Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методы изучения личности работника организацииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Чтобы успешно сотрудничать с работником в области достижения общих целей, руководитель должен знать: 1) профессиональную подготовку работника, его способность выполнять определенный тип работы, «мощность» стимулов именно к этой деятельности; 2)социально-психологические качества, в частности умение человека взаимодействовать с другими людьми в процессе совместной работы; 3) деловые качества, т.е. способность без суетливости и лишних усилий добиваться достижения определенных практических результатов за короткое время; 4) интеллектуально-психологические возможности: гибкость интеллекта и силу воли, творческий потенциал и способность к риску, инициативность и трезвый расчет; 5) условия, при которых проявляются качества личности, и пределы, за которыми они начинают давать сбои. В общем, надо знать все, что может влиять на процесс работы человека и ее результаты. Изучение работников, как правило, преследует цель выявить: - кто и какую конкретную работу мог бы выполнять, какую ступеньку в иерархической лестнице способен занимать (задача расстановки работников); - кто с кем совместим (задача формирования группы и ее социально-психологического климата); - кто сможет в будущем работать в системе управления на определенных должностях (задача определения резерва управленческих кадров) [22,с.117]. При исследовании проблем взаимодействия человека и организации в последнее время весьма широко используется метод социологических исследований, позволяющий оценить деятельность (работу) системы управления по факторам деятельности персонала, его отношению к существующим в организации проблемам, понять интересы и ценности сотрудников. Значение социологических исследований определяется особой ролью человеческого фактора в деятельности организации, а также отношений персонала с клиентами. Процедура исследования и анализа социальной действительности организации позволяет: - систематизировать факты об изучаемых социальных явлениях и процессах, характерных для данной организации, об их связях и соотношениях; - усилить социальные аспекты управления; - понять поведение возможных потребителей продукции и - понять и оценить деятельность персонала, корпоративную Социологические исследования в зависимости от их назначения и задач могут быть классифицированы следующим образом: - теоретические и прикладные; - внутренние, исследующие деятельность только персонала - ретроспективные и перспективные; - регулярные и разовые; - пилотажные и др. Объектомсоциологических исследований является совокупность людей, с которыми связана исследуемая социальная проблема [8,с.73]. Предметомсоциологических исследований выступают характеристики и качества объекта, отражающие изучаемые социальные процессы. Наибольший интерес для практики представляют прикладные социологические исследования, которые помогают в решении следующих задач: прогнозирование занятости населения; определение причин текучести кадров в организации; выявление проблем в системе «человек — техника»; анализ эффективности мотивационных механизмов поведения персонала; исследование социально-бытовых условий труда; исследование уровня корпоративной культуры и социально-психологического климата в коллективе. Методика социологического исследования представляет собой совокупность методов сбора, обработки и анализа фактов действительности, позволяющих реализовать цели и задачи исследования. Социальные факты включают поведение индивидов или социальных групп, суждения, оценки, мнение людей. Социологические исследования обычно проводятся в несколько этапов: 1) подготовка и организация исследований (формирование 2) сбор первичной социологической информации; 3) обработка социологической информации; 4) анализ; 5) формирование выводов и рекомендаций. При проведении социологических исследований важное значение имеет выделение генеральной совокупности, т.е. множества объектов исследования. С этой позиции различают следующие виды исследования: сплошное, монографическое (исследование отдельных типичных объектов) и выборочное(выборка выступает в качестве микромодели всего объекта исследования). Выборка должна быть репрезентативной, т.е. соответствовать структуре генеральной совокупности. При проведении исследования важное значение имеет формирование вида выборки, которая может быть случайной (например, по жребию) и типической (в соответствии с удельным весом группы работников в генеральной совокупности). При проведении социологических исследований применяются следующие методы сбора первичной информации: исследование документальных материалов, наблюдение, опрос/ анкетирование, эксперимент, деловые игры. Организация процесса исследования заключается в подготовке специально разработанных материалов (документов): анкет, бланков интервью, социокарт, листа наблюдения [12, с. 36]. При проведении социологических исследований используются различные методы: - наблюдения и изучения документации; - социометрического тестирования (применяемый для определения меры вовлечения работника в соответствующую изучаемую группу персонала); - экспертных оценок (включая и органолептический метод, основанный на анализе восприятий органами чувств); - эксперимента. Социологические исследования в организации проводятся в рамках собственной социологической службы или специально приглашенными специалистами. Четко и корректно подготовленные и проведенные социологические исследования дают богатую информацию менеджеру для совершенствования системы управления. Наиболее известным методом изучения людей является метод наблюдения.Наблюдение становится эффективным с того момента, когда признаки результативности работы человека и признаки особенностей процесса его деятельности четко определены, представлены в виде единой системы и могут стандартным способом регистрироваться. Вделовых играх фактически отображаются все основные моменты управленческой деятельности, именно поэтому многие из них можно использовать как средство проверки способностей к управленческой работе. В последние годы эта возможность начинает все больше привлекать специалистов в области управления. Игра настолько четко и определенно выявляет способности человека, что подчас не требуется ничего большего для определения потенциала работника. При этом следует учитывать, что эффективность игр как метод изучения работников тем выше, чем лучше организована система фиксации результатов наблюдения за испытуемыми [9, с. 89]. Метод пробных перемещений:человека проверяют в естественных или специально организуемых условиях путем назначения его на должность, ранее им не занимаемую. Классическим примером считается замещение первого руководителя на время отпуска кем-либо из его заместителей. Метод перемещения предполагает не только выдвижение работника на более высокие должности, но и передвижение его в любых направлениях в иерархической структуре (вверх, вниз, по горизонтали), Метод общественных поручений, близких по характеру управленческой деятельности: организаторские способности человека проверяются в процессе выполнения им общественных поручений, сходных по основным признакам с управленческой работой на производстве. Метод решений учебных управленческих задач. Уровни сложности управленческой деятельности могут быть представлены в виде иерархии задач разных степеней сложности, подобных тем, которые руководителям приходится решать на практике. Вместо реальных задач можно предложить систему учебных заданий, адекватных или аналогичных реальным по структурам решения и уровню сложности. Метод анализа конкретных ситуацийблизок к методу решения управленческих задач. Однако ситуация — это конкретный случай из практики управления, описанный определенным образом (так, чтобы сохранилось ощущение реальности) и предлагаемый руководителю с целью тренировки его «деловой чувствительности» и для распознания его управленческих способностей. Метод опросовв настоящее время доведен до такого уровня совершенства, что позволяет осуществлять количественную оценку не только коллективов, но и отдельной личности. Он дает возможность судить о степени развития деловых, интеллектуально-психологических и других качеств человека. При правильной организации метод опросов предполагает включение членов коллектива, коллег по работе, руководителей высшего ранга в качестве экспертов в процессе оценки того или иного работника.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-09-25; просмотров: 204; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.236.144 (0.009 с.) |