Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Исторический закон увеличения ментального масштаба человечестваСодержание книги
Поиск на нашем сайте
(по работам Н.Н. Александрова) Сравнительно новая для наших социально-гуманитарных наук категория менталитета обладает значительными эвристическими возможностями. Речь идёт о ментальном потенциале человечества и историческом законе его роста. Основная идея управления устойчивым развитием человеческого общества основывается на основе взаимосвязанных понятий: общественное сознание, общественный интеллект и менталитет. Эти понятия различаются масштабом, рабочими диапазонами. В общественном сознании предельно короткопериодные волны и краткосрочный масштаб. Здесь сознание поставляет материал для пополнения знания, но оно не содержит «знаний» в обычном понимании. Можно воспринимать реальность и активно реагировать на нее, но при этом не иметь «знаний» (как живут простейшие организмы и обыватели, обладающие обыденным сознанием). Общественное сознание стремится к кратковременной сиюминутной «пользе». Общественный интеллект оперирует знанием, которое накапливает для управления будущим общества, он настроен на длиннопериодные волны и надсистемный масштаб. На общественный интеллект накладывают свои ценности общественное сознание, но в целом он стремится к постижению «истины». Общественный интеллект - есть совокупность интеллектуальных возможностей общества по управлению настоящим и будущим и обеспечению устойчивого развития. Существует кругооборот общественного интеллекта в обществе: от индивидуального интеллекта к общественному интеллекту, и от общественного интеллекта к индивидуму через систему научно-образовательного производства. В кругообороте общественного интеллекта участвуют граждане с личностным мировоззрением, делающие его в процессе сознательной работы научным мировоззрением. Основная проблема устойчивого развития человечества – смена мировоззренческих ценностей на уровне человеческого универсума в его взаимодействии с Биосферой. Менталитет общества находится на пересечении долговременных и краткосрочных образований общественной «психики» и сохраняет целостное восприятие реальной действительности. Управленческие механизмы выживания заключаются в поддержании устойчивого неравновесия (или неустойчивого равновесия, по Э.Бауэру) в увеличении ментального потенциала человечества для разрешения глобальной проблемы выживания человечества в Биосфере, рис.
Рис. 1. Опережающий рост общественного интеллекта в структуре менталитета
По мнению Н.Н. Александрова, существует исторический закон увеличения ментального масштаба человечества. В основе Менталитета лежит связанность Этического и Эстетического, то есть он имеет калокагатическую окрашенность. Калокагатия - (др.-греч. καλοκαγαθία, от др.-греч. καλὸς καὶ ἀγαθός — «прекрасный и хороший», «красивый и добрый») в древнегреческой культуре означает гармоническое сочетание физических (внешних) и нравственных (душевных, внутренних) достоинств, совершенство человеческой личности как идеал воспитания человека. Этическое и Эстетическое особо не привязаны ни к каким формам знания, а вполне самостоятельны. Они задают целостные образы мира и установки к действию. Эти установки имеют как долговременный, так и кратковременный характер. Не нужно пытаться возложить на знание то, что знанию не принадлежит. Мы имеем здесь дело с аксиологией, а не с гносеологией, с процессами воспитания, а не с образованием и обучением. Если рассмотреть вопрос аксиологически, общественный интеллект мы связываем, прежде всего, с Истиной, подчеркнем, с Истиной, а не только знанием, а общественное сознание — с Пользой. Отсюда определяется место менталитета. Он удерживает целое, почему и мы говорим о нем как об особом единстве на пересечении долговременных и краткосрочных образований общественной “психики”. Знания, управляющие будущим, нужны нам лишь изредка, когда мы принимаем решения на определенный период и тем самым проектируем будущее. Знания — материал проектный, все остальное время эти знания лежат как бы на складе культуры. Сообщения о происходящем из сознания подтверждают или опровергают действенность принятого проекта. Все сказанное позволяет нам дополнить идею ноосферы как сферы разума идеей существования ментосферы — единого общечеловеческого менталитета. О менталитете человечества. Менталитет обычно понимается как некая бессубъектная структура, с нашей точки зрения, существуют различные уровни менталитета, и у каждого уровня можно выделять свой субъект, выступающий носителем данной ментальности. По Г. Спенсеру, это особый субъект: он рассредоточен во времени и пространстве. Уровневый подход такого рода позволяет нам сразу обозначить: поскольку есть человечество как целое, постольку есть и менталитет, присущий всему человечеству. Поскольку существует единый менталитет человечества, его необходимо осмыслять и изучать: из чего он состоит, и как он функционирует. Ключевой вопрос: что объединяет в единство менталитет человечества. В менталитете человечества заложена единая структура, которая удерживает его как целое. Типы единого менталитета человечества. Единый менталитет человечества складывается из четырех составляющих его типов. Мы их можем группировать попарно, например Запад и Восток, и попарно внутри — как различающиеся ментально (как на основании топики, так и на других основаниях). Уровни менталитета по отношению к историческим циклам. Разновидности проявления менталитета во времени также иерархические, но эта хроноиерархия иная, чем топоиерархия: она — нечетная. Первый уровень менталитета — единый менталитет человечества. На этом верхнем уровне нами исследован цикл генезиса человечества (история общества) в контексте становления форм движения материи. Этим определяется специфика генезиса общества по отношению к другим известным видам генезиса, что, в свою очередь, позволяет установить новые способы прогнозирования будущего развития за счет обращения к более ранним этапам генезиса материи как к структурным инвариантам. Ментальные формации. Второй уровень менталитета — уровень ментальных формаций. Ментальные формации — это большие отрезки истории социума, которые имеют единый признак: на протяжении одной ментальной формации менталитет человечества качественно не меняется. Сейчас в глобальном общеисторическом масштабе таких ментальных ключей выделено пять, поэтому мы говорим о существовании в истории пяти ментальных формаций. В первобытном обществе существовала своя ментальная основа, мифологическая по своему ядру и звериная по окраске. В античности мифология стала антропоморфной и политеистической. В средневековье ментальная платформа приобрела черты интеграционные — и возник монотеизм. В Новом времени европейский человек отрекся от Бога и стал опираться только на свой разум, что породило не столько капитализм, сколько особый менталитет научно-технической цивилизации. К этому типу цивилизации мы относим и исторический социалистический эксперимент, он по идеологии — просвещенческий. Его искусственно свернули у нас с ликвидацией СССР. В целом эти пять ментальных формаций в истории – это фазы ее конической диаграммы: Рис. 2. Ментальные формации в истории.
В ходе истории наблюдается относительный рост макромасштаба, хотя сказать, что египетский или теологический космос меньше нашего определенно невозможно. Зато можно сказать, что это моменты объединительные, судьбоносные для громадных масс людей – и в этом смысле ментальный масштаб растет. В ХХ веке он впервые начинает включать в себя все человечество, причем не только наличное, а вообще все и во все времена. Это можно выразить такой схемой:
Рис. 3 Эволюция ментального масштаба в истории человечества.
Если в чем и состояла роль русского космизма, а также если в чем он и был однородным, так это в выполнении актуальной исторической задачи: русский космизм как целое в философии, науке и искусстве осуществил необходимую для человечества глобальную рефлексию. И никто другой и ничто другое этого не проделали – у Запада такого течения в культуре нет.
В формировании основных концепций глобализма просматривается ряд этапов и в истории ХХ века можно усмотреть три цикла с собственными хронотопическими характеристиками, отражающими состояние ментальные перемены в познании и общественном сознании человечества (отмеченные Н.Н. Александровым). Три цикла глобализма в истории ХХ века В истории ХХ века можно усмотреть три цикла с собственными хронотопическими характеристиками. Рассмотрим эти циклы и содержащиеся в них типы глобализма подробнее. 1. Макро-цикл (1920-1953). В начале ХХ века проявились философские и общенаучные воззрения эволюционистов и русских космистов. Здесь впервые фигурирует человечество как целое, как то, что было, есть и еще будет на Земле. Размерность здесь макромасштабная. Пространство – космос, а время – вся история, вся эволюция. Особенно наглядно в менталитете проявлено будущее, идет постановка проблем далекого будущего. Открывает этот век синтетический эволюционизм (Г. Спенсер и др.) и русский космизм. Что характерно, эти течения не выходят за рамки натуральной парадигмы Нового времени, но являются как бы ее выходом в макромасштаб – за пределы планеты. В русском космизме присутствует даже космическая иерархия по авторам: есть те, кто твердо остаются на Земле (В.И. Вернадский), доходят до уровня Солнечной системы (А.Л. Чижевский), уровня галактики и даже заходят за уровень Вселенной (К.Э. Циолковский, Н.Ф. Федоров). Следует особо подчеркнуть, что именно в данный период глобализм как особый тип мировоззрения впервые появляется в общественной истории. Появление глобализма расценивается как эволюционная необходимость, как шаг к «космическому сознанию», которое осмыслит не только планетарные процессы, но и процессы Вселенной. Все предпосылки для появления глобализма уже присутствуют в эволюционизме и космизме. Глобализм этого этапа исходит из идеи человечества. Интегрированное “человечество” в разных проектных вариантах вписывается в космос. Размерность здесь надсистемная. Это – надпланетарный тип глобализма. Макромасштаб отчетливо виден не только в социальных науках (Исторический материализм, О. Шпенглер, А. Тойнби, П. Сорокин), но и в естественных (идеи биосферы и ноосферы В.И. Вернадского, “Феномен Человека” П. Тейара де Шардена). Космос звучит также в искусстве раннего модернизма (Председатель Земного Шара Хлебников, Председатель Пространства Малевич и т.д.). Для эволюционистов и космистов такой интегративный глобализм выступал как общеэволюционный закон. Это был макроэволюционный взгляд на глобализм, где оценка интегрированности стран и народов в человечество позитивная, а интернационализация – нормальная тенденция. К 20-м годам, относятся не только идейные, но и организационные начала интернационального глобализма в политике, экономике, культуре и т.д. Будущее предстает в обществе в форме “проективизма”. Таким образом, первая фаза менталитета ХХ века предстает как надсистемный, надпланетарный, макроэволюционный глобализм с преобладанием в его ориентации будущего, то есть прективизма. Этическая установка первой фазы довольно жесткая: Человек – это винтик социальной машины. 2. Мезо-цикл (1953-1985). Середина ХХ века привела к идеям коэволюции, принципам экологии, знаменитым докладам Римского клуба, “О пределах роста” и т.д. Размерность здесь системная – сама Земля, Гея, но уже не весь космос. Хотя именно в это время ближний космос впервые практически осваивается и некоторые идеи космистов тем самым технически реализуются. В этот период были разработаны методологические и научно-теоретические основы исследования глобальных процессов и проблем с учетом научных идей В. И. Вернадского и П. Тейяра де Шардена по ноосфере. Результаты научного познания к этому времени убедительно показали, что человечество живет в сложном мире – в мире системно-организованной Биосферы. В ходе длительного хроноцелостного развития человеческое общество должно продвигаться в пределах какой-то определённой экологической емкости. Это некий идеальный вектор развития, путь движения человечества относительно которого представляет собой извилистую кривую, но имеющую общее соответствующее направление. Для успешной адаптации к меняющимся условиям Биосферы Человечество должно обладать системной организацией и представлять собой мир самоорганизующихся социально-экономических систем, взаимодействующих с еще более сложным миром Биосферы - миром Природы, функционирующим по Законам Космоса и Вселенной. Предполагалось, что полный цикл развития человеческой цивилизации состоит из двух больших этапов (стадий), рис. 4.
Рис. 4. Схема идеального вектора развития человечества
Первый этап - от первобытного монополярного мира развитие шло по раскручивающейся спирали, с возрастанием радиуса относительно оси «центрального порядка». Это означает, что на данном этапе происходило расширенное, экстенсивное освоение природных ресурсов и заполнение экологической емкости. Представляется, что первый этап циклического развития цивилизации практически завершился в ХХ столетии. И сейчас человеческая цивилизация находится на пределе экологической емкости Земли. На втором этапе цивилизация вступает в новую стадию - интенсивной (безотходной) эксплуатации ресурсов и экологической емкости в сочетании с рациональным использованием, сохранением и восстановлением возобновляемых ресурсов. Этот сложный этап связан с интеграцией человечества и формированием монополярного мира, в завершающуюся стадию сингулярного развития человеческой цивилизации, в которой она по своему существу становится единым государством, с единым центром управления и территорией этого государства является вся Земля.
Формула системного планетарного глобализма 60-х, лучше всего была выражена как раз в научной фантастике и футурологии. Середина ХХ века привела к идеям коэволюции, принципам экологии, знаменитым докладам Римского клуба, “О пределах роста” и т.д. Глобализация здесь выражается пространственным лозунгом: “Мы все в одной лодке” и планетарная судьба у нас одна. Это – топическая общность, приводящая к выводу: поскольку мы живем на единой планете Земля, надо как-то начинать решать общие, глобальные проблемы. В ходе решения этих проблем и возникает идея «устойчивого развития». В 80-е гг. на первый план вышли попытки строить практическую деятельность в области экологии в соответствии с принципом: «Думать глобально, действовать локально». Вторая фаза ментального цикла ХХ века – мезомасштабная. Она характеризуется через индикаторы как системная, планетарная, с преобладанием в нем настоящего времени. Этика серединного цикла характеризуется лозунгом “человек человеку друг, товарищ и брат”. 3. Микро-цикл (1985-2020). Наконец, последний цикл, в котором мы живём. Начнем с этики. Лозунг последних 33-х лет: “Человек человеку – волк”. Глобализм приобретает все более локальный характер. Этот цикл подготавливается со 2-й половины 70-х гг., он связан со становлением в США и Западной Европе идеологии неолиберального глобализма и оснащается научными школами в глобалистике: · технократической, концентрирующей внимание на изучении влияния прогресса науки и техники на взаимоотношения человека и природы; · стадийной, связывающей появление и разрешение глобальных проблем с постиндустриальной стадией развития человечества; · эколого-демографической, рассматривающей все глобальные проблемы с точки зрения экспоненциального роста населения планеты; · экзистенциально-культурной, обусловливающей генезис глобальных проблем социально-культурными противоречиями мирового социума; · эволюционно-детерминистской, объясняющей обострение глобальных проблем логикой отношений человека с биосферой.
Заявляется проект «золотого миллиарда». Это проект имперского захвата всей планеты как рынка сбыта, источника ресурсов для одной страны. Микромасштаб данной фазы выражается в том, что на место идеи космической общепланетарности первой фазы и идеи устойчивого развития второй приходит идея установления глобального политико-экономического доминирования одной нации – США и его саттелитов. Это Америка, раздутая до планеты, поглотившая планету. Время здесь развернуто в прошлое. У такого сценария нет общепланетарного будущего: всему прочему миру, уготовано только рабство или прямое уничтожение. Так проявляется в менталитете преобладание локального над глобальным. Проективизм присутствует и здесь, но это все тот же старый «проект насаждения американского образа жизни», запушенный еще в 1946 году. Пришло его ментальное время. Это – «американизм», по А.А. Зиновьеву. Об американизме. Понятие «глобализации» может быть рассмотрено и через призму локального уровня. В этом случае обсуждаются проекты экспансии и поглощения Земли одной из цивилизаций. Больше всего обсуждается активно реализуемый американский империалистический проект захвата мировых ресурсов Земли силой технотронной цивилизации и с помощью финансово-промышленного капитала. Неолиберальный глобализм здесь то же самое, что колонизация Земли под знаменами европейского Просвещения в Новом времени. И источник агрессии в целом все тот же – евроамериканская цивилизация, меняются только средства. Захват лидирующих позиций на планете осуществляется уже комплексно – всеми видами экономической, психологической, идеологической и военной сил. Причина нынешней временной победы американизма в масштабе планеты состоит в ее соответствии ментальному состоянию человечества – мы находимся на третьей, ниспадающей фазе в цикле глобального развития. Но это отнюдь не означает, что это положение продлится вечно или продлится долго. Этот цикл заканчивается. И следующий цикл в идеологическом отношении будет прямо противоположен современному евроамериканскому индивидуализму и гедонизму. Это будет мощный интегративный цикл, не допускающий подобного “поглощающего доминирования” мира одним культурно-цивилизационным типом. Существуют три исторически разных типа глобализма как единого процесса ХХ века. И это масштабное различение (макро-, мезо-, микро-) многое проясняет. С позиций философии проясним несколько важных вопросов. Вопрос детерминированности: в чем состоит необходимость глобализации, и есть ли она вообще? Ответ содержится у эволюционистов и космистов начала ХХ века. Глобализация исторически неизбежна. Мы имеем дело с проявлением закона: общество движется от дифференцированного состояния (множество разных общностей и обществ) к интегрированному. В истории постоянно возрастает степень интегрированности общества. На всех этапах истории происходит постепенная планетарная интеграция людей в человечество, а само это человечество далее вписывается в космос. Это естественно-исторический закон. Вопрос управляемости. Можно ли законсервировать, приостановить или ускорить процесс глобализации? И можно ли вообще управлять процессом глобализации? Ответ состоит в том, что историческая закономерность всегда реализуется через деятельность. И в этом отношении мы всегда имеем ряд конкурирующих проектов, у каждого из которых есть своя фаза исторического доминирования. Деятельность людей всегда направлена на управляемость, а дальше только вопрос оснащенности и ресурсов. Мы наблюдали в течение ХХ века три проявления глобализации. Это проекты трех уровней. Они имеют разное содержание и разные цели.
Сейчас лидирует в мире американизм. Но объединить планету за счет американизма нельзя, последствия подобного “поглощающего доминирования” мира одним культурно-цивилизационным типом не могут быть положительными. Как экологическая система не может состоять из одних волков, так и весь мир не сможет стать сплошной Америкой.
Главный вопрос современности – какие реальные силы, и какой социальный ресурс стоят за возможной интеграцией, ради устойчивого развития человечества? За счет чего возможна интеграция на следующем витке развития человеческого познания? Интеграция возможна только на основе новой Идеи. Остается путь поисков новой Идеи, П. Сорокин писал, что именно новая Идея лежит в основании начала нового культурного цикла. Опыт истории говорит, что такая идея уже есть, она «витает в воздухе», но мы ее пока не видим. В истории России «новое» всегда являлось как раз в подобных ситуациях и очень быстро.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-09-25; просмотров: 122; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.57.239 (0.011 с.) |