Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Структура глобальных проблем выживания человечества по их причинно-следственной взаимосвязиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Анализ глобальных проблем человечества является самостоятельной научной проблемой, имеющей сложную смысловую мировоззренческую структуру, логически связанную со всей историей познавательно-практической деятельности человечества. Наш анализ результатов исследований российских и зарубежных ученых позволяет выделить три аспекта данной глобальной общечеловеческой проблемы: глобальная экологическая проблема; глобальная цивилизационная проблема человечества и глобальная антропологическая проблема. С нашей точки зрения, именно проблемы современного человека предопределили проблемы цивилизационного характера и отсутствие перспектив экологического выживания человека. Попробуем сформулировать предварительно вывод о связи глобальной цивилизационной проблемы с проблемами выживания человечества, а в дальнейшем подведём под него доказательную базу…. Суть глобальных проблем: системно-организованная Биосфера находится в противоречии с бессистемно-организованным человечеством (не оставляя шансов последнему на продолжение подобного бытия…) Глобальные проблемы человечества заключаются в его выживании в Биосфере, а не в сохранении формулы «экономическое бытие определяет сознание» (К. Маркс). «Экономическое бытие» в её хрематистическом бессистемном виде должно трансформироваться в системно-организованное человечество и использовать формулу «Научное сознание определяет человеческое бытие в устойчивом развитии». С нашей точки зрения, антропологический кризис современного «отчужденного» человека во многом определяет проблемы цивилизационного характера, и как следствие глобальную экологическую проблему. Глобальная экологическая проблема практически неразрешима на научном инструментарии механистической научной картины, применяющей на практике устаревшие модели человека, общества, природы. С принятыми критериями «экономического развития» по покорению Природы сам характер человеческой цивилизации является препятствием к решению глобальной экологической проблемы выживания homo-sapiens и разрешению антропологического кризиса. (комментарий по схеме: 3). Основные дисбалансы глобальной антропологической проблемы Антропологическая глобальная проблема выражается в дисбалансе: человеческого знания, в котором 95% знаний - знания естественной предметности, 5% знаний - знания о человеке и ничтожная доля от этого процента - знания об интеллекте человека; между темпами роста «патологий», отклонений в «живом веществе» Биосферы под воздействием антропогенных воздействий на Биосферу в процессе природопользования, и темпами исследования антропогенных изменений в Биосфере и самом человеке; роста энергетической вооруженности общества, и низкого качества управления социально-экономическими и политическими процессами. Обратим внимание, что все обозначенные признаки дисбаланса в человеческом развитии характеризуют феномен «управление» как болевую точку стихийного развития человеческой цивилизации с отсутствием перспектив выживания вида homo-sapiens в Биосфере. Не управляется процесс познания; не контролируются опасные антропогенные воздействия на Биосферу, возвращающиеся бумерангом к человеку; низкое качество управления процессами человеческой деятельности сочетается с возрастающей энерговооруженностью общества. Другими словами, феномен «управление» находится в каком-то «замороженном виде» в стихийном развитии человечества. Феномен «управление» ведет генезис от человеческого мышления, выступая в трех формах своего проявления: 1) как процесс и деятельность, посредством которых формируется образ определенных объектов, как познание; 2) как образ определенных объектов, их изображение или отображение, т.е. как фиксированное знание; 3) как процесс и деятельность, посредством которых это фиксированное знание используется в удовлетворении человеческих потребностей, как практика. В этом смысле, феномен «управление» является системообразующим фактором для всех типов и уровней социально-экономических образований, доводя их развитие, в конечном итоге, до системного состояния – до состояния самоорганизующихся (самоуправляемых) социально-экономических систем. Но, понятие «социально-экономическая система» является лишь метафорой, в реальной практике мы можем наблюдать только бессистемные социально-экономические образования по всей иерархии универсума человечества, то есть, феномен «управление» в человеческом обществе не выполняет своего предназначения. Мы и сходим из гипотезы, что основной причиной глобальной экологической катастрофы является конфликт между системным построением Биосферы и Космоса и бессистемностью состояния Универсума «Человечества». Системно-организованная Биосфера вошла в столкновение с возросшей технико-энергетической мощью бессистемно-организованного универсума человечества. На наш взгляд, именно в этом выражается глобальный кризис выживания человеческой цивилизации в управленческом аспекте. А, причиной бессистемности состояния Универсума «Человечества» является современное состояние средств познания в гуманитарных науках и научных дисциплинах обществознания, определяющее ценности и мировоззрение цивилизационного и экологического коллапса. Феномен «управление» проявляется в каждом звене, той цепи разных типов и уровней социально-экономических образований, которые человек выстроил между собой и природой. Принцип «усиления разума» У. Эшби утверждает, что каждое последующее звено должно являться усилителем разума более мощным, чем предыдущее. В этой плодотворной научной метафоре выражено истинное предназначение управленческого феномена в человеческом обществе. То есть, в цепи самоорганизующегося универсума человечество: «человек – семья – предприятие - местное сообщество – государство - человеческое сообщество» должна нарастать мощь человеческого разума (или, мощь общественного интеллекта). Антропологическую глобальную проблему выражает сложившийся дисбаланс: · человеческого знания, в котором 95% знаний - знания естественной предметности, 5% знаний - знания о человеке и ничтожная доля процента - знания о процессах мышления, ментальности и интеллекте человека; · между темпами роста «патологий», отклонений в «живом веществе» Биосферы под воздействием антропогенных воздействий на Биосферу в процессе природопользования, и темпами исследования антропогенных изменений в Биосфере и самом человеке; · роста энергетической вооруженности общества, и низкого качества управления социально-экономическими и политическими процессами. Обратим внимание, что все обозначенные признаки дисбаланса в человеческом развитии характеризуют феномен «управление» как болевую точку стихийного развития человеческой цивилизации с отсутствием перспектив выживания вида homo-sapiens в Биосфере: · не управляется процесс познания, он искусственно заторможен на рассудочной стадии в продвижении гуманитарных науках и обществознания к разумной стадии рационального познания; · не контролируются опасные антропогенные воздействия на Биосферу, возвращающиеся бумерангом к человеку; · неуправляемая возрастающая опасность сочетания низкого качества управления процессами человеческой жизнедеятельности (экологическими, социальными, экономическими и политическими) и возрастающей энерговооруженностью. Мы исходим из гипотезы, что основной причиной глобальной экологической катастрофы является конфликт между системным построением Биосферы и Космоса и бессистемностью состояния Универсума «Человечества». Системно-организованная Биосфера вошла в столкновение с возросшей технико-энергетической мощью бессистемно-организованного универсума человечества. На наш взгляд, именно в этом выражается глобальный кризис выживания человеческой цивилизации в управленческом аспекте. Предназначение феномена «управление» в Универсуме «человечество» содержит его формулировка в кибернетике: «управление - функция системы, ориентированная на сохранение ее основного качества в условиях изменения среды, обеспечивающая устойчивость функционирования и динамический гомеостаз в условиях меняющихся условий среды...» Это определение представляется наиболее широким, охватывающим все другие определение понятия «управления» и наиболее адекватным для разрешения конфликта между системным построением Биосферы и бессистемностью Универсума «Человечества». Феномен «управление» заключён в каждом искусственном социально-экономическом образовании, которые созданы между человеком и Биосферой: человек–семья–предприятие-местное сообщество–государство-человеческое общество, или универсум «человечество». Эти самоуправляемые социально-экономические образования являются, с одной стороны, инструментами познания, с другой – средствами удовлетворения человеческих потребностей. Феномен «управление» - «ключевая точка» в решении антропологического кризиса. Феномен «управление» ведет генезис от человеческого мышления, выступая в трех формах своего проявления: 1) как процесс и деятельность, посредством которых формируется образ определенных объектов, как познание; 2) как образ определенных объектов, их изображение или отображение, т.е. как фиксированное знание; 3) как процесс и деятельность, посредством которых это фиксированное знание используется в удовлетворении человеческих потребностей, как практика. Основной причиной бессистемности состояния Универсума «Человечества» является глобальная антропологическая проблема, усугубляемая современным состоянием познания в гуманитарных науках и теориях обществознания, которые определяют ценности и мировоззрение современного цивилизационного и экологического коллапса. (комментарий по схеме: 4). Необходимость перехода гуманитарных наук и обществознания на стадию разумного познания рационального этапа познания человечества Было бы логично предположить, что парадигма развития человеческого общества должна содержать самые последние знания о Природе, Человеке и Обществе. И в этом случае возможно адекватное разрешение накопившихся разнообразных проблем человечества: экологических, социальных, экономических и геополитических и т.д. Но, сложившаяся парадигма буксует на рассудочной стадии рационального познания, несмотря на очевидное искажение «научного отражения» реальной действительности. В работах Г.П. Щедровицкого можно найти объяснение парадоксу искажения «научного отражения» реальной действительности в науке, задержавшейся на рассудочной стадии развития. Как он отмечает: «…могут выделяться и обособляться в сфере мыследеятельности процессы рефлексии, и тогда последовательно появляются сначала рефлексия рефлексии, потом рефлексия третьего порядка, четвертого и т.д. В методологии науки это называется рефлексивной возгонкой, а в психологии и патопсихологии — персеверацией». Механическая научная картина мира (с ее типом научной рациональности), обеспечила адекватным знанием все стадии генезиса капитализма, и ее потенциал достиг своих пределов в виде виртуальной мировой экономики (ВМЭ) и «денежной цивилизации». Для решения глобальных проблем выживания вида homo-sapiens в Биосфере, необходим мировоззренческий прорыв на разумную стадию рационального познания в гуманитарных науках и теориях обществознания. (комментарий по схеме: 5). Основные качественные характеристики направлений глобализации Причиной бессистемности состояния Универсума «Человечества» является современное состояние средств познания в гуманитарных науках и научных дисциплинах обществознания, определяющее ценности и мировоззрение цивилизационного и экологического коллапса.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-09-25; просмотров: 86; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.20.250 (0.009 с.) |