Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Перечислим эти особенности развития у обучающихся восприятия, формирования представлений о предметах и способах их изображения в рисовании.
Вследствие нарушений психического развития при восприятии предметов у таких детей формируются малопригодные (или вообще непригодные) представления для изображения. Они целостны (в них не выражена структура), в них неполно отражены конструктивные особенности объекта, они неточны или вообще неотчетливо представлены в сознании. Рассмотрим, чем же это обусловлено и в чем это проявляется. Дети с интеллектуальными нарушениями плохо осознают даже самую простую форму. Она не отвлечена от конкретного предмета. И дошкольники, и некоторые обучающиеся в 1 классе испытывают трудности в распознании основных геометрических форм (например, при их группировке: к образцу квадрату относят также прямоугольники, треугольники и т. д.). Их затрудняет соотнесение формы тарелки с кругом, тетради — с прямоугольником. Это связано с трудностью выделения фигуры из фона. Все это объясняется несформированностью мыслительных операций анализа, синтеза и отвлечения (абстракции). Такие же неотчетливые, неструктурированные и неполные представления у детей о способах изображения предметов. Обладая такими представлениями о предметах и способах их изображения, обучающиеся способны только на примитивные, упрощенные воспроизведения формы предметов в рисунке. Для их рисунков характерны также статичность, стереотипность и некоторые другие особенности, которые рассмотрим ниже. Примитивными, упрощенными, схематическими изображениями формы предметов можно назвать рисунки предметов, в которых упущены существенные части и детали, что нарушает конструкцию объекта. Например, у человека отсутствуют руки или ноги, нет шеи; на лице нет носа или рта, а иногда отсутствуют вообще все черты лица. Некоторые ученые считают, что в последнем случае ребенок условно обозначил голову кругом, подразумевая, что этот круг вбирает все признаки головы и лица. Такие рисунки принадлежат к стадии «неполной схемы» изображения. Для стереотипности рисунка свойственна неизменность однажды сформированного образа предмета. Однако со временем возможны изменения в плане утраты, утери признаков формы и ее еще большей упрощенности. Дети не осознают, что форму в рисунке можно изменять в связи с наблюдениями натуры, обогащая форму новыми деталями, ракурсами, перспективными изменениями и др. Устойчивое сохранение графических образов — следствие познавательной пассивности детей с интеллектуальными нарушениями.
У обучающихся имеются трудности в осознании конструкции (строении) объекта. Помимо того что дети упускают некоторые важные конструктивные составляющие в изображении объекта, они не понимают пространственных связей между важными частями в конструкции (строении) объекта. Например, у человека руки изображаются от талии, черенок у листа смещается в сторону и т. д. Наряду с этим дети обращают внимание на незначительные признаки, придают им большое значение (например, заклепкам на ручках кастрюли, выключателю у настольной лампы и др.), преувеличивают их в размерах по отношению к изображению объекта. Значительно нарушаются пропорции между частями в одном объекте (человек изображается со слишком большой головой, слишком длинными ногами или руками по отношению к туловищу или, наоборот, рисуется с короткими конечностями по отношению к туловищу, с маленькой головой; дверь 6-этажного дома нарисована до самой крыши, т. е равна шести этажам, и т. д.). Специфическими особенностями рисунков детей с интеллектуальными нарушениями являются логические ошибки в конструкции (строении) при изображении формы объектов (например, рисуют у птички три ноги, в рисунке человека лицо изображено с шестью парами глаз, рук, пальцев; автобус нарисован с огромным количеством колес и т. д.). Перечисленные особенности представлений о форме предметов и способах ее отражения в рисунке свидетельствуют о недостаточной сформированности познавательной деятельности: умений видеть предмет то целостно, то аналитически, умений сравнивать части и целое, о сложности переключения этих мыслительных операций, о несформированности умения ставить перед собой задачу на соизмерение частей и целого, а также о неумении критически рассматривать свой рисунок и искать в нем ошибки. Встречающееся в рисунках повторение частей в строении или конструкции объекта обусловлено также властью инертности, навязчивыми повторениями в сознании детей одних и тех же частей образов (так называемыми персеверациями).
Характерной особенностью рисунков является также наклон формы изображенного предмета в правую сторону (у левшей — в левую). Эта особенность свидетельствует о несформированности пространственной ориентировки, необходимой для проведения вертикальных линий, а также о трудностях двигательного характера, несформированности зрительно-двигательного взаимодействия. Следует отметить существующие у детей этой категории большие различия в формировании представлений и умений передавать в рисунке форму предметов, которые определяются глубиной и тяжестью дефекта их развития.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 37; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.156.50 (0.005 с.) |