Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Закономерности развития человечества в глобальной эволюции↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
По мнению ученых РАЕН около четырех миллиардов лет тому назад на Земле сложились такие энергетические условия, когда возникло неустойчивое динамическое равновесие первого рода: доминирование на поверхности планеты процессов рассеяния энергии сменилось все более возрастающим во времени и пространстве влиянием процессов концентрации свободной энергии. Вероятно, что в это время и сложились физико-химические условия для протекания эндотермических фотохимических реакций. Произошла первая планетарная перестройка - качественный скачок от неустойчивого равновесия к устойчивому неравновесию, - возникла планетарная система живого вещества. Рождение биосферы можно рассматривать как качественный скачок, до которого на поверхности Земли преобладали диссипативные процессы неживой природы, а после которого стали преобладать антидиссипативные процессы живой природы. Под действием лучистой энергии возникает и необратимо развивается органическая жизнь Земли. При этом, если в неживой природе лучистая энергия является шлаком, своеобразным отбросом дифференциации вещества, то по отношению к явлениям органической жизни она становится причиной, движущей силой, обуславливающей возникновение и развитие живой природы, рис. 4. Рис. 7. Возникновение и развитие живой природы
Любая живая система (клетка, растение, животное, человек) в процессе своего существования проходит определенный "жизненный цикл": рождение, рост, развитие, стагнация, деградация, смерть. На этапах рождение, рост и развитие любой живой объект ведет себя как неравновесная система, удаляющаяся от состояния равновесия. На этапах деградация и смерть любой живой объект ведет себя как неравновесная система, приближающаяся к состоянию равновесия. В "момент" рождения появляется способность совершать внешнюю работу, а в "момент" смерти такая способность исчезает. Живая система переходит в другой класс систем. Примитивный живой организм, получая с питанием поток энергии, преобразует его в процессе жизнедеятельности с некоторым коэффициентом полезного действия и производит продукты своей жизнедеятельности, важнейшим из которых является идентичное воспроизводство себе подобных - самокопирование. Вновь образованные живые организмы (копии) включаются в описанный процесс воспроизводства, чем и обеспечивается рост потока свободной энергии. Но так как, величина потока необходимых для жизнедеятельности популяции ресурсов на планете ограничена, максимальная мощность популяции также ограничена. С истощением запасов невозобновляемых ресурсов мощность популяции будет снижаться. Кроме того, снижение темпов роста популяции происходит в связи с накоплением побочной продукции в окружающей среде, которая оказывает угнетающее воздействие на рост популяции в целом. Следовательно, рост популяции однотипных организмов не обеспечивает устойчивую неравновесность. Необходимо разнообразие видов. Таким образом, в процессе эволюции сохраняют развитие те виды, которые своей жизнью увеличивают эффективность использования потоков свободной энергии за счет увеличения КПД организма или изменения спектра потребляемых веществ и энергии. Эволюция по пути увеличения КПД организмов и популяций приводит последовательно к усложнению и специализации структур организмов, повышению их целостности и к появлению информационно-управляющих механизмов их сбалансированной регуляции с окружающей средой (защитные реакции, управление движением) - нервной системы. Высшим продуктом этого направления эволюции явилась трудовая функция, которая порождает рассогласование в темпах роста, что приводит к конкурентной борьбе за источники мощности и к смене одних видов другими. В 1930 г. Р.Фишер вывел основную теорему естественного отбора, согласно которой более активные особи, лучше использующие энергию внешней среды, вытесняют в процессе смены поколений менее активных особей. Аналогичный вывод следует из второго биогеохимического принципа В.И.Вернадского и принципа устойчивой неравновесности Э.Бауэра. Смена одних видов другими в ходе естественно-исторического процесса всегда сопровождались переходными периодами (циклами), которые фиксировали пространственно-временную границу доминирования одних видов над другими. На этих границах происходит качественный скачок - ускорение развития: заканчивается один цикл и наступает новый: заканчивается "жизненный" цикл (волновой элемент) одного вида и на смену приходит "жизненный" цикл нового вида (другой волновой элемент). Цикличность в эволюции живого вещества обладает четырьмя волновыми динамическими свойствами: - существует начало и конец цикла, определяемые расстоянием между динамически неустойчивым равновесием мощностей конкурирующих систем; - это расстояние в ходе эволюции ускоренно сокращалось при смене одних видов другими; - процесс жизненного цикла имеет волновой характер: амплитуду, длину и частоту; - амплитуда (прирост полезной мощности) на новом цикле выше амплитуды предыдущего, а длина и частота волны - меньше. Магистралью эволюции является ускоряющийся волновой динамический процесс от неустойчивого равновесия к устойчивому неравновесию. В ходе этого процесса и разрешается противоречие между конечностью существования отдельного индивидуума и геологической вечностью явлений Жизни в пользу неубывающего темпа роста потока свободной энергии системы в целом. Так проявляется принцип устойчивой неравновесности в явлениях Жизни, не затронутых трудом и разумом Человека. Со времени отделения рода Homo sapiens от других живых организмов человечество охватывает всю планету. Это явление нельзя назвать случайным, его корни лежат глубоко и подготавливались всем ходом естественно-исторического геологического процесса, связанного с созданием человеческого мозга. Если выделение человека из всех живых организмов есть проявление длительного космопланетарного процесса, то этот процесс получает особое значение благодаря тому, что он создал новую геологическую силу - труд и мышление человека. В современной науке известны различные формулировки закона исторического развития человечества: закон экономии времени; закон роста производительности труда; закон возвышения потребностей. Рассмотрим все три приведенные формулировки объективного закона исторического развития и попробуем установить единство закона, являющего себя в многообразии различных проявлений. Закон экономии времени говорит об исторической тенденции сокращения общественно-необходимого времени на удовлетворение одной и той же общественной потребности. Многочисленные примеры влияния этого закона на практическую деятельность демонстрируются Эмерсоном в его книге «Двенадцать принципов производительности», а также у отечественных авторов. Полный бюджет социального времени делится на две части, сумма которых всегда равна единице (но сами доли могут изменяться), на необходимое социальное время и свободное социальное время. Необходимым социальным временем мы будем называть такую часть полного бюджета социального времени, которую общество расходовало, расходует и будет расходовать на простое «воспроизводство». С другой стороны, во все исторические времена был, есть и будет избыток социального времени над временем простого воспроизводства. Этот «излишек» называется свободным социальным временем. Закон экономии времени гласит: доля необходимого времени по ходу исторического развития уменьшается, а доля свободного времени столь же закономерно увеличивается. Граница между необходимым и свободным временем постоянно перемещается в пользу свободного социального времени. Это перемещение может осуществляться стихийно, а может быть управляемым. В настоящее время мы находимся на том рубеже, когда совершается переход от развития общества к сознательному управлению людьми своей будущей историей. Таким образом, закон экономии времени и есть тот закон, который прокладывает свой путь через хаос кажущихся блужданий, сокращая (экономя) необходимое время и увеличивая долю свободного времени. Именно этим путем совершается скачок из царства необходимости в царство свободы. Наряду с тенденцией сокращения общественно необходимого времени существует и тенденция прямо противоположная - к увеличению необходимого времени. Ее порождает рост количества потребностей, удовлетворение которых входит в понятие общественно необходимого времени. Однако, несмотря на этот рост, выпуск продукции в единицу времени не уменьшается. Имеет место непрерывный рост производительности труда - другая форма проявления закона экономии времени. С ростом производительности труда сокращается необходимое социальное время на удовлетворение одной и той же потребности. Этот рост производительности труда осуществляется за счет: · роста энерговооруженности труда; · роста коэффициента полезного действия машин, механизмов и технологических процессов; · роста социального коэффициента полезного действия, который показывает ту часть выпускаемой продукции, которая действительно превратилась в удовлетворяемую потребность. Система «Человечество-Природа» объединяет в себе два сопряженных процесса: активное воздействие на окружающую среду и использование обществом потока ресурсов, полученных в результате этого воздействия. Эти процессы объединены понятием процесс жизнедеятельности или трудовой процесс. Затрачивая поток (мощность) P, общество по прошествии времени получает в свое распоряжение поток ресурсов, измеряемый величиной N. Эти ресурсы общество использует в своей жизнедеятельности для производства материальных и духовных благ. Отношение P к N есть измеритель эффективности использования обществом полной мощности. Отношение полной мощности N к затраченной на ее получение Р есть измеритель потенциальной способности системы к расширенному воспроизводству. Величина находящейся в распоряжении общества полной мощности N является определением потенциальных возможностей, величина Р - мерой реальных возможностей оказывать воздействие на окружающую среду. В соответствии с данным пониманием: развитие - это повышение эффективности использования мощности, имеющейся в распоряжении общества. Но за повышением эффективности стоит рост КПД технологий и рост качества управления. Этот рост может произойти только в том случае, если обществом реализованы определенные идеи, обеспечивающие рост его возможностей. Наличие идей означает знание и понимание: как может быть увеличен КПД машин, механизмов и технологических процессов и как может быть улучшено качество управления, в большей мере удовлетворяющее общественные потребности. Следовательно, необходимым условием процесса общественного развития является наличие идей, появляющихся в сознании отдельных индивидуумов, для роста возможностей общества. Можно следующим образом классифицировать научные идеи, которые обеспечивают рост возможностей общества как целого. Первый класс - это идеи о новых источниках мощности более эффективных, чем старые. Второй класс - это идеи новых машин, механизмов и технологических процессов с более высоким коэффициентом полезного действия. Третий класс - это идеи о повышении качества управления о более точном соответствии выполняемых работ общественным потребностям, о более совершенном механизме общественного устройства. Но, факт наличия идей является только необходимым, но не достаточным условием развития. Требуется время на практическую реализацию идеи; включая весь «жизненный цикл» идеи от ее «рождения» до превращения в работающую систему. Время реализации идей, само по себе, не обеспечивает непрерывность процесса развития. Необходимо расширенное воспроизводство идей, где каждая новая идея повышает эффективность старой, обеспечивает непрерывность роста эффективности использования полной мощности. Но за каждой идеей стоит человек - творец идеи. Следовательно, речь идет о воспроизводстве, формировании людей, способных генерировать новые идеи непрерывного развития общества. Итак «круг» замкнулся. Необходимым и достаточным условием непрерывного развития общества являются люди, способные выдвигать и воплощать в жизнь идеи, которые обеспечивают при их реализации рост возможностей общества. В то же время растущие возможности общества используются наиболее эффективно, если общество формирует человека, способного выдвигать и воплощать в жизнь идеи. Сформулированные условия являются справедливыми для любого типа общества, любой страны, любой организации, независимо от ее политического устройства и формы собственности. Оценка целесообразности идей есть оценка их вклада в темпы роста производительности труда во всей системе общественного производства. И эта оценка существует не только для текущего времени, но и для перспективы. Если в результате реализации идей общество обеспечит неубывающий темп роста эффективности использования полной мощности не только для настоящего времени, но и в будущем, то оно сохраняет свое развитие не только в текущее время, но и в перспективе. Целостность исторического процесса сохранения развития общества достигается непрерывным процессом формирования и утилизации идей, обеспечивающих неубывающий темп роста эффективности использования потенциальных возможностей общества, неубывающий темп роста полезной мощности, или производительности труда в системе общества как целого. Целостный исторический процесс сохранения развития есть устойчивое развитие общества. Другими словами: общество развивается устойчиво, если имеет место исторический процесс - сохранение неубывающего темпа роста эффективности использования полной мощности во все времена, или неубывающий темп роста полезной мощности не только в настоящее время, но и в будущем. Процесс генерации идей, за счет которых и осуществляется сохранение развития общества, является весьма специфическим процессом всеобщего труда - труда как творчества. Начальные ростки «творчества», в историческом развитии общества, предполагают наличие большого количества свободного времени, которое можно рассматривать как необходимое в новом смысле, как время, которое является необходимым не ради простого воспроизводства, а необходимым для развития, для формирования всесторонне развитой творческой личности. Система «неисчезающих потребностей», удовлетворение которых было, есть и будет необходимо в любое время и в любой стране. Так как, подлинной целью общественного производства всегда было, есть и будет производство человеческой Личности. Это означает, что каждая удовлетворяемая человеческая потребность формирует ту или иную особенность, ту или иную сторону Личности. При такой постановке вопроса каждый предмет потребления есть «орудие» производства человеческой Личности. Исходя из человека как «меры всех вещей», и следует рассматривать «полный жизненный цикл» Личности от момента формирования семьи и рождения ребенка до момента «ухода в мир иной». При конкретном анализе сложившейся ситуации легко заметить, что не все потребности, количество которых возрастает по ходу исторического развития, могут быть удовлетворены в данный момент времени, в данную историческую эпоху и в данной стране. На удовлетворение каждой потребности - как общественной, так и индивидуальной - общество вынуждено расходовать время. Этот расход «рабочего времени» на удовлетворение той или иной потребности имеет тенденцию к уменьшению. Результатом сокращения необходимого времени является образование "свободного" времени, которое люди могут расходовать на удовлетворение новых потребностей. Здесь и лежит ключ к закону возвышения потребностей. Он звучит так: чем меньше рабочего времени требуется обществу для удовлетворения неисчезающих потребностей, тем большим свободным временем оно будет располагать для удовлетворения новых потребностей как текущих, так и будущих. История - это практическая деятельность преследующих свои цели людей. Любое изменение потребностей и возможностей общества есть результат этой деятельности. Естественно, что переход к устойчивому развитию невозможен без согласования практической деятельности с требованиями сохранения развития Человечества. Но за практической деятельностью людей стоят их потребности, интересы, намерения, цели. Без них в истории ничто не делалось, не делается, и не будет делаться. Обычная логика рассматривает понятия потребность и возможность как полярные противоположности, в то же время налицо их диалектическая связь, которая имеет следующий вид: всякая удовлетворенная потребность (или реализованный интерес, или достигнутая цель) есть новая или возросшая возможность, всякая новая возросшая возможность воспринимается как удовлетворенная потребность, интерес, цель. Для заданного времени мерой возможностей является мощность, которой располагает в это время социальный субъект. Мерой потребностей является возросшая мощность, которой субъект в данное время не располагает, но которую ему необходимо иметь для своего сохранения, роста и развития. Эта пара – «возможность-потребность» - обозначает противоречие, или (говоря на языке системного анализа) проблему, как разность между имеющейся и требуемой мощностью. Разрешение этого противоречия, или решение проблемы, осуществляется с помощью идей, возникающих в головах людей. Реализация этих идей обеспечивает разрешение противоречия, то есть минимизацию разности между имеющейся и требуемой мощностью, обеспечивает процесс удовлетворения потребностей и соответствующий рост возможностей. В целом, процесс разрешения противоречий (решения проблем) представляет поднимающуюся спираль - возвышение потребностей, где на их удовлетворение требуется меньше социального времени. Описанный процесс является идеализированным, однако, из кажущейся случайности интересов, намерений, желаний, потребностей отдельных индивидуумов и формируется естественно-историческая закономерность, которая приводит к росту возможностей общества как целого. Таким образом, источником исторического развития общества является противоречие (проблема) между его возможностями и потребностями. Это противоречие разрешается с помощью идей, реализация которых обеспечивает рост возможностей и удовлетворение потребностей. Следовательно, движущей силой исторического развития общества являются люди, члены общества, способные генерировать и воплощать в жизнь идеи, обеспечивающие рост возможностей не только для текущего времени, но и в будущем. Цель управления обществом - его устойчивое развитие как хроноцелостный процесс удовлетворения потребностей настоящего и будущих поколений. За четыре миллиарда лет биосфера выполнила огромную подготовительную работу, результатом которой пользуется каждый человек. Однако, на эту работу не было затрачено ни одного цента, но было затрачено колоссальное количество времени и свободной энергии. И все эти затраты были эффективными. На протяжении четырех миллиардов лет шел закономерный процесс роста свободной энергии. Результатом этого процесса явился разум человечества - его способность продолжить работу и нести ответственность за ее эффективность. Продолжая логику С.А. Подолинского, учеными РАЕН в работе [83] показано и математически обосновано, что все основные социальные, экономические, научно-технические, ресурсные элементы и показатели развития экологически совместимы и выражаются в терминах устойчиво измеримых величин. Все они имеют в качестве базовой величины - мощность. Это означает, что экологически нет препятствий для согласования практической деятельности с естественно-историческими законами развития. А это значит, что экологически нет препятствий для перехода к устойчивому развитию, которое и возможно только тогда, когда практическая деятельность, не противоречит естественным законам развития.
Общественное развитие, какую бы форму оно ни принимало, будет неизбежно ограничено рамками оставшейся зоны достижимости. Все, что выходит за пределы этой зоны, является фикцией и лишь затрудняет процесс обсуждения. Тем не менее, и внутри зоны достижимости присутствует достаточно широкий спектр возможных вариантов и путей развития. Это оставляет возможность выбора, а также привносит элементы субъективного выбора и неизбежности этических решений. Общепринятым считается определение устойчивого развития, предложенное Всемирной комиссией по окружающей среде и развитию (МКОСР) - «удовлетворение потребностей нынешнего поколения, без ущерба для возможности будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности». В условиях реализации НИОП «Хрематистика» это не более, чем ни к чему не обязывающая метафора. Существует множество других определений устойчивого развития, представляющих собой конгломерат философских, экологических, социальных, экономических, технических и других аспектов, не обладающих единством, поэтому, мы не будем их здесь перечислять. Наиболее четким и убедительным пониманием устойчивого развития человечества в его связи с развитием интеллектуальных возможностей человека является ряд определений, данные учеными МНШ устойчивого развития им. П.Г. Кузнецова: · Целью исторического развития общества является его устойчивое развитие как хроноцелостный процесс удовлетворения потребностей настоящего и будущих поколений. · Движущей силой исторического развития общества являются люди, способные генерировать и реализовывать в жизнь идеи устойчивого развития. · Воспроизводство и формирование людей, способных генерировать и воплощать идеи непрерывного развития общества – основная идея и правило концепции Устойчивого развития человечества.
Кратко обоснуем основное правило устойчивого развития человечества.
Ключевой вопрос, без решения которого невозможно вести обсуждение путей устойчивого развития, можно поставить так: «Существует ли объективный закон исторического развития человечества?» На этот вопрос возможны только два ответа - либо такой закон исторического развития существует, либо такого закона вообще нет. Позиция ученых, не признающих объективного закона исторического развития человечества, особенно уязвима, так как при отсутствии объективного закона сам факт «осуждения» или «одобрения» тех или иных поступков можно рассматривать как проявление «субъективизма» (и прочих «измов»), которые эти люди ставят в упрек другим. Иное положение в той группе ученых, которые признают существование объективного закона исторического развития. Если они сличают конкретные решения конкретных людей на соответствие объективному закону исторического развития, то они могут оценивать эти решения объективно. Если лицо, принимающее те или иные решения, не знает самого закона истории, то его поведение выражает «субъективизм» лишь потому, что оно «не ведает, что творит». Субъективное управление рано или поздно входит в противоречие с объективным законом и порождает проблемы, кризисы, конфликты. Учение о биосфере-ноосфере неразрывно связано с идеей естественно-исторического процесса развития. В учении о биосфере-ноосфере рассматриваются «все формы жизни в их взаимной связи». Живое вещество охватывает все формы жизни на протяжении всей истории, живое вещество - не тело, а процесс! История природы и история общества оказались связанными в единую неразрывную цепь эволюции, или развития. Если понять то, что сделано в учении о биосфере-ноосфере, то мы выбрались из этого «тупика», а если пренебречь этим результатами, то мы остаемся в этом же самом «тупике». Человечество изменяется, и этот процесс является историческим процессом изменения... Изменения чего? Что же на самом деле меняется по ходу исторического развития человечества? Можно сказать, что по ходу истории изменяется Человек, Личность! Но, на каких весах можно взвесить это изменение человеческой Личности? Такие весы есть - это весы труда, весы трудовой деятельности! Первая человеческая потребность - это потребность в совершенствовании орудий труда. Но, всякое усовершенствование есть акт творчества! И каждый такой акт сопровождался появлением идей. Материализация идей в действующих конструкциях преобразует и Природу, и самого Человека. Каждый акт творчества и есть акт сотворения будущего... Он охватывает все предметные области Человечества. Чем обеспечивается квантор всеобщности «все»? Этот квантор получает свое наполнение с учетом всех общественных и индивидуальных потребностей, которые существуют у жителей нашей планеты в настоящее время и будут существовать в будущем. В этом смысле вся совокупность потребностей может рассматриваться состоящей из двух частей - из известных потребностей и потребностей, которые еще не известны, но будут появляться. Вся совокупная практическая деятельность человеческого сообщества есть не что иное, как деятельность по удовлетворению этих потребностей. Но на каждой стадии исторического развития далеко не все потребности могут быть удовлетворены для всех людей - это связано с тем, что каждая историческая эпоха обладает ограниченными возможностями. Тем не менее, с течением самого исторического времени, эти возможности увеличиваются. Рост возможностей в удовлетворении потребностей есть эмпирический факт общественного развития. Рост возможностей в удовлетворении потребностей может осуществляться стихийно, но, не менее очевидно, что этот рост может быть предметом общественного предвидения. В последнем случае мы фиксируем как наши потребности, так и наши возможности в некоторой логической системе. В данном случае мы имеем дело с самой широкой постановкой вопроса. Совершенно очевидно, что существование закономерностей предполагает наличие многих законов общественного развития. Что же является мерой всеобщего труда и чем он измеряется? Ответ будет звучать почти невероятно: мерой всеобщего труда является темп роста полезной мощности. Этот темп роста измеряется временем, необходимым для реализации идей, обеспечивающих рост возможностей (мощности) удовлетворять потребности (возросшие мощности). Оценка целесообразности идей есть оценка их вклада в рост эффективности использования полной мощности. Или, что то же самое, оценка их вклада в темпы роста производительности всеобщего труда. И эта оценка существует не только для текущего времени, но и для перспективы. Если в результате реализации идей общество обеспечит неубывающий темп роста эффективности использования полной мощности не только для настоящего времени, но и в будущем, то оно сохранит свое развитие не только в текущее время, но и в перспективе. Это положение полностью согласуется с естественно-историческим хроноцелостным процессом развития Живого на Земле. Для обеспечения Устойчивого развития общества необходимо согласовывать практическую деятельность с естественно-историческими законами развития системы природа-общество-человек. Целью исторического развития общества является его устойчивое развитие как хроноцелостный процесс удовлетворения потребностей настоящего и будущих поколений. Целостность исторического процесса сохранения развития общества достигается непрерывным процессом формирования и утилизации идей, обеспечивающих неубывающий темп роста эффективности использования возможностей общества, неубывающий темп роста полезной мощности, или производительности труда, в системе общества как целого. Общество развивается устойчиво, если имеет место исторический процесс: сохранение неубывающего темпа роста эффективности использования полной мощности во все времена. Наличие идей означает знание и понимание того, как может быть увеличен КПД машин, механизмов и технологических процессов и как может быть улучшено качество управления, в большей мере удовлетворяющее общественные потребности. Следовательно, необходимым условием процесса общественного развития является наличие идей, появляющихся в сознании отдельных индивидуумов, для роста возможностей общества не только в текущее время, но и в будущем. Но за каждой идеей стоит конкретный человек (или группа) - творец идеи. При отсутствии таких людей не было бы и идей, обеспечивающих непрерывность роста возможностей, непрерывность развития. История учит, что такие люди всегда были, есть и будут. Именно они своими теоретическими исследованиями и научно-техническими разработками создают идейные предпосылки для выбора путей дальнейшего непрерывного развития общества. Следовательно, в конечном счете, в концепции устойчивого развития речь идет о воспроизводстве, формировании людей, способных генерировать и воплощать идеи непрерывного развития общества. Движущей силой исторического развития общества являются люди, члены общества, способные генерировать и реализовывать в жизнь идеи, обеспечивающие рост возможностей не только для текущего времени, но и в будущем. Воспроизводство и формирование людей, способных генерировать и воплощать идеи непрерывного развития общества – основная идея и правило концепции Устойчивого развития человечества
Успехов в освоении дисциплины!
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-09-25; просмотров: 124; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.217.218 (0.01 с.) |