Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Формирование представлений, пригодных для изображения, и способов изображения.
Образы деревьев, человека, животных, дома, а также предметов ближайшего окружения (например, посуды, одежды и др.) являются базой для деятельности воображения у детей в их изобразительном творчестве, особенно в рисовании на темы природы, сказочных изображений. Эти образы должны быть в сознании школьников пригодными для изображения (т. е. полными со стороны конструктивных особенностей, хотя бы относительно точными по форме и отчетливыми представлениями). Поэтому работа над формированием образов и их совершенствованием ведется на протяжении всех лет обучения (с 1 по 4 класс) с учетом особенностей и возможностей в изобразительной деятельности у детей с использованием разноуровневой помощи со стороны учителя. На первом году обучения у обучающихся формируются целостные образы предметов, представления о форме этих предметов, а также представления о способах ее отражении в лепке, при составлении аппликации и в рисовании. На этой основе формируются практические умения и навыки в изобразительной деятельности детей. При этом учитывается запаздывание этапов развития изобразительной деятельности, в частности рисунка, а также своеобразие этого развития, которое объясняется особым психофизическим развитием этой категории обучающихся. На первых занятиях внимание детей привлекается к наблюдению осенней природы, падающих осенних листьев, подробному их рассматриванию (дается установка к наблюдению). Листья рисуются с помощью натуры. Их форму дети постигают через обведение шаблонов и раскрашивание листьев внутри нарисованных силуэтов. Таким образом, направленность изучения формы листьев на первых порах ведется через движение руки по контуру листа, через цвет, который больше привлекает и активизирует внимание детей. Далее задания в учебнике выстроены таким образом, чтобы дети постигали форму через работу, связанную с тактильно-зрительным ощущением формы и цветом. С этой целью учитель подготавливает рекомендуемые в учебнике образцы, на которых изображения выполнены в виде штриховых линий (зрительных опор). Используя их, дети дорисовывают форму предметов и затем раскрашивают ее цветными карандашами или фломастерами. Например, изображения шаров и флажков на с. 13, где круглая форма противопоставляется прямоугольной. Изображения простых форм «круга, квадрата и треугольника» на с. 26—27, при изображении которых дети постигают три основные, самые простые формы. Также школьники учатся рисовать не только эти формы после дорисовывания образцов, но и варианты этих форм в виде овалов, прямоугольников, треугольников.
Изображение куклы неваляшки детям предлагается выполнить также с использованием образца по зрительным опорам на с. 51. Это позволяет правильно воспроизвести форму игрушки, соблюдая пропорции частей: головы, ручек, туловища, — по отношению друг к другу. Использование образцов со зрительными опорами позволяет сосредоточивать внимание детей на форме изображаемых объектов, увидеть эту форму при наблюдении натуры. Таким образом дети от тактильно-зрительных ощущений формы (ее контурного очертания) переходят к зрительному восприятию формы. В 1 классе есть темы, связанные с формированием приемов изображения в рисовании, лепке и при работе с бумагой и ножницами при составлении аппликации. Тема «Рисование разных линий, точек» (в учебнике на с. 36—37) занимает особое место, так как связана с периодом развития восприятия ребенка и формирования его изобразительной деятельности в области рисунка. Этот период называется «каракули». У обычных детей этот период проходит в раннем дошкольном возрасте. У некоторых детей он может начинаться в 2—3 года или несколько позднее. Как отмечалось выше, это зависит от того, как рано захотят родители создавать для ребенка условия для занятий рисованием — для действий с карандашом (фломастером) и бумагой. В 1 классе у некоторых обучающихся обнаруживаются значительные трудности в рисовании линий разной конфигурации (прямых, волнистых и др.), простых основных форм (квадрата, круга и др.) и их сочетаний, которые описаны на этапе развития «каракулей» в раннем дошкольном возрасте у нормально развивающихся детей. Этот период у детей с интеллектуальными нарушениями недостаточно освоен и сдвинут по времени. Поэтому в 1 и 2 классах детям предлагаются упражнения на рисование разных линий, точек, и использование их при дорисовывании предметного изображения. Контуры простых геометрических форм дети учатся изображать через лепку, рисование с помощью трафаретов, шаблонов и зрительных опор (с. 24—27; 43). Такие упражнения помогают школьникам не только освоить период «каракулей», но и учиться выделять эти признаки в форме предметов (например, увидеть, что рисовать неваляшку нужно с помощью кругов разной величины и др.), выделять фигуру из фона, вычленяя ее силуэт.
В 1 классе в практической деятельности проводится работа над понятиями, без которых невозможно обучение: «изображать», «украшать», «наблюдать», «рассматривать», «любоваться» и др. Работу над понятиями «изображать», «изображение» учитель увидит на вводном занятии (с. 32—33) и на занятиях практической деятельностью (с. 34—35; 38; 44; 46; 48; 50; 54 и т. д.). Работа над понятиями «разное и похожее» также находит свое место в разработке занятий в учебнике для 1 класса, развивает у детей умение сравнивать. Обучить детей сравнивать важно для правдивого изображения наблюдаемых объектов как со стороны их формы, так и со стороны отражения окраски, выделения из фона и др. При изучении приемов изображения геометрических форм ставится задача изучить формы простые и формы сложные, состоящие из простых. Эти темы нескольких занятий очень важны для развития у детей восприятия формы предметов, вычленения признаков, отражающих конструкцию (строение) объектов наблюдения и для понимания приема их последующего изображения. Простые основные формы детям знакомы (круг, треугольник, квадрат). Нужно помочь детям систематизировать, выстраивать, обобщать и закреплять их знания о простых формах путем сравнения: овал, прямоугольник — это формы, похожие на круг и квадрат. Закрепит знание детей, разрушит штампы показ и изображение разнообразных по конфигурации овалов, прямоугольников и треугольников. Помощь учителя потребуется в узнавании, выделении признаков простой формы при рассматривании предметов простой и сложной формы и в последующем их изображении (например, круг и снеговик; квадрат, треугольник и дом и др.). Этот процесс у детей очень затруднен. Форма и величина предмета взаимосвязаны. Величинный контраст является средством выразительности в изобразительном искусстве. Особенно важно его использование в композиционной деятельности (например, в работе над пейзажем, натюрмортом, в сюжетном изображении). Элементарное понимание различий в величине предметов у детей в целом сформировано в дошкольном периоде обучения (большой — маленький). Однако сериации у детей, возможно, находятся в стадии формирования (большой — поменьше — еще меньше — маленький, и обратно), поэтому в учебнике предлагаются специальные упражнения в рисовании простых форм (круг, квадрат, прямоугольник) на сериации, например от большого круга к маленькому и наоборот (с. 25—27). Во 2 классе формируется и уточняется система образов объектов и способов их изображения в лепке, аппликации и рисунке в процессе выполнения заданий, объединенных в разные тематические блоки (например, «Лето. Осень», «Человек», «Домашние животные», «Птицы в реальности и в сказочном изображении» и др.). В качестве натуры в блоках заданий предлагаются как плоскостные объекты (например, листья, веточки, колосья, цветы), так и объемные (например, человек, животные, насекомые). На занятиях рисованием с натуры ставится задача изображать объект похоже, правдиво.
Во 2 классе расширяются и уточняются образы деревьев. Дети учатся изображать старую ель и сосну, дуб и березу в летний и осенний периоды — в сравнении. Развиваются и образы человека, животных (собаки, кошки, птицы). Чтобы сформировать образы этих сложных по форме (сильно расчлененных) объектов, проводится большая кропотливая работа. Сначала дети рассматривают изображения этих объектов в репродукциях картин (а вне занятий проводят наблюдения в натуре), затем лепят или составляют аппликацию целого изображения объекта из частей. Сформированное представление о дереве, человеке, собаке, кошке, птичке и др. становится относительно более пригодным к его изображению в рисунке. Далее дается установка нарисовать «похоже», «правдиво». В помощь последнему этапу изображения — рисунку объекта — детям предлагаются упражнения (рисование разных линий, замкнутых силуэтов из разных по конфигурации линий; дорисовывание частей до целого изображения или прорисовывание частей в силуэте изображения). Упражнения помогают уточнять образы объектов (они становятся более полными, точными), и детям становится легче усваивать способ их изображения. Во 2 классе школьники знакомятся со строением птичек (с установкой, направленностью на их последующее изображение). Затем они учатся их лепить и рисовать (например, скворца, птичку зарянку), а потом используют эти приемы изображения птиц в сюжетном рисунке, посвященном прилету птиц. В 3 классе закрепляются и уточняются образы деревьев, насекомых, человека, животных и насекомых (лошадки, птиц, бабочек и др.). В качестве натуры в блоках заданий предлагаются как плоскостные объекты (например, листья, веточки, колосья, цветы), так и объемные (например, человек, животные, насекомые). Сложность объектов увеличивается постепенно. Для развития образов этих сложных по форме (сильно расчлененных) объектов проводится последовательная работа. Сначала дети рассматривают изображения этих объектов в репродукциях картин, затем на занятиях или вне занятий проводят наблюдения в натуре. После этого они лепят или составляют аппликацию целого изображения объекта из частей. Формируется представление о человеке, дереве, бабочке и др. Оно становится относительно более пригодным для изображения в рисунке. Приступая к практической деятельности, дети получают установку нарисовать «похоже». Учитель оказывает им необходимую помощь.
В помощь последнему этапу изображения — рисунку объекта — детям предлагаются упражнения (дорисовывание частей до целого изображения или прорисовывание частей в силуэте изображения, использование трафарета). Упражнения помогают уточнять образы объектов (они становятся более полными, точными), и детям становится легче закреплять или усваивать способ их изображения. Образы насекомых на примере бабочки рассматриваются в деятельности как объекты с симметричной формой. Между тем дети не загружаются работой над понятиями «симметрия» и «ось симметрии». В процессе деятельности внимание обучающихся обращается на сходство левой и правой сторон тела бабочки, включающих крылья (как и у других насекомых, например стрекозы). Далее детям предлагается найти еще примеры объектов, у которых форму можно также разделить пополам на две одинаковые части слева и справа (например, лицо человека, любого животного во фронтальном положении (сова и другие примеры). В 4 классе обучение детей изобразительной грамоте осуществляется на основе развития у них структурных компонентов художественно-изобразительных способностей. Важное место здесь уделяется в рамках развития интереса к окружающей действительности развитию умения наблюдать с установкой подробно рассматривать объект наблюдения с целью его последующего изображения. Здесь мы говорим о развитии у детей операций мыслительной деятельности и прежде всего об умении видеть объект целостно (в единстве всех свойств), анализировать, сравнивать, конкретизировать, выделяя существенные признаки данного объекта, и изображать обобщенно, отвлекаясь от них при стилизованном изображении, например в декоративном изображении, решении изобразительной задачи в аппликации. Если наблюдается форма предмета, то формируется умение видеть его общую форму и выделять в ней части, отвлекаясь от цвета. Если проводится наблюдение окраски предмета или явления в природе (например, небо на закате или цвет весеннего неба), то развивается умение различать только цвета и оттенки цвета и т. д. В учебнике задания, сходные по содержанию, так же как и в 3 классе, объединены в блоки, которые могут включать несколько занятий. В качестве натуры в блоках заданий предлагаются как плоскостные объекты (например, листья, веточки, колосья, цветы), так и объемные (например, человек, животные, насекомые). На занятиях по рисованию с натуры ставится задача изображать объект похоже (самостоятельно или с помощью учителя). В 4 классе осуществляется работа над понятиями, без которых на данном этапе обучения становится сложно сообщать детям учебный материал. В учебнике доступным языком изложено, что означает слово «натура». В качестве натуры рассматриваются листья, ветки кустарников и деревьев. Все явления в природе (закат, дождь и прочее) тоже называем натурой (природой, природным явлением). Человек, животные, насекомые — все могут быть натурой, которую можно изобразить похоже в рисунке (зарисовке), скульптуре (лепке), в живописном изображении. Все эти положения рассматриваются на примере репродукций и закрепляются в практической деятельности.
На четвертом году обучения детям предлагается усвоить материал о жанрах изобразительного искусства. Это темы «Пейзаж», «Натюрморт», «Портрет». Работа над этими понятиями выстроена в порядке усложнения. «Пейзаж» и «Натюрморт» — более доступный материал — дается на базе анализа приведенных в учебнике иллюстраций работ знаменитых художников. За этими темами следует тема «Портрет» — более сложная и важная для обучающихся. Она становится привлекательной для них, когда в работу над понятием «портрет» включается практическая деятельность, в процессе которой они опираются на свой жизненный опыт (например, портреты близких людей, родителей, бабушек, дедушек, зачем нужны эти портреты). Школьники узнают, что портрет можно изобразить в рисунке, в живописном решении, в скульптурном исполнении. С опорой на картину И. Фирсова «Юный живописец» учителю несложно будет доступно рассказать детям, как работает художник над портретом. Затем учителю нужно предложить детям попробовать нарисовать с натуры портрет своей подруги или друга, постараться изобразить похоже. Тема «Портрета» плавно сменяется темой «Автопортрет». Почему художники и скульпторы изображают самих себя? Об этом также написано в учебнике. Эти сведения нужно прочитать вместе с обучающимися и обсудить, порассуждать на данную тему. Затем внимание школьников обращается на изучение самих себя («Какой(-ая) я?»), причем не только на внешнюю сторону самого себя, на свою внешность, но и на внутреннюю (какой(-ая) по характеру (например, веселый(-ая) и т. д.), какие личностные особенности, какие интересы в жизни (т. е. чем люблю заниматься) и т. д.). В учебнике предлагаются предварительные упражнения для наблюдения и изображения частей человеческого лица. Заостряется внимание обучающихся на форме и размере носа, глаз (большие—маленькие), на расположении глаз на овале лица (близко или далеко от носа) и т. д. После рассматривания этих рисунков в учебнике нужно предложить детям понаблюдать эти признаки друг у друга, дать им словесное обозначение (с помощью учителя), сделать зарисовки из учебника или с натуры. Затем можно переходить к следующему заданию — лепке с натуры (низкий рельеф) и рисунку с натуры «Портрет подруги» или «Портрет друга». Работа над автопортретом ведется по той же схеме. Конечно, не следует ждать от обучающихся точной передачи натуры в портретах или автопортретах, даже если они выполнены с помощью учителя. Главная идея заключается в том, чтобы дети старались наблюдать за человеком, его эмоциональными проявлениями, формировали представления о себе самом или о том или ином человеке на уровне не только узнавания, но и изучения внутренних человеческих качеств, проявляющихся во внешнем облике. Это пригодится школьникам и в плане решения коммуникативных отношений. Знакомство с жанрами изобразительного искусства продолжается при изучении тем о художниках-маринистах и анималистах. В текстах учебника, которые необходимо прочитать вместе с обучающимися и при необходимости дополнительно разъяснить, дается подробное описание этапов работы художников над картинками, в частности приемов наблюдения и изображения. Практическая помощь учителя может понадобиться детям при выполнении задания по изображению по сырой бумаге волнующегося моря, хотя это задание ориентировано на закрепление формировавшихся ранее умений. Вместо лепки и последующей зарисовки животного или насекомого школьникам, имеющим трудности в обучении, может быть предложен вариант работы в аппликации.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 49; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.151.106 (0.022 с.) |