Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Эстетическое воспитание обучающихся и формирование у них интереса к изобразительному искусствуСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Выявленная у детей определенная неравномерность эстетического развития, разная степень выраженности эмоциональных проявлений помогает учителю выстроить работу в направлении формирования у обучающихся интереса к объектам изобразительной деятельности, вызывания у них положительных эмоциональных, эстетических переживаний, усиления мотивации к изобразительной деятельности. Эстетическому восприятию, проявлению эмоциональных эстетических переживаний, осознанию красоты нужно учить, тем более детей с проблемами умственного развития. Что же нужно при этом учитывать? Прежде всего нужно создавать среду существования, в которой присутствует красота (обращать внимание детей на предметы быта и красивую одежду, дополнять обстановку предметами народного творчества, украшать помещения картинами известных художников; организовать прогулки в зоопарк, лес для наблюдения за животными и пр.). Важно учить детей рассматривать красивые объекты, обращать внимание на природные явления, находить, в чем проявляется красота. На занятиях нужно создавать определенные условия для восприятия натурных объектов, явлений природы, которые мы будем характеризовать словами «красивый», «красивая», «красиво». Наблюдаемые предметы должны быть яркими, характерной, своеобразной, привлекающей внимание формы. Объекты наблюдения предлагается рассматривать в сравнении — так легче выделять их существенные признаки через сходство и различия. Выделенные признаки формы, цвета, изменения частей объекта в пространственном расположении нужно: а) обозначать словом (называть); б) демонстрировать любование (проигрывать свое эмоциональное переживание при восприятии объекта). В учебнике, в верхней части разворота, дается лаконичная установка, которая призывает ученика к сосредоточению на объекте изображения (например, «Наблюдай», «Рассматривай»), к эмоциональному восприятию (например, «Радуйся», «Любуйся», «Веселись»), к эстетической оценке воспринятого («Это красиво»). В 1 классе уже на первом занятии учителю нужно обратить внимание детей на установку и разъяснить ее суть (умение внимательно, подробно и с интересом рассматривать предъявляемый объект, любуясь им) как необходимое условие успешного отражения в рисунке, лепке или аппликации того, что они наблюдают. В последующих занятиях и на всех годах обучения (от 2 до 4 класса) нужно останавливаться на этой установке и спрашивать обучающихся, на что она нацеливает. На первом году обучения детям нужно разъяснить значение слова «любуйся». Для этого учителю нужно демонстрировать любование наблюдаемым объектом. Нужно рассматривать объект не спеша, подробно и с удовольствием, удивляясь красоте его окраски, формы (например, любование цветком, вазой, осенним садом, радугой и т. д.). Для большей убедительности учителю рекомендуется демонстрировать соответствующее выражение лица (мимику), жесты (приложить руку к груди, покачать головой в стороны, вздохнуть), нарочито медленно рассматривать объекты наблюдения (при этом, например, очертить рукой форму предмета и т. д.), обозначить словом свои переживания («как красиво», «красивая форма», «красивый цвет вазы», «как я радуюсь, когда это вижу» и т. д.). На страницах учебников установки «Любуйся», «Радуйся» для наглядности даются в виде изображений одного или двух детей с соответствующей мимикой. Учителю рекомендуется обращать внимание обучающихся на эти символические картинки для контроля состояния во время наблюдения за объектом. Детям можно предложить контролировать это состояние друг у друга. Например: «Посмотри на цветок. Покажи, как ты любуешься им, как радуешься». И т. д. Эстетическое восприятие объектов изображения распространяется и на сам процесс изображения этих объектов в рисунке, лепке или аппликации. Детям нужно предлагать радоваться процессу своей работы, стараться достигать законченности, выразительности изображения, которое бы радовало, позволяло любоваться. Во 2 классе развитие эстетического восприятия объектов и явлений окружающей действительности, понимания красоты остается одной из важных задач процесса обучения детей изобразительному искусству. В эмоциональном состоянии (когда что-либо изображающий человек испытывает радость, удивление, восторг, любуется объектом при наблюдении) обостряется восприятие, образное мышление, творческое воображение. Человек видит и представляет натуру более полно, точно, отчетливо. Ему легче увидеть и выделить существенные свойства, признаки, характеризующие натуру, и изобразить ее правдиво, художественно, творчески. При этом прочувствовать ее красоту, наслаждаясь формой, цветосочетаниями, движением. Во 2 классе, обучая детей изобразительному искусству, учитель должен чаще вспоминать слова скульптора А. С. Голубкиной, которая говаривала своим ученикам: «Работайте, любуясь». Такое указание справедливо для художников, людей с развитым восприятием и воображением. Во 2 классе сохраняются задача создавать среду существования, в которой присутствует красивые объекты, задача обращать внимание детей на эти объекты и учить понимать, в чем проявляется красота. Как на предыдущем году обучения, на занятиях по изобразительному искусству нужно создавать определенные условия для восприятия натурных объектов, явлений природы, которые мы будем обозначать словами «красивый, «красивая», «красиво». Наблюдаемые предметы должны быть яркими, характерной, привлекающей внимание, формы. Их предлагается рассматривать в сравнении — так легче выделять существенные признаки через сходство и различие объектов. Движущийся объект нужно рассматривать в сравнении с таким же в статическом положении. По той же причине, когда нужно изобразить такое явление природы, как пасмурный день, ученику легче выделить его характерные признаки при сравнении с солнечным днем. Нужно: а) обозначать словом (называть) выделенные признаки формы, цвета, изменения частей объекта в пространственном расположении; б) демонстрировать любование (проигрывать свое эмоциональное переживание при восприятии объекта). В 3 классе на уроках изобразительного искусства продолжается работа над развитием эстетических чувств (радости, любования, удивления и восторга), эстетического восприятия, ведется кропотливая работа над развитием понимания слов «красивый», «красиво» с опорой на анализ воспринимаемой натуры, явления в природе и последующий результат в лепке, рисунке, аппликации. Испытывая радость, удивление, любуясь объектом при наблюдении, ребенку легче выделить существенные свойства, признаки, характеризующие натуру, и изобразить ее правдиво, творчески. В процессе такого восприятия и последующего поэтапного изображения под руководством учителя ему легче прочувствовать и понять красоту натуры, учиться наслаждаться формой, цветосочетаниями, движением формы, ритмом в композиционном сочетании форм. Конечно, такое восприятие у детей с интеллектуальными нарушениями и на третьем году обучения нужно продолжать целенаправленно формировать, принимая во внимание уже отмечаемые ранее аспекты: 1) необходимо определять среду существования, в которой присутствует красота, учить рассматривать красивые объекты, природные явления, находить, в чем проявляется красота, демонстрировать состояние восхищения, радости от наблюдаемого, добиваться ответного состояния у обучающихся; 2 ) целенаправленно создавать определенные условия для восприятия натурных объектов, ставитьзадачи при наблюдении явлений природы, обозначать выделяемые признаки словами «красивый», «красивая», «красиво», стимулировать использование этих слов детьми в спонтанной речи; 3 ) наблюдаемые натурные объекты, предназначенные для изображения, должны быть яркими, характерной, привлекающей внимание, формы. Их предлагается рассматривать в сравнении, поскольку существенные признаки легче выделять через сходство и различия объектов (например, формы ваз, овощей, фруктов, человеческой фигуры и т. д.). Движущийся объект нужно рассматривать в сравнении с таким же в статическом положении; 4) результаты детского творчества нужно оформлять в виде выставок, которые следует располагать в определенных закрепленных для этого местах школьных рекреаций (коридоре, холле). В 4 классе развитие эстетических чувств, эстетического восприятия, прилагаемые усилия для развития у детей с интеллектуальными нарушениями понимания красоты окружающего мира и формирование эстетического отношения к окружающей действительности является таким всеобъемлющим разделом работы, который незримо присутствует на каждом занятии. Все содержание учебника и его оформление подчинено этой задаче обучения как одной из важных. Продолжается и кропотливая работа над развитием понимания слов «красивый», «красиво» с опорой на анализ воспринимаемой натуры, произведений искусства, явлений природы и последующий результат в лепке, рисунке, аппликации. На четвертом году обучения продолжается и расширяется в разных направлениях формирование у детей интереса к изобразительному искусству, потребности к изображению наблюдаемых, рассматриваемых объектов и желания научиться способам изображения воспринимаемых с натуры объектов или запечатленных после наблюдения образов в разных видах изобразительной деятельности. Интерес детей кизобразительному искусству продолжает формироваться при знакомстве с работами известных художников, скульпторов в разных жанрах (пейзаже, натюрморте, портрете). Обучающиеся узнают об анималистах, художниках-маринистах. При этом в 4 классе детям в доступной форме, но более подробно раскрываются приемы работы мастеров в этих видах и жанрах изобразительного искусства, значение и особенности работы с натуры и по памяти при формировании образов, пригодных для изображения. Знакомство с произведениями народного декоративно-прикладного искусства направлено на формирование у обучающихся интереса к данному виду творчества, обусловленного потребностью украшать свою жизнь необычными предметами, создаваемыми руками мастеров. Этот интерес можно учитывать при профессиональной ориентации школьников, отличающихся некоторыми способностями к изобразительной деятельности.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 57; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.198.108 (0.007 с.) |