Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие у детей в 1—4 классах цветовосприятия и формирование навыков работы с художественными материалами и принадлежностями

Поиск

В 1 классе в процессе изобразительной деятельности с детьми проводится работа над понятием цвет. Некоторые дети к 1 классу еще используют цвет, любуясь им, не соотнося с реальной окраской предметов, явлений окружающей действительности.

Учитель раскрывает темы обобщающего характера: «Разнообразие цвета в природе, в окружающей жизни» и «Цвета радуги», а также разнообразие окраски конкретных предметов (овощей, фруктов, одежды и др.), которые дети будут изображать, при их наблюдении. На занятиях ставится и решается задача установления соответствия предмета и его окраски в момент наблюдения и его изображения в лепке, аппликации и рисунке. Это можно рассматривать как начальный этап работы (установку) к достижению правдивости, передаче сходства в изображении при работе с натуры.

Противопоставление ярких, светлых цветов и неярких, темных акцентируется уже в 1 классе при описании состояния «грустно — радостно» при восприятии картин осени в работах известных художников, например живописцев И. Левитана, К. Коровина.

Такие темы раскрываются с опорой на знания обучающихся. Названия цветов детям частично знакомы, они расширяются. Используются натурные предметы, которые сопоставляются с изображенными предметами в учебнике (например, в заданиях, в которых требуется изобразить по шаблону фрукты, овощи и затем раскрасить их цветными мелками).

Во 2 классе при решении всех поставленных задач у детей развивается цветовосприятие и умения изображать увиденное цветными художественными материалами.

Подробно изучаются приемы работы акварельными красками в сравнении с приемами работы гуашью. Особое место уделено способам выделения изображения из фона, поскольку эта важная задача в рисунке и живописном решении самостоятельно детьми не решается.

Рисунок выполняется карандашами (простым и цветными), фломастерами, мелками; сразу кистью и краской (например, при рисовании деревьев) или раскрашивание этими художественными материалами силуэта изнутри. Приемы работы, указанные в учебнике, учитель демонстрирует отдельно на крупном формате. Некоторые дети при усвоении приемов работы нуждаются в индивидуальной конкретной помощи со стороны учителя, и он должен ее оказывать.

Свойства цвета — сложная тема. К ней подходили в обучении ранее, например при выполнении практических задач на образование фона для предмета, окрашенного в темные или светлые тона, при выделении предмета из фона или при использовании готового цветного фона для изображения.

Блок заданий«Цвет. Фон» целиком посвящен работе над развитием цветовосприятия и умения работать красками.

«Цвет и изображение в картине». Под этим условным названием во 2 классе объединены задания, при выполнении которых дети закрепляют старые знания и умения работы гуашевыми красками и узнают новое о свойствах и правилах работы акварельными красками, выполняют практические задания. Есть специальное задание «Цвет. Краски гуашь и акварель в сравнении», в котором учителю нужно помочь детям, опираясь на материалы учебника, увидеть и использовать правильно в практической деятельности сходство и различие в свойствах и приемах работы этими средствами живописи.

Особое место в заданиях этого блока занимают уроки, в которых дети получают сведения о том, что существуют темные и светлые краски, о возможностях смешения красок с целью их осветления, назначения осветленных красок в работе с цветом.

Связь, зависимость фона и изображения в картине дети усваивают в процессе рассмотрения ряда примеров (с. 27). Учитель может показать роль фона с использованием «подвижной аппликации» (белый зайка сначала на фоне белого поля, затем бегущий мимо зеленой елки и т. д.).

 Эмоциональная составляющая цвета раскрывается детям при выполнении  задания «Радостные и грустные цвета» (с. 42—43). Учитель использует для рассматривания представленные в учебнике репродукции картин известных художников, просит детей рассказать, какие ощущения вызывают у них эти картины (радости, грусти), какие цвета использовали в своих картинах художники (яркие, светлые или темные, неяркие, тусклые).

Противопоставление ярких, светлых цветов и неярких, темных уже акцентировалось в 1 классе при описании состояния «грустно — радостно» при восприятии картин осени (ясного дня и пасмурного, с тучами на небе).

Во 2 классе к нему возвращаются для закрепления и расширения представлений детей, побуждения их к наблюдениям явлений в природе. Над этим заданием дети работают практически, рисуя один и тот же сюжет в солнечную и пасмурную, дождливую погоду. Важное место на занятии занимает рассматривание репродукций картин соответствующего содержания известных художников.

При изучении формы и окраски фруктов и овощей и рисовании их с натуры (задания «Фрукты на столе», «Овощи на столе») детей нужно нацелить на практическое установление различий между изображением и фоном. Учитель напоминает детям о том, что нужно стремиться изображать натурные объекты (фрукты, овощи) правдиво в отношении формы и окраски. Кроме этого, нужно учитывать фон, на котором они должны выделяться, а не сливаться с ним (например, если рисуется желтый лимон, груша, красное и темно-зеленое яблоко, то фон лучше нарисовать светло-зеленый и т. д.). Эти задачи решаются с детьми в практической деятельности, с помощью, при подсказке учителя.

В 3 классе закрепляются и уточняются образы деревьев, насекомых, человека, животных и насекомых (лошадки, птиц, бабочек и др.). Для развития образов этих сложных по форме объектов, различающихся по цвету, проводится последовательная работа.

Сначала дети рассматривают изображения этих объектов в репродукциях картин, затем на занятиях или вне занятий проводят наблюдения в натуре. После этого они лепят или составляют аппликацию целого изображения объекта из частей. Представления о человеке, дереве, птичке, бабочке и др. становятся относительно более пригодными к их изображению в рисунке не только в отношении формы этих объектов, но и их окраски в соответствующие цвета. Приступая к практической деятельности, дети получают установку слепить, нарисовать «похоже», «правдиво» не только по форме, но и по цвету.

В 4 классе проводится дальнейшая работа по развитию у детей умений видеть, называть и различать цвет не только по цветовому тону (как красный, синий, зеленый и т. д.). В практической деятельности, при выполнении заданий, приведенных в учебнике, дети знакомятся со свойствами цвета — его светлотными отношениями, наблюдаемыми в природе (цвет светлый — цвет темный, цвет светло-зеленый — цвет темно-зеленый).

В процессе деятельности дети узнают о свойствах цвета быть теплым или холодным в зависимости от освещенности солнечными лучами или их отсутствия в тени. Эта учебная задача, важная для живописного изображения, легко и доступно для обучающихся решается в практической деятельности (пока узко, на примере зеленого цветового тона).

На четвертом году обучения детям предлагается усвоить материал о жанрах изобразительного искусства. Это темы «Пейзаж», «Натюрморт», «Портрет». Эти темы связаны с развитием цветовосприятия детей и их умений в живописи.

Работа над этими понятиями выстроена в порядке усложнения. «Пейзаж» и «Натюрморт» — более доступный материал — даются на базе анализа приведенных в учебнике иллюстраций работ знаменитых художников. Текст для работы над понятиями написан в учебнике доступным для понимания обучающихся языком с опорой на конкретный анализ картин. Его нужно читать вместе с детьми и рассуждать на заданную тему урока. После этого обучающимся предлагается практическая работа на заданную тему урока (нарисовать пейзаж, изобразить с натуры натюрморт). Работа выполняется красками.

Тема «Портрет» в живописном решении тесно связана с темой передачи сходства в отношении формы частей головы и лица, в передаче пропорциональных отношений частей и целого.

В работе над «Портретом» при его живописном решении у детей включается приобретенный ранее опыт работы с цветом в практической деятельности, жизненный опыт наблюдений (например, портреты близких людей, родителей, бабушек, дедушек). Они узнают, что портрет можно изобразить в рисунке, в живописном решении, в скульптурном исполнении. Учитель снова может использовать в беседе в качестве зрительной опоры картину И. Фирсова «Юный живописец» и доступно рассказать детям, как работает художник над портретом при решении цветовой задачи. Последовательность работы над портретом поэтапно расписана и наглядно представлена для проведения занятия.

Тема «Портрета» связывается с темой «Автопортрет». Цветовое решение портрета и автопортрета осуществляется после того, как выполнен рисунок.

В учебнике предлагаются предварительные упражнения для наблюдения и изображения частей человеческого лица. Обращается внимание обучающихся на форму и размер носа, глаз, на расположение глаз на овале лица и т. д. Вслед за рассмотрением рисунков в учебнике нужно предложить детям не только понаблюдать признаки формы частей головы и лица, но и наблюдать и искать цветовой тон, в который окрашено лицо, волосы у портретируемого. Для этого нужно предложить детям провести наблюдения, проанализировать натуру. Предлагается определить цвет лица, составить его на пробнике, используя краски гуашь, акварель.

После этого сделать предложенные зарисовки из учебника или с натуры. Затем можно переходить к следующему заданию — лепке с натуры и затем рисунку с натуры «Портрет подруги» или «Портрет друга». После этого переходить к работе над автопортретом по той же схеме.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 66; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.1.100 (0.009 с.)