Тема 2. Основы экономического механизма использования полезных ископаемых 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2. Основы экономического механизма использования полезных ископаемых



2.1.Понятие и классификация природных ресурсов. Виды оценки природных ресурсов

К природным ресурсам относятся тела и силы природы, общественная полезность которых положительно или отрицательно изменяется в результате трудовой деятельности человека; используется в качестве средств труда, источников энергии, сырья и материалов, непосредственно в качестве предметов потребления, рекреации, банка генетического фонда или источников информации об окружающем мире. При этом изменение состояния этих сил и явлений природы в процессе их использования прямо или косвенно затрагивает интересы хозяйства сейчас или в обозримой перспективе.

Природные ресурсы делятся на 2 парные альтернативные группы:

1) ресурсы возместимые (восстановимые, воспроизводимые) и невозместимые (невосстановимые, невоспроизводимые) - те, которые могут и не могут быть экономически восстановлены для хозяйства с помощью поиска новых источников или вовлечения ранее не использовавшихся по экономическим соображениям резервов;

2) ресурсы возобновимые и невозобновимые (неисчерпаемые и исчерпаемые) - способные или неспособные к самовосстановлению за сроки, соизмеримые со сроками их потребления. К возобновимым относятся биологические, водные ресурсы, ресурсы, ресурсы атмосферного воздуха, солнечной радиации и т.д., к невозобновимым - большинство полезных ископаемых.

Классификация природных ресурсов на эти две группы имеет глубокий экономический смысл. Невозместимые и невозобновимые ресурсы, как правило, ограничены в природе и по мере эксплуатации их дефицит возрастает. Ограниченность же является важнейшей экономической категорией, определяющей цену ресурса.

Кроме того, природные ресурсы можно разделить на заменимые и незаменимые - те, которые могут или не могут быть заменены иными. Например, топливно-энергетические ресурсы могут быть заменены гидроэнергоресурсами, энергией солнца, ветра и пр. В процессе использования ресурсы железной руды могут быть заменены ресурсами цветных металлов и т.д. Вода же и земля (территория) не могут быть заменены ничем. Такие природные ресурсы, по аналогии с готовыми товарами, могут быть отнесены к категории субститутов. Аналогично, природные ресурсы, используемые совместно (когда спрос на один увеличивает спрос на другие), можно назвать комплиментатами. Например, рост производства автомобилей увеличивает спрос на металл, пластики, резинотехнические изделия, бензин, а, следовательно, на железную руду и нефть. Отнесение ресурсов к этим категориям позволяет объяснить в первом приближении характер, объем и эластичность спроса на них на рынке.

Огромный экономический смысл заложен в разделении природных ресурсов на одноцелевые, многоцелевые и универсальные.

Одноцелевые ресурсы используются исключительно одной отраслью хозяйства (железная, медная руда). Соответственно, спрос и предложение на них достаточно хорошо предсказуемы, как и колебания цен. Так, железная руда потребляется исключительно металлургическими заводами, а значит, мощность заводов определяет спрос на руду.

Многоцелевые ресурсы могут использоваться несколькими отраслями (например, нефть после переработки потребляется энергетикой, транспортом, химией и пр.). В результате, спрос и цены на них колеблются в значительно больших пределах и менее предсказуемы. Снижение потребления нефти энергетикой, например, не обязательно сократит совокупный спрос, поскольку некоторое снижение цен увеличит ее потребление на транспорте и в других отраслях.

К универсальным относятся такие ресурсы, как земля (территория), вода (открытые водоемы и подземные источники), атмосферный воздух, на которые предъявляют спрос все без исключения отрасли хозяйства и население. Долгое время они плохо воспринимались как ограниченные. Однако по мере увеличения численности населения и роста объемов производства их дефицитность стала проявляться все более явно. По сути дела, ресурсы этой группы являются главными, в перспективе наиболее дефицитными, цена на них будет постоянно расти. С использованием универсальных ресурсов связана большая часть эколого-экономических проблем общества.

Среди природных ресурсов особую роль играют полезные ископаемые - природные ресурсы, извлекаемые из недр земли. Они делятся на твердые (уголь, руды, нерудные полезные ископаемые), жидкие (нефть, пресные и минеральные подземные воды) и газообразные (горючие и инертные газы). Экономика использования полезных ископаемых базируется на их оценке. Различают несколько видов оценки полезных ископаемых.

Геологическая оценка характеризует их с позиций объема, извлекаемости, конфигурации рудного тела (пласта), степени разведанности и пр. Объем сырья (запасы), который можно получить из месторождения (группы близко расположенных месторождений) определяет мощность и место расположения перерабатывающих предприятий (обогатительных фабрик, металлургических комбинатов и др.). Извлекаемость характеризует потери сырья в недрах, связанные с объективными горно-геологическими условиями, конфигурацией пластов, качеством сырья и т.д. Степень разведанности обычно дифференцируют по 4 категориям:

А - детально разведанные (промышленные),

Б - предварительно разведанные,

С1 - слабо разведанные и

С2 - перспективные запасы.

В нефтяной промышленности, например, степень разведанности определяется плотностью сетки разведочных скважин или сейсмопрофилей на единицу территории.

Геологическая разведанность имеет глубокий экономический смысл не только в связи с крупными затратами на собственно разведку, но и в плане экономического риска освоения. Слабо разведанные запасы в процессе эксплуатации могут не подтвердиться, в результате чего огромные затраты на обустройство промысла (рудника, прииска) могут быть потеряны. Степень предварительной разведанности играет значительную роль и при сдаче месторождений в эксплуатацию на основе торгов или концессий. В этом случае потери от недостаточной разведанности могут понести и собственники ресурсов в виде малой величины бонуса или лицензионной ставки.

Технологическая оценка характеризует условия добычи, обогащения и переработки сырья. При ней оцениваются горно-геологические условия - глубина залегания, условия проходки скважин, стволов, штолен, штреков, обводненность и пр., условия и экономичность применения тех или иных методов добычи, а также обогащаемость сырья, его комплексность и содержание основного компонента.

Меньшая глубина залегания пласта, рыхлость (лучшая проходимость) перекрывающих и вмещающих пород, отсутствие воды, газов, пропластков нефти при извлечении твердых полезных ископаемых повышают экономические показатели разработки месторождения. Чем выше содержание основного компонента, тем меньше объем горных работ и выше экономичность. Обогащаемость характеризует простоту освобождения сырья от вредных примесей в процессе последующей переработки. Например, руды Лотарингского железорудного бассейна (Франция) содержат фосфор и труднообогатимы. Для их переработки был создан специальный бессемеровский способ выплавки чугуна, выводящий фосфорсодержащие шлаки. В настоящее время он экономически проигрывает прогрессивному кислородно-конверторному способу, что привело к переориентации Франции на потребление мавританских лигнитов и потере коммерческой значимости руд Лотарингии.

Комплексность характеризует содержание попутных полезных компонентов в сырье наряду с основным. Комплексностью обладает большинство руд цветных металлов. Так, свинцово-цинковые руды принято называть полиметаллическими, так как они содержат еще около 20 компонентов, включая золото и серебро. Нефтяные месторождения содержат попутный газ, а газовые - газовый конденсат. Извлечение сопутствующих полезных компонентов из комплексных руд в большинстве случаев экономически оправдано, так как позволяет избежать крупных затрат на строительство горнодобывающих предприятий по добыче из недр каждого из сопутствующих компонентов. Кроме того, оно оправдано и из гуманитарных соображений, так как минимизирует вмешательство в природу и позволяет сохранить ресурсы для последующих поколений.

В ряде случаев, когда извлечение сопутствующих компонентов пока невозможно технологически или экономически, их хранят в отвалах рудников или хвостах обогатительных фабрик. Уже сейчас в отечественной и мировой практике отмечены многочисленные факты добычи полезных ископаемых из отвалов и хвостохранилищ, оставшихся от прошлых лет, являющейся экономически более оправданной, чем разработка бедных или удаленных месторождений. Так, в Забайкалье, на Нерчинском руднике добывают свинцово-цинковый концентрат из отвалов, которые образовались еще во времена сосланных сюда декабристов.

Географическая оценка связана с оценкой положения месторождения относительно действующих коммуникаций (железных и автодорог, водных путей, аэропортов и пр.), населенных пунктов, перерабатывающих предприятий отрасли, а также характеризует степень благоприятности условий освоения исходя из комплекса природных условий. Богатые месторождения могут быть так удалены от обжитых мест и находиться в столь неблагоприятных природных условиях, что издержки на создание инфраструктуры могут превысить ожидаемый эффект от их разработки и сделать ее неэффективной. Например, значительно легче освоить небольшое месторождение нефти в Нефтеюганском районе Ханты-Мансийского автономного округа, в Татарии или Башкирии, чем в Якутии или на Чукотке. В последнем случае нужны многомиллиардные долларовые инвестиции в инфраструктуру – жилье, дороги, трубопроводы и пр. Вот почему часто полезные ископаемые отдаленных районов осваиваются путем предоставления концессий.

В географическую оценку входит также определение путей оптимального использования территориального сочетания природных ресурсов (ТСПР). Обычно в каком-либо районе находится не один, а множество ресурсов разного вида - разнообразных полезных ископаемых, биологических, рекреационных и пр., создающих предпосылки для разных отраслей хозяйства. Эти отрасли могут мешать развиваться друг другу, например, уничтожать в ходе своего функционирования ресурсную базу других отраслей. Однако они могут и дополнять друг друга, комбинируясь или кооперируясь на взаимных поставках товаров и услуг. Другими словами, при оценке природных ресурсов необходимо учитывать и альтернативную стоимость, т.е. упущенную выгоду от эксплуатации других ресурсов (пастбищ, пашни, загрязнение воды, воздуха и др.), которые будут уничтожены или повреждены в процессе разработки месторождения. Все эти вопросы решаются в рамках концепции территориально-производственных комплексов (ТПК), созданной русским ученым Н.Н.Колосовским.

Экономическая оценка обобщает результаты предыдущих оценок и формулирует окончательный вывод об экономической эффективности разработки месторождения. Экономическая оценка - достаточно дорогостоящий процесс и затраты на проектно-сметные работы достигают 10% и более от полной стоимости обустройства. Поэтому экономическая оценка делится на качественную (балльную) и количественную (стоимостную). Балльная оценка состоит в присвоении каждому месторождению в группе соответствующего балла по заранее разработанной (например, 10-балльной) шкале. Месторождения, получившие высшие баллы (8, 9, 10) осваиваются в первую очередь. Именно они подвергаются в первую очередь стоимостной оценке (в денежном выражении) в оптимальном варианте на основе исчисления дифференциальной ренты для сельскохозяйственных земель и горной ренты для полезных ископаемых.

Важное значение в экономической оценке имеет субъект, для кого оценивается месторождение. Оно может оцениваться для одного предприятия, использующего одноцелевой ресурс; для группы предприятий, использующих попутные компоненты; для территориально-производственного комплекса, которые может быть создан (или возрожден) на основе материалов, получаемых из целевого сырья и сопутствующих компонентов; для территориальной социально-экономической системы, включающей население, социальную инфраструктуру, где освоение месторождения поможет создать рабочие места, увеличить занятость, привлечь новые технологии и т.д. Соответственно, ТСПР может оцениваться для одного предприятия или ТПК в целом. Очевидно, что в каждом случае результат оценки может быть различен. Следовательно, принятие окончательного решения о разработке месторождения или их группы - результат планирования не только отдельных предпринимателей, но их групп (финансово-промышленных групп), а также федеральных и обязательно местных властей.

Помимо природных ресурсов, важное значение для экономики имеют природные условия.

Под природными условиями понимаются тела и силы природы, необходимые для получения конечного продукта прямого и непрямого потребления, но непосредственно не входящие в его состав. Ярким примером природных условий является климат. Так, климатические условия Тюменского Севера значительно затрудняют и удорожают добычу нефти и газа. В то же время, в отношении сельского хозяйства, принято говорить об агроклиматических ресурсах. В данном случае условие (для промышленности) выступает как ресурс (для сельского хозяйства), что означает условность границы устанавливаемой между понятиями природных ресурсов и условий.

Природные условия оказывают существенное влияние на хозяйственную деятельность, жизнь, здоровье и быт людей. В этой связи их оценивают, обычно по качественной шкале: условия очень благоприятные, благоприятные, неблагоприятные, экстремальные и пр. Участки территории с особо благоприятными условиями для жизни используются для рекреации (восстановления здоровья) - отдыха и туризма. В этом случае принято говорить о рекреационных ресурсах. Рекреационные ресурсы - это не только благоприятных климат, но и чистая, неиспорченная хозяйственной деятельностью среда, живописные, радующие глаз ландшафты. Ввиду этого, в рекреационных районах запрещается хозяйственная деятельность за исключением производств, обслуживающих местное население и отдыхающих. Мировая и отечественная практика показывает, что доходы от рекреации могут многократно превышать доходы от иных видов деятельности.

Влияние природных условий на жизнь людей оценивается медико-географами по ряду показателей, в число которых входят показатели температур теплого и холодного периодов года, скорость ветра, продолжительность холодного и комфортного периода года, их соотношение, амплитуда максимальных температур за год и др. показатели. На их основе создается сетка медико-географического районирования, на основе которой принимаются разнообразные решения от градостроительных и архитектурных, до установления коэффициентов и надбавок к заработной плате. Для Тюменской области такое районирование было сделано в 1960-е гг. Институтом географии СО АН СССР (г. Иркутск).

Следует отметить, что понятие благоприятности природных условий относительно. Так, для ненцев природные условия Приполярья несомненно оптимальны, чего нельзя сказать о прибывших сюда украинцах или жителях, например, Ставрополья. Относительность этого понятия важна в двух аспектах.

Во-первых, любой прибывший из благоприятного для него района в неблагоприятный район человек всегда испытывает дискомфорт, у него ухудшается состояние здоровья, как правило, сокращается продолжительность жизни. Привыкание к новым условиям (адаптация) длится достаточно долго. Полная адаптация мигрантов наступает лишь в третьем-четвертом поколении (у внуков и правнуков). В результате, общество несет существенные экономические потери. Особенно разрушительна для здоровья работа вахтово-экспедиционным методом, с чередующимися периодами адаптации - реадаптации.

Во-вторых, мигрантами непривычная окружающая среда часто воспринимается как враждебная. Психологически вновь прибывший человек не склонен относится к ней с уважением, так, как он относится к родной (малая родина) природе. Отсутствие же психологических барьеров приводит к случаям массовых нарушений природоохранного законодательства, к конфликтам с местным (коренным и адаптированным русским старожильческим) населением.

В целом, говоря об оценке природных ресурсов и условий, мы должны знать, что она носит относительный и, в значительной мере, субъективный характер. Ресурсы природы воспринимаются человеком как богатства только через призму потребностей. Природа ничего специально для человека не создавала. Он сам оценивает значимость тех или иных природных объектов для себя. Отсюда относительность и субъективизм. Многие природные ресурсы могут быть как недооценены, так и переоценены. Особенно явно это проявляется во временном и пространственном (региональном) аспектах.

Например, в XIX и первой половине XX в. под влиянием промышленной революции совершился великий переход от растительного топлива на уголь, что, собственно, и позволило создать крупные и гигантские предприятия. Для поиска угольных месторождений, оценки их запасов были затрачены значительные средства. Спрос на уголь, а соответственно, и его цена, быстро росли. Этот процесс казался линейным, и будущее для угольных компаний выглядело безоблачным, что побуждало их инвестировать в разведку угольных месторождений и скупку лицензий на право добычи угля. Однако во второй половине ХХ в. ситуация резко изменилась. В топливно-энергетическом балансе развитых стран совершился переход на нефть и газ. Этот альтернативный ресурс оказался более эффективным и добыча угля (и цены) не только стабилизировалась, но и снизилась. В этом смысле нужно понимать, что уголь оказался переоцененным, а вложенные в его разведку и разработку инвестиции – излишними.

С другой стороны, мы имеем громадные недооцененные ресурсы. Известно, что цена 1 литра бутилированной питьевой воды сравнима по цене с соответствующим объемом нефти. В Сибири имеется громадный водоем, где сосредоточено почти 20% всей чистой воды планеты – оз. Байкал, который, в смысле водоснабжения, практически пока никак не используется. Рядом же находятся Китай, Япония, Корея и другие «молодые развивающиеся драконы» Азиатско-Тихоокеанского региона с быстро растущим населением и благосостоянием, где источники чистой воды ограничены. Весь этот район с многомиллиардным населением может рассматриваться как потенциальный рынок сбыта байкальской воды, реализация которой может принести доходы, сравнимые с нефтяными. Для этого необходимы лишь менеджерские усилия. Однако пока никто не задался задачей оценки этого водоема. Более того, попытки загрязнения Байкала стоками целлюлозных комбинатов могут лишить озеро реальной оценки.

В территориальном аспекте недооценка и переоценка ресурсов зависит от обеспеченности ими на мировом, национальных и региональных рынках. В настоящее время почти все развитые страны испытывают недостаток запасов нефти и вынуждены импортировать этот ресурс. Мировая цена устанавливается именно на этих национальных рынках, поскольку они являются самыми ёмкими потребителями данного ресурса. Значит ли это, что в странах, где нефть имеется в избытке, она должна продаваться по мировой цене? Возможно, что в США или Великобритании нефть переоценена, в то время как в России или Саудовской Аравии – недооценена. Позиция России на переговорах о вступлении во Всемирную торговую организацию (ВТО) состоит в том, что более низкая внутренняя цена на нефть и природный газ является естественным преимуществом нашей страны и не может быть поднята до мирового уровня, несмотря на возражения оппонентов. Продает же Китай свои товары на мировых рынка исходя из явно заниженных цен национального рынка.

Проблема оценки природных ресурсов, вследствие относительности и субъективности, таким образом, далека от разрешения. Она продолжается в политической, экологической, этнологической и иных сферах.

 

2.2.Формирование спроса, предложения и цены на природные ресурсы

Главным отличием экономики использования природных ресурсов от экономики использования готовых продуктов ее является то, что природные ресурсы, как правило, не являются товарами непосредственного потребления. Спрос на них является производным от спроса и цены товаров, произведенных из данного вида сырья. Это означает, что спрос на ресурс будет зависеть от двух основных факторов:

1) производительности природного ресурса при создании товара;

2) рыночной стоимости товара, произведенного из данного сырья.

Очевидно, что наиболее высокопродуктивный ресурс при производстве товара, высоко оцениваемого обществом, будет оцениваться дороже, чем менее продуктивный, и пользоваться повышенным спросом. В то же время, спрос на низкопродуктивный ресурс будет вялым, а цена на него низкой независимо от издержек производства. Наконец, не будет спроса на высокопродуктивный ресурс, если производимый из него товар никому не нужен.

На природные ресурсы распространяется закон убывающей отдачи или предельной полезности. При поступлении на рынок в небольших количествах какого-либо уникального высокопроизводительного вида сырья (например, нефти) эффект замещения им традиционного сырья (угля) высок и производитель товара согласен платить за него повышенную цену. По мере насыщения рынка и вытеснения традиционного сырья, уникальный ресурс сам становится традиционным. Рынок насыщается, а цена ресурса, в конечном счете, падает до его реальной стоимости. Этот закон объясняет также феномен различия спроса на одноцелевые, многоцелевые и универсальные ресурсы. Так, увеличение предложения дополнительных партий одноцелевых ресурсов приведет к тому, что они будут создавать все меньший дополнительный доход и рано или поздно наступит момент, кода он станет равным нулю. В случае многоцелевых ресурсов момент насыщения рынка будет значительно отодвинут, поскольку будут находиться все новые потребители. Что касается универсальных ресурсов, то они абсолютно ограничены. Цена на них может только возрастать.

С позиций использующей сырье фирмы, применение дополнительных объемов ресурса будет выгодно до тех пор, пока они увеличивают ее общий доход. Точка на графике, где кривые прироста дополнительных объемов прибыли и издержек пересекутся, характеризует ситуацию предельного объема потребления ресурса фирмой.

Производность спроса на природные ресурсы определяет специфику их ценовой эластичности и тип рынков, на которые выходят производители сырья.

Ценовая эластичность определяет степень чувствительности потребителей к изменению цены. Эластичность – это мера реакции одной переменной на изменение другой, выраженная как отношение процентных изменений. Она прямо связана с законами спроса и предложения. Согласно закону спроса, рост предложения ресурса на рынке образует излишек, что ведет к снижению цены, а дефицит - к ее повышению. Цена, в равной степени удовлетворяющая потребителя и производителя, называется равновесной. При ней отсутствует как излишек, так и дефицит.

К ресурсам с эластичным спросом (Кэл.=> 1) относят те, величина спроса на которые изменяется на больший процент, чем изменяется цена, и поэтому общий доход возрастает по мере того, как падает цена. К ресурсам с неэластичным спросом относят те, величина спроса на которые изменяется на меньший процент, чем изменяется цена, и поэтому общий доход уменьшается по мере падения цены. По своей сути все энергоресурсы относятся к группе неэластичных товаров, поскольку являются жизненно необходимыми для потребителя.

На рис. 2.1 изображены два графика ценовой эластичности. Находящийся слева график 2.1.а характеризует эластичный спрос. Кривая спроса на нем проходит под небольшим углом к оси Х. В случае, если она будет параллельна оси Х, говорят о совершенно эластичном спросе. График 2.1.б характеризует неэластичный спрос. Кривая спроса проходит под большим углом к оси Х. В случае, если она будет перпендикулярна оси Х, принято говорить о совершенно неэластичном спросе.

Однако в отношении разных потребителей эластичность ресурса различается. Степень ее зависит от удельного веса в издержках потребителя. При незначительной доле изменение цены сырья не влияет существенно на объем закупок и эластичность невелика. Для потребителей со значительной долей данного вида сырья в издержках изменения цен могут привести к существенным колебаниям в потреблении или к переходу на альтернативный продукт. Этот феномен объясняет низкую эластичность спроса на многоцелевые ресурсы. Так, вздорожание нефти вызовет сокращение ее потребления в энергетическом секторе (перевод электростанций на уголь), но для множества других потребителей нефтепродуктов оно будет несущественным. Спрос (и цена) на различные нефтепродукты (бензин, дизельное топливо, топочный мазут, нефтехимическое сырье) поэтому значительно различается. Наибольшим спросом пользуется бензин, которому трудно найти заменители. Именно он и определяет цену нефти.

Выигрыш от повышения цен на неэластичные ресурсы различается в кратко, средне-, и долгосрочном периодах. В краткосрочный период этот выигрыш очевиден, поскольку потребитель не может изменить технологию и вынужден платить повышенную цену. В среднесрочный период потребитель стремится сократить затраты, частично изменяя технологию и заменяя оборудование на более эффективное. В долгосрочной перспективе он стремится подыскать заменитель и отказаться от применения вздорожавшего сырья. Именно поэтому экспортеры опасаются быстрого роста цен на нефть. В долгосрочной перспективе найденные заменители могут резко обрушить их.

Аналогично эластичности спроса действует и эластичность предложения. Повышение цен на сырье стимулирует поставщика к увеличению его производства, снижение цены, соответственно, к его сокращению. При этом в краткосрочный период ничего не происходит, так как недогрузить мощности обычно еще хуже ввиду роста доли в издержках постоянных затрат, а также по технологическим причинам. В среднесрочный период мощности расширяются или выбывают по мере износа. Долгосрочный период достаточен для принятия и реализации решения о значительном расширении (новое строительство) или ликвидации производства.

Повышения или понижения цен сырья непосредственно сказываются на доходах потребителя. Поэтому, если цены в группе взаимозаменяемых продуктов меняются неравномерно, то в целях сохранения своих доходов потребитель может перейти, например, с использования угля на газ или с газа на мазут. В этом случае проявляется эффект замещения, вследствие действия которого в группе отраслей, производящих взаимозаменяемые продукты, наблюдается межотраслевая конкуренция.

Объем производства сырья не может быть беспредельным. Так, потребление газа лимитируется газораспределительной сетью. Затраты же на доведение его до дальних потребителей могут быть настолько велики, что не могут быть компенсированы эффектом его замещения угля или мазута. Чтобы увеличить сбыт в этом случае необходимо снижение цены (это явление мы определили как закон убывающей предельной полезности товара). В результате его действия совместно с другими законами у потребителей формируются индивидуальные предпочтения, в каждый конкретный момент времени описываемые кривыми безразличия, показывающими оптимальную структуру потребления энергоресурсов и нефтехимического сырья. На рынке возникает равновесие, нарушение которого ведет к чрезвычайно сложным изменениям. Организация, проводящая экспансию на рынке через политику цен или неценовую конкуренцию, обычно не в состоянии предвидеть все последствия нарушения равновесия и равным образом может как выиграть, так и проиграть.

Важнейшим фактором, образующим спрос и цену на ресурс, является тип рынка, на который выходит производитель. Обычно выделяют рынки свободной (чистой, совершенной) и несовершенной конкуренции. Последние делятся на рынки чистой монополии, монополистической конкуренции, олигополии, а также чрезвычайно важный для экономики сырьевых ресурсов тип рынка называемый монопсонией.

Свободная конкуренция характеризуется присутствием на рынке продаж большого числа (тысячи и десятки тысяч) фирм, продающих стандартное сырье, не выделяющееся качеством или другими важными потребительными свойствами. Спрос на таком рынке эластичен, цены стабильны, “игры” на повышение или понижение цен, как правило, не приносят успеха. Рынок свободной конкуренции допускает беспрепятственное вступление и выход отдельных фирм. Для производителей сырья он достаточно редок, так как формируется преимущественно при продаже товаров конченого потребления. Примером может служить рынок угля. Уголь удобен к перевозке и длительному хранению. Поэтому он реализуется не только крупным электростанциям и металлургическим заводам, но и огромному числу мелких, вплоть до индивидуальных, потребителей и именно здесь возникает некое подобие «свободного» рынка.

Рынок совершенной конкуренции существует скорее как идея. На практике обычно мы сталкиваемся с рынками несовершенной конкуренции.

Чистая монополия возникает при доминировании организации, полностью контролирующей рынок. Условием возникновения монополии является отсутствие близких заменителей продукта (услуги), т.е. приемлемых альтернатив, в результате чего покупатель вынужден соглашаться на предлагаемые условия. Другая сторона чистой монополии - возведение барьеров для вступления на рынок других фирм. Такими барьерами могут быть:

1) - технологические, связанные с экономией, обусловленной масштабами производства (эффективна, например, лишь транспортная сеть с громадной пропускной способностью);

2) - естественно монополистические, связанные с обладанием и разработкой фирмой уникальных природных ресурсов, а также появляющиеся в результате резкого снижения издержек за счет концентрации производства;

3) - легальные барьеры, образованные предоставлением монополистам исключительных прав - патентов, лицензий на право осуществления деятельности;

4) - нечестная конкуренция (силовое давление, компроментация, переманивание персонала, резкое снижение цен - демпинг и пр.).

Уход монополии с рынка также очень затруднен, поскольку это грозило бы параличом всего народного хозяйства или его сектора. Именно выполнением важных общественных функций монополисты оправдывают свое существование в общественном мнении.

Монополия, контролируя рынок, обладает хорошей возможностью значительного снижения издержек за счет масштаба производства, внедрения технических усовершенствований и др. факторов. Однако, более обычно завышение цен с целью повышения монопольного дохода (ренты). Позитивные черты монополии подавляются негативными, такими как Х-неэффективность (снижение предпринимальской активности и таланта, некомпетентность сотрудников, плохое стимулирование работников и т.д.), замедление технического прогресса, обновления основного капитала, неравенство в распределении доходов фирмы и др. Это явление было ярко выражено в социалистическом хозяйстве, где монополия не только не ограничивалась, а насаждалась искусственно.

Еще одно явление, свойственное чистой монополии, называется ценовой дискриминацией. Она проявляется в продаже одной и той же продукции разным потребителям по разным ценам. Возможность этого возникает ввиду разной эластичности спроса на них. Второй фактор - диктат государства, устанавливающего различные цены для потребителей, исходя из своих политических или социальных целей. Это явление хорошо выражено в современной России. Так, государственная монополия ОАО Газпром, контролирующая не только добычу, но и сбыт природного газа, включая газотранспортную сеть, продает свою основную продукция внутренним потребителям почти в четыре раза дешевле, чем внешним. К естественным монополистам можно отнести и обладателей выгодного географического положения - на пересечении важных транспортных путей, выходах к морям (порты) и пр. Выгодное положение, таким образом, также можно рассматривать как ресурс, приносящий не только прибыль, но и ренту.

Монополистическая конкуренция образует такую рыночную ситуацию, при которой относительно большое (20-50) число относительно небольших производителей предлагает похожее, но не идентичное сырье. Ее особенностью является контроль фирмами лишь часть рынка, хотя они и выпускают продукцию, различающуюся качеством, внешним видом, упаковкой или иными характеристиками. Вступление новых фирм на рынок монополистической конкуренции, как и уход с него, незатруднительны. Возможность сговора об изменении цен маловероятна.

Олигополия - рыночная система с присутствием на рынке немногочисленных (3-20) продающих, занимающая промежуточное место между монополистической конкуренцией и чистой монополией. Олигополия является одной из наиболее распространенных в современной экономике систем, позволяющей сочетать эффект масштаба производства с конкуренцией. При установлении цен фирмы-олигополисты в значительно большей степени учитывают издержки и спрос, чем чистые монополисты. В виду этого, цены на огополистическом рынке являются наиболее постояннымии приближенными к равновесным.

Между фирмами-олигополистами возможны тайные соглашения (картельные, трестовые), ввиду чего рынок этого типа требует контроля за соблюдением антимонопольного законодательства. Если соглашение заключено, картель, контролирующий более 50% рынка, может рассматриваться как чистая монополия и правительство имеет право ввести в него антимонопольные ограничения. Вход и выход на олигополистический рынок хотя и затруднены, но возможны.

Примером олигополии является нефтяной рынок. Мировой рынок нефти издавна контролировался небольшим количеством транснациональных корпораций. На внутреннем российском рынке нефти также присутствует относительно небольшое количество крупных производителей этого вида сырья: ЛУКойл, Сургутнефтегаз, ТНК-БП, ЮКОС, Сибнефть, Татнефть и пр.

В отношении сбыта своей продукции фирмы-производители сырья могут встретиться со специфической формой рынка, называемой монопсонией (один покупающий, диктат покупателя), по сути аналогичной чистой монополии. Дело в том, что большинство видов сырья являются узкоцелевыми (железная, оловянная, медная руда, полиметаллы и т.д.) и могут быть использованы лишь ограниченным и хорошо известным кругом потребителей. Эти производители подвержены наиболее сильному диктату потребителя-монопсониста. Разумеется, этот диктат относителен, так как потребитель не заинтересован в экономическом удушении поставщика сырья. В основном, проблема их взаимоотношений состоит в перераспределении экономической (горной) ренты.

При наличии нескольких покупающих (до полутора-двух деятков) образуется олигопсония. Она характерна для рынка сырой нефти России. На нем около двух десятков крупных производителей нефти выходят на примерно такое же количество нефтеперерабатывающих заводов. Разумеется, этот рынок более динамичен, чем чистая монопсония. Тем не менее, очень часто конфликты на ранках обоих типов столь остры, что их разрешением является объединение производителя и потребителя по типу вертикального комбинирования (известный принцип “от скважины до бензоколонки”).

Описанные ситуации характерны для мирового, национальных, региональных и локальных рынков сырья и энергоносителей. На мировом рынке монопсония развитых капиталистических государств породила известную проблему “ножниц цен”, в политическом плане трансформирующуюся в проблему отношений “Север-Юг”.

Экономическая сущность проблемы “ножниц цен” состоит в том, что каждое отдельно взятое развивающееся государство в международном разде



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 77; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.154.208 (0.058 с.)