Профилактика и преодоление девиантного поведения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Профилактика и преодоление девиантного поведения.



1) Первичная профилактика включает в себя:

a. Совершенствование сферы социальных отношений.

b. Устранение социальных факторов, способствующих девиантному поведению.

c. Воспитание социально-ориентированной личности.

2) Определение факторов риска и выделение групп профилактического учета, раннее и активное выявление лиц с нервно-психическими нарушениями и педагогической запущенностью.

3) Третичная профилактика включает в себя медицинскую коррекцию психических расстройств и психологическую коррекцию трудновоспитуемости.

Введение в педагогику

1) Предмет и задачи педагогики

2) История развития педагогики

3) Система педагогических наук и связь педагогики с другими науками.

Предмет и задачи педагогики

Термин педагогики употребляется в следующих значениях:

1) Бытовое значение

2) Практическое значение – связано с передачей опыта от старшего поколения к младшему.

3) Педагогика понимается как наука и отрасль гуманитарного знания

4) Педагогика представляет собой учебную дисциплину

Педагогика – это наука об образовании, обучении и воспитании.

Предметом педагогики являются закономерные связи между воспитанием и развитием личности, а также социальные и методические основы воспитания как специально организованного педагогического процесса.

Обучение – деятельность педагога, целью которой является формирование у обучаемых умений, знаний и навыков, а также развитие способностей.

Воспитание – это систематический и целенаправленно построенный процесс педагогических воздействий на индивида с целью формирования и развития его личности.

Задачи педагогики:

1) Теоретические

a. Изучение, теоретическое осмысление и обобщение передового педагогического опыта.

b. Выявление состояния педагогического процесса, успешности и эффективности деятельности педагогов и обучаемых.

c. Экспериментальные исследования педагогической деятельности и построение на их основе моделей развития этой деятельности.

2) Технологические (практические)

a. Проективные задачи – связанные с разработкой методических материалов, учебных планов, программ, учебников, рекомендаций.

b. Преобразовательные задачинаправлены на внедрение достижений педагогической науки в образовательную практику.

c. Корректировочный уровеньпредполагает оценку влияния научных исследований на практику обучения и воспитания.

История развития педагогики

Основой европейской системы воспитания явилась греческая философия. Древнегреческая философия характеризуется возникновением двух основных направлений – материализм (бытие первично, сознание вторично, Демокрит, 5 век до н.э.) и идеалистическая философия (сознание первично, Платон)

Демокрит сравнивал внутреннюю природу человека в внешней природой мироздания. Утверждал, что внутренняя природа человека формируется в результате воспитания. Поэтому приобретение знаний и развитие способностей Демокрит рассматривал как результат интеллектуальных упражнений и специальных методов развития мышления.

 Главным методом обучения, который использовал Сократ была беседа. А основним приемом в этой беседе был прием пропедевтики. Наиболее известный ученик Сократа, Платон, считал целью обучения и воспитания постижение абсолютной идеи, реализация которой в мыслях и чувствах человека порождает воспринимаемый человеком реальный мир. Платон основал одну из первых научных школ, получивших название Академия.

Развивая педагогические идеи Платона и Сократа, Аристотель выделил в процессе воспитания три основных направления – нравственное воспитание, физическое воспитание, умственное.

Аристотель основал школу, получившую название Лекей (Лицей).

В средние века обучение и воспитание оказались сосредоточенными в руках церкви.

В позднем средневековье стали возникать, на ряду с монастырскими, городские школы.

В 13 веке на основе наиболее крупных монастырских и городских школ в Европе возникли первые университеты. Самым первым явился Парижский университет в 1200 году (вырос из богословской школы Сорбоны). В 1206 году возник Оксфордский. В 1224 году – неополитанский. В 1231 кембриджский.

В россии перваое высшее учебное заведение – савяно-греко-латинская акадения быа открыта 1 в Киеве, а поздже филиал в могилеве. В 1755 году при активном участии Ломоносова был открыт Мостковский уиверситет, притнем основаны 2 гимназии – дворянский и разночинская.

В 1654 была издана книга выдающегося чешского педагога Яна Амоса Каменского «Великая дидактика», в которой впервые были изложены основные принципы обучения, и систематически описана классно-урочная система обучения.

Классно-урочная система обучения. ЕЕ суть, как специфической формы организации учебной работы состоит в том, что учащиеся одного и того же возраста распределяются по классам, занятия с ними проводятся поурочно по заранее составленного расписания Причем все учащиеся одного класса работают над одни и тем же учебным материалом.

Основные критерии вузовской лекции:

1) Посещаемость лекций студентами

2) Конспектирование лекций

3) Содержательность лекции – оптимальное сочетание научности и популярности

4) Проблемные вопросы, стимулирующие мышление студентов

5) Аргументированность и доказательность основных положений лекции

6) Связь лекции с профилем подготовки специалистов.

7) План лекции, четкость и последовательность изложения материала

8) Манера чтения лекции

9) Отношение преподавателя к студентам

10) Контакт с аудиторией.

Образование как социокультурный феномен

1) Сущность и основные функции образования.

2) Мировые образовательные тенденции.

3) Система образования в РБ.

Сущность и основные функции образования.

Основные факторы повышения роли образования в современном обществе:

1) Образование существенно расширяет возможности удовлетворения потребностей человека, изменяет их характер, обогащает духовно-нравственную сферу личности.

2) Образование стимулирует общение и взаимодействие людей, возникновение общих профессиональных и духовных интересов.

3) Являясь составной частью культуры, образование активно содействует его развитию.

4) Образование способствует укреплению межнациональных контактов и расширению межгосударственных связей.

5) Знания в современном обществе становятся капиталом, а капиталовложения в образование и науку приносят непосредственную прибыль.

Основные функции образования:

1) Образование – это наиболее оптимальный и интенсивный способ вхождения человека в мир культуры.

2) Образование формирует среду общения.

3) Средство развития и становления человека как личности и профессионала.

4) Образование - способ социализации личности и её самоутверждения.

5) Образование – средство обеспечения преемственности поколений.

6) Образование является фактором социального прогресса.

7) Образование ускоряет культурные перемены и преобразования.

Образование может рассматриваться как система, процесс и результат. Образование как система представляет собой сеть учреждений разного типа и уровня, которая обеспечивает подготовку молодых поколений к самостоятельной жизни.

Организационные модели образования:

1) Образование как государственно-ведомственная организация.
Строится по ведомственному принципу с жестким определением целей, содержания образования, номенклатуры учебных заведений и учебных дисциплин. При этом учебные заведения подчиняются и контролируются соответствующими государственными органами.

2) Модель развивающего образования.
Предполагает организацию образования через широкую кооперацию образовательных систем разного типа и уровня, что позволяет наиболее полно удовлетворять потребности различных слоев населения в образовательных услугах.

3) Рационалистическая модель образования.
Предполагает такое усвоение знаний, умений и навыков, которые обеспечивают наиболее эффективное практическое приспособление выпускников к существующему обществу.

4) Феноменологическая модель образования.
Предполагает персональный характер обучения с учетом индивидуально-психологических способностей обучающегося.

5) Неинституциональная модель образования.
Ориентированная на организацию образования вне социальных институтов (образование при помощи интернета и др.).

Национальные образования:

1) Американская:

a. Младшая средняя школа.

b. Средняя школа.

c. Старшая средняя школа.

d. Двухгодичный колледж.

e. Четырехгодичный колледж в структуре университета (бакалавр).

f. Магистратура (магистр)

g. Аспирантура (доктор)

2) Французская модель.

a. Единый колледж.

b. Технологический, профессиональный и общеобразовательные лицеи.

c. Университет.

d. Магистратура.

e. Аспирантура.

3) Немецкая модель.

a. Общая школа

b. Реальные училища, гимназия, основная школа.

c. Институт (бакалавр).

d. Университет (магистр).

e. Аспирантура.

4) Английская модель.

a. Объединенная школа.

b. Грамматическая школа.

c. Современная школа-колледж.

d. Университет.

e. Магистратура.

f. Аспирантура.

5) Российская модель:

a. Общеобразовательная школа.

b. Полная средняя школа-лицей.

c. Колледж.

d. Институт, университет, академия.

e. Аспирантура.

f. Докторантура.

Образование как процесс представляет собой взаимосвязанную систему обучения и воспитания, направленную на формирование и развитие личности обучаемого.

Образование как процесс включает:

1) Цели образования.
Ожидаемые результаты, которые стремится достичь общество с помощью сложившейся системы.

2) Содержание образования.
Включает в себя:

a. Систему знаний о природе, обществе и человеке.

b. Опыт осуществления различных способов деятельности.

c. Опыт ценностного отношения к миру.

3) Способы (формы) получения:

a. Дневная.

b. Вечерняя форма обучения.

c. Заочная форма обучения.

d. Экстернат. Предполагает самостоятельное обучение с последующей сдачей экзаменов в конкретном учебном заведении.

e. Дистанционное обучение.

4) Формы обучения:

a. Индивидуальные контро

b...... переписать...

c..............

d...........................

e. Виды уроков:

f. изложение нового материала

g. Контрольный

h. Повторение.

i. Комбинированный.

j.

k. Экскурсия

l. Семинарские занятия.

m. Лабораторные занятия

5) Субъекты и объекты образовательного процесса.

Образование как результат обучения – это объем систематизированных знаний, умений, навыков, способов мышления и связанных с ним мировоззренческих позиций личности. Образование как результат подразделяется на следующие типы:

1) Гуманитарное.

2) Естественнонаучное.

3) Техническое образование.

4) Художественно-эстетическое.

5) Религиозное образование.

Мировые образовательные тенденции.

Гуманизация образования.
Заключаются в ориентации образовательной системы на личность обучаемого. Формирование доверительных отношений между учащимися и педагогами, основанных на уважении прав человека, развитии личностного потенциала.

Следует различать! Гуманитаризация – это ориентация образования на первоочередное изучение дисциплин (истории, культуры, языкознания), способствующих свободному общению людей разных национальностей, профессий, социальных слоев.

Диверсификация образования.
Расширение разнообразия учебных заведений, программ и т.д.

Стандартизация.
Ориентация образовательных систем на единообразие.

Информатизация.
Все более широкое использование информационных технологий.

Непрерывность образования.
Предполагает систему самообразования и повышения квалификации в учреждениях образования.

Непрерывное образование решает ряд задач:

1) Переподготовка человека для все более эффективного включения его в систему современных общественных отношений.

2) Развитие профессиональных качеств человека с целью своевременной его адаптации к постоянно меняющимся условиям жизнедеятельности.

3) Разностороннее развитие личности и повышение мировоззренческого потенциала.

Система образования в РБ.

В соответствии с законом «Об образовании в РБ» все государственные и негосударственные образовательные учреждения на территории республики принадлежат к национальной системе образования РБ, которая включает:

1) Дошкольное.

2) Общее среднее образование.

3) Внешкольные формы образования.

4) Профессионально-техническое образование.

5) Среднее специальное образование.

6) Высшее образование.

7) Подготовка научных и научно-педагогических кадров.

8) Повышение квалификации и переподготовка кадров.

9) Самостоятельное образование граждан.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 19; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.213.209 (0.055 с.)