Предмет, задачи и основные этапы становления психологии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет, задачи и основные этапы становления психологии.



Литература.

1) Бороздина Галина Васильевна, «Основы психологии и педагогики», Минск, БГЭУ, 2004.

2) «Основы психологии и педагогики: практикум» (Заяц И.И., Карнов Н.А., Козловская Ю.П.) Минск, БГЭУ, 2006.

3) Козубовский В.М. «Общая психология: познавательные процессы».

4) Козубовский В.М. «Общая психология: личность».

5) Козубовский В.М. «Общая психология: методология, сознание, деятельность».

6) Скрипник А.И. «Основы психологии и педагогики, краткий курс лекций».

7) «Психология и педагогика: учебное пособие для вузов» под ред. Николаенко В.М.

8) «Основы психологии», Чеховских М.И. Минск, 2002.

9) «Психология: учебное пособие для экономических вузов», под ред. В. М. Дружиннин.

10) «Основы психологии» Сталяренко Л.Д., Ростов-на-Дону, 1996.

11) Харламов И.Ф. «Педагогика», Москва, 1998.

12) «Основы педагогики», Жук А.И. и др., Минск, 2003.

13) Годфруа Ж. «Что такое психология», Москва, 1992 г.

14) Сталяренко Л.Д., Самыгин С.И. «Психология и педагогика в вопросах и ответах», Ростов-на-дону, 1999 г.

Введение в психологию.

1) Предмет, задачи и основные этапы становления психологии.

2) Природа и структура психики человека.

3) Методы психологии.

Природа и структура психики человека

 

 

Методы психологии.

Методы практической психологии:

1) Психоконсультирование

2) Психодиагностика

3) Психокоррекция

4) Психологический тренинг

Самосознание и самооценка личности.

Самосознание представляет собой систему познавательных процессов посредством которых человек выделяет из окружающего мира и воспринимает в качестве сьъкута собственной деятельности.

Первые элементы самосознания возникают в 3-х летнем возрасте и порождают кризис 3-х лет.

В дошкольном возрасте формируется самоидентификация, связанная с усвоением базовых социальных ролей. В младшем школьном возрасте возникает эмоциональное самосознание и эмоциональная автономия.

Решающим возрастом в формировании самосознании является подростковый возраст, в котором формируется способность к объективной самооценке.

Американский психолог Вильям Джейс.

Нормальным для личности является снижение уровня притязаний.
Основные компоненты самосознания:

1) Познавательные компоненты самосознания.

2) Эмоциональные компоненты самосознания.

3) Поведенческие компоненты самосознания.

Основные функции самосознания:

1) Самоконтроль. Управление своими мотивами и поведением.

2) Самосовершенствования.

3) Целеполагающая.

4) Оптимизация общения с окружающими.

Самосознание человека тесно связано с психическими состояниями, и может проявляться на разных уровнях в различных жизненных ситуациях.

Методы исследования личности.

Наиболее распространенными методами исследования личности в современной психологии являются:

1) Метод тестов.

2) Метод психологической беседы.

3) Метод контент-анализа.

Психологический тест представляет собой относительно кратковременное задание, направленное на выявление индивидуальных типологических особенностей личности. 

Эволюция психики.

В процессе эволюции живой материи исходной формой отражения явилось биологическое отражение. Психическая форма отражения возникает тогда, когда живые организмы начинают реагировать не на сами биологически значимые объекты, а на информацию об этих объектах.

Простейшей формой процессов отражения является чувствительность, проявляющаяся в процессе ощущения. В соответствии с теорией А.Н. Леонтьева, первоначально информационное взаимодействие с окружающей средой выполнялось не специфическими клетками, которые в процессе эволюции специализировались на переработке информации и превратились в нервные клетки.

На уровне чувствительности у животных в процессе эволюции возникает простейшая безусловно-рефлекторное поведение (сенсорная психика), что характерно для гомогенной среды обитания. С выходом живых организмов на сушу возникает персептивная форма психики, в центре которой стоит отражение целостных объектов окружающего мира и динамики их существования во времени и в пространстве. Для персептивной психики становится характерным инстинктивное поведения. Инстинктивные формы поведения получили наибольшее развитие у насекомых и пресмыкающихся. Инстинкты передаются по наследству и заложены генетически.

У млекопитающих возникает способность интеллектуального поведения и обучения на основе безусловных рефлексов.

В процесс психологических исследований были открыты 3 формы научения млекопитающих:

1) Классическая. Обусловленное поведение и научение и подкрепления. (Исследования Павлова). Стимул – реакция.

2) Оперантное обучение. Реакция – стимул – вторичная реакция.

3) Викарное. Модификация поведения происходит при однократном предъявления стимула.

Однако современные американские системы обучения основаны на использовании выявленных бихевиоризмом форм обучения. Высшей формой психики является сознание, возникающее с появлением разумных существ.

Основные признаки сознания:

1) Наличие знаний об окружающем мире, проявляющиеся в виде системы представлений.

2) Наличие самосознания.

3) Способность к целеполаганию.

4) Ценностное отношение к окружающему.

Структура психики.

Психические процессы представляют собой наиболее динамичные и относительно кратковременные психические явления, определяющие взаимодействие с окружающей средой в данной ситуации. Имеют длительность от нескольких сотых секунды до нескольких часов максимум. Некоторые процессы могут повторятся.

Психические состояния являются относительно длительными психическими явлениями, охватывающие от нескольких часов до нескольких процессов и определяющие динамику психических процессов.

Психические свойства являются наиболее устойчивыми психическими явлениями, характерными для индивида на протяжении или её значительных периодов.

Структура и психики и личности по Платонову:

Структуры личности Подструктуры Соотношение биологического и социального Виды формирования соответствующих структур.
Направленность. Мировоззрение, убеждение, социальные установки. С Воспитание и самовоспитание
Опыт. Привычки, умения, навыки и знания. Б<С Обучение
Особенности психических процессов. Познавательные и эмоционально-волевые процессы Б=С Упражнения
Биопсихические свойства. Темперамент, пол, возраст. Б>С Тренировка

Высшим уровнем сознания является мировоззрение и самоопределение личности. В зависимости от типа личности, можно выделить следующие виды самоопределения и направленности личности:

1) Нравственное самоопределение.

2) Профессиональное самоопределение.

3) Религиозное самоопределение.

4) Политическое самоопределение.

5) Национальное самоопределение.

В юношеском возрасте социальная ситуация развития предполагает формирование личностной позиции по отношению к обществу, что оказывается связанным с определенными структурами сознания и самосознания.

Функционирование сознания обусловлено соотношением познавательных, интеллектуальных и эмоционально-аффективных компонентов психики.

По мере развития личности все больше в регуляции поведения приобретает сознание и мышление, как главный инструмент сознания, и все меньшее влияния на поведение оказывает сфера бессознательного.

В современной психологии существуют различные подходы к определению сознания в зависимости от понимания структуры психики.

В психоанализе сознание понимается как способность адекватно представлять себе скрытые импульсы поведения, порождаемые сферой инстинктов и заложенных в психику социальных норм.

В социальном бихевиоризме сознание понимается как отражение в мышлении усвоенных человеком социальных ролей.

В соответствии с идеями гуманистической психологии, все живые существа от рождения обладают потребностью в развитии, которая у человека проявляется в форме сознательного стремления к самосовершенствованию.

................................................

Понятие мотива и мотивации

Мотив – проявление каких-то потребностей.

В основе всех побуждений лежат потребности. На основе потребностей – мотивы.

По Леонтьеву мотив представляет собой предмет потребности, побуждающий индивида к действию. Леонтьев видел это определение сжато. Необходимо уточнить, что он имел ввиду мотив – не сам предмет потребности, а отражение этого предмета, и это отражение и является мотивом побудительного действия.

Установки и мотивировки (сознательные, т.к.связаны с речью)

Мотивировка  отражение мотива в сознании и в речи человека.

Между неосознаваемыми мотивами и осознаваемыми мотивировками происходят конфликты.

 Установка представляет собой готовность действовать или реагировать определенным образом в соответствии с возникающей ситуацией. Простейшие установки были открыты в СССР (Грузинская школа) Узнадзе, а социальные установки возникли в западной психологии.

Основные уровни установок (Диспозиции личности):

1) Элементарные фиксированные установки.
Во многом связаны с условными рефлексами у человека.

2) Социально-фиксированные установки.

3) Базовые социальные установки.

4) Ценностные ориентации.

В современной психологии мотивация понимается:

1) Как вся система побуждений, присущих данной личности.

2) Как процесс возникновения, развития, функционирования и преобразования определенного мотива.

Основные функции мотивов:

1) Селективная (избирательность)

2) Когнитивная (включение познавательных процессов в удовлетворение базовых потребностей)

3) Целемоделирующая функция (разработка стратегии удовлетворения потребностей посредствам последовательной постановки промежуточных целей)

4) Смыслообразующая функция (заключается в приписывании объектам потребностей личностной значимости)

5) Регуляторная функция (выражается в направляющем действии мотивов)

6) Побудительная функция (активизация действий соответствующих мотивов)

По отношению к деятельности мотивы могут быть внешними или внутренними.

В соответствии с теорией Йеркса-Додсона каждый вид деятельности имеет свой оптимальный уровень мотивации.

Мотивация и деятельность

Деятельность – это психическая и физическая активность индивида, направленная на достижение определенной цели. Другим видом поведения человека является импульсивное поведение. Любая деятельность состоит из отдельных движений. Количество физических движений человека ограничено. А действия и виды деятельности – безграничны.

Основные виды деятельности:

1) Игровая деятельность

2) Учебная

3) Трудовая

4) Общение

Тот вид деятельности, который на данном возрастном этапе является наиболее важным для развития личности, называется ведущим видом деятельности.

Основные признаки ведущего вида деятельности:

1) Такая деятельность, в рамках которой формируются и дифференцируются новые виды деятельности.

2) Такая деятельность, в которой формируются или перестраиваются психические процессы личности.

3) Такая деятельность, которая определяет типичные для данного возрастного периода изменения личности.

Основные этапы освоения деятельности:

1) Ознакомительный – формирование представлений об осваиваемой деятельности

2) Аналитический этап – освоение различных компонентов будущей деятельности.

3)  Синтетический – формирование способности к выполнению деятельности в целом.

4) Этап закрепления и совершенствования в деятельности.

Эмоциональные состояния

Эмоциональные уровни.

1) Аффектэто состояние крайнего эмоционального возбуждения, при котором человек утрачивает сознательный контроль над своими действиями и начинает неадекватно воспринимать складывающуюся ситуацию.

2) Фрустрациянегативное психическое состояние, возникающее в результате утраты жизненно важных целей.

3) Стресс.
Ганс Силье выделил 2 вида:

a. Эустресс. Представляет собой реакцию организма на кратковременное интенсивное воздействие, превышающее возможности адекватных реакций.

b. Дистресс. Возникает в результате относительно длительного интенсивного воздействия, разрушающего организм и психику.

4) Настороженное бодрствование.

5) Расслабленное бодрствование,

6) Сонливость,

7) Легкий сон,

8) Глубокий сон,

9) Кома.

Настроение – это относительно устойчивое психо-эмоциональное состояние, определеямое успешностью жизнедеятельности индивида.

Волевая схема личности

1) Понятие воли и её основные функции.

2) Структура волевых действий.

3) Динамика волевых качеств личности.

Структура волевых действий.

Основные компоненты сложного волевого действия:

1) Формирование целей и мотива деятельности.

2) Осмысление путей достижения целей и борьба мотивов.

3) Принятие решений.

Основные виды решений:

1) Логические решения.
Принятие логического решения означает завершение борьбы мотивов, снимает напряжение и позволяет сосредоточить всю энергию на реализацию принятого решения.

2) Эмоциональные решения.
Характеризуются наибольшей эмоциональной привлекательностью доминирующего мотива, однако со сменой эмоциональных сотостояний привлекательность мотивов может изменятся и возникают сомнения в принятом решении.

3) Затянутые и непоследовательные решения. Самоконтроль исполнения.

Динамика волевых качеств личности.

Волевые качества:

1) Самостоятельность.
Заключается в способности принимать решения, исходя из собственных убеждений. Самостоятельность проявляется в уверенности в себе, в осознании целесообразности своих действий, логической обоснованности поведения.

2) Решительность.
Способность принимать решения и проводить их в жизнь без излишних колебаний.

3) Настойчивость.
Способность к длительной мобилизации сил, направленных на преодоление внешних и внутренних трудностей на пути к цели.

4) Самообладание.
Способность подавлять деструктивное воздействие нежелательных побуждений.

Нарушения воли:

1) Волевая недостаточность

A. Пассивная.

i. Легкая внушаемость и несамостоятельность. Характеризуется уступчивостью у чужому влиянию и податливостью чужой воле.

ii. Апатия. Характеризуется исчезновением ярковыраженных стремлений, безразличие к жизни. В большинстве случаев – результат фрустрации и стрессов.

iii. Депрессия. Проявляется в неспособности выбрать один существенный мотив поведения, принять логическое решение и устойчиво действовать в выбранном направлении.

iv. Отсутствие настойчивости и выдержки (неспособность доводить до конца принятые решения)

B. Активная.

i. Импульсивность. Необдуманность действий и неудержимое стремление к немедленному достижению результатов.

ii. Упрямство. Проявляется в необоснованном, бессмысленном упорстве, в бесполезных действий.

Патологические

a. Апраксия. Нарушение способности к сознательным действиям, необусловленная физическими нарушениями опорно-двигательного аппарата и органов чувств.

b. Афазия. Проявляется в неспособности связно описывать и планировать свои действия.

Поль Брэгг связал волевые качества личности связал с потенциалом нервной деятельности.

1. Рефлексия и самосозерцание.

2. Правильный сон.

3. Правильное питание.

4. Правильное дыхание.

Ощущение

Это познавательный психический процесс отражения отдельных свойств внешних воздействий (по отношению к психике).

Основные виды ощущений:

1) Экстероцептивные. Внешние органы чувств.

2) Интероцептивные. Внутренние

3) Проприоцептивные. В мышцах и связках и дающие информацию о движениях и положениях в пространстве.

Чуствительность анализаторов – разная. Работа органов чувств характеризуется порогами чувствительности. (3 вида порогов чувствительность):

1) Нижний абсолютный порог. Характеризуется минимальной интенсивностью внешнего воздействия, необходимой для возникновения ощущения.

2) Верхний абсолютный порог. Характеризуется максимальной интенсивностью внешнего воздействия, при которой сохраняется адекватность ощущения.

3) Разностный порог ощущения (относительный). Характеризуется минимальным изменением интенсивности воздействия, которое может отражается в ощущении.

Динамика сенсорных процессов определяется следующими свойствами:

1) Адаптация органов чувств.

a. Полное исчезновение ощущения в процессе продолжительного воздействия раздражителя.

b. Притупление под воздействием сильного раздражителя

c. Повышение чувствительности под влиянием слабого.

2) Сенсибилизация. Повышение чувствительности анализатора в результате взаимодействия с другими анализаторами или в результате специальных тренировок.

3) Синестезия. Возникновение ощущения в данном анализаторе, характерного для другого.

4) Контрастность.  Состоит из в изменении чувствительности под влиянием предшествующего раздражителя.

Основные свойства ощущений: чувствительность, длительность, интенсивность.

Восприятие.

Познавательный психический процесс, отражение предметов и явлений внешнего мира в их целостности.

В отличие от ощущений, присущих всем существам, имеющим нервную систему, способность воспринимать мир в виде образов, обладает только человек и высшие животные. Этот процесс, характерный процесс называется объективизацией.

Основные свойства восприятия:

1) Целостность.
Отражение предмета или явления в определенных целостных формах. Выражается в том, что образы отражаемых предметов выступают в сознании человека в совокупности многих качеств, даже если отдельные в данный момент не ощущаются.

2) Структурность восприятия.
Соотнесенность восприятия с определенными структурами внешнего мира. Восприятие не является простой суммой ощущений, нами воспринимается обобщенная структура.

3) Константность.
Независимость восприятия от внешних условий, в которых оно происходит. Благодаря этому свойству мы воспринимаем окружающие предметы как относительные постоянные по форме, цвету, величине.

4) Осмысленность.
Восприятие тесно связано с мышлением

5) Апперцепция.
Обусловленность восприятия личностным опытом. Зависимость восприятия от прежнего опыта человека.

6) Избирательность.

7) Категориальность .
Осознание процессов собственного восприятия.

Основные этапы восприятия:

1) Обнаружение объекта.

2) Различение объекта.

3) Идентификация.

4) Опознание.

Простые выделяют при преобладающей роли анализаторов восприятия:

1) Зрительные.

2) Обонятельные.

3) Слуховые.

4) Вкусовые.

Сложные:

1) Восприятие речи.

2) Восприятие человека человеком.

3) Восприятие картинки.

4) Восприятие времени.

5) Восприятие движения.

Нарушения.

Гиперстезия и Гипостезия.

Галлюцинация – восприятие, возникающее без наличия реальных объектов.

К специфическим формам восприятия относятся:

1) Восприятия пространства.
Представляет собой отражение особенностей окружающей среды, включающее в себя восприятие форм, размеров и взаимного расположения объектов, их рельефа, удаленности и направления, в котором они находятся.

2) Восприятие времени.
Представляет собой отражение длительности, скорости и последовательности явлений окружающей действительности.

Память.

Память – это сквозной познавательный процесс, который заключается в отражении, сохранении и последующем воспроизведении ранее воспринятого.

Процессы памяти:

1) Отражение.

2) Сохранение.

3) Воспроизведение.

4) Забывание.

Основные виды памяти (по времени сохранения):

1) Мгновенная память (до 1 секунды).

2) Кратковременная память (несколько секунд).

3) Оперативная память (от нескольких секунд до нескольких дней).

4) От нескольких дней до значительных периодов жизни.

По механизмам запоминания:

1) Образная (по всем видам чувств).

2) Эмоциональная.

3) Словесно-логическая память.

4) Моторно-двигательная память.

Внимание.

Воображение

Мышление.

 

Психология общения

Понятия и средства

Общение – специфическая форма взаимодействия человека как личности с другими людьми как членами общества, в котором реализуются социальные отношения людей.

Основные виды общения:

1) Официальное и неофициальное

2) Формальное и неформальное

3) Деловые и эмоционально-личностные отношения

По используемым средствам выделяют вербальное и невербальное общение.

Основные виды речи:

1) Монологическая речь.
Наиболее развернутый и произвольный вид речи

2) Диалогическая речь.
наиболее свернутый вид речи, контекст которой определяется ситуацией общения.

3) Внутренняя речь.

4) Письменная речь
Наиболее произвольный и доступный коррекции вид речи.

Основные компоненты речевого общения:

1) Значение и смысл произносимых слов и фраз

2) Речевые звуковые явления

3) Выразительные качества голоса (смех, покашливания, паузы)

Основные компоненты невербального общения:

1) Кинетика (включает мимику, пантомимику, жестикуляцию)

2) Такесика (рукопожатия, поцелуи, объятия)

3) Проксемика (пространственное расположение)

Зоны общения:

1) Интимная зона (менее 45 см) – характерна для общения между близкими и хорошо знакомыми людьми.

2) 45-120 - Личностная зона общения (друзья, товарищи)

3) 120 –400 см - социальная зона

4) Публичная (свыше 400 см) – характерная для выступлений перед большой группой людей.

Жесты:

1) Жесты-иллюстраторы
Движение рук, поясняющие высказывания собеседника.

2) Жесты-регуляторы.
Выражают отношение говорящего к содержанию высказывания.

3) Жесты-эмблемы

4) Жесты-адаптеры
Привычные для человека движения, связанные с динамикой общения

5) Жесты-аффекторы.
Непроизвольные движения тела и лица, выражающие эмоции.

Основные функции общения:

1) Инструментальные функции
Характеризуют общение как социальный механизм управления и передачи информации, необходимый для организации деятельности.

2) Интегративная функция
Характеризует общение как средство объединения людей

3) Функция самовыражения

4) Функция социального контроля.

5) Экспрессивная функция
Эмоциональное взаимодействие

 

Основные стороны:

1) Коммуникативная

2) Интерактивная – координация действий

3) Перцептивная – взаимовосприятие и взаимопонимание

4) Аффективная сторона – эмоциональное взаимодействие

 

Барьеры

Барьеры межличностного общения – это осознаваемые и неосознаваемые препятствия и трудности, нарушающие психологический контакт между взаимодействующими индивидами.

Виды:

1) Внутренние барьеры (отношение человека к уже принятой и понятой, но нежелательной информации)

2) Внешние барьеры общения включают в себя:

a. Барьеры избегания (уклонения от общения)

b. Барьеры авторитета (когда не придается значение)

c. Барьеры непонимания

i. Фонетические барьеры

ii. Семантические барьеры – обусловлены несовпадением смысла, вкладываемого собеседниками в одни и те же слова.

iii. Стилистические барьеры – возникают в результате неадекватного построения сообщений.

iv. Логические барьеры – вызываются несоответствием используемых логики и способов аргументации.

Основные правила склонить людей к вашей точке зрения не вызывая у них обиды:

1) Единственный способ одержать верх в споре – уклониться от него

2) Проявлять уважение к мнению вашего собеседника и никогда не говорите что он не прав.

3) Если вы не правы – признайте это быстро и решительно

4) С самого начала придерживайтесь дружелюбного тона

5) Заставьте собеседника сразу ответить вам да

6) Пусть большую часть времени говорит ваш собеседник.

7) Пусть ваш собеседник считает, что лучшие мысли, возникшие в ходе беседы, принадлежат ему.

8) Искренне старайтесь смотреть на вещи с точки зрения вашего собеседника.

9) Относитесь сочувственно к чувствам и желаниям собеседника.

10) Взывайте к благородным мотивам

11) Драматизируйте ваши идеи и подавайте их эффектно.

12) Бросайте вызов, задевайте за живое.

Понятие социальной роли.

Социальная роль – это система норм и правил поведения, определяемой местом человеком в той или иной группе, его положением среди других людей.

В зависимости от соответствия осваиваемой социальной роли, индивидуальным особенностям и потребностям личности выделяют следующие уровни принятия роли:

1) Усвоение внешних черт, присущих данной роли.

2) Усвоение норм поведения, характерных для данной роли

a. Актуальные требования.

b. Конвенциональные роли.

c. Само собой разумеющееся.

d. Личностные свойства.

3) Усвоение задач ролевого поведения.

Основные компоненты социальной роли:

1) Осознание того, как воспринимают индивида окружающие.

2) Восприятие поведенческих реакций окружающих.

3) Ответные реакции индивида.

Основные аспекты социальной роли:

1) Роль как существующая в обществе система ожиданий относительно поведений индивида, занимающего определенное положение. Ожидания подкрепляются санкциями.

2) Роль как система специфических ожиданий индивида по отношению к себе.

3) Роль как внешнее наблюдаемое поведение индивида, занимающего определенное положение.

Основные компоненты личности в социальном бихевиоризме:

1) Импульсивное Я, отражающее индивидуальные особенности человека.

2) Нормативное Я. Внутренний социальный самоконтроль, обусловленный выполняемыми индивидом социальными ролями.

3) Личное Я. Проявляется в своеобразии выполнения человеком исторически сложившихся социальных ролей.

Референтной для данного индивида группой является такая группа, в которой он может выполнять приемлемые социальные роли. С другой стороны, референтная группа – это такая группа реальных или воображаемых лиц, мнение которых для индивида является наиболее значимым.

Основные характеристики социальной роли

1) Эмоциональность

2) Способ получения роли.

3) Масштаб социальной роли.

4) Формализация.

5) Мотивация поведения, обусловленная социальной ролью.

Основные виды социальных ролей.

1) Роль лидера.

2) Роль звезды группы.

3) Роль последователя.

4) Роль марионетки.

5) Роль аутсайдера.

В 20-е годы Дж. Морена разработал метод исследования социальных ролей в группе – социометрия. Социометрический опрос может проводится в 2-х вариантах:

1) Параметрическая процедура (ограничение выбора)

2) Непараметрическая процедура.

Критерии, на основании которых формулируются вопросы, должны быть значимы для группы, соответствовать характеру этой деятельности. В связи с этим достоверные данные социометрический опрос можно дать только в такой группе, в которой сформировались устойчивые межличностные отношения.

Основные инструменты социометрии:

1) Карточка с вопросами. В одной социометрической карточке не может быть больше 5 вопросов, иначе ответы теряют свою достоверность.

2) Социоматрица. Составляется отдельно по каждому критерию.

Психология групп.

1) Большие социально-психологические группы.

2) Малые социально-психологические группы.

3) Лидерство и руководство.

Лидерство и руководство.

Лидерство представляет собой способность одного из членов группы влиять на поведение других членов в значимых для неё ситуациях. Руководитель, в отличие от неформального лидера, получает свои полномочия в соответствии со сложившимися в обществе нормами, несет личную ответственность за результаты деятельности коллектива и поведение его членов. Основные теории лидерства.

В конце XIX в. стала развиваться личностная теория лидерства, в соответствии с которой лидером становился человек, обладающий определенными качествами и чертами характера. Однако многочисленные исследования не выявили качества, которые автоматически переносят обладателя в разряд лидера.

Поведенческие теории лидерства связывают влияние лидера на других членов группы со стилем и особенностями его поведения.

Ситуативная теория лидерства предполагает, что лидером становится тот член группы, чье поведение наиболее полно соответствует социально-психологической ситуации в группе.

В теории управления коллективом принято выделять 3 основных стиля руководства:

1) Авторитарный стиль.
Все решения принимаются единолично руководителем, который стремится контролировать их выполнение. Основные методы воздействия становятся наказание или угроза наказания.

2) Демократический.
Решение принимается руководителем совместно с сотрудниками, а основными методами воздействия являются поощрения и обещания поощрения.

3) Либеральный стиль.
Руководитель не принимает участия в выработке решения, и вся ответственность переходит к самим сотрудникам.

Психология конфликтов.

1) Понятие конфликта. Его основные виды и структура.

2) Профилактика конфликтов и способы их разрешения.

3) Медиация. Посредничество при разрешении конфликтов.

По структуре.

a. Внутриличностные конфликты.

b. Конфликты личности и групп.

c. Выделяют конфликт личности и общества.

d. Межличностные конфликты.

e. Межгрупповые конфликты.

f. Конфликты между группой и обществом.

g. Трудовые

h. Социальные

i. Бытовые.

i. Семейные

j. Этнические

2) По содержанию:

Причины возникновения:

1) Информационные причины.

2) Структурные причины.

3) Различие ценностных ориентаций.

4) Нарушения взаимодействия и взаимотношений.

5) Поведенческие факторы.

Структура конфликта:

1) Конфликтующие стороны.

2) Зона разногласия:

a. Причина

b. Объект

3) Представление о конфликте у конфликтующих сторон.

4) Мотивация конфликтных действий.

5) Структура и характер конфликтных действий.

Основные этапы развития конфликта:

1) Возникновение предконфликтной ситуации.

2) Инцидент события.

3) Эскалация конфликта.

4) Кульминация конфликта.

5) Завершение конфликта.

6) Постконфликтная ситуация.

Введение в педагогику

1) Предмет и задачи педагогики

2) История развития педагогики

3) Система педагогических наук и связь педагогики с другими науками.

Предмет и задачи педагогики

Термин педагогики употребляется в следующих значениях:

1) Бытовое значение

2) Практическое значение – связано с передачей опыта от старшего поколения к младшему.

3) Педагогика понимается как наука и отрасль гуманитарного знания

4) Педагогика представляет собой учебную дисциплину

Педагогика – это наука об образовании, обучении и воспитании.

Предметом педагогики являются закономерные связи между воспитанием и развитием личности, а также социальные и методические основы воспитания как специально организованного педагогического процесса.

Обучение – деятельность педагога, целью которой является формирование у обучаемых умений, знаний и навыков, а также развитие способностей.

Воспитание – это систематический и целенаправленно построенный процесс педагогических воздействий на индивида с целью формирования и развития его личности.

Задачи педагогики:

1) Теоретические

a. Изучение, теоретическое осмысление и обобщение передового педагогического опыта.

b. Выявление состояния педагогического процесса, успешности и эффективности деятельности педагогов и обучаемых.

c. Экспериментальные исследования педагогической деятельности и построение на их основе моделей развития этой деятельности.

2) Технологические (практические)

a. Проективные задачи – связанные с разработкой методических материалов, учебных планов, программ, учебников, рекомендаций.

b. Преобразовательные задачинаправлены на внедрение достижений педагогической науки в образовательную практику.

c. Корректировочный уровеньпредполагает оценку влияния научных исследований на практику обучения и воспитания.

История развития педагогики

Основой европейской системы воспитания явилась греческая философия. Древнегреческая философия характеризуется возникновением двух основных направлений – материализм (бытие первично, сознание вторично, Демокрит, 5 век до н.э.) и идеалистическая философия (сознание первично, Платон)

Демокрит сравнивал внутреннюю природу человека в внешней природой мироздания. Утверждал, что внутренняя природа человека формируется в результате воспитания. Поэтому приобретение знаний и развитие способностей Демокрит рассматривал как результат интеллектуальных упражнений и специальных методов развития мышления.

 Главным методом обучения, который использовал Сократ была беседа. А основним приемом в этой беседе был прием пропедевтики. Наиболее известный ученик Сократа, Платон, считал целью обучения и воспитания постижение абсолютной идеи, реализация которой в мыслях и чувствах человека порождает воспринимаемый человеком реальный мир. Платон основал одну из первых научных школ, получивших название Академия.

Развивая педагогические идеи Платона и Сократа, Аристотель выделил в процессе воспитания три основных направления – нравственное воспитание, физическое воспитание, умственное.

Аристотель основал школу, получившую



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 27; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.44.108 (0.326 с.)