Краткая история будущего Франции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Краткая история будущего Франции



 

В течение истории рыночного строя у Франции было несколько шансов (а именно три) стать лидирующим государством Европы и центром рыночного строя: в XVII, XVIII и XIX веках. Но по трем причинам ей так и не удалось их реализовать.

Во-первых, Франция всегда уделяла огромное внимание развитию сельского хозяйства, пищевой отрасли, доходам от земельной ренты и бюрократической системе в ущерб промышленности, производственной прибыли, мобильности и технологическим инновациям. Страна всегда жила воспоминаниями о прекрасном прошлом, подчиняясь сильнейшему и уважая бюрократические сословия. Она по сей день выделяет многомиллиардные субсидии на развитие сельского хозяйства, устаревших отраслей промышленности и услуг.

Землевладельческое прошлое считается благородным, а самостоятельно заработанные состояния — подозрительными.

Во-вторых, Франция никогда не была морской державой, не обладала сильным военным и торговым флотом. Она не уделяла должного внимания развитию портов Нормандии и Бретани, плодородные сельскохозяйственные земли которых, тянущиеся вдоль Сены до самого Парижа, смогли бы превратить Париж в центр атлантической торговли. Также Франция не обеспечила крупный прованский порт Марсель сельскохозяйственным тылом, который был необходим для становления торгового центра Средиземноморья. Гавр, первый французский порт, сегодня всего лишь девятый в мире. Оседлая Франция не готова к возвращению кочевничества.

Наконец, в-третьих, Франция не умеет принимать и создавать креативный класс: у нее никогда не было достаточно моряков, инженеров, исследователей, предпринимателей, торговцев, промышленников. Она привечает не ученых, финансистов и основателей предприятий, а теоретиков, артистов, спонсируемых правительством, и администраторов, которые управляли, но не брали на себя риски. Филипп Красивый, Ришелье, Мазарини, Кольбер, Наполеон, Пуанкаре, Пине и множество других увековечили обманчивую славу Франции, с упорством пользуясь методами, которые устарели еще в Брюгге и Генуе XIII века.

Франция никогда не была центром, потому что не желала принимать законы будущего.

Грядущее Франции зависит от того, будет ли она соблюдать законы и правила, сулящие успех: нужно создать «отношенческую» социальную среду и запустить свободный креативный процесс, построить крупный порт и финансовый центр, обеспечить равный доступ всех граждан к новым знаниям, развивать технологии будущего, разработать геополитику и заключить необходимые союзы.

Франция еще может засиять в полицентрическом порядке. Страна сильна: ее население составляет 1 % от общемирового, а доля в мировом ВВП превышает 3 %. Франция — первое в мире туристическое направление; вторая по объему предоставляемых услуг, экспорту сельскохозяйственной и продовольственной продукции и иностранным инвестициям; шестая экономика в мире (четвертый экспортер и пятый импортер); пятый промышленный производитель. Во Франции один из самых высоких показателей эффективности (в расчете на час работы), а объем производства с 1970-х годов увеличился вдвое. Ее дорожная, аэропортовая, гостиничная и телекоммуникационная инфраструктура считается одной из лучших в мире. Она обладает самой эффективной системой социального страхования и трудового права: ни гражданину, ни иностранцу не может быть отказано в предоставлении образования и медицинской помощи. В 2009 году Франция потратила 12 млрд евро на социальные выплаты неимущим; 6 млн людей воспользовались услугами социального страхования, не заплатив взносы; около 13 млрд живут в социальных квартирах (HLM). Продолжительность жизни во Франции увеличивается быстрыми темпами (на протяжении 20 лет — на три месяца ежегодно), а уровень рождаемости остается одним из самых высоких в Европе; следовательно, население медленнее стареет. Граждане аккумулируют сбережения, значительная часть которых остается внутри страны. Благодаря атомной энергетике Франция обладает энергетической независимостью, чем могут похвастаться очень немногие государства.

Во Франции находятся крупнейшие мировые корпорации в ключевых сферах будущего: атомные, нефтяные, газовые, авиационные, фармацевтические, страховые, продовольственные, туристические, эстетические, люксовые, водоочистительные.

Несмотря на высокие налоги немногие уезжают из страны: уровень эмиграции французских выпускников намного ниже, чем в других развитых странах (ситуация лучше только в США, Южной Корее, Японии, Австралии и Испании). Проживающие за границей французы эффективны и предприимчивы, чаще всего работают на французские предприятия. Французские неправительственные организации самые влиятельные в мире. Французский язык остается вторым языком в мире (по крайней мере, в геополитическом отношении): около 250 млн человек говорят на французском (в качестве родного или второго языка); жители 53 государств знают французский, а 29 стран используют этот язык в качестве официального (против 59 и 50 стран, знающих и использующих английский соответственно). Французский — язык управления, обучения, судебных разбирательств, СМИ, торговли, бизнеса и армии в 52 странах.

Франция обладает третьей по размеру киноиндустрией в мире и является одним из лидеров по количеству издаваемых книг на душу населения.

Оптимисты уверены, что грядущие события не могут угрожать счастью Франции: страна очень богата; социальный климат защитит ее от всех волн будущего. Она овладеет технологиями наблюдения и кочевой мобильности; в прошлом ей приходилось бывать и в худшем положении, чем сегодня. Оптимисты считают, что идея упадка — банальная одержимость, завладевшая французскими умами еще в XVIII веке, подпитываемая ревностью к элитам, которые каждый мечтает обезглавить и в ряды которых мечтает проникнуть.

Тем не менее упадок налицо, если сравнить французские показатели с показателями и прогнозами на будущее других развитых стран.

Население Франции работает меньше всех: из 63,4 млн французских жителей работают всего лишь 27,5 млн; годовая продолжительность рабочего времени составляет 1546 часов и является самым низким показателем в мире после Германии (1437 часов), в то время как в США и Японии эта цифра — 1899 часов. Каждый год японцы работают на 13 недель больше, чем французы. Производительность труда во Франции падает с 2000 года: французы, производящие за рабочий час на 5 % больше, чем американцы, за свою трудовую жизнь выпускают на 35 % меньше.

Французская продукция не выдерживает мировой конкуренции: с 2000 года Франция потеряла значительную долю на мировом рынке; многие французские предприятия производят продукцию развивающихся стран по цене товаров из развитых. Практически все крупные, недавно приватизированные корпорации — от промышленных предприятий до страховых компаний — исчезли или были проданы иностранным владельцам. В стране практически не производят номадические товары. Франция мало подготовлена к грядущему гипернаблюдению. Из-за того, что она не может уравновесить расходы инновационным или качественным превосходством, многие французские предприятия перемещаются в другие страны, что вызывает всплеск безработицы и влияет на зарплату. Ценовой прессинг, инициированный потребителями, мешает трудящимся. Дефицит торгового баланса Франции достиг таких показателей, которых страна не знала даже в свои самые худшие времена. Снижающееся с 2004 года внешнеторговое сальдо ушло в минус, а в 2009 году превысило 0,5 % ВВП.

Несмотря на то что многие элитные высшие школы и университеты создают иллюзию успешности, только 12 % французского населения имеют дипломы о высшем образовании; даже Венгрия и Южная Корея обладают лучшими показателями, землевладельческое прошлое дает о себе знать: жизнь человека предопределена его образованием, а оно, в свою очередь, зависит от среды и происхождения. Расходы на одного студента мизерные, меньше расходов на одного лицеиста. При этом Франция всегда боялась своих университетов, а с 1968 года страх усилился: в будущем страна поплатится за ощущение мнимого контроля. Университеты делятся на множество фальшивых высших школ. В мировом рейтинге, который каждый год составляют в Китае, первый французский университет занимает 48-е место; 35 % французского населения в возрасте от 25 до 64 лет даже не окончили вторую ступень средней школы (для сравнения: в Германии — 27 %, в Японии и Великобритании — 16 %, в США — 13 %). Малочисленность креативного класса, особенно нехватка ученых, уже вызывает беспокойство: в США и Японии они составляют 0,9 % экономически активного населения (из них 83 % работают в частном секторе), а во Франции — всего 0,6 % (только 40 % — в частном секторе). Единицы работают над объектами будущего: нанотехнологиями, новыми материалами, цифровой инфраструктурой, экологическими технологиями, В 700 крупнейших мировых корпораций, инвестирующих более 35 млн долларов в проведение исследований, входят 300 американских предприятий, 154 японских, 54 немецких, 41 английское и только 36 французских. Прямое следствие — Франция имеет в два раза меньше промышленных патентов, чем Германия и Швеция.

Во Франции один из самых низких показателей занятости по отношению к общей численности трудоспособного населения; экономический рост создает мало рабочих мест: менее 10 тысяч на 1 % прироста. В стране не развивается малоприбыльная деятельность типа садоводческих служб США или служб нянь в Дании. На протяжении 20 лет даже в периоды значительного экономического роста уровень безработицы не опускался ниже отметки 7 %. И это данные официальной статистики, реально безработных вдвое больше. Более половины работников не достигают пенсионного возраста и уходят на пенсию раньше времени, оказавшись безработными или получив инвалидность. Несмотря на то что уровень безработицы немного снижается наряду с замедлением демографического роста, она довольно продолжительная: канадский служащий в среднем остается без работы четыре месяца, а французскому нужно 16 месяцев, чтобы найти новое место. Каждый четвертый не достигший 25-летнего возраста гражданин Франции не имеет работы; почти половина молодежи, среди которой есть дипломированные специалисты, — безработные.

Все больше людей уходят на пенсию, что в 2005 году уменьшило уровень безработицы на 63 тысячи человек, зато чистый приток на рынке труда (баланс между прибывшими и вышедшими на пенсию) сильно уменьшился — со 108 тысяч в 2004 году до 45 804 в сентябре 2008-го.

Французское общество основано на неравенстве: богатые люди обладают поистине фантастическими состояниями, а средний класс перестал быть отправной точкой для продвижения вверх по социальной лестнице, как это было, например, в 1950 году. 7,9 млн человек живут за чертой бедности, среди них примерно миллион заняты на временных работах. Почти миллион французов живут на минимальный реабилитационный доход. Беднейшие слои населения проживают в гетто. 15 % школьников не могут окончить начальную школу, а в неблагополучных районах эту цифру нужно удвоить или даже утроить; 60 тысяч человек, в большинстве своем — выходцы из таких районов, ежегодно выпускаются, не получив квалификации. Начиная с 1982 года колледжам социальных районов, приоритетных для системы образования, должны предоставляться расширенные образовательные ресурсы, но в реальности там общественные затраты на одного ученика на треть ниже средних общеобразовательных расходов. Франции не хватает 1,5 млн единиц жилья, половина которого представлена социальным жильем.

«Землевладельческий принцип» действует повсюду: в состояниях, заработанных с земельной ренты, на рынке недвижимости, в назначении на ответственные посты элит, в размере государства. За 20 лет государственный аппарат увеличился на миллион чиновников; половина трудоспособного населения занята в государственном секторе и пользуется привилегиями; 200 тысяч служащих по-прежнему собирают налоги при оказании услуг электронного правительства. Государственные затраты и налоги растут быстрее, чем уровень производства. Например, единый социальный налог за 10 лет вырос в четыре раза. На протяжении 15 лет бюджетный дефицит превышает 3 % ВВП.

Как следствие, государственный долг, составлявший 35 % ВВП в 1991 году, вырос до 58 % в 2002-м, до 67 % — в 2006-м, за первый триместр 2008 года достиг 65,3 %, а на конец 2009 года составил 80 %. То есть каждый новорожденный начинает жизнь в роли французского гражданина с личным долгом почти в 20 тысяч евро. В действительности государственный долг намного больше, его следует удвоить, прибавив забалансовые обязательства, например пенсию, которую государство и госорганы должны платить бывшим сотрудникам.

Вес внешнего долга длительное время был незначительным: в 1970-е годы темпы роста ВВП были выше процентной ставки и бюджетный дефицит его не утяжелял. Несмотря на увеличение объема, вес оставался стабильным благодаря снижению процентной ставки: в 1995 году обслуживание внешнего долга составляло 3,8 % ВВП. В 2006 году внешний долг был равен 3 % ВВП, или 15 % государственного бюджета, что равняется сумме подоходного налога. К тому же французский внешний долг меньше накоплений французов, которые по большей части находятся на предприятиях страны. Благодаря евро мы не чувствуем веса этой задолженности: без него с таким внешним дефицитом и задолженностью франк бы уже давно девальвировался.

Экономические трудности влияют на нашу социальную и культурную политику, которой не хватает финансов. Нет у Франции средств и на модернизацию военных сил, дипломатического корпуса. Страна поставила всё на карту ядерного сдерживания, чтобы защититься от участников Варшавского договора и создать единую европейскую рыночную демократию. Сегодня СССР не существует, а строительство единой Европы приостановлено и надолго. У Франции больше нет ни планов относительно ЕС, ни средств для защиты от надвигающихся опасностей. Оборонный бюджет Франции всего лишь десятый в мире, и он в значительной степени тратится на устаревшие истребители модели «Рафаль», неинтересные иностранным покупателям. Мы еще не решили, какую позицию занять между напирающей Америкой, опасными средиземноморскими государствами, набирающей обороты Россией, конкурирующими Китаем и Индией, обнищавшей Африкой, процветающей теневой экономикой, многочисленными агрессивно настроенными пиратами и преступными организациями. А французский бюджет на создание опытно-конструкторских разработок только восемнадцатый в мире. Французский язык является родным только во Франции, валлонской Бельгии, французской части Швейцарии, французской канадской провинции Квебек и в некоторых регионах Африки; по частоте использования при реальном общении он отстает от английского, китайского, хинди, испанского и даже португальского, а в Интернете занимает лишь шестую позицию по распространенности.

Если упадок американской империи только намечается, упадок французского государства уже происходит.

 

Упадок Франции

 

Можно говорить об относительном упадке: на протяжении многих лет благосостояние Франции росло медленнее и меньше, чем во всем мире. Мировой экономический рост превышает 4 %, а Франция с трудом достигает 2 %. Так же обстоят дела с приростом ВВП на душу населения: с 2002 года он лишь замедляется, достигая ежегодной отметки в 0,9 % по сравнению с 2,4 % в США и 2,8 % в остальном мире. Уровень безработицы, который постепенно идет на спад, почти в два раза выше, чем в других европейских странах. Франция, которая еще в 1980 году была четвертым государством в мире по объему ВВП и восьмым по ВВП на душу населения, сегодня восьмая и семнадцатая соответственно. Семнадцатая!

В ближайшие 50 лет стране предстоит пройти через все перипетии, описанные в предыдущих главах. Как и других, ее захлестнет волна гипернаблюдения, самонаблюдения и многое другое. Но будет и своя специфика.

Если сегодняшние тенденции сохранятся, то к 2050 году во Франции станет 70 млн жителей; с 2045 года ее население будет расти только за счет иммиграции. Обстановка в стране изменится: основное население сконцентрируется на оси Лион — Марсель. По южной оси от Тулузы до Монпелье будет проживать много иностранцев, причем это будет очень разношерстная публика. Средних размеров города начнут очень быстро расти.

Через 10 лет, когда американская империя достигнет апогея, уровень жизни французов составит лишь 60 % от американского; по этому показателю Францию превзойдут многие из 11 стран-лидеров. Из-за слишком высокой задолженности политическая власть не сможет убедить народ в том, что все хорошо.

Упадок приобретет всеобщий характер.

Во Франции, как и во многих других странах, факт старения населения повлияет на уровень жизни. К 2025 году Франция все еще будет молодой страной, по сравнению с ближними и дальними соседями: она потеряет только 3 % молодежи в возрасте 15–24 лет (Германия за тот же период лишится 25 % в данной возрастной группе). Но если население Франции продолжит работать так же мало, как сегодня, численность экономически активного населения снизится: в 2010 году каждый четвертый трудоспособный гражданин был в возрасте до пятидесяти лет, а сегодня — лишь каждый пятый. В 2009 году во Франции насчитывалось 12,6 млн человек старше 60 лет, к 2050 году таких станет 25 млн. До 2025 года соотношение 20-59-летних понизится с 54 % до 46 %, но в целом их численность уменьшится незначительно (с 33 млн в 2006 году до 32 млн сейчас). Каждый третий житель будет старше 60 лет. Численность лиц, не достигших 20-летнего возраста, останется чуть более 15 млн (как сегодня), а процентное соотношение лиц, не достигших 20-летнего возраста, и общей численности населения упадет с сегодняшних 25 % до 22 %. Лиц в возрасте 20–59 лет — немного меньше, достигнув к 2034 году цифры в 32,2 млн, а затем и вовсе «застынет» (к 2050 году — те же 32,3 млн).

Численность трудоспособного населения уменьшается, а экономический рост Франции зависит исключительно от увеличения уровня производительности, который весьма нестабилен.

Факт старения населения замаскирует безработицу (около 6 млн уйдут на пенсию до 2020 года), но снизит максимально возможный экономический рост с сегодняшних 2 % до 1 % в будущем. Диспропорция между работающим и неработающим населением ухудшится: коэффициент демографической нагрузки, который показывает соотношение численности людей, находящихся на пенсии, и численности работоспособного населения, достигнет одного работника, в то время как в 1980-х годах на одного пенсионера приходилось четыре работающих, а в 1945 году — пятнадцать. К 2030 году население в возрасте 60 лет будет представлять две трети в возрастной категории 20–60 лет по сравнению с одной третью сегодня, К 2050 году в группу «60+» войдут 80 человек из ста.

Чтобы выплачивать пенсии, нужно либо увеличить пенсионный возраст, либо удвоить налог на прибыль вплоть до 2020 года, либо в два раза увеличить НДС до 2040 года, либо ежегодно принимать в страну 500 тысяч иммигрантов. Либо просто надеяться, что уровень рождаемости взлетит вверх так же быстро, как упал.

В будущем трудящиеся бросят своих пенсионеров (которые на сегодняшний момент сами являются трудящимися) на произвол судьбы и откажутся финансировать пенсионные выплаты. Современное работающее население станет первой жертвой упадка, которого не сумело избежать.

И не единственной: налогоплательщикам тоже придется несладко. Если ничего не предпринять для уменьшения бюджетного дефицита и сдерживания процесса старения населения, к 2020 году государственный долг составит 130 % ВВП. К 2030 году годовые проценты по долговым обязательствам составят 120 млрд евро (против 40 млрд евро в 2006-м). Проще говоря, государственный долг увеличится в три раза и ляжет тяжким грузом на плечи налогоплательщиков. Налоги придется увеличить в три раза. Или все закончится инфляцией, что приведет к увеличению стоимости долга и опять же к повышению налогов.

Гиперкочевники станут более неуловимыми, виртуальные кочевники — беднее.

Во Франции, где традиции государственной службы все еще живы, все очень болезненно воспримут гипернаблюдение и самонаблюдение.

Возникнут новые опасности и угрозы: уязвимый государственный аппарат, шаткое положение среднего класса, старение элит, обострение неравенства, провал социальной интеграции меньшинств, потеря контроля над крупнейшими французскими корпорациями, усиление соперничества с Германией, террористические угрозы. Нравы изменятся так же быстро, как и в других странах.

 

Кризисы завтрашнего дня

 

Если Франция не предпримет никаких мер по борьбе с экономическим и финансовым кризисом, рыночный строй их усугубит. Влиятельные рейтинговые агентства, проанализировав прогнозы, подпортят имидж страны, и она будет вынуждена дороже платить за свои займы на международном финансовом рынке: увеличение процентной ставки только на 1 % повлечет за собой рост долгового и налогового бремени на 8 млрд (каждого).

ЕС и Центральный европейский банк, обеспокоенные падением евро, потребуют от Франции, чтобы она урезала общественные расходы и социальные выплаты, распродала активы. Это вызовет сильную рецессию, обострение безработицы, значительное ухудшение уровня жизни, отток из страны лучших специалистов — директоров предприятий, инженеров, студентов и исследователей. Будет очень трудно обеспечивать расходы на социальную политику (особенно на социальную интеграцию населения). Социальный кризис обострится. Одни предложат Франции выйти из зоны евро. Другие — вовсе покинуть Евросоюз и положить конец демократии. Найдутся и желающие изгнать иностранцев, даже лишить французского гражданства их детей.

Креативный класс переберется в другие страны, и инновационная активность снизится. Это повлечет за собой снижение производительности и, как следствие, — объема производства и прибыли, что еще сильнее осложнит выплату государственного долга. Будет труднее найти средства для модернизации городских инфраструктур, университетов, цифровых сетей, экономии энергоресурсов.

Французы, которые откажутся от привычной жизни, уедут жить к «хозяевам будущего». На ярком примере Франции можно будет проследить процесс дезинтеграции государства.

Трагедия разыграется через 15–20 лет, в то время когда в мире развернется кризис девятой рыночной формы, ужесточатся столкновения между нациями, наемниками и пиратами и три волны будущего столкнутся. Французское государство не сможет этому противостоять. К 2025 году Пятая республика будет старше других режимов. Если Франция ничего не предпримет, ее настигнет необратимый процесс национальной дезинтеграции, и однажды она просто исчезнет с лица Земли, как до этого в вечность уходили другие великие нации.

Именно сейчас, ориентируясь на историю будущего, французы должны осознать свои ресурсы, угрозы и возможности. Чем больше времени пройдет, тем в меньшей степени политики смогут повлиять на происходящее. Еще можно избежать катастрофы и выпутаться из неприятной истории, запустив программу срочных мер вне зависимости от мнения политического большинства.

Я не собираюсь подробно говорить, какие именно реформы нужны, хочу лишь показать общее направление движения. Реформы должны складываться вокруг двух идей: дать будущему то, что мы у него взяли, и позволить стране получить от будущего лучшее.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-08-16; просмотров: 62; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.168.172 (0.029 с.)