Познавательная сфера личности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Познавательная сфера личности



1) Ощущение

2) Восприятие.

3) Внимание.

4) Память.

5) Воображение

6) Мышление.

Ощущение

Это познавательный психический процесс отражения отдельных свойств внешних воздействий (по отношению к психике).

Основные виды ощущений:

1) Экстероцептивные. Внешние органы чувств.

2) Интероцептивные. Внутренние

3) Проприоцептивные. В мышцах и связках и дающие информацию о движениях и положениях в пространстве.

Чуствительность анализаторов – разная. Работа органов чувств характеризуется порогами чувствительности. (3 вида порогов чувствительность):

1) Нижний абсолютный порог. Характеризуется минимальной интенсивностью внешнего воздействия, необходимой для возникновения ощущения.

2) Верхний абсолютный порог. Характеризуется максимальной интенсивностью внешнего воздействия, при которой сохраняется адекватность ощущения.

3) Разностный порог ощущения (относительный). Характеризуется минимальным изменением интенсивности воздействия, которое может отражается в ощущении.

Динамика сенсорных процессов определяется следующими свойствами:

1) Адаптация органов чувств.

a. Полное исчезновение ощущения в процессе продолжительного воздействия раздражителя.

b. Притупление под воздействием сильного раздражителя

c. Повышение чувствительности под влиянием слабого.

2) Сенсибилизация. Повышение чувствительности анализатора в результате взаимодействия с другими анализаторами или в результате специальных тренировок.

3) Синестезия. Возникновение ощущения в данном анализаторе, характерного для другого.

4) Контрастность.  Состоит из в изменении чувствительности под влиянием предшествующего раздражителя.

Основные свойства ощущений: чувствительность, длительность, интенсивность.

Восприятие.

Познавательный психический процесс, отражение предметов и явлений внешнего мира в их целостности.

В отличие от ощущений, присущих всем существам, имеющим нервную систему, способность воспринимать мир в виде образов, обладает только человек и высшие животные. Этот процесс, характерный процесс называется объективизацией.

Основные свойства восприятия:

1) Целостность.
Отражение предмета или явления в определенных целостных формах. Выражается в том, что образы отражаемых предметов выступают в сознании человека в совокупности многих качеств, даже если отдельные в данный момент не ощущаются.

2) Структурность восприятия.
Соотнесенность восприятия с определенными структурами внешнего мира. Восприятие не является простой суммой ощущений, нами воспринимается обобщенная структура.

3) Константность.
Независимость восприятия от внешних условий, в которых оно происходит. Благодаря этому свойству мы воспринимаем окружающие предметы как относительные постоянные по форме, цвету, величине.

4) Осмысленность.
Восприятие тесно связано с мышлением

5) Апперцепция.
Обусловленность восприятия личностным опытом. Зависимость восприятия от прежнего опыта человека.

6) Избирательность.

7) Категориальность .
Осознание процессов собственного восприятия.

Основные этапы восприятия:

1) Обнаружение объекта.

2) Различение объекта.

3) Идентификация.

4) Опознание.

Простые выделяют при преобладающей роли анализаторов восприятия:

1) Зрительные.

2) Обонятельные.

3) Слуховые.

4) Вкусовые.

Сложные:

1) Восприятие речи.

2) Восприятие человека человеком.

3) Восприятие картинки.

4) Восприятие времени.

5) Восприятие движения.

Нарушения.

Гиперстезия и Гипостезия.

Галлюцинация – восприятие, возникающее без наличия реальных объектов.

К специфическим формам восприятия относятся:

1) Восприятия пространства.
Представляет собой отражение особенностей окружающей среды, включающее в себя восприятие форм, размеров и взаимного расположения объектов, их рельефа, удаленности и направления, в котором они находятся.

2) Восприятие времени.
Представляет собой отражение длительности, скорости и последовательности явлений окружающей действительности.

Память.

Память – это сквозной познавательный процесс, который заключается в отражении, сохранении и последующем воспроизведении ранее воспринятого.

Процессы памяти:

1) Отражение.

2) Сохранение.

3) Воспроизведение.

4) Забывание.

Основные виды памяти (по времени сохранения):

1) Мгновенная память (до 1 секунды).

2) Кратковременная память (несколько секунд).

3) Оперативная память (от нескольких секунд до нескольких дней).

4) От нескольких дней до значительных периодов жизни.

По механизмам запоминания:

1) Образная (по всем видам чувств).

2) Эмоциональная.

3) Словесно-логическая память.

4) Моторно-двигательная память.

Внимание.

Воображение

Мышление.

 

Психология общения

Понятия и средства

Общение – специфическая форма взаимодействия человека как личности с другими людьми как членами общества, в котором реализуются социальные отношения людей.

Основные виды общения:

1) Официальное и неофициальное

2) Формальное и неформальное

3) Деловые и эмоционально-личностные отношения

По используемым средствам выделяют вербальное и невербальное общение.

Основные виды речи:

1) Монологическая речь.
Наиболее развернутый и произвольный вид речи

2) Диалогическая речь.
наиболее свернутый вид речи, контекст которой определяется ситуацией общения.

3) Внутренняя речь.

4) Письменная речь
Наиболее произвольный и доступный коррекции вид речи.

Основные компоненты речевого общения:

1) Значение и смысл произносимых слов и фраз

2) Речевые звуковые явления

3) Выразительные качества голоса (смех, покашливания, паузы)

Основные компоненты невербального общения:

1) Кинетика (включает мимику, пантомимику, жестикуляцию)

2) Такесика (рукопожатия, поцелуи, объятия)

3) Проксемика (пространственное расположение)

Зоны общения:

1) Интимная зона (менее 45 см) – характерна для общения между близкими и хорошо знакомыми людьми.

2) 45-120 - Личностная зона общения (друзья, товарищи)

3) 120 –400 см - социальная зона

4) Публичная (свыше 400 см) – характерная для выступлений перед большой группой людей.

Жесты:

1) Жесты-иллюстраторы
Движение рук, поясняющие высказывания собеседника.

2) Жесты-регуляторы.
Выражают отношение говорящего к содержанию высказывания.

3) Жесты-эмблемы

4) Жесты-адаптеры
Привычные для человека движения, связанные с динамикой общения

5) Жесты-аффекторы.
Непроизвольные движения тела и лица, выражающие эмоции.

Основные функции общения:

1) Инструментальные функции
Характеризуют общение как социальный механизм управления и передачи информации, необходимый для организации деятельности.

2) Интегративная функция
Характеризует общение как средство объединения людей

3) Функция самовыражения

4) Функция социального контроля.

5) Экспрессивная функция
Эмоциональное взаимодействие

 

Основные стороны:

1) Коммуникативная

2) Интерактивная – координация действий

3) Перцептивная – взаимовосприятие и взаимопонимание

4) Аффективная сторона – эмоциональное взаимодействие

 

Барьеры

Барьеры межличностного общения – это осознаваемые и неосознаваемые препятствия и трудности, нарушающие психологический контакт между взаимодействующими индивидами.

Виды:

1) Внутренние барьеры (отношение человека к уже принятой и понятой, но нежелательной информации)

2) Внешние барьеры общения включают в себя:

a. Барьеры избегания (уклонения от общения)

b. Барьеры авторитета (когда не придается значение)

c. Барьеры непонимания

i. Фонетические барьеры

ii. Семантические барьеры – обусловлены несовпадением смысла, вкладываемого собеседниками в одни и те же слова.

iii. Стилистические барьеры – возникают в результате неадекватного построения сообщений.

iv. Логические барьеры – вызываются несоответствием используемых логики и способов аргументации.

Основные правила склонить людей к вашей точке зрения не вызывая у них обиды:

1) Единственный способ одержать верх в споре – уклониться от него

2) Проявлять уважение к мнению вашего собеседника и никогда не говорите что он не прав.

3) Если вы не правы – признайте это быстро и решительно

4) С самого начала придерживайтесь дружелюбного тона

5) Заставьте собеседника сразу ответить вам да

6) Пусть большую часть времени говорит ваш собеседник.

7) Пусть ваш собеседник считает, что лучшие мысли, возникшие в ходе беседы, принадлежат ему.

8) Искренне старайтесь смотреть на вещи с точки зрения вашего собеседника.

9) Относитесь сочувственно к чувствам и желаниям собеседника.

10) Взывайте к благородным мотивам

11) Драматизируйте ваши идеи и подавайте их эффектно.

12) Бросайте вызов, задевайте за живое.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 28; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.121.131 (0.018 с.)