Самосознание и самооценка личности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Самосознание и самооценка личности.



Самосознание представляет собой систему познавательных процессов посредством которых человек выделяет из окружающего мира и воспринимает в качестве сьъкута собственной деятельности.

Первые элементы самосознания возникают в 3-х летнем возрасте и порождают кризис 3-х лет.

В дошкольном возрасте формируется самоидентификация, связанная с усвоением базовых социальных ролей. В младшем школьном возрасте возникает эмоциональное самосознание и эмоциональная автономия.

Решающим возрастом в формировании самосознании является подростковый возраст, в котором формируется способность к объективной самооценке.

Американский психолог Вильям Джейс.

Нормальным для личности является снижение уровня притязаний.
Основные компоненты самосознания:

1) Познавательные компоненты самосознания.

2) Эмоциональные компоненты самосознания.

3) Поведенческие компоненты самосознания.

Основные функции самосознания:

1) Самоконтроль. Управление своими мотивами и поведением.

2) Самосовершенствования.

3) Целеполагающая.

4) Оптимизация общения с окружающими.

Самосознание человека тесно связано с психическими состояниями, и может проявляться на разных уровнях в различных жизненных ситуациях.

Методы исследования личности.

Наиболее распространенными методами исследования личности в современной психологии являются:

1) Метод тестов.

2) Метод психологической беседы.

3) Метод контент-анализа.

Психологический тест представляет собой относительно кратковременное задание, направленное на выявление индивидуальных типологических особенностей личности. 

Развитие теории личности в московской школе психологии.

Основоположник Выгоцкий разработал культурно-историческую концепцию личности, в соответствии с которой личность формируется в результате усвоения индивидом культурно-исторического опыта.  

Наряду с этим известный к тому времени академик Павлов разработал теорию типов личности на основе исследования рефлексов и нервной деятельности человека. Павлов выделил 2 сигнальные системы:

1) Восприятие окружающего мира в виде чувственных образов.

2) Восприятие окружающего мира в виде понятий и суждений.

В зависимости от преобладания типа сигнальной системы Павлов выделил 3 типа личности:

1) Художественный – преобладание первой

2) Научный – второй.

3) Средний – уравновешенность систем.

В связи с репрессиями со стороны властей в 30-е и 40-вые идеи московской школы психологии остались под запретом. На основе теории академика Павлова стала развиваться дифференциальная теория личности. Основоположником которой явился Б. М. Теплов.

В соответствии с дифференциальной психологией, личность понималась как система 4-х основных свойств: темперамента, характера, способностей и направленности.

Природа и структура психики человека

1) Эволюция психики.

2) Структура психики.

3) Сознание и бессознательное.

Эволюция психики.

В процессе эволюции живой материи исходной формой отражения явилось биологическое отражение. Психическая форма отражения возникает тогда, когда живые организмы начинают реагировать не на сами биологически значимые объекты, а на информацию об этих объектах.

Простейшей формой процессов отражения является чувствительность, проявляющаяся в процессе ощущения. В соответствии с теорией А.Н. Леонтьева, первоначально информационное взаимодействие с окружающей средой выполнялось не специфическими клетками, которые в процессе эволюции специализировались на переработке информации и превратились в нервные клетки.

На уровне чувствительности у животных в процессе эволюции возникает простейшая безусловно-рефлекторное поведение (сенсорная психика), что характерно для гомогенной среды обитания. С выходом живых организмов на сушу возникает персептивная форма психики, в центре которой стоит отражение целостных объектов окружающего мира и динамики их существования во времени и в пространстве. Для персептивной психики становится характерным инстинктивное поведения. Инстинктивные формы поведения получили наибольшее развитие у насекомых и пресмыкающихся. Инстинкты передаются по наследству и заложены генетически.

У млекопитающих возникает способность интеллектуального поведения и обучения на основе безусловных рефлексов.

В процесс психологических исследований были открыты 3 формы научения млекопитающих:

1) Классическая. Обусловленное поведение и научение и подкрепления. (Исследования Павлова). Стимул – реакция.

2) Оперантное обучение. Реакция – стимул – вторичная реакция.

3) Викарное. Модификация поведения происходит при однократном предъявления стимула.

Однако современные американские системы обучения основаны на использовании выявленных бихевиоризмом форм обучения. Высшей формой психики является сознание, возникающее с появлением разумных существ.

Основные признаки сознания:

1) Наличие знаний об окружающем мире, проявляющиеся в виде системы представлений.

2) Наличие самосознания.

3) Способность к целеполаганию.

4) Ценностное отношение к окружающему.

Структура психики.

Психические процессы представляют собой наиболее динамичные и относительно кратковременные психические явления, определяющие взаимодействие с окружающей средой в данной ситуации. Имеют длительность от нескольких сотых секунды до нескольких часов максимум. Некоторые процессы могут повторятся.

Психические состояния являются относительно длительными психическими явлениями, охватывающие от нескольких часов до нескольких процессов и определяющие динамику психических процессов.

Психические свойства являются наиболее устойчивыми психическими явлениями, характерными для индивида на протяжении или её значительных периодов.

Структура и психики и личности по Платонову:

Структуры личности Подструктуры Соотношение биологического и социального Виды формирования соответствующих структур.
Направленность. Мировоззрение, убеждение, социальные установки. С Воспитание и самовоспитание
Опыт. Привычки, умения, навыки и знания. Б<С Обучение
Особенности психических процессов. Познавательные и эмоционально-волевые процессы Б=С Упражнения
Биопсихические свойства. Темперамент, пол, возраст. Б>С Тренировка

Высшим уровнем сознания является мировоззрение и самоопределение личности. В зависимости от типа личности, можно выделить следующие виды самоопределения и направленности личности:

1) Нравственное самоопределение.

2) Профессиональное самоопределение.

3) Религиозное самоопределение.

4) Политическое самоопределение.

5) Национальное самоопределение.

В юношеском возрасте социальная ситуация развития предполагает формирование личностной позиции по отношению к обществу, что оказывается связанным с определенными структурами сознания и самосознания.

Функционирование сознания обусловлено соотношением познавательных, интеллектуальных и эмоционально-аффективных компонентов психики.

По мере развития личности все больше в регуляции поведения приобретает сознание и мышление, как главный инструмент сознания, и все меньшее влияния на поведение оказывает сфера бессознательного.

В современной психологии существуют различные подходы к определению сознания в зависимости от понимания структуры психики.

В психоанализе сознание понимается как способность адекватно представлять себе скрытые импульсы поведения, порождаемые сферой инстинктов и заложенных в психику социальных норм.

В социальном бихевиоризме сознание понимается как отражение в мышлении усвоенных человеком социальных ролей.

В соответствии с идеями гуманистической психологии, все живые существа от рождения обладают потребностью в развитии, которая у человека проявляется в форме сознательного стремления к самосовершенствованию.

................................................



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 25; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.197.201 (0.01 с.)