Ритуалы и переход на оседлый образ жизни 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ритуалы и переход на оседлый образ жизни



 

30 тысяч лет назад люди начали задумываться о потустороннем мире, о том, куда уходят предки. Тогда и появляется идея о высшей силе — о едином Боге. Каннибализм превращается в жертвоприношение — это соединение с Богом через поедание плоти того, кого Богу отдают. В то же время появляется понятие собственности, развивается язык, усложняется процесс разделения труда: одни строят жилища, другие шьют одежду или обтесывают камни, третьи изготавливают орудия труда и оружие, охотятся, молятся, ухаживают за больными. Женщины подчиняются мужчинам, сыновья и братья несут ответственность за матерей и сестер. Вводятся запреты, чтобы ограничить насилие. Члены одного племени помогают друг другу, вместе работают, воспитывают детей, готовят пищу. Однако они больше не могут ни охотиться, ни собирать, ни потреблять некоторых животных и растения, являющиеся тотемными, ни, главное, — иметь половые связи друг с другом: инцест был запрещен, а женщины могли оставаться в группе.

 

Урок на будущее

Священное принимает эстафету у табу.

 

Продолжительность жизни увеличивается до 30 лет. У людей появляется время на передачу своих знаний и умений потомкам. Они все больше перестают походить на других представителей мира животных.

Постепенно человек познает идею многообразия Бога в соответствии с его проявлениями в природе: огонь, ветер, земля, дождь. Складывается политеизм — религиозное мировоззрение, родившееся из первобытного монотеизма. Священное помогает сформироваться понятию «политика». Устанавливается ритуальный порядок. Человек думает о том, как проводить усопших в мир мертвых: какие сооружать могилы и надгробия и какими церемониями, дарами, жертвоприношениями достичь Бога и защитить живых.

Вождь группы или племени — он же жрец и знахарь — ограничивает насилие, определяя место каждого в культе.

Он устанавливает запреты, отвечает за календарь, охоту и применение силы. Назначаются «козлы отпущения», которые служат посредниками с загробным миром. К ним можно обратиться, спев песню или сыграв на флейте. Лабиринты стали первыми метафорическими изображениями сакральных путешествий.

Люди все еще считают вещи живыми. Они начинают ими обмениваться, как ранее обменивались рабами, женщинами и пленниками, возникает бартер. Практически везде на планете меновая торговля, как и обмен пленными, становится источником насилия, если ею не управлять должным образом. Часто в процессе обмена его участникам запрещено говорить.

 

Урок на будущее

Слово может оказаться смертельным оружием, а рынок опасным, если его не регулировать.

 

20 тысяч лет назад самые развитые приматы, ведущие кочевой образ жизни, поселяются на Ближнем Востоке в теплых климатических условиях. Там они нашли изобилие в его природном воплощении: огромное количество продовольствия (лен, пшеница, ячмень, горох, чечевица) и годных для поимки и разведения животных (собаки, бараны, свиньи, быки, лошади). Некоторые племена переходят на оседлый образ жизни, оставаясь на одном месте на протяжении долгого периода времени и возводя первые каменные дома. Божества-покровители путешествий отходят на второй план. А на первый выходит поклонение солнцу. Так спустя 150 тысяч лет после своего появления люди переходят к оседлому образу жизни. Культ земли ослабевает: боги становятся одновременно повелителями земли и небес.

15 тысяч лет назад кочевые племена из Месопотамии уже роют колодцы, пасут стада диких животных, пока не одомашненных, следят за их приплодом и бережно относятся к природе, данной богами.

В период между 12-м и 9-м тысячелетиями на Ближнем Востоке люди строят жилища, сначала представлявшие собой круглую яму, затем — четырехугольные строения из дерева или кирпича.

10 тысяч лет назад человек изобретает два революционных орудия для охоты на самую быструю дичь, позволяющих увеличить его физическую силу: планку для усиления толкания копья или гарпуна (первый рычаг) и лук (первая силовая установка). В этот период в Месопотамии деятельность людей становится осознанной, они способны предвидеть последствия своих поступков: осушают земли, одомашнивают животных, засеивают поля, делают запасы. При этом продолжительность жизни увеличивается, и у людей появляется больше времени на обучение молодежи. Представления о мире усложняются. Земля и все, что с ней связано (земледелие, полеводство, растениеводство), занимают в космогонии древних главное место. Боги — покровители путешествий — уходят на второй план.

10 тысяч лет назад предпринимаются первые попытки культивирования злаков. На тысячу лет позже, 9 тысяч лет назад, жители Месопотамии начинают скрещивать животных, чтобы получать виды, которые им нужны. Человек становится пастухом. В это же время в Китае развивается другой тип экономического хозяйства, основанный на просе, свиньях, собаках и курах.

Оседлость пришла от охотников, сельское хозяйство — плод труда кочевников, скотоводство — деятельность крестьян. 7 тысяч лет назад на Ближнем Востоке появляются большие поселения, насчитывающие несколько тысяч обитателей. В Месопотамии и Азии, где население уже перешло на оседлый образ жизни, прогресс развивается стремительными темпами. В Центральной Азии племена (сегодня мы называем их монголами, индоевропейцами и тюрками) одомашнивают лошадь, оленя и верблюда. Они изобретают колесо, совершая переворот в наземном передвижении и ведении войны, отправляются завоевывать плодородные земли Месопотамии, Индии и Китая.

Поселения окружают защитными стенами, дома и крепостные стены строят из камня. Правители начинают собирать налоги с людей, чтобы снарядить армию. Зарождаются первые государства, по своей природе оседлые и противостоящие кочевникам. Теперь люди путешествуют и преодолевают огромные расстояния, чтобы продать собственную продукцию или защитить свои поселения от нападений. Они начинают добывать медь и изготавливают из нее наконечники для стрел, а затем, сплавив ее с оловом, получают бронзу.

 

Урок на будущее

Противостояние кочевых и оседлых народов делает людей сильными и свободными.

 

5 тысяч лет назад в Китае под властью одного человека объединяются все более обширные пространства. Здесь зарождается искусство керамики и управления, возникают зачатки письменности. На севере в культуре Яншао развивается сельское хозяйство, основанное на культивировании проса, а на юге, в прибрежных провинциях Цзянсу и Чжэцзян, люди возделывают рис, пришедший к ним с тихоокеанских островов.

С появлением письменности передавать знания становится легче. Из небытия праистории возникает история, записанная в хрониках, и вместе с ней — царские законы. Формируются основы бухгалтерского и финансового учета. И наконец, возникают первые империи.

 

Время империй

 

Шесть тысяч лет назад поселения и племена, занимающие большие территории, начинают объединяться в царства. Сакральное отступает перед силой, жрец — перед воином. Люди обязаны нести трудовую повинность, главная цель — собрать как можно больший урожай. Вещи теряют индивидуальность, превращаясь в артефакты, которыми можно просто обмениваться. Порабощение большинства — непременное условие для свободы меньшинства. Правитель царства — это и государь, и военачальник, и жрец, и повелитель времени и силы, Человекобог. Он единственный может быть захоронен в именной могиле, других предают земле без каких-либо отличий. С появлением правителя возникает понятие личности, с появлением власти и диктатуры человек начинает мечтать о свободе.

Империя образуется, когда правитель начинает контролировать продуктовые излишки. Это позволяет ему защищаться и нападать на других, Если ресурсов для контроля стратегических путей недостаточно, он теряет власть.

В 2697 году до н. э. на севере Китая Хуан-ди (Желтый император) стал первым, чье имя сохранилось в истории. В это же время южнее, в Шаньдуне, складывается культура Луншань. Поселения, окруженные глинобитным валом, объединяются в княжества, в числе которых княжество Сиань. Население разводит крупный рогатый скот и баранов, выращивает пшеницу и ячмень. Однако на всей территории царит хаос и данный этап развития называют периодом десяти тысяч царств.

В это же время в Египте первый западный правитель, оставивший свой след в истории, — Менес — объединяет царства Верхнего и Нижнего Египта и приказывает строить памятники в свою честь. Индоевропейцы и тюрки образуют цивилизации в Северной Индии и Месопотамии; тюрки и монголы возводят города-государства в Месопотамии (Ур, Шумер, Ниневия, Вавилон). Изобретение клинописи позволяет им оставить сведения об одной из первых космогоний — Эпос о Гильгамеше, представляющий собой размышление о желаниях как о двигателе истории. Он стал основой для большинства священных текстов данного региона. В Индии примерно в это же время появляются Упанишады — поэтическое выражение нового взгляда на мир и новой этики отказа от желаний. Так формируются две космогонии.

В 2400 году до н. э. в Египте по приказу фараона Хеопса строится пирамида, которая по сей день носит его имя. Арийцы, монголы, индоевропейцы (скифы, затем — сарматы) и тюрки (хунну и хазары) строят (на Средиземном море, в Китае, Сибири, Центральной Азии и Северной Индии) города с дворцами, домами и крепостями, наполненные произведениями искусства, оружием, украшениями и живущие согласно ритуальным церемониям, управляемые бюрократическим аппаратом. Схема та же — сильнейший контролирует распределение продуктовых излишков. В Китае, к тому времени самом заселенном и активном торговом регионе планеты, возникает металлургия, китайские мастера делают декоративные черепаховые панцири с иероглифическими надписями. Под влиянием философии пяти элементов и гексаграмм из Книги Перемен зарождаются категории инь и ян. В письменных источниках того времени упоминается Желтый император — легендарный правитель и мифический персонаж, основоположник династии Ся.

В дальнейшем эти высокоразвитые цивилизации потеснили другие, пришедшие им на смену, которые часто стремились стереть с лица земли любые следы предшественников.

В 1792 году до н. э. Хаммурапи оставляет после себя свод законов — незадолго до того, как хетты вторглись в Вавилон. В Китае устанавливается династия Шан, под чьей властью возводятся дворцы и городские стены, изготавливаются изделия из бронзы, ритуальные сосуды и гадательные черепаховые панцири с иероглифическими надписями. Индоевропейцы (тохары) дали Китаю боевые колесницы, обеспечив его техническое превосходство над всей Центральной Азией. В 1674 году до н. э. Египет приходит в упадок под натиском гиксосов — воинственных азиатских племен, обладавших колесницами, запрягавшимися лошадьми. Они вторглись в Нижний Египет и основали новую династию фараонов.

В Америке и Африке по мере истощения местных природных ресурсов исчезают другие цивилизации, не знавшие колеса и не имевшие лошадей.

В 1364 году до н. э. в Египте Аменхотеп VI (позднее — Эхнатон) возвращается к монотеизму. Позже, в 1290 году до н. э., его потомок Рамзее II дает отпор хеттам, пришедшим из Месопотамии, и расширяет границы своего царства до невиданных пределов.

В этот период на планете соседствуют, воюют и погибают примерно 50 империй. Становится все сложнее управлять растущими объединениями, требуется все больше рабов, солдат, земель. Имперский уклад начинает терять смысл: одной военной силы явно мало.

Примерно в это время несколько племен, пришедших из Азии, поселяются на берегах и островах Средиземного моря, рядом с уже существующими империями. В отличие от других народов, забаррикадировавшихся в крепостях и подчиненных сельскохозяйственным циклам, микенцы, финикийцы и евреи предпочитают перемены, которые называют «прогрессом». Эти племена тоже почитают предков — их заступников перед богами, любят и обожествляют свою землю, но в мире живых для них существует только право политическое и экономическое. Торговля и деньги — их оружие, море и порты — поле битвы.

В условиях имперского строя постепенно формируется новое общество, кардинально отличающееся от остальных, оно основано на идее свободы. Зарождается то, что позднее мы назовем рыночным строем.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-08-16; просмотров: 68; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.239.195 (0.011 с.)