Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Антропологические проблемы выживания

Поиск

 

Задача решения глобальной экологической проблемы уникальная по сложности задача, равной которой никогда не было, решать которую возможно только на основе коллективного разума, или общественного интеллекта.

Это задача организации общества таким образом, чтобы интеллект каждого человека был органично встроен в коллективный разум человечества, аналогично нервным клеткам в структуре человеческого мозга.

Проблема общественного интеллекта, совокупного интеллекта общества и социогенетических механизмов его развития, выдвинута всей логикой развития цивилизации и обществознания в конце XX-го века.

Интеллект есть управление будущим и в этом состоит его функционально-эволюционное определение. Он проявляется в космогонической эволюции как антипод «методу проб и ошибок», механизму естественного отбора в биоэволюции. Интеллект есть анти-энтропийное начало в эволюции, развитие которого сопровождает усложнение систем, рост их организмичности. С этих позиций общественный интеллект есть управление будущим со стороны общества.

Общественный интеллект - есть совокупность интеллектуальных возможностей общества по управлению настоящим и будущим и обеспечению общественной гармонии и эффективности развития. Из описанной трактовки «общественного интеллекта» следует неадекватность «философии и социологии индивидуализма» (или «либерально - атомарной социологии») реальной природе человека и общества, а значит и самой природе управления устойчивым развитием человеческого общества.

Если стихийная материальная детерминация фиксирует причинную связь от общественного бытия к общественному сознанию и интеллекту, то идеальная детерминация отражает обратный ход причинно-следственных связей: от общественного сознания и общественного интеллекта к общественному бытию. Закон роста идеальной детерминации в истории и есть закон роста управляемости социально - экономическим развитием человечества.

Понимание, что в диалектическом процессе исторической детерминация через общественный интеллект ("общественный интеллект определяет общественное бытие") занимает важное место и ее осознание — противоядие против вульгарного экономического детерминизма, абсолютизи­рующею роль материальной детерминации.

Новая парадигма синтетического эволюционизма ограничивает реальную объяснительную роль механизма естественного отбора и уравнивает значимость конкуренции и кооперации, показывая логику закономерности «движения» прогрессивной эволюции по направлению роста кооперированности эволюционирующих систем и соответственно «управления будущим» или «интеллекта».

Общественный интеллект ориентирован на выживание общества, человечества и поэтому функционирует и развивается только как "этический" или "нравственный разум". Такое понимание определило синтез общественного интеллекта и нравственного императива, который как историческая тенденция не завершился и который входит в императив выживаемости человечества.

Общественный интеллект, реализуя функцию управления будущим, подчиняется действию блока системогенетических законов адекватности по разнообразию, по сложности, по индетерминированности или неопределенности, по системности.

Это означает, что в прогрессивной эволюции с определенной динамикой должно обеспечиваться опережающее развитие качества общественного интеллекта по отношению к темпам роста сложности, системности общественного бытия, генерируемого самим обществом. Данное положение, с учетом понимания, что основным механизмом воспроизводства обществен­ного интеллекта является образование (хотя институт семьи сохраняет свое значение), трансформируется в концепцию закона опережающего развития качества человека, качества общественного интеллекта и качества образовательных систем в обществе. Рост кооперированности, системности (организмичности) общества должен сопровождаться опережающим развитием качества человека, качества общественного интеллекта, которые опосредо­ванно отражаются в качестве прогнозирования, в качестве проектирования, в качестве управления будущим. Опережающее развитие качества системы образования в обществе как "носителя" формирования и развития качества человека и качества обществен­ного интеллекта — необходимое условие выполнения выше­изложенных требований.

Невыполнение требований «закона опережающего развития» приводит к нарушению устойчивости социального развития, запускает процессы системного кризиса, ведущие к распаду системности общества, к упрощению структуры социальных систем, к доминированию деградационных процессов

Знания есть субстрат интеллекта. Выполняя функцию субстрата интеллекта, знания одновременно выступают формой соединения индивидуальных интеллектов людей в коллективные интеллекты, к каковым относятся групповой и общественный интеллекты. Н.Д.Кондратьев, вводя «закон деперсонализации идей», формирует на его основе представления о своеобразном цикле «трансформации индивидуального сознания в коллективное и наоборот», который в контексте теории общественного интеллекта расширяется до цикла трансформации индивидуального интеллекта в общественный интеллект и наоборот.

Данная позиция автора близка утверждению Ю.М.Осипова: «Единица разума — не чело­век, а люди, а также некоторое целостное общество людей (разумное сообщество)».

«Кругооборот интеллекта» как выше­названный «цикл трансформации» предстает и как кругооборот знания. Заметим, что задача организации общественного интеллекта принципиально отличается от задачи установления власти в хрематистической версии феномена «управление» в обществе и противоположна по методам ее достижения. (литература по Форм. УЗ УР СЭС)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-25; просмотров: 73; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.128.210 (0.006 с.)