Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Способности и уровни их развития.
Способности – это индивидуальное типологической свойство личности, определяющее успешность освоения индивидом тех или иных видов деятельности, а также усвоение необходимых для этой деятельности знаний, умений и навыков. Проблема способности наиболее остро проявилась в конце XIX века, когда европейские страны стали переходить к всеобщему школьному образованию. В связи с этой проблемой, французские психологи Альфред Бине и Томас Симон по заданию правительства разработали первые тесты умственных способностей. В середине прошлого века сложилась система коэффициента интеллекта. Проблема врожденных и приобретаемых факторов способностей была в значительной мере решена исследования известного советского психолога Б.М. Теплова, который на ряду с понятием способностей ввел в психологию понятие задатков – врожденный особенностей организма и психики, на основе которых могут развиваться способности. К задаткам могут относится морфологические и функциональные особенности строения мозга, органов чувств и движений, которые выступают в качестве природных предпосылок развития способностей. Исследования показывают, что при достаточно развитой мотивации психика обладает компенсаторными механизмами развития способности, при которых отсутствие одних задатков может быть компенсировано интенсивным развитием комплексов других задатков. В 30-е годы в связи с политической ситуацией понятие интеллекта было запрещено и вместо него в советской психологии стало использоваться понятие общей одаренности. Все способности по своему отношению к выполняемой деятельности могут быть разделены на общие и частные. Ядро общих способностей составляет интеллект. Частные способности необходимы для определенного вида деятельности. Наряду с этим способности разделяются на теоретические и практические, учебные и творческие, коммуникативные и предметно-познавательные. Наиболее общепризнанной является теория интеллекта, разработанная Ж. Пиаже, который понимал интеллект как систему познавательных и сенсорно-двигательных процессов, обеспечивающих успешную адаптацию индивида к среде. Интеризация – перенос внешних действий во внутренний психический план. В связи с этим Пиаже выделил следующие стадии:
1) Сенсорно-моторная стадия. (до 3-х лет). Складывается равновесие между познавательными способностями и движениями ребенка. 2) Дооперациональный интеллект (3-7 лет). 3) Стадия практических операций. (7-12). 4) Стадия абстрактных операций. (12-?). Все теории Пиаже разделил на: 1) Генетические. a. Теория стадиального развития интеллекта. b. Теории развития интеллекта, определяемые наследственными мутациями. c. Теории, определяющие интеллект как результат спонтанной поисковой активности индивида. 2) Негенетические. Рассматривавшие интеллект как исходную данность. a. Теория Б. Рассела и его последователей, понимавших интеллект как средство равновесия индивида и окружающей среды b. Определяет интеллект как совокупность внутренних познавательных структур. c. Гештальдт-теория. Понимает интеллект как систему высокоорганизованных познавательных образов, отражающих структуры внешнего мира. Возникла научная дискуссия о соотношения научного развития и обучения. Согласно теории Пиаже развитие организма ребенка приводит к возникновению все более сложных движений, действий, операций, которые, интериоризуясь (переход внешнего во внутреннее) образуют структуры интеллекта. Обучение, согласно Пиаже, должно усложнятся лишь по мере развития интеллекта. В соответствии с теорией Выгоцкого – обучение должно опережать развитие, формирую у обучаемых новые способности и познавательные возможности. Обучение происходит в зоне ближайшего развития, которое охватывает задачи непосильные ребенку для самостоятельного решения, однако, становящиеся пассивными при подсказке со стороны взрослых. Уровни развития способностей: 1) Одаренность. 2) Талант. 3) Гениальность.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 24; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.224.197 (0.005 с.) |