Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 7. Пятая волна будущего: гипердемократия
Карл Маркс закончил свою последнюю книгу «Критика Готской программы», написанную в 1875 году, таинственной латинской фразой: «Dixi et salvavi animam mearn» («Я сказал и тем спас свою душу»). Словно хотел, чтобы его читатели поняли, что политическая программа, которую он предлагает немецким социалистам, никогда не станет реальностью; будто считал, что никому никогда не удастся обуздать капитализм и его деяния, одновременно воодушевляющие и самоубийственные. Сегодня рыночные демократии прошли значительную часть пути, предсказанного автором «Капитала», а социализм сбился с дороги и зашел в тупик, о котором говорил Маркс. Кажется, человечество уже никогда не сможет жить в свободном, счастливом, многообразном, достойном мире, где царят равенство и уважение. Даже думать об этом кажется бесполезным занятием. Однако когда в 1516 году Томас Мор мечтал о народном избрании правителей воображаемого города Утопии, он и предположить не мог, что четыре века спустя министров его страны будет избирать народ, Б июле 1914 года Жан Жорес размышлял о будущей свободной, мирной, демократической и единой Европе, и ничто не предвещало, что она действительно станет такой спустя 80 лет. Сегодня нужно осмелиться мечтать и верить в будущее. Зародить надежду, поверить в то, что человечество не обречено на саморазрушение: нас не убьют ни наука, ни рынок, ни война, ни глупость, ни злость. Все предвещает постепенную трансформацию человека в товар, обострение неравенства, несправедливости, жестокости; над человечеством нависла тень новой войны; высокоразвитые нации и государства реагируют на варварство варварством, на страх — эгоизмом, на террор — репрессиями. Кажется, следует признать, что человек — не кто иной, как монстр, и наш мир никогда не превратится в планетарную, толерантную, мирную, разнообразную и вместе с тем единую демократию. Однако есть и другие динамические признаки: всеобщее благо придет на смену рынку и войне. Юпитер заменит Квирина и Марса. Спасая человечество от его собственных демонов, на мир обрушится пятая волна будущего. Необходимо отважиться, как это делали великие предсказатели прошлых времен, заглянуть в далекое будущее, по ту сторону заката американской империи, появления полицентрического порядка, гиперимперии и бесчисленных военных столкновений. Тогда станет ясно, что так называемая гипердемократия естественным образом вписывается в историю будущего. Она закладывается уже сейчас, и только от нас зависит, каким будет мир через десятки лет.
Демократическое потрясение
Любая крупная революция подразумевает срочные меры, определенный состав участников, определяющие ценности и идеальные воображаемые учреждения — в повседневной жизни и в идеальной перспективе. Множество захватывающих научных открытий и невероятный технический прогресс, наконец, заставят людей осознать, что мир — «маленькая деревня», в которой можно лучше и дольше жить в достатке и изобилии. Люди поймут, что климат можно стабилизировать, запасы воды и энергоресурсов — иметь в избытке, ожирение и бедность победить и отказаться от применения насильственных методов. Во всем мире воцарится демократия и процветание; компании будут работать во имя всеобщего блага; разногласия разрешатся. Тем не менее осознание всего этого не поможет избежать ни гиперимперии, ни гиперконфликта: человек еще ни разу не смог ничего построить из хороших новостей. Происходящие изменения убедят даже недоверчивых скептиков, что нельзя продолжать жить по-старому: климатические изменения; огромный разрыв между самыми богатыми и самыми бедными; увеличение числа страдающих ожирением и употребляющих наркотики; жестокость и насилие как норма повседневности; ужасающие террористические акты; изоляция богатых; посредственные зрелищные мероприятия; диктатура страховых компаний; жизнь, захламленная всевозможными товарами; дефицит воды и нефти; рост преступности в городах; частые финансовые кризисы; потоки иммигрантов, сначала встречаемых с распростертыми объятиями, а потом — с кулаками наготове; смертоносные технологии; безумные войны; духовная нищета богатейших; опьянение технологиями самонаблюдения и клонирования. Бедствия и неудачи — лучшие проводники перемен. По окончании каждой большой войны люди говорят, что нужно извлекать уроки из прошлого, прощать, но не забывать, строить мир другими способами и навсегда покончить с насилием и жестокостью. Будущим затем обеспокоены представители всех слоев общества, национальностей, культур и вероисповеданий. Понятно, что ни гиперимперия, ни гиперконфликт не смогут создать мир, пригодный для жизни. Появится много политических планов и проектов по урегулированию приграничных споров, решению внутригосударственных конфликтов, обучению людей жизни в гармонии со своим внутренним и окружающим миром. Возможно, эти утопические проекты извлекут на свет божий диктаторы, мечтающие о глобальной спокойной империи. Возникнет новая идеология всеохватывающего, мессианского, религиозного или светского толка, у которой будут свои пророки, книги, священники, полицейские и костры. Тем не менее все равно в мире установится новый порядок: рынок и демократия планетарных масштабов. Позже им на смену придет гипердемократия. Чтобы этот прогноз прояснился для всех, нужно ввести новые понятия. Участники авангарда, которых я называю трансчеловечество, станут руководить (и уже это делают) социальными предприятиями, для которых прибыль — всего лишь одно из средств, а не конечная цель. Трансчеловечество будет представлено альтруистами, гражданами мира, кочевниками и оседлыми одновременно, равными в правах и обязанностях, гостеприимными и уважающими весь мир. Вместе они создадут глобальные институции и переориентируют промышленные предприятия. Для благополучия каждого отдельно взятого человека они сотворят «основные блага» (самое важное — досуг), а для коллективного благополучия — общее благо (главное проявление — коллективный разум). За пределами нового мирового равновесия между рынком и демократией, государственными службами и предприятиями трансчеловечество создаст новый порядок, из которого рынок будет понемногу вытеснен в пользу социальной экономики. Все это представляется невероятным. Кажется, участники таких перемен еще не появились на свет. Но давайте вспомним: когда в январе 1848 года Маркс говорил о скорой победе буржуазии и силе рабочего класса, в Европе еще не было ни одной, ни другого. Он выявил будущих участников истории до момента их появления на мировой арене. Так же надо поступать и сегодня.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2021-08-16; просмотров: 63; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.196.184 (0.005 с.) |