Работа над композицией при обучении в 1—4 классах детей изобразительной деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Работа над композицией при обучении в 1—4 классах детей изобразительной деятельности



В 1 классе работа над композицией в рисовании, а также аппликации и лепке с низким рельефом или барельефом начинается с двух позиций:

1) с осознания того, что изобразительная плоскость (лист бумаги) бывает разной формы (прямоугольника, вытянутого по горизонтали или вертикали, квадрата, овала);

2) с установления отношений между изобразительной плоскостью и самим изображением. В учебнике формирование у детей принципов работы над композицией проводится в деятельности на протяжении двух занятий (1-е: «Расположи картинку на листе бумаги красиво»; 2-е: «Расположи, придумай картинку, нарисуй ее»).

От учителя требуются подготовка раздаточного материала (обозначенных в учебнике форм бумаги и соответствующих им по конфигурации изображений объектов), а также разъяснительные демонстрации.

В композиционной деятельности нужно стимулировать детей использовать различия в величине изображаемых предметов. Например, при изображении на листе бумаги деревьев предлагать рисовать их разной величины (высокими и пониже). При изображении домов — лепить их разной этажности, а грибы в аппликации изображать тоже разной величины (с. 53, 84, 98 и т. д.).

Для натюрморта учитель сам подбирает соответствующие предметы, отличающиеся по величине. При этом нужно указывать детям на величинные различия, характеризовать их как красивые, привлекающие внимание. При рисовании пейзажа из нескольких деревьев также нужно подсказывать школьникам, чтобы они использовали в своей работе величинный контраст как выразительное средство. Например: «Нарисуй одну елку высокую, а другую маленькую. Так будет красивее, так бывает в лесу».

Как образец принципов развития у детей работы в области декоративного искусства в работе над композицией представлен урок «Украшай узором. Любуйся, радуйся». Это вводная часть знакомства детей с народным творчеством. Нужна предварительная демонстрация разных предметов, украшенных орнаментом, ритмичным узором. Подчеркивается красота вещи, украшенной узором, ритмичность формы и цвета элементов узора.

Во 2 классе работа над композицией проводится при выполнении заданий на с. 6—7, с. 37 (соотношение изображения и изобразительной плоскости в форме квадрата, овала). На с. 26—27 рассматриваются фон и изображение на картине. На с. 62—63 при выполнении задания «Снеговики во дворе» детей обучают приему работы над композицией с помощью планирования. Обучающиеся рисуют пальцем на бумаге, располагая на изобразительной плоскости объекты, проговаривая: «Вот здесь я нарисую снеговика, вот здесь — дом, рядом — елку». И т. д.

При изображении аппликации-панорамы из елок разной величины (с. 65) детей учат использовать при работе над композицией выразительное средство «величинный контраст».

Вся работа над композицией выполняется с помощью учителя. Таким образом, усвоение детьми законов композиции осуществляется в практической деятельности.

В 3 классе несколько занятий посвящено работе над понятием «ритм» как повторение и чередование формы, цвета, положений в пространстве формы и т. д. Учителю нужно использовать текст в учебнике с использованием демонстраций ритма, исходя из жизненного чувственного опыта детей. Рекомендуется использовать трафарет для достижения ритмичного построения узора.

Учитель помогает детям увидеть ритм в пейзаже, натюрморте, в сюжетном изображении в картинах известных художников (ритм стволов, ритм жердочек в заборе или др.). Учителю при этом желательно подчеркивать рассматриваемый ритм действием руки (ритмичные взмахи).  

В ряде занятий в практической деятельности осуществляется формирование представлений о способах передачи глубины пространства в работе над композицией натюрморта, пейзажа и сюжетного изображения. Детям предлагается рассматривать изображения и, отвечая на вопросы, устанавливать, как расположены предметы (спереди, сзади, где есть загораживание одних предметов другими). Таким образом у детей формируется представление о планах на картинном изображении, загораживании находящихся сзади объектов спереди расположенными — это те составляющие, которые присутствуют в понятии «глубина пространства». Уменьшение объектов в связи с удалением на задних планах школьники начинают учитывать при расширении понятия о глубине пространства в 4 классе.

Среди других важной задачей является формирование у детей более свободного, более самостоятельного и творческого изображения по описанию в сюжетном рисунке на основе сформированных представлений. В помощь этому процессу рекомендуется все же использовать предварительную лепку и затем зарисовку лепки, а потом уже работу над композицией с использованием зарисовок персонажей картинки по заданной теме, с использованием полученных знаний и умений в передаче глубины пространства в сюжетном изображении.

В 4 классе осуществляется работа над композицией при изучении тем «Пейзаж» и «Натюрморт». Этот материал дается на базе анализа приведенных в учебнике иллюстраций работ знаменитых художников. Текст для работы над понятиями написан в учебнике доступным для понимания обучающихся языком с опорой на анализ картин рассматриваемых жанров изобразительного искусства — пейзажей и натюрмортов. Его нужно читать вместе с обучающимися и рассуждать на заданную тему урока. При рассматривании репродукций картин учитель в доступной форме помогает детям увидеть особенности композиций в произведениях известных художников. После этого предлагается практическая работа на заданную тему урока (нарисовать пейзаж, изобразить с натуры натюрморт).

Последние задания в учебнике можно рассматривать как контрольные. В беседе после просмотра иллюстраций с изображением улиц современного города и чтения описания картинки, которую нужно нарисовать, обучающиеся определяются с ее сюжетом и композицией. Чтобы лучше представить свою улицу города, учитель может посоветовать детям посидеть с закрытыми глазами, нацеленно ее вспомнить, затем пальцем порисовать на бумаге, что и где они нарисуют.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 44; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.137.17 (0.005 с.)