Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Классификация методов психолого-педагогической диагностики
В классификации методов исследования в психологии, предложенной Б.Г. Ананьевым, психодиагностические методы относятся к группе эмпирических, связанных с получением научных данных, накоплением данных (рис. 1). Существуют и другие классификации методов психологии, где методы психодиагностики выделяются в отдельную группу, т. е. не относятся к методам исследования (Н.Б. Гриншпун и др.). Классификация методов психодиагностики призвана облегчить психологу выбор методики, максимально соответствующей его задаче, поэтому классификация должна отражать связь методов с диагностируемыми психическими свойствами и практическими задачами. Но полного соответствия между задачами и методиками не существует. Наиболее ценные методики обладают универсальностью и могут применяться для решения разных задач. В способах овладения этими методиками и процедурах их использования имеются технологические признаки, по которым методики и группируются в операционально-технологические классификации.
Рис. 1. Классификация методов психологии Б.Г. Ананьева Одним из ведущих оснований классификации психодиагностических методов, согласно А.А. Бодалеву и В.В. Столину, является степень вовлеченности психолога в диагностическую процедуру и его влияние на результат психодиагностики. По этому основанию авторы объединяют методы психодиагностики в 2 группы. 1. Объективные характеризуются минимальной степенью вовлеченности и влияния психодиагноста на процедуру проведения, обработку и интерпретацию результатов диагностики: — аппаратурные методики; — тесты; — некоторые стандартизированные самоотчеты. 2. Диалогические характеризуются большой степенью влияния опыта, профессиональных навыков, личности экспериментатора и других его характеристик на диагностическую процедуру и результаты диагностики. Своими реакциями, ответными репликами, манерой держаться психодиагност может, как создать оптимальные условия для получения диагностически важной информации, так и полностью исказить ее смысл. К таким методам относят: — беседы; — интервью; — диагностические игры; — патопсихологический эксперимент; — проективные методики. Таким образом, все методы можно расположить на шкале, полюса которой образованы объективными тестами и диалогическими методами.
Психодиагностические методы направлены на решение широкого круга задач. Методы психодиагностики не сводятся к только психологическому тестированию. К ним относятся также методы стандартизированного наблюдения, беседа, интервью, анализ продуктов деятельности. Эти методики дают очень ценные сведения об испытуемом, особенно когда предметом изучения выступают такие психические процессы и явления, которые мало поддаются объективации (например, плохо осознаваемые переживания, личностные смыслы) или являются чрезвычайно изменчивыми по содержанию (динамика целей, состояний, настроений и т.д.). Метод наблюдения. Это старейший метод психологической диагностики. С его помощью можно получить обширную информацию о человеке. Он является незаменимым везде, где не разработаны или неизвестны стандартизированные процедуры. При этом исследователю для проведения наблюдения не требуется согласия со стороны наблюдаемых и кооперирования с ними. Виды наблюдения: 1. В зависимости от ситуации наблюдения могут быть полевыми (естественными для жизни наблюдаемого условия), лабораторными (объект наблюдается в искусственных условиях) и спровоцированными в естественных условиях. 2. В зависимости от позиции наблюдателя по отношению к объекту наблюдение может быть открытым и скрыты м (например, через стекло Гезелла), наблюдением со стороны и включенным (исследователь является членом группы, полноправным ее участником). Выделяют правила, при соблюдении которых эффективность этого метода повышается: - проводить многократные систематические наблюдения данного факта в разнообразных ситуациях, что позволит отделить случайные совпадения от устойчивых закономерных связей; - не делать поспешных выводов, обязательно выдвигать и проверять альтернативные предположения относительно той реальности, которая стоит за наблюдаемым фактом; - не отрывать частные условия возникновения наблюдаемого факта от общей ситуации; рассматривать их в контексте общей ситуации; - стараться быть беспристрастным;
- оценивать одного обследуемого должны несколько наблюдателей (не меньше чем 2 человека). Главным недостатком этого метода является влияние личности экспериментатора на результат наблюдения. Беседа, интервью. Беседа – это метод сбора первичных данных на основе вербальной коммуникации. Искусство использования этого метода состоит в том, чтобы знать, как спрашивать, какие вопросы задавать, как убедиться в том, что полученные ответы достоверны. Очень важно, чтобы беседа не превращалась в допрос, поскольку ее эффективность в этом случае очень низка. Одним из наиболее распространенных видов беседы является интервью. Интервью – это проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом (опрашиваемым). По форме оно бывает свободным (беседа без строгой детализации вопросов, но по общей программе), стандартизированным (с детальной разработкой всей процедуры, включая общий план беседы, последовательность вопросов, варианты возможных ответов) и частично стандартизированным (стойкая стратегия, а тактика более свободная). Интервью не должно быть продолжительным и скучным. Регистрация ответов не должна сдерживать отвечающего.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 335; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.247.196 (0.006 с.) |