием во 2 классе объединены задания, при выполнении которых дети закрепляют старые знания и умения работы гуашевыми красками и узнают новое о свойствах и правилах работы акварельными красками, выполняют практические задания. Есть специальное задание «Цвет. Краски гуашь и акварель в сравнении», в котором учителю нужно помочь детям, опираясь на материалы учебника, увидеть и использовать правильно в практической деятельности сходство и различие в свойствах и приемах работы этими средствами живописи. Особое место в заданиях этого блока занимают уроки, в которых дети получают сведения о том, что существуют темные и светлые краски, о возможностях смешения красок с целью их осветления, назначения осветленных красок в работе с цветом. Связь, зависимость фона и изображения в картине дети усваивают в процессе рассмотрения ряда примеров (с. 27). Учитель может показать роль фона с использованием «подвижной аппликации» (белый зайка сначала на фоне белого поля, затем бегущий мимо зеленой елки и т. д.). Эмоциональная составляющая цвета раскрывается детям при выполнении задания «Радостные и грустные цвета» (с. 42—43). Учитель использует для рассматривания представленные в учебнике репродукции картин известных художников, просит детей рассказать, какие ощущения вызывают у них эти картины (радости, грусти), какие цвета использовали в своих картинах художники (яркие, светлые или темные, неяркие, тусклые). Противопоставление ярких, светлых цветов и неярких, темных уже акцентировалось в 1 классе при описании состояния «грустно — радостно» при восприятии картин осени (ясного дня и пасмурного, с тучами на небе). Во 2 классе к нему возвращаются для закрепления и расширения представлений детей, побуждения их к наблюдениям явлений в природе. Над этим заданием дети работают практически, рисуя один и тот же сюжет в солнечную и пасмурную, дождливую погоду. Важное место на занятии занимает рассматривание репродукций картин соответствующего содержания известных художников. При изучении формы и окраски фруктов и овощей и рисовании их с натуры (задания «Фрукты на столе», «Овощи на столе») детей нужно нацелить на практическое установление различий между изображением и фоном. Учитель напоминает детям о том, что нужно стремиться изображать натурные объекты (фрукты, овощи) правдиво в отношении формы и окраски. Кроме этого, нужно учитывать фон, на котором они должны выделяться, а не сливаться с ним (например, если рисуется желтый лимон, груша, красное и темно-зеленое яблоко, то фон лучше нарисовать светло-зеленый и т. д.). Эти задачи решаются с детьми в практической деятельности, с помощью, при подсказке учителя. В 3 классе закрепляются и уточняются образы деревьев, насекомых, человека, животных и насекомых (лошадки, птиц, бабочек и др.). Для развития образов этих сложных по форме объектов, различающихся по цвету, проводится последовательная работа. Сначала дети рассматривают изображения этих объектов в репродукциях картин, затем на занятиях или вне занятий проводят наблюдения в натуре. После этого они лепят или составляют аппликацию целого изображения объекта из частей. Представления о человеке, дереве, птичке, бабочке и др. становятся относительно более пригодными к их изображению в рисунке не только в отношении формы этих объектов, но и их окраски в соответствующие цвета. Приступая к практической деятельности, дети получают установку слепить, нарисовать «похоже», «правдиво» не только по форме, но и по цвету. В 4 классе проводится дальнейшая работа по развитию у детей умений видеть, называть и различать цвет не только по цветовому тону (как красный, синий, зеленый и т. д.). В практической деятельности, при выполнении заданий, приведенных в учебнике, дети знакомятся со свойствами цвета — его светлотными отношениями, наблюдаемыми в природе (цвет светлый — цвет темный, цвет светло-зеленый — цвет темно-зеленый). В процессе деятельности дети узнают о свойствах цвета быть теплым или холодным в зависимости от освещенности солнечными лучами или их отсутствия в тени. Эта учебная задача, важная для живописного изображения, легко и доступно для обучающихся решается в практической деятельности (пока узко, на примере зеленого цветового тона). На четвертом году обучения детям предлагается усвоить материал о жанрах изобразительного искусства. Это темы «Пейзаж», «Натюрморт», «Портрет». Эти темы связаны с развитием цветовосприятия детей и их умений в живописи. Работа над этими понятиями выстроена в порядке усложнения. «Пейзаж» и «Натюрморт» — более доступный материал — даются на базе анализа приведенных в учебнике иллюстраций работ знаменитых художников. Текст для работы над понятиями написан в учебнике доступным для понимания обучающихся языком с опорой на конкретный анализ картин. Его нужно читать вместе с детьми и рассуждать на заданную тему урока. После этого обучающимся предлагается практическая работа на заданную тему урока (нарисовать пейзаж, изобразить с натуры натюрморт). Работа выполняется красками. Тема «Портрет» в живописном решении тесно связана с темой передачи сходства в отношении формы частей головы и лица, в передаче пропорциональных отношений частей и целого. В работе над «Портретом» при его живописном решении у детей включается приобретенный ранее опыт работы с цветом в практической деятельности, жизненный опыт наблюдений (например, портреты близких людей, родителей, бабушек, дедушек). Они узнают, что портрет можно изобразить в рисунке, в живописном решении, в скульптурном исполнении. Учитель снова может использовать в беседе в качестве зрительной опоры картину И. Фирсова «Юный живописец» и доступно рассказать детям, как работает художник над портретом при решении цветовой задачи. Последовательность работы над портретом поэтапно расписана и наглядно представлена для проведения занятия. Тема «Портрета» связывается с темой «Автопортрет». Цветовое решение портрета и автопортрета осуществляется после того, как выполнен рисунок. В учебнике предлагаются предварительные упражнения для наблюдения и изображения частей человеческого лица. Обращается внимание обучающихся на форму и размер носа, глаз, на расположение глаз на овале лица и т. д. Вслед за рассмотрением рисунков в учебнике нужно предложить детям не только понаблюдать признаки формы частей головы и лица, но и наблюдать и искать цветовой тон, в который окрашено лицо, волосы у портретируемого. Для этого нужно предложить детям провести наблюдения, проанализировать натуру. Предлагается определить цвет лица, составить его на пробнике, используя краски гуашь, акварель. После этого сделать предложенные зарисовки из учебника или с натуры. Затем можно переходить к следующему заданию — лепке с натуры и затем рисунку с натуры «Портрет подруги» или «Портрет друга». После этого переходить к работе над автопортретом по той же схеме.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 66; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.1.100 (0.009 с.) |