Пороги ощущений. Чувствительность. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пороги ощущений. Чувствительность.



Виды ощущений

Ощущения можно классифицировать следующим образом.

С помощью зрительных ощущений человек способен различать до 180 тонов цвета и более 10 000 оттенков между ними.

Слуховые ощущения позволяют человеку воспринимать речь других людей, контролировать многие виды работ, наслаждаться музыкой и т. д.

Обонятельные ощущения помогают человеку различать распространенные в воздухе летучие вещества и запахи.

Вкусовые ощущения позволяют определять качественные особенности принимаемой человеком пищи и находятся в зависимости от чувства голода.

Температурные ощущения — это ощущения тепла и холода.

Тактильные ощущения совместно с мышечно-двигательными составляют осязание, с помощью которого человек отражает качественные особенности предметов — их гладкость, плотность, а также прикосновение предмета к телу, место и размер раздражаемого участка кожи.

С помощью мышечно-двигательных ощущений человек получает информацию о положении тела в пространстве, о взаимном расположении всех его частей, о движении тела и его частей, о сокращении, растяжении и расслаблении мышц и т. д.

Болевые ощущения сигнализируют о повреждениях, о раздражителях органов человека. Они служат своеобразным проявлением защитных функций организма.

Ощущения равновесия обеспечивают вертикальное положение тела человека. Они возникают в результате функциональной деятельности вестибулярного аппарата.

Ощущения движения — это ощущения, отражающие развивающиеся при движении человека центробежные и центростремительные силы.

 Человеку все время необходимо получать информацию об окружающем мире. Приспособление организма к окружающей среде предполагает постоянно существующий информационный баланс между средой и организмом. Информационному балансу противостоит информационная недогрузка — сенсорная изоляция, которая приводит к серьезным функциональным нарушениям организма. При сенсорной депривации у человека актуализируется потребность в ощущениях и аффективных переживаниях, что осознается в форме сенсорного и эмоционального голода.

Рис. 3.

Рис. 4. Систематическая классификация основных видов ощущений

 

Свойства ощущений.

1. Качество - это основная особенность данного ощущения, отличающая его от других видов ощущений и варьирующая в пределах данного вида ощущений.

2. Интенсивность - количественная характеристика, сила действующего раздражителя и функциональное состояние рецептора.

3. Длительность - временная характеристика, время действия раздражителя и его интенсивность.

4.    Пространственная локализация даёт представление о локализации раздражителя в пространстве.

Рис. 5. Общие свойства ощущений

 

Виды восприятия

Выделяют различные виды восприятия (рис. 8).

 

 

 

Рис. 8. Классификация восприятия

 

  По форме психической активности

Преднамеренное восприятие характеризуется тем, что в его основе лежит сознательно поставленная цель. Оно связано с волевыми усилиями человека.

Непреднамеренное восприятие — это такое восприятие, при котором предметы окружающей действительности воспринимаются без специально поставленной задачи, когда процесс восприятия не связан с волевыми усилиями человека.

По степени организации

Организованное восприятие (наблюдение) — это организованное, целенаправленное, планомерное восприятие предметов или явлений окружающего мира.

Неорганизованное восприятие — это непреднамеренное восприятие окружающей действительности.

Свойства восприятия

 

 

Рис. 1 0. Свойства, характеризующие сущность восприятия

 2. Память

Память - запечатление, сохранение, последующее узнавание и воспроизведение следов прошлого опыта, позволяющее накапливать информацию, не теряя при этом прежних знаний, сведений, навыков.

Процессы памяти.

Рис. 1 1. Процессы памяти

В памяти выделяются три взаимосвязанных процесса. Запоминание, сохранение и воспроизведение.

Запоминание. Первоначальная форма запоминания - непреднамеренное или непроизвольное запоминание, т.е. запоминание без заранее поставленной цели, без использования каких-либо приёмов.

Лучше всего запоминается то, что имеет жизненно важное значение для человека: всё, что связано с его интересами и потребностями, с целями и задачами его деятельности.

Произвольное (преднамеренное) запоминание характеризуется тем, что человек ставит перед собой определенную цель - запомнить то, что намечено, и использует специальные приёмы запоминания.

В процессе обучения преднамеренное запоминание нередко принимает форму заучивания, т.е. многократного повторения учебного материала до полного и безошибочного его запоминания.

Сохранение - удерживание в памяти некоторых сведений, сопровождающееся переработкой и реконструкцией материала.

О сохранении информации и её видоизменении можно судить только по следующим двум процессам памяти - узнаванию и воспроизведению.

Узнавание происходит в момент восприятия объекта и означает, что происходит восприятие объекта, которое сформировалось у человека ранее или на основе личных впечатлений.

Воспроизведение образа объекта труднее, чем узнавание. Так, ученику легче узнать текст книги при повторном его чтении, чем воспроизвести, припомнить содержание текста при закрытой книге.

Воспроизведение может проходить в виде последовательного припоминания - непосредственно процесс извлечения из памяти нужного материала.

Забывание выражается в невозможности вспомнить или в ошибочном узнавании и воспроизведении.

Виды памяти.

По характеру психической активности, преобладающей в деятельности, память делят на:

- двигательную - запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем;

- эмоциональную - память на чувства;

- образную - память на представления, картины природы жизни, а также на звуки, запахи, вкусы.

- словесно -логическую. Содержанием данной памяти являются наши мысли.

По характеру целей деятельности:

- произвольная;

- непроизвольная.

По продолжительности закрепления и сохранения материала:

- кратковременная - краткое сохранение информации (20 секунд);

- долговременная - длительное сохранение материала (от 20 секунд до нескольких лет);

- оперативная мнемические процессы, обслуживающие непосредственно осуществляемые человеком актуальные действия, операции (арифметическое действие, промежуточные результаты удерживаем в уме пока имеем с ними дело).

Рис. 12. Виды памяти

 

 

3.  Внимание.

Внимание - направленность и сосредоточенность сознания на каком-либо реальном или идеальном объекте.

Виды внимания:

 

Рис. 13. Классификация внимания

- непроизвольное внимание возникает и поддерживается независимо от стоящих перед человеком целей;

- произвольное внимание управляется сознательной целью;

- послепроизвольное внимание.

Свойства внимания.

 

Рис. 14. Свойства внимания

1. Устойчивость - длительность привлечения внимания к одному и тому же объекту.

2. Концентрация - степень или интенсивность сосредоточенности на объекте/предмете.

3. Распределение внимания - способность человека удерживать в центре внимания определенное число разнородных объектов одновременно.

4. Переключение — перемещение внимания на новый объект или с одного вида деятельности к другому.

5. Объем внимания - способность одновременно воспринимать несколько независимых друг от друга объектов.

6. Избирательность – связана с возможностью успешной на стройки на восприятие информации, относящейся к сознательной цели.

 

 

 4. Мышление.

 

Мышление - высшая форма психической деятельности человека, направленная на обобщенное и опосредованное познание объективной действительности путём раскрытия связей и отношений.

Особенности мышления:

1. Мышление всегда строится на чувственном опыте. В процессе мышления человек соотносит данные ощущений и восприятия – сопоставляет, сравнивает, различает, выявляет связи и отношения между явлениями и предметами.

2. Опосредованный характер мышления. Мышление осуществляется через совершение мыслительных операций, с помощью слов речи, с опорой на знания человека.

3. Обобщенный характер мышления. В процессе мышления человек переходит от единичных, случайных фактов и признаков к общим признакам, характерным для данного класса явлений и предметов при многообразных изменениях обстоятельств.

4. Мышление позволяет судить о явлениях, которые невозможно пронаблюдать. Благодаря мышлению человек отражает не только то, что может быть непосредственно воспринято, но и то, что может предвидеть возможные события будущего.

5. Прогностический характер мышления. Человек, анализируя события прошлого и сопоставляя его с реальными событиями, может предвидеть события будущего.

6. Общественно-исторический характер мышления. С одной стороны, познавая действительность, человек опирается на опыт и знания, накопленные предыдущими поколениями. С другой стороны, процесс познания обусловлен потребностями общества, мышление человека направляется на решение тех задач, которые являются актуальными на данном историческом этапе.

7. Процесс мышления может начинаться сразу же после возникновения проблемы или постановка проблемы может быть отделена от ее решения промежутком времени.

 

Виды мышления:

 

Рис. 15. Виды мышления

- наглядно-действенное - вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование в процессе действий с предметами (до 3 лет).

- наглядно-образное мышление - вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы. Когда человек анализирует, сравнивает, обобщает различные образы, представления о явлениях и предметах (простейшая форма в 4-7 лет).

- словесно-логическое мышление - вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями.

С точки зрения новизны и оригинальности решаемых задач можно выделить творческое (продуктивное) и воспроизводящее (репродуктивное) мышление.

Творческое мышление направлено на создание новых идей, его результатом является открытие нового или усовершенствование решения той или иной задачи.

Репродуктивное мышление представляет собой применение готовых знаний и умений.

По характеру решаемых задач мышление делят на теоретическое и практическое.

Теоретическое мышление - это познание законов, правил.

Практическое мышление - подготовка физического преобразования действительности: постановка цели, создание плана, проекта, схемы.

По степени развёрнутости:

- дискурсивное мышление - мышление, носящее рассудочный характер, основанное на системе умозаключений, имеющее последовательный ряд логических звеньев.

- интуитивное мышление. Человек не проходит все операции мышления, а сразу высказывает ответ, при этом используется предыдущий опыт.

Качества мышления

Рис. 16. Качества мышления

 

 

Мыслительные операции.

 

Рис. 17. Мыслительные операции

К разрешению задачи мышление идёт с помощью операций:

- сравнение - установления сходства и различия между предметами.

- анализ - мысленное расчленение предмета, явления или ситуации для выделения составляющих элементов (стебель, корни, листья).

- синтез - обратный анализу процесс, который восстанавливает целое, находя существенный связи и отношения (слоги - слова - предложения).

- обобщение - мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам (фрукты).

- абстракция - выделение одной какой-либо стороны, свойства и отвлечение от остальных (рассматривая предмет, можно выделить цвет, не замечая формы, либо наоборот).

- конкретизация - возвращение мысли от общего и абстрактного к конкретному.

- классификация – распределение предметов или явлений по группам и подгруппам в зависимости от сходства и различия между ними.

Формы мышления:

- понятие. В нём воссоздаются общие, существенные или отличительные признаки предметов и явлений действительности.

- суждение - это высказывание, содержащее определенную мысль. В них отражаются связи между предметами и явлениями действительности или между их свойствами и признаками.

- умозаключение - это серия логически связанных высказываний, из которых выводится новое знание.

Пример: суждения: «Все металлы электропроводны», «Олово - металл», выводят новое суждение: «Олово электропроводно». Это и есть умозаключение.

2 вида умозаключения:

Индукция - общее выводится из частных посылок, конкретных случаев, т.е. от частного к общему.

Дедукция - умозаключение, позволяющее получить частный вывод на основании общих положений, т.е. от общего к частному.

 

Рис. 1 8. Классификация понятий

 

Рис. 19. Классификация суждений

Рис. 2 0. Классификация умозаключений

 

Интеллект – это относительно устойчивая структура умственных способностей человека.

Направленность личности.

Направленность личности – это психическое свойство, в котором выражаются потребности, мотивы, мировоззрение, установки и цели ее жизни и деятельности.

Направленность включает в себя несколько иерархически связанных форм. Она всегда социально обусловлена и формируется в процессе воспитания. Все формы направленности личности вместе с тем являются мотивами ее деятельности.

Формы направленности личности:

Мировоззрение – система взглядов на окружающую человека объективную реальность.

Убеждение - система осознанных потребностей личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением.

Идеал – образ, которым руководствуется личность в настоящее время и который определяет план самовоспитания.

Интересы – специфическая познавательная направленность на предметы.

Склонности – избирательная направленность индивида на определенную деятельность, побуждающая ею заниматься.

Желания – мотивационное состояние, при котором потребности соотнесены с конкретным предметом их удовлетворения.

Влечения – побуждение к деятельности, представляющее недостаточно осознанную потребность.

Понятие о речи

Язык — это система знаков и символов. Речь — это процесс пользования языком. Таким образом, речь является реализацией языка, который обнаруживает себя только через речь. Человеческая речь возникает в ответ на необходимость вступить в общение с кем-либо или сообщить что-либо.

Речь — сложившаяся исторически в ходе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредованная языком.

Речевая деятельность человека теснейшим образом связана со всеми сторонами человеческого сознания. Речь — фактор психического развития человека, формирования его как личности. Все психические процессы с помощью речи становятся произвольными, управляемыми.

Речь — явление психическое, она индивидуальна и носит отпечаток субъективного отражения и выражения данным индивидом объективной реальности и отношения к ней.

Виды деятельности.

Основные виды деятельности, обеспечивающие существование человека и формирование его как личности - это общение, игра, учение и труд.

Общение - вид деятельности, направленной на обмен информацией между общающимися людьми.

Игра - вид деятельности, результатом которого не становится производство какого-либо материального или идеального продукта.

Учение - вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений, навыков.

Особое место в системе человеческой деятельности занимает труд. Именно благодаря труду человек построил современное общество, создал предметы материальной и духовной культуры, преобразовал условия своей жизни таким образом, что открыл для себя перспективы дальнейшего, практических неограниченного развития.

8. Темперамент.

Темперамент – совокупность устойчивых индивидуально-психологических свойств человека, характеризующих динамику психической жизни и динамику поведения.

Под динамикой понимают темп, ритм, продолжительность, интенсивность психических процессов, а также некоторые внешние особенности поведения человека - подвижность, активность, быстроту.

Две наиболее яркие сферы проявления темперамента:

1. Общая активность. Характеризуется интенсивностью и объемом взаимодействия человека с окружающей средой.

2. Двигательная или моторная активность показывает состояние активности двигательного и речедвигательного аппарата. Выражается в быстроте, силе, резкости, интенсивности мышечных движений и речи человека, его внешней подвижности.

Типа нервной системы (типа ВНД)

Живой тип - сангвиник

Безудержный тип - холерик

Медленный тип - флегматик

Слабый тип - меланхолик

Эти типы ВНД совпали с типами темперамента по Гиппократу на основании чего Павлов счел возможным приписать каждому типа ВНД соответствующий тип темперамента.

Свойства темперамента - особый класс психических свойств, которые определяют динамику психической деятельности и относительно не зависят от цели, содержания и мотива деятельности.

1. Активность - с какой силой человек воздействует на окружающим мир.

2. Сензитивность - какая необходима наименьшая сила воздействия для того, чтобы у человека возникла психологическая реакция.

3. Ригидность и пластичность - как человек приспосабливается к условиям изменяющейся окружающей среды.

4. Экстраинтроверсия - направленность человека либо на объекты окружающего мира (экстраверсия), либо направленность поведения человека на субъекты ориентации (образы, чувства).

5. Тревожность - предрасположенность, склонность воспринимать более широкий диапазон ситуаций, предметов, объектов, вызывать тревогу.

6. Эмоциональная возбудимость - характеризует силу эмоциональных реакций на внешние и внутренние раздражители.

7. Темп психических реакций - характеризует скорость протекания различных психический реакций, познавательных процессов, скорость поведения, речи.

Характер

Характер - совокупность относительно устойчивых, индивидуальных свойств человека, обуславливающих типичные для него способы поведения, общения, эмоционального реагирования.

Характер тесно связан с другими сторонами личности, такими как темперамент и способности. Темперамент влияет на форму проявления разных черт характера, например, настойчивость для холерика - это активная деятельность, а для флегматика - сосредоточенное обдумывание. Человек с сильным характером может сознательно контролировать проявление свойств темперамента. Характер так же, как способности формируется в деятельности. И опять же сильный настойчивый характер может оказать значительное воздействие на развитие способностей.

Темперамент является врожденным, а в течение первого года жизни начинает активно формироваться характер.

У человека со сложившимся характером темперамент перестаёт быть самостоятельной формой проявления личности, он только определяет эмоциональную направленность свойств характера, скорость протекания психических процессов, выразительные движения и действия личности. Черты темперамента и характера взаимосвязаны друг с другом и создают характеристику его индивидуальности.

Структура характера — целостная организация отдельных свойств, каждое из которых проявляется в деятельности, формируется и закрепляется в отношениях человека к действительности.

Структура и содержание характера каждого человека определяются:

— динамикой воли (решительность, настойчивость, самообладание, самостоятельность, инициативность);

— спецификой проявления эмоций человека, которые сопровождают те или иные его поступки (жизнерадостность, впечатлительность, угнетенность, безразличие);

— интеллектуальными особенностями человека (глубокомыслие, сообразительность, находчивость, любознательность);

— взаимосвязью всех этих компонентов (для структуры характера важно то, насколько они слиты воедино, гармоничны ли они между собой или же, наоборот, находятся в конфликте).

Черты характера — это те существенные свойства человека, из которых с определенной логикой и внутренней последовательностью вытекает одна линия поведения, одни поступки (рис. 29).

 

Рис. 29. Черты характера

 

Характер человека проявляется:

1. В отношении к другим людям (такие черты характера как, общительность-замкнутость, правдивость-лживость, тактичность-грубость и т.д.)

2. В отношении к делу (ответственность-недобросовестность, трудолюбие-леность и т.д.)

3. В отношении к себе (скромность-самовлюбленность, самокритичность-самоуверенность и т.д.)

4. В отношении к собственности (щедрость-жадность, бережливость-расточительность, аккуратность-неряшливость и т.д.)

Помимо того, что число черт характера чрезвычайно велико, каждая из черт имеет разную количественную степень выраженности. Каждый человек честен, откровенен, весел, самолюбив, щедр и т.д., но мера честности, откровенности, веселости, самолюбия, щедрости у каждого своя. Количественное развитие черты характера может достичь своего предела, границы, которая ещё считается нормальным, приемлемым в обществе поведением.

Чрезмерную выраженность отдельных черт характера и их сочетаний, представляющую крайние варианты нормы, называют акцентуацией характера (по А.Е.Личко).

1. Гипертимный тип - общительный, подвижный, неусидчив, настроение хорошее, приподнятое, конфликтный, не постоянный, слишком самоуверенный, часто переоценивает свои способности.

2. Циклоидный тип - повышенная раздражительность, склонность к апатии, тяжело переживает даже незначительные неприятности, необщительный, настроение периодические меняется от приподнятого до подавленного.

3. Лабильный тип - изменчивость в настроении, в периоды приподнятого настроения добродушны, аккуратны, общительны, способны на дружбу и привязанность, чуткость, искренность, проявляют любовь к животным. Негативные черты: в периоды подавленного настроения раздражительны, вспыльчивы, драчливы, склонность к конфликтам.

4. Астеноневротический - повышенная мнительность, капризность, утомляемость, раздражительность, исполнительность, аккуратность, скромность, дружелюбие, послушание, забывчивость.

5. Сензитивный - повышенная чувствительность ко всему, робость, застенчивость, самобичевание, обидчивость, пугливость, привязанность в дружбе, добросовестность, ответственность, умение уступать, самокритичность, высокие требования к себе.

6. Психоастенический – рассудительность, самокритичность, аккуратность, серьезность, добросовестность, верность данным обещаниям, мнительность, стремление следовать инструкциям, нерешительность в новых начинаниях, самокопание, нежелание выполнять работу, требующую проявления собственной активности.

7. Шизоидный - серьезность, постоянство увлечений и интересов, рассудительность, целеустремленность, холодность, замкнутость, недружелюбие, отсутствие эмпатий, безразличие к делам и интересам других, аффективные вспышки раздражительности.

8. Эпилептоидный - настойчивость в достижении намеченной цели, смелость, решительность, целеустремленность, аккуратность, мелочность, агрессивность, злопамятность, деспотизм, грубый и развязный стиль отношений, подхалимство перед старшими, возможны асоциальные аморальные поступки.

9. Истероидный - эгоцентризм, жажда постоянного внимания к своей особе, упорство, инициативность, целенаправленность, общительность, находчивость, самостоятельность, лживость, способность строить интриги, лицемерие, рисовка, задиристость, бесшабашность, риск.

10. Неустойчивый - внешнее послушание, общительность, открытость, услужливость, безволие, тяга к развлечениям и пустому времяпрепровождению, болтливость, хвастовство, конформизм, лицемерие, трусость, безответственность.

11. Конформный - дружелюбие, дисциплинированность, покладистость, несамостоятельность, некритичность, слабая воля, консерватизм, зависимость от окружения, слабая реализация своих потенциальный возможностей.

10. Способности

Способности - индивидуально-психологические особенности человека, выражающие его готовность к овладению определенными видами деятельности и успешному их выполнению.

Способности проявляются не в самих знаниях умениях и навыках, а в динамике их приобретения, в том, насколько быстро и легко человек осваивает конкретную деятельность. От способностей зависит качество выполнения деятельности, её успешность и уровень достижений. Б.М.Теплов выделил 3 основных признака понятия «способности»:

1. Способности - индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого.

2. Способности индивидуальные особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей.

3. Способности - знания, навыки, умения, которые уже выработаны у данного человека.

Классификация способностей.

 

 

 

Рис. 30. Классификация способностей

 

Природные (или естественные) способности. В основе своей биологически обусловлены, связаны с врожденными задатками, формируются на их базе при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения.

Специфические человеческие способности. Имеют общественно-историческое происхождение и обеспечивают жизнь и развитие в социальной среде (общие и специальные высшие интеллектуальные способности, в основе которых лежит пользование речью, логикой; теоретические и практические; учебные и творческие).

Специфические человеческие способности, в свою очередь, подразделяются:

— на общие, которые определяют успехи человека в самых разнообразных видах деятельности и общения (умственные способности, развитые память я речь, точность и тонкость движений рук и т. д.) и специальные, определяющие успехи человека в отдельных видах деятельности и общения, где необходимы особого рода задатки и их развитие (математические, технические, художественно-творческие, спортивные способности и т. д.). Эти способности, как правило, могут дополнять и обогащать друг друга, но каждая из них имеет собственную структуру;

— теоретические, определяющие склонность человека к абстрактно-логическому мышлению, и практические, лежащие в основе склонности к конкретно-практическим действиям. Сочетание этих способностей свойственно лишь разносторонне одаренным людям;

— учебные, которые влияют на успешность педагогического воздействия, усвоения человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, и творческие, связанные с успешностью в создании произведений материальной и духовной культуры, новых идей, открытий, изобретений. Высшая степень творческих проявлений личности называется гениальностью, а высшая степень способностей личности в определенной деятельности (общении) — талантом;

— способности, проявляющиеся в общении, взаимодействии с людьми. Они являются социально обусловленными, так как формируются в процессе жизни человека в обществе и предполагают владение речью как средством общения, умение адаптироваться в обществе людей, т. е. правильно воспринимать и оценивать их поступки, взаимодействовать и налаживать хорошие взаимоотношения в различных социальных ситуациях.

Структура способностей

Способности представляют собой совокупность психических качеств, имеющих сложную структуру. В структуре способности к определенной деятельности можно выделить качества, которые занимают ведущее положение, и те, что являются вспомогательными. Данные компоненты образуют единство, обеспечивающее успешность деятельности.

Общая структура способностей отражена на рис. 31.

 

Рис. 31. Общая структура способностей

Общие способности — совокупность потенциальных (наследственных, врожденных) психодинамических характеристик человека, определяющих его готовность к деятельности.

Специальные способности — система свойств личности, которые помогают достигать высоких результатов в какой-либо области деятельности

Талант — высокий уровень развития способностей, прежде всего специальных (музыкальных, литературных и т. д.). О наличии таланта судят по результатам деятельности человека, которая отличается принципиальной новизной, оригинальностью.

Гениальность — высший уровень развития способностей. О наличии гениальности можно говорить лишь в случае достижения личностью таких результатов творческой деятельности, которые составляют эпоху в жизни общества, в развитии культуры.

Совокупность общих и специальных способностей, свойственных конкретному человеку, называется одаренностью. Одаренность обусловливает особенно успешную деятельность человека в определенной области и выделяет его среди других лиц, обучающихся этой деятельности или выполняющих ее на тех лее условиях. Одаренных людей отличает внимательность, собранность, готовность к деятельности; им свойственна настойчивость в достижении цели, потребность трудиться, а также интеллект, превышающий средний уровень.

Совершенство в конкретном виде деятельности, требующее большого и напряженного труда, называется мастерством. Мастерство раскрывается не только в сумме умений и навыков, но и в психологической готовности к квалифицированному осуществлению любых трудовых операций, которые окажутся необходимыми для творческого решения возникших задач.

Задатки - врожденные анатомо-физиологические особенности организма.

Развитие способностей.

С. Л. Рубинштейн указывал, что развитие способностей осуществляется по спирали: способность одного уровня (более низкого) является предпосылкой развития способностей другого уровня, реализация которого порождает новые возможности для развития способностей высокого порядка и т.д. Поэтому реализация способностей в каждый момент характеризует различные ступени в развитии одаренности. В этом смысле можно говорить о таланте как о высшей ступени развития способностей, а о гениальности как о превосходной ступени.

Если у человека нет каких-либо способностей к конкретной деятельности, но он вынужден ей заниматься, то он сознательно или несознательно старается компенсировать этот недостаток.

11. Эмоции и чувства

Любой шаг человека сопровождается эмоциональными проявлениями. Это проявление эмоций. Человек обладает самыми разнообразными эмоциями.

Эмоции (лат.) - волнение, возбуждение

Эмоции - особенности психических процессов, отражающихся в форме субъективных переживаний, отношений человека к предметам, явлениям, событиям и другим людям. Эмоции отражают окружающую действительность специфически в виде переживаний и отношений.

5 признаков эмоций:

1. Эмоции отражают не само содержание предмета, а отношение к предмету.

2. Эмоции всегда носят предметный характер, они не возникают безотносительно чего-то. Они всегда относятся к какому-то предмету, объекту.

3. Эмоции всегда связаны с потребностями человека, т.к. эмоции отражают то, как удовлетворяются те или иные потребности.

4. Эмоции характеризуются полярностью, т.е. обладают положительными и отрицательными свойствами.

5. Эмоции сопровождаются определенными физиологическими изменениями возникающими в организме.

Любая эмоциональная реакция включает в себя:

1. Субъективное переживание той или иной модальности. В них отражается отношение человека к тем или иным предметам.

2. Двигательное проявление эмоций (мимика, жесты, позы).

3. Изменения в деятельности внутренних органов. Независимо от того, какая это эмоция происходят изменения в вегетативной, эндокринной системах. А это приводит к изменению в деятельности дыхательной, кровеносной системах, терморегуляционной, пищеварительной системах.

Функции эмоций:

Приспособительная функция эмоций дает человеку возможность приспособиться к окружающим условиям.

Сигнальная функция выражается в том, что переживания возникают и изменяются в связи с происходящими изменениями в окружающей среде или в организме человека.

Побудительная функция как бы определяет направление поиска, способного удовлетворить решение задачи. Эмоциональное переживание содержит образ предмета удовлетворения потребности и пристрастное отношение к нему, что побуждает человека к действию.

Подкрепляющая функция выражается в том, что значимые события, вызывающие сильную эмоциональную реакцию, быстрее и надолго запечатлеваются в памяти.

Переключательная функция обнаруживается при конкуренции мотивов, в результате которой определяется доминирующая потребность.

Коммуникативная функция заключается в том, что мимические и пантомимические движения позволяют человеку передавать свои переживания другим людям, информировать их о своем отношении к предметам и явлениям окружающей действительности.

 

Рис. 32. Функции эмоций

Классификация эмоций.

Настроение — это общее эмоциональное состояние, окрашивающее поведение человека в течение значительного периода времени.

Настроение зависит от общего состояния здоровья, работы желез внутренней секреции, тонуса жизнедеятельности организма. Оно является эмоциональной реакцией не на непосредственные последствия тех или иных событий, а на их значение в жизни человека в контексте его жизненных планов, интересов и ожиданий.

  Аффект — это сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств.

Причиной аффекта чаще всего является конфликт, противоречие между сильным влечением, желанием, стремлением челов



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 40; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.186.201 (0.162 с.)