Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Самосознание и самооценка личности.
Самосознание представляет собой систему познавательных процессов посредством которых человек выделяет из окружающего мира и воспринимает в качестве сьъкута собственной деятельности. Первые элементы самосознания возникают в 3-х летнем возрасте и порождают кризис 3-х лет. В дошкольном возрасте формируется самоидентификация, связанная с усвоением базовых социальных ролей. В младшем школьном возрасте возникает эмоциональное самосознание и эмоциональная автономия. Решающим возрастом в формировании самосознании является подростковый возраст, в котором формируется способность к объективной самооценке. Американский психолог Вильям Джейс. Нормальным для личности является снижение уровня притязаний. 1) Познавательные компоненты самосознания. 2) Эмоциональные компоненты самосознания. 3) Поведенческие компоненты самосознания. Основные функции самосознания: 1) Самоконтроль. Управление своими мотивами и поведением. 2) Самосовершенствования. 3) Целеполагающая. 4) Оптимизация общения с окружающими. Самосознание человека тесно связано с психическими состояниями, и может проявляться на разных уровнях в различных жизненных ситуациях. Методы исследования личности. Наиболее распространенными методами исследования личности в современной психологии являются: 1) Метод тестов. 2) Метод психологической беседы. 3) Метод контент-анализа. Психологический тест представляет собой относительно кратковременное задание, направленное на выявление индивидуальных типологических особенностей личности. Развитие теории личности в московской школе психологии. Основоположник Выгоцкий разработал культурно-историческую концепцию личности, в соответствии с которой личность формируется в результате усвоения индивидом культурно-исторического опыта. Наряду с этим известный к тому времени академик Павлов разработал теорию типов личности на основе исследования рефлексов и нервной деятельности человека. Павлов выделил 2 сигнальные системы: 1) Восприятие окружающего мира в виде чувственных образов. 2) Восприятие окружающего мира в виде понятий и суждений. В зависимости от преобладания типа сигнальной системы Павлов выделил 3 типа личности:
1) Художественный – преобладание первой 2) Научный – второй. 3) Средний – уравновешенность систем. В связи с репрессиями со стороны властей в 30-е и 40-вые идеи московской школы психологии остались под запретом. На основе теории академика Павлова стала развиваться дифференциальная теория личности. Основоположником которой явился Б. М. Теплов. В соответствии с дифференциальной психологией, личность понималась как система 4-х основных свойств: темперамента, характера, способностей и направленности. Природа и структура психики человека 1) Эволюция психики. 2) Структура психики. 3) Сознание и бессознательное. Эволюция психики. В процессе эволюции живой материи исходной формой отражения явилось биологическое отражение. Психическая форма отражения возникает тогда, когда живые организмы начинают реагировать не на сами биологически значимые объекты, а на информацию об этих объектах. Простейшей формой процессов отражения является чувствительность, проявляющаяся в процессе ощущения. В соответствии с теорией А.Н. Леонтьева, первоначально информационное взаимодействие с окружающей средой выполнялось не специфическими клетками, которые в процессе эволюции специализировались на переработке информации и превратились в нервные клетки. На уровне чувствительности у животных в процессе эволюции возникает простейшая безусловно-рефлекторное поведение (сенсорная психика), что характерно для гомогенной среды обитания. С выходом живых организмов на сушу возникает персептивная форма психики, в центре которой стоит отражение целостных объектов окружающего мира и динамики их существования во времени и в пространстве. Для персептивной психики становится характерным инстинктивное поведения. Инстинктивные формы поведения получили наибольшее развитие у насекомых и пресмыкающихся. Инстинкты передаются по наследству и заложены генетически. У млекопитающих возникает способность интеллектуального поведения и обучения на основе безусловных рефлексов. В процесс психологических исследований были открыты 3 формы научения млекопитающих:
1) Классическая. Обусловленное поведение и научение и подкрепления. (Исследования Павлова). Стимул – реакция. 2) Оперантное обучение. Реакция – стимул – вторичная реакция. 3) Викарное. Модификация поведения происходит при однократном предъявления стимула. Однако современные американские системы обучения основаны на использовании выявленных бихевиоризмом форм обучения. Высшей формой психики является сознание, возникающее с появлением разумных существ. Основные признаки сознания: 1) Наличие знаний об окружающем мире, проявляющиеся в виде системы представлений. 2) Наличие самосознания. 3) Способность к целеполаганию. 4) Ценностное отношение к окружающему. Структура психики. Психические процессы представляют собой наиболее динамичные и относительно кратковременные психические явления, определяющие взаимодействие с окружающей средой в данной ситуации. Имеют длительность от нескольких сотых секунды до нескольких часов максимум. Некоторые процессы могут повторятся. Психические состояния являются относительно длительными психическими явлениями, охватывающие от нескольких часов до нескольких процессов и определяющие динамику психических процессов. Психические свойства являются наиболее устойчивыми психическими явлениями, характерными для индивида на протяжении или её значительных периодов. Структура и психики и личности по Платонову:
Высшим уровнем сознания является мировоззрение и самоопределение личности. В зависимости от типа личности, можно выделить следующие виды самоопределения и направленности личности: 1) Нравственное самоопределение. 2) Профессиональное самоопределение. 3) Религиозное самоопределение. 4) Политическое самоопределение. 5) Национальное самоопределение. В юношеском возрасте социальная ситуация развития предполагает формирование личностной позиции по отношению к обществу, что оказывается связанным с определенными структурами сознания и самосознания. Функционирование сознания обусловлено соотношением познавательных, интеллектуальных и эмоционально-аффективных компонентов психики. По мере развития личности все больше в регуляции поведения приобретает сознание и мышление, как главный инструмент сознания, и все меньшее влияния на поведение оказывает сфера бессознательного. В современной психологии существуют различные подходы к определению сознания в зависимости от понимания структуры психики. В психоанализе сознание понимается как способность адекватно представлять себе скрытые импульсы поведения, порождаемые сферой инстинктов и заложенных в психику социальных норм. В социальном бихевиоризме сознание понимается как отражение в мышлении усвоенных человеком социальных ролей. В соответствии с идеями гуманистической психологии, все живые существа от рождения обладают потребностью в развитии, которая у человека проявляется в форме сознательного стремления к самосовершенствованию. ................................................
|
||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 25; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.197.201 (0.01 с.) |