Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Антропологические проблемы выживанияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Задача решения глобальной экологической проблемы уникальная по сложности задача, равной которой никогда не было, решать которую возможно только на основе коллективного разума, или общественного интеллекта. Это задача организации общества таким образом, чтобы интеллект каждого человека был органично встроен в коллективный разум человечества, аналогично нервным клеткам в структуре человеческого мозга. Проблема общественного интеллекта, совокупного интеллекта общества и социогенетических механизмов его развития, выдвинута всей логикой развития цивилизации и обществознания в конце XX-го века. Интеллект есть управление будущим и в этом состоит его функционально-эволюционное определение. Он проявляется в космогонической эволюции как антипод «методу проб и ошибок», механизму естественного отбора в биоэволюции. Интеллект есть анти-энтропийное начало в эволюции, развитие которого сопровождает усложнение систем, рост их организмичности. С этих позиций общественный интеллект есть управление будущим со стороны общества. Общественный интеллект - есть совокупность интеллектуальных возможностей общества по управлению настоящим и будущим и обеспечению общественной гармонии и эффективности развития. Из описанной трактовки «общественного интеллекта» следует неадекватность «философии и социологии индивидуализма» (или «либерально - атомарной социологии») реальной природе человека и общества, а значит и самой природе управления устойчивым развитием человеческого общества. Если стихийная материальная детерминация фиксирует причинную связь от общественного бытия к общественному сознанию и интеллекту, то идеальная детерминация отражает обратный ход причинно-следственных связей: от общественного сознания и общественного интеллекта к общественному бытию. Закон роста идеальной детерминации в истории и есть закон роста управляемости социально - экономическим развитием человечества. Понимание, что в диалектическом процессе исторической детерминация через общественный интеллект ("общественный интеллект определяет общественное бытие") занимает важное место и ее осознание — противоядие против вульгарного экономического детерминизма, абсолютизирующею роль материальной детерминации. Новая парадигма синтетического эволюционизма ограничивает реальную объяснительную роль механизма естественного отбора и уравнивает значимость конкуренции и кооперации, показывая логику закономерности «движения» прогрессивной эволюции по направлению роста кооперированности эволюционирующих систем и соответственно «управления будущим» или «интеллекта». Общественный интеллект ориентирован на выживание общества, человечества и поэтому функционирует и развивается только как "этический" или "нравственный разум". Такое понимание определило синтез общественного интеллекта и нравственного императива, который как историческая тенденция не завершился и который входит в императив выживаемости человечества. Общественный интеллект, реализуя функцию управления будущим, подчиняется действию блока системогенетических законов адекватности по разнообразию, по сложности, по индетерминированности или неопределенности, по системности. Это означает, что в прогрессивной эволюции с определенной динамикой должно обеспечиваться опережающее развитие качества общественного интеллекта по отношению к темпам роста сложности, системности общественного бытия, генерируемого самим обществом. Данное положение, с учетом понимания, что основным механизмом воспроизводства общественного интеллекта является образование (хотя институт семьи сохраняет свое значение), трансформируется в концепцию закона опережающего развития качества человека, качества общественного интеллекта и качества образовательных систем в обществе. Рост кооперированности, системности (организмичности) общества должен сопровождаться опережающим развитием качества человека, качества общественного интеллекта, которые опосредованно отражаются в качестве прогнозирования, в качестве проектирования, в качестве управления будущим. Опережающее развитие качества системы образования в обществе как "носителя" формирования и развития качества человека и качества общественного интеллекта — необходимое условие выполнения вышеизложенных требований. Невыполнение требований «закона опережающего развития» приводит к нарушению устойчивости социального развития, запускает процессы системного кризиса, ведущие к распаду системности общества, к упрощению структуры социальных систем, к доминированию деградационных процессов Знания есть субстрат интеллекта. Выполняя функцию субстрата интеллекта, знания одновременно выступают формой соединения индивидуальных интеллектов людей в коллективные интеллекты, к каковым относятся групповой и общественный интеллекты. Н.Д.Кондратьев, вводя «закон деперсонализации идей», формирует на его основе представления о своеобразном цикле «трансформации индивидуального сознания в коллективное и наоборот», который в контексте теории общественного интеллекта расширяется до цикла трансформации индивидуального интеллекта в общественный интеллект и наоборот. Данная позиция автора близка утверждению Ю.М.Осипова: «Единица разума — не человек, а люди, а также некоторое целостное общество людей (разумное сообщество)». «Кругооборот интеллекта» как вышеназванный «цикл трансформации» предстает и как кругооборот знания. Заметим, что задача организации общественного интеллекта принципиально отличается от задачи установления власти в хрематистической версии феномена «управление» в обществе и противоположна по методам ее достижения. (литература по Форм. УЗ УР СЭС)
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-09-25; просмотров: 73; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.166.207 (0.007 с.) |