Обучение восприятию произведений искусства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обучение восприятию произведений искусства



Теоретические сведения, полезные для учителя

Произведения изобразительного искусства создаются в соответствии с художественно-образной знаковой системой на основе использования специфического художественного языка (графического, живописного, свойственного скульптурному произведению). Основу создания художественного произведения составляют разработанные в теории изобразительного искусства законы (например, теория о специфическом восприятии натуры и рисунка, законы цветовосприятия и живописи, законы композиции и др.). Поэтому для восприятия произведений искусства требуется определенная подготовка. Например, для адекватного восприятия картины (пейзажа, натюрморта, сюжетного изображения, портрета).

Всякая картина может быть рассмотрена, во-первых, с точки зрения изобразительно-выразительных средств и, во-вторых, ее содержания. И эти две позиции, с которых рассматриваются картины, тесно взаимосвязаны. Знания специфики художественного языка способствуют узнаванию изображенных предметов, определению их расположения в пространстве на картинной плоскости, установлению смысловых связей и пониманию содержания произведения в целом.

1. Изобразительные средства, приемы изображения позволяют воспроизводить на двухмерной поверхности объемные предметы (т. е. имеющие трехмерное измерение). Изображение предметов в разных ракурсах, на разных планах изобразительной плоскости (вблизи и вдали) осуществляется посредством трансформации, сокращения формы и величины изображаемых предметов по законам перспективы.

Заслонение одних предметов другими в связи с их разноудаленным пространственным расположением на изобразительной плоскости также осуществляется по закону перспективы.

Для передачи объема изображаемых предметов используются свет и тень. Воздушная перспектива используется для передачи глубины пространства.

2. Узнавание предметов на картине, их расположения в пространстве, по отношению друг к другу не позволит еще, однако, понять содержание картины. Нужно устанавливать пространственные связи, отношения между предметами, логические связи и отношения между изображенными людьми, между людьми и предметами.

Таким образом, наше объективное видение мира отражается в картине при использовании перечисленных изобразительно-выразительных средств.

Как дети воспринимают картины? Насколько они подготовлены понимать их содержание, насколько это связано со знанием и пониманием изобразительных средств, использованных при ее создании?  

В проведенных ранее психолого-педагогических исследованиях, посвященных изучению восприятия детьми картин, дети дошкольного возраста плоскостное изображение предпочитали объемному, изображенную «тень» воспринимали как «грязь». Школьники предпочитали фризовое построение перспективному изображению, не могли объяснить причину уменьшения или объясняли ее неверно (изображенного вдали уменьшенного размера человека называли «этот только рожденный», а человека вблизи увеличенного размера считали, что он реально вырос).

Детей затрудняло необычное ракурсное построение изображения (например, собаки сзади). Оптимальным для узнавания вариантом изображения было профильное изображение собаки.

При восприятии композиции картины детьми дошкольного возраста понимание содержания изображенного затрудняло заслонение предметов. Дети предпочитали картину, где все объекты изображения были видны целиком.

Опыты на восприятие психологической выразительности картины показали, что дети 6—7 лет не понимают смысла изображенной ситуации и эмоций изображенных лиц. Они не понимают, какое отношение к ним имеют изображенные предметы, не устанавливают между ними логических взаимосвязей. Так, на вопрос «грустная или веселая картина» (показывалась картина И. Крамского «Неутешное горе», на которой изображена мать у гроба ребенка) дети отвечали, что веселая, потому что «цветочки красивые».

Таким образом, для развития восприятия картин обучающимися требуется постепенное (доступное для понимания, зачастую просто в деятельности) знакомство с изобразительно-выразительными средствами изобразительного искусства.

Необходимо умелое и целенаправленное руководство со стороны взрослых при рассматривании картин, постоянное речевое общение для достижения понимания их содержания. Нужно помогать детям с помощью вопросов устанавливать разного рода связи между изображенными на картине объектами (пространственные, логические эмоциональные).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 53; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.21.138 (0.007 с.)