Перечислим эти особенности развития у обучающихся восприятия, формирования представлений о предметах и способах их изображения в рисовании. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Перечислим эти особенности развития у обучающихся восприятия, формирования представлений о предметах и способах их изображения в рисовании.



Вследствие нарушений психического развития при восприятии предметов у таких детей формируются малопригодные (или вообще непригодные) представления для изображения. Они целостны (в них не выражена структура), в них неполно отражены конструктивные особенности объекта, они неточны или вообще неотчетливо представлены в сознании.

Рассмотрим, чем же это обусловлено и в чем это проявляется.

Дети с интеллектуальными нарушениями плохо осознают даже самую простую форму. Она не отвлечена от конкретного предмета. И дошкольники, и некоторые обучающиеся в 1 классе испытывают трудности в распознании основных геометрических форм (например, при их группировке: к образцу квадрату относят также прямоугольники, треугольники и т. д.). Их затрудняет соотнесение формы тарелки с кругом, тетради — с прямоугольником. Это связано с трудностью выделения фигуры из фона. Все это объясняется несформированностью мыслительных операций анализа, синтеза и отвлечения (абстракции).

Такие же неотчетливые, неструктурированные и неполные представления у детей о способах изображения предметов. Обладая такими представлениями о предметах и способах их изображения, обучающиеся способны только на примитивные, упрощенные воспроизведения формы предметов в рисунке. Для их рисунков характерны также статичность, стереотипность и некоторые другие особенности, которые рассмотрим ниже.

Примитивными, упрощенными, схематическими изображениями формы предметов можно назвать рисунки предметов, в которых упущены существенные части и детали, что нарушает конструкцию объекта. Например, у человека отсутствуют руки или ноги, нет шеи; на лице нет носа или рта, а иногда отсутствуют вообще все черты лица. Некоторые ученые считают, что в последнем случае ребенок условно обозначил голову кругом, подразумевая, что этот круг вбирает все признаки головы и лица. Такие рисунки принадлежат к стадии «неполной схемы» изображения.

Для стереотипности рисунка свойственна неизменность однажды сформированного образа предмета. Однако со временем возможны изменения в плане утраты, утери признаков формы и ее еще большей упрощенности. Дети не осознают, что форму в рисунке можно изменять в связи с наблюдениями натуры, обогащая форму новыми деталями, ракурсами, перспективными изменениями и др. Устойчивое сохранение графических образов — следствие познавательной пассивности детей с интеллектуальными нарушениями.

У обучающихся имеются трудности в осознании конструкции (строении) объекта. Помимо того что дети упускают некоторые важные конструктивные составляющие в изображении объекта, они не понимают пространственных связей между важными частями в конструкции (строении) объекта. Например, у человека руки изображаются от талии, черенок у листа смещается в сторону и т. д.

Наряду с этим дети обращают внимание на незначительные признаки, придают им большое значение (например, заклепкам на ручках кастрюли, выключателю у настольной лампы и др.), преувеличивают их в размерах по отношению к изображению объекта. Значительно нарушаются пропорции между частями в одном объекте (человек изображается со слишком большой головой, слишком длинными ногами или руками по отношению к туловищу или, наоборот, рисуется с короткими конечностями по отношению к туловищу, с маленькой головой; дверь 6-этажного дома нарисована до самой крыши, т. е равна шести этажам, и т. д.).

Специфическими особенностями рисунков детей с интеллектуальными нарушениями являются логические ошибки в конструкции (строении) при изображении формы объектов (например, рисуют у птички три ноги, в рисунке человека лицо изображено с шестью парами глаз, рук, пальцев; автобус нарисован с огромным количеством колес и т. д.).

Перечисленные особенности представлений о форме предметов и способах ее отражения в рисунке свидетельствуют о недостаточной сформированности познавательной деятельности: умений видеть предмет то целостно, то аналитически, умений сравнивать части и целое, о сложности переключения этих мыслительных операций, о несформированности умения ставить перед собой задачу на соизмерение частей и целого, а также о неумении критически рассматривать свой рисунок и искать в нем ошибки.

Встречающееся в рисунках повторение частей в строении или конструкции объекта обусловлено также властью инертности, навязчивыми повторениями в сознании детей одних и тех же частей образов (так называемыми персеверациями).

Характерной особенностью рисунков является также наклон формы изображенного предмета в правую сторону (у левшей — в левую). Эта особенность свидетельствует о несформированности пространственной ориентировки, необходимой для проведения вертикальных линий, а также о трудностях двигательного характера, несформированности зрительно-двигательного взаимодействия.

Следует отметить существующие у детей этой категории большие различия в формировании представлений и умений передавать в рисунке форму предметов, которые определяются глубиной и тяжестью дефекта их развития.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 37; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.156.50 (0.005 с.)