Характеристика типов темперамента. 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристика типов темперамента.



Холерик.: быстрая походка, разнообразные движения, громкий голос, выразительная мимика, энергичность, активность, в деятельности высокая работоспособность, склонность к бурным, эмоциональным вспышкам, резкая смена настроения, эмоциональная неустойчивость, неустойчивость во вкусах, мнениях, привязанностях.

В общении: экстраверт, высокая конфликтность, быстро устанавливает контакты и быстро и разрывает, резкость, несдержанность, раздражительность.

Сангвиник: быстрая походка, движения разнообразные, но плавные, быстрая, выразительная речь, развита мимика, энергичность, высокая работоспособность, если работа интересна, легкость приобретения навыков, неустойчивое настроение, легкость установления контактов, эмоционально стабилен, гибкость ума, находчивость, чувство юмора, интересы неустойчивы, смена увлечений, не теряется в экстремальных ситуациях.

Флегматику неторопливая походка, медленный темп движений, речь монотонная, неэнергичен, не настойчив, невозмутимость, мало эмоционален, мимика бедная, склонность к постоянству во вкусах, взглядах, привязанностях, с трудом приспосабливается к новой обстановке, круг общения небольшой, некомфортно чувствует себя в кругу новых людей, не находчив, высокая работоспособность, но в работу входит с трудом.

Меланхолик: невыразительная мимика, речь тихая с затуханием, движения однообразные, бедные, неэнергичен, неуверен в себе, робок, застенчив, легко теряется в незнакомой обстановке, высокая впечатлительность, чувствительность, обидчивость, мало эмоционален, легко устает, в работе легко отвлекается. Дружба глубокая, избирательны в контактах. Необходима активная деятельность.

Характер

Характер - совокупность относительно устойчивых, индивидуальных свойств человека, обуславливающих типичные для него способы поведения, общения, эмоционального реагирования.

Характер тесно связан с другими сторонами личности, такими как темперамент и способности. Темперамент влияет на форму проявления разных черт характера, например, настойчивость для холерика - это активная деятельность, а для флегматика - сосредоточенное обдумывание. Человек с сильным характером может сознательно контролировать проявление свойств темперамента. Характер так же, как способности формируется в деятельности. И опять же сильный настойчивый характер может оказать значительное воздействие на развитие способностей.

Темперамент является врожденным, а в течение первого года жизни начинает активно формироваться характер.

У человека со сложившимся характером темперамент перестаёт быть самостоятельной формой проявления личности, он только определяет эмоциональную направленность свойств характера, скорость протекания психических процессов, выразительные движения и действия личности. Черты темперамента и характера взаимосвязаны друг с другом и создают характеристику его индивидуальности.

Структура характера — целостная организация отдельных свойств, каждое из которых проявляется в деятельности, формируется и закрепляется в отношениях человека к действительности.

Структура и содержание характера каждого человека определяются:

— динамикой воли (решительность, настойчивость, самообладание, самостоятельность, инициативность);

— спецификой проявления эмоций человека, которые сопровождают те или иные его поступки (жизнерадостность, впечатлительность, угнетенность, безразличие);

— интеллектуальными особенностями человека (глубокомыслие, сообразительность, находчивость, любознательность);

— взаимосвязью всех этих компонентов (для структуры характера важно то, насколько они слиты воедино, гармоничны ли они между собой или же, наоборот, находятся в конфликте).

Черты характера — это те существенные свойства человека, из которых с определенной логикой и внутренней последовательностью вытекает одна линия поведения, одни поступки (рис. 29).

 

Рис. 29. Черты характера

 

Характер человека проявляется:

1. В отношении к другим людям (такие черты характера как, общительность-замкнутость, правдивость-лживость, тактичность-грубость и т.д.)

2. В отношении к делу (ответственность-недобросовестность, трудолюбие-леность и т.д.)

3. В отношении к себе (скромность-самовлюбленность, самокритичность-самоуверенность и т.д.)

4. В отношении к собственности (щедрость-жадность, бережливость-расточительность, аккуратность-неряшливость и т.д.)

Помимо того, что число черт характера чрезвычайно велико, каждая из черт имеет разную количественную степень выраженности. Каждый человек честен, откровенен, весел, самолюбив, щедр и т.д., но мера честности, откровенности, веселости, самолюбия, щедрости у каждого своя. Количественное развитие черты характера может достичь своего предела, границы, которая ещё считается нормальным, приемлемым в обществе поведением.

Чрезмерную выраженность отдельных черт характера и их сочетаний, представляющую крайние варианты нормы, называют акцентуацией характера (по А.Е.Личко).

1. Гипертимный тип - общительный, подвижный, неусидчив, настроение хорошее, приподнятое, конфликтный, не постоянный, слишком самоуверенный, часто переоценивает свои способности.

2. Циклоидный тип - повышенная раздражительность, склонность к апатии, тяжело переживает даже незначительные неприятности, необщительный, настроение периодические меняется от приподнятого до подавленного.

3. Лабильный тип - изменчивость в настроении, в периоды приподнятого настроения добродушны, аккуратны, общительны, способны на дружбу и привязанность, чуткость, искренность, проявляют любовь к животным. Негативные черты: в периоды подавленного настроения раздражительны, вспыльчивы, драчливы, склонность к конфликтам.

4. Астеноневротический - повышенная мнительность, капризность, утомляемость, раздражительность, исполнительность, аккуратность, скромность, дружелюбие, послушание, забывчивость.

5. Сензитивный - повышенная чувствительность ко всему, робость, застенчивость, самобичевание, обидчивость, пугливость, привязанность в дружбе, добросовестность, ответственность, умение уступать, самокритичность, высокие требования к себе.

6. Психоастенический – рассудительность, самокритичность, аккуратность, серьезность, добросовестность, верность данным обещаниям, мнительность, стремление следовать инструкциям, нерешительность в новых начинаниях, самокопание, нежелание выполнять работу, требующую проявления собственной активности.

7. Шизоидный - серьезность, постоянство увлечений и интересов, рассудительность, целеустремленность, холодность, замкнутость, недружелюбие, отсутствие эмпатий, безразличие к делам и интересам других, аффективные вспышки раздражительности.

8. Эпилептоидный - настойчивость в достижении намеченной цели, смелость, решительность, целеустремленность, аккуратность, мелочность, агрессивность, злопамятность, деспотизм, грубый и развязный стиль отношений, подхалимство перед старшими, возможны асоциальные аморальные поступки.

9. Истероидный - эгоцентризм, жажда постоянного внимания к своей особе, упорство, инициативность, целенаправленность, общительность, находчивость, самостоятельность, лживость, способность строить интриги, лицемерие, рисовка, задиристость, бесшабашность, риск.

10. Неустойчивый - внешнее послушание, общительность, открытость, услужливость, безволие, тяга к развлечениям и пустому времяпрепровождению, болтливость, хвастовство, конформизм, лицемерие, трусость, безответственность.

11. Конформный - дружелюбие, дисциплинированность, покладистость, несамостоятельность, некритичность, слабая воля, консерватизм, зависимость от окружения, слабая реализация своих потенциальный возможностей.

10. Способности

Способности - индивидуально-психологические особенности человека, выражающие его готовность к овладению определенными видами деятельности и успешному их выполнению.

Способности проявляются не в самих знаниях умениях и навыках, а в динамике их приобретения, в том, насколько быстро и легко человек осваивает конкретную деятельность. От способностей зависит качество выполнения деятельности, её успешность и уровень достижений. Б.М.Теплов выделил 3 основных признака понятия «способности»:

1. Способности - индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого.

2. Способности индивидуальные особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей.

3. Способности - знания, навыки, умения, которые уже выработаны у данного человека.

Классификация способностей.

 

 

 

Рис. 30. Классификация способностей

 

Природные (или естественные) способности. В основе своей биологически обусловлены, связаны с врожденными задатками, формируются на их базе при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения.

Специфические человеческие способности. Имеют общественно-историческое происхождение и обеспечивают жизнь и развитие в социальной среде (общие и специальные высшие интеллектуальные способности, в основе которых лежит пользование речью, логикой; теоретические и практические; учебные и творческие).

Специфические человеческие способности, в свою очередь, подразделяются:

— на общие, которые определяют успехи человека в самых разнообразных видах деятельности и общения (умственные способности, развитые память я речь, точность и тонкость движений рук и т. д.) и специальные, определяющие успехи человека в отдельных видах деятельности и общения, где необходимы особого рода задатки и их развитие (математические, технические, художественно-творческие, спортивные способности и т. д.). Эти способности, как правило, могут дополнять и обогащать друг друга, но каждая из них имеет собственную структуру;

— теоретические, определяющие склонность человека к абстрактно-логическому мышлению, и практические, лежащие в основе склонности к конкретно-практическим действиям. Сочетание этих способностей свойственно лишь разносторонне одаренным людям;

— учебные, которые влияют на успешность педагогического воздействия, усвоения человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, и творческие, связанные с успешностью в создании произведений материальной и духовной культуры, новых идей, открытий, изобретений. Высшая степень творческих проявлений личности называется гениальностью, а высшая степень способностей личности в определенной деятельности (общении) — талантом;

— способности, проявляющиеся в общении, взаимодействии с людьми. Они являются социально обусловленными, так как формируются в процессе жизни человека в обществе и предполагают владение речью как средством общения, умение адаптироваться в обществе людей, т. е. правильно воспринимать и оценивать их поступки, взаимодействовать и налаживать хорошие взаимоотношения в различных социальных ситуациях.

Структура способностей

Способности представляют собой совокупность психических качеств, имеющих сложную структуру. В структуре способности к определенной деятельности можно выделить качества, которые занимают ведущее положение, и те, что являются вспомогательными. Данные компоненты образуют единство, обеспечивающее успешность деятельности.

Общая структура способностей отражена на рис. 31.

 

Рис. 31. Общая структура способностей

Общие способности — совокупность потенциальных (наследственных, врожденных) психодинамических характеристик человека, определяющих его готовность к деятельности.

Специальные способности — система свойств личности, которые помогают достигать высоких результатов в какой-либо области деятельности

Талант — высокий уровень развития способностей, прежде всего специальных (музыкальных, литературных и т. д.). О наличии таланта судят по результатам деятельности человека, которая отличается принципиальной новизной, оригинальностью.

Гениальность — высший уровень развития способностей. О наличии гениальности можно говорить лишь в случае достижения личностью таких результатов творческой деятельности, которые составляют эпоху в жизни общества, в развитии культуры.

Совокупность общих и специальных способностей, свойственных конкретному человеку, называется одаренностью. Одаренность обусловливает особенно успешную деятельность человека в определенной области и выделяет его среди других лиц, обучающихся этой деятельности или выполняющих ее на тех лее условиях. Одаренных людей отличает внимательность, собранность, готовность к деятельности; им свойственна настойчивость в достижении цели, потребность трудиться, а также интеллект, превышающий средний уровень.

Совершенство в конкретном виде деятельности, требующее большого и напряженного труда, называется мастерством. Мастерство раскрывается не только в сумме умений и навыков, но и в психологической готовности к квалифицированному осуществлению любых трудовых операций, которые окажутся необходимыми для творческого решения возникших задач.

Задатки - врожденные анатомо-физиологические особенности организма.

Развитие способностей.

С. Л. Рубинштейн указывал, что развитие способностей осуществляется по спирали: способность одного уровня (более низкого) является предпосылкой развития способностей другого уровня, реализация которого порождает новые возможности для развития способностей высокого порядка и т.д. Поэтому реализация способностей в каждый момент характеризует различные ступени в развитии одаренности. В этом смысле можно говорить о таланте как о высшей ступени развития способностей, а о гениальности как о превосходной ступени.

Если у человека нет каких-либо способностей к конкретной деятельности, но он вынужден ей заниматься, то он сознательно или несознательно старается компенсировать этот недостаток.

11. Эмоции и чувства

Любой шаг человека сопровождается эмоциональными проявлениями. Это проявление эмоций. Человек обладает самыми разнообразными эмоциями.

Эмоции (лат.) - волнение, возбуждение

Эмоции - особенности психических процессов, отражающихся в форме субъективных переживаний, отношений человека к предметам, явлениям, событиям и другим людям. Эмоции отражают окружающую действительность специфически в виде переживаний и отношений.

5 признаков эмоций:

1. Эмоции отражают не само содержание предмета, а отношение к предмету.

2. Эмоции всегда носят предметный характер, они не возникают безотносительно чего-то. Они всегда относятся к какому-то предмету, объекту.

3. Эмоции всегда связаны с потребностями человека, т.к. эмоции отражают то, как удовлетворяются те или иные потребности.

4. Эмоции характеризуются полярностью, т.е. обладают положительными и отрицательными свойствами.

5. Эмоции сопровождаются определенными физиологическими изменениями возникающими в организме.

Любая эмоциональная реакция включает в себя:

1. Субъективное переживание той или иной модальности. В них отражается отношение человека к тем или иным предметам.

2. Двигательное проявление эмоций (мимика, жесты, позы).

3. Изменения в деятельности внутренних органов. Независимо от того, какая это эмоция происходят изменения в вегетативной, эндокринной системах. А это приводит к изменению в деятельности дыхательной, кровеносной системах, терморегуляционной, пищеварительной системах.

Функции эмоций:

Приспособительная функция эмоций дает человеку возможность приспособиться к окружающим условиям.

Сигнальная функция выражается в том, что переживания возникают и изменяются в связи с происходящими изменениями в окружающей среде или в организме человека.

Побудительная функция как бы определяет направление поиска, способного удовлетворить решение задачи. Эмоциональное переживание содержит образ предмета удовлетворения потребности и пристрастное отношение к нему, что побуждает человека к действию.

Подкрепляющая функция выражается в том, что значимые события, вызывающие сильную эмоциональную реакцию, быстрее и надолго запечатлеваются в памяти.

Переключательная функция обнаруживается при конкуренции мотивов, в результате которой определяется доминирующая потребность.

Коммуникативная функция заключается в том, что мимические и пантомимические движения позволяют человеку передавать свои переживания другим людям, информировать их о своем отношении к предметам и явлениям окружающей действительности.

 

Рис. 32. Функции эмоций

Классификация эмоций.

Настроение — это общее эмоциональное состояние, окрашивающее поведение человека в течение значительного периода времени.

Настроение зависит от общего состояния здоровья, работы желез внутренней секреции, тонуса жизнедеятельности организма. Оно является эмоциональной реакцией не на непосредственные последствия тех или иных событий, а на их значение в жизни человека в контексте его жизненных планов, интересов и ожиданий.

  Аффект — это сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств.

Причиной аффекта чаще всего является конфликт, противоречие между сильным влечением, желанием, стремлением человека к чему-либо и объективной невозможностью удовлетворить возникшее побуждение.

При аффектах наблюдаются резкие изменения в деятельности сознания. Его объем сужается и ограничивается небольшим количеством представлений и восприятий, тесно связанных с переживаемой эмоцией. Нарушения сознания могут привести к неспособности впоследствии вспомнить эпизоды вызвавшего аффект события, а в случае исключительно сильного аффекта могут завершиться потерей сознания и полной амнезией.

Страсть — это сильное, стойкое, всеохватывающее чувство, доминирующее над другими побуждениями и приводящее к сосредоточению всех устремлений и сил на предмете страсти.

По интенсивности эмоционального возбуждения страсть приближается к аффекту, а по длительности и устойчивости напоминает настроение. Основной признак страсти — ее действенность, слияние волевых и эмоциональных моментов. Страсть, обладая большой силой, выступает одним из существенных побуждений к деятельности. Единство нравственного, разумного начала и страсти нередко выступает движущей силой великих дел, подвигов, открытий.

Страх — безусловно-рефлекторная эмоциональная реакция на опасность, проявляющаяся в резком изменении жизнедеятельности организма.

Инстинктивный страх вызывается стимулом, который сигнализирует о возможной физической боли. Социально обусловленные причины страха — угроза общественного порицания, потеря результатов труда, унижение достоинства и т. д,

Стресс — это эмоциональное состояние, возникающее в ответ на экстремальные воздействия.

В зависимости от вида стрессора и характера его влияния выделяются различные виды стресса, в наиболее общей классификации — стресс физиологический и стресс психологический.

При физиологическом стрессе организм человека отвечает не только защитной реакцией (изменением адаптивной активности), но и комплексной обобщенной реакцией, часто мало зависящей от специфики воздействующего раздражителя.

Психологический стресс, в свою очередь, подразделяется на стресс информационный и стресс эмоциональный.

Информационный стресс возникает в ситуациях информационных перегрузок, когда субъект не справляется с задачей, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе.

Эмоциональный стресс появляется в ситуациях Угрозы, опасности, обиды и др. При этом различные его формы: импульсивная, тормозная, генерализованная — приводят к изменениям в протекании психических процессов, эмоциональным сдвигам, трансформации мотивационной структуры деятельности, нарушениям двигательного и речевого поведения.

Поведение человека в стрессовой ситуации зависит от многих условий, но прежде всего от его психологической подготовки, включающей умение быстро оценивать обстановку, навыки мгновенной ориентировки в неожиданных обстоятельствах, волевую собранность и решительность, опыт поведения в аналогичных ситуациях.

Фрустрация — специфическое эмоциональное состояние человека, выражающееся в характерных особенностях переживаний и поведения, вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно так понимаемыми) трудностями на пути к достижению цели или к решению задачи. Фрустрация сопровождается гаммой в основном отрицательных эмоций: гневом, раздражением, чувством вины, отчаянием и пр.

Виды чувств:

К высшим чувствам относятся:

1. Нравственные чувства - это такие, которые человек испытывает или переживает при восприятии явлений действительности под углом нравственных норм. Чувство доброжелательности, гуманности, стыд, совесть, чувство дружбы, любви, товарищества.

2. Морально-политические чувства - проявление эмоциональных отношений к различным общественным организациями, государству, стране (патриотизм, гордость).

3. Интеллектуальные чувства - удивление, недоразумение, сомнение, чувства иронии и юмора.

4. Эстетические чувства - эмоциональное отношение человека к прекрасному или безобразному в окружающих явлениях, предметах, в жизни, природе и искусстве.

5. Праксические (практически) чувства- переживания, которые порождаются деятельностью человека (эмоциональный отклик на выполняемую человеком деятельность).

Рис. 33. Виды высших чувств

 

Воля

Воля - сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности. Волевые или произвольные действия у человека развиваются на основе непроизвольных.

К непроизвольным относят сужение и расширение зрачка, мигание, кашель, импульсивные действия.

Произвольные действия:

1. Всегда направлены на постановку сознательной цели.

2. Волевое поведение связано с преодолением препятствий, как внешних, так и внутренних. В качестве внутренних выступают субъект и его психологическое состояние, его психологические особенности.

Функции воли:

1. Побудительная - усиление мотивации, особенно когда возникает препятствие.

2. Тормозная - проявляется в сдерживании нежелательных проявлений активности человека. Благодаря ей человек может тормозить выполнение действий, которые противоречат его представлениям о должном, нравственном, ценном.

Волевые действия у каждого человека носят индивидуальный характер, т.к. они являются отражением его личности. В рамках индивидуальных различий волевой сферы человека может выделятся ряд волевых качеств, по которым различается волевая активность:

Сила воли проявляется на всех этапах волевого акта, но ярче всего в том, какие препятствия преодолены при помощи волевых действий и какие результаты при этом получены. Именно препятствия, преодолеваемые посредством волевых усилий, являются объективным показателем проявления силы воли.

Анализируя отдельные звенья волевого акта, можно заключить, что первый, пусковой этап волевого действия во многом зависит от таких качеств личности, как целеустремленность, инициативность, самостоятельность, выдержка и самообладание.

Целеустремленность — умение человека подчинять свои действия поставленным целям. Целеустремленность является важнейшим мотивационно-волевым качеством личности, определяющим содержание и уровень развития всех других волевых качеств. Различают целеустремленность стратегическую — умение личности руководствоваться во всей своей жизнедеятельности определенными принципами и идеалами и целеустремленность оперативную — умение ставить ясные цели для отдельных действий и не отвлекаться от них в процессе исполнения.

Инициативность — способность работать творчески, предпринимая действия по собственному почину. Для многих людей самым трудным является преодоление своей инертности, они не могут что-то предпринять сами, без стимуляции извне.

Самостоятельность волевого акта проявляется в умении не поддаваться влиянию различных факторов, критически оценивать советы и предложения других людей, действовать на основе своих взглядов и убеждений. Самостоятельные люди без посторонней помощи видят проблему и, исходя из нее, ставят перед собой цель. Обычно такие люди активно отстаивают свою точку зрения, свое понимание задачи, цели и пути ее реализации.

Выдержка — умение затормозить действия, чувства, мысли, мешающие осуществлению принятого решения. Это способность постоянно контролировать свое поведение. Часто бывает трудно удержаться от импульсивных действий в эмоционально напряженной обстановке. Выдержанный человек всегда сумеет выбрать уровень активности, соответствующий условиям и оправданный обстоятельствами. В дальнейшем это обеспечивает успех в достижении поставленной цели.

Самообладание — способность человека сохранять внутреннее спокойствие, действовать разумно и взвешенно в сложных жизненных ситуациях.

Инициативность, самостоятельность как волевые качества личности противостоят таким качествам, как внушаемость, податливость, инертность, однако их надо отличать от негативизма как немотивированной склонности поступать наперекор другим.

Индивидуальным параметром, характеризующим особенности этапа актуализации одного или нескольких мотивов и этапа принятия решения, выступает решительность — умение принимать и претворять в жизнь быстрые, обоснованные и твердые решения. Решительность реализуется в выборе доминирующего мотива и адекватных средств достижения цели. Особенно ярко она проявляется в сложных ситуациях, где действие сопряжено с некоторым риском. Своевременно принять решение — значит принять его именно в тот момент, когда этого требуют обстоятельства. Решительные люди всесторонне и глубоко обдумывают цели действия, способы их достижения, переживая сложную внутреннюю борьбу, столкновение мотивов. Решительность проявляется и при реализации поставленной цели: для решительных людей характерен быстрый и энергичный переход от выбора действий и средств к самому выполнению действия. Существенной предпосылкой решительности является смелость — умение противостоять страху и идти на оправданный риск для достижения своей цели.

Качествами, противоположными решительности, выступают нерешительность, импульсивность и противоречивость.

Важнейшей характеристикой этапа исполнения Деятельности является настойчивость, или упорство.

Настойчивость, или упорство, — умение человека мобилизовать свои возможности для длительной борьбы с трудностями. Настойчивый человек способен найти в окружающих условиях именно то, что поможет Достижению цели. Настойчивые люди не останавливается перед неудачами, не поддаются сомнениям, не обращают внимание на упреки или противодействие других людей.

Структура волевого действия:

1. Возникновение побуждения и осознание цели. Не всякое стремление к цели носит достаточно осознанный характер. В зависимости от степени осознанности потребностей их разделяют на влечения и желания. Если желание осознанное, то влечение всегда смутно, неясно: человек осознает, что ему чего-то хочется, чего-то не хватает или ему что-то нужно, но что именно, он не понимает. Прежде чем желание превратится в непосредственный мотив, а затем в цель, оно оценивается человеком, т.е. «фильтруется» через систему ценностей человека, получает определенную эмоциональную окраску. Имея побуждающую силу, желание обостряет осознание цели будущего действия и построение его плана. В свою очередь, при формировании цели особую роль играет её содержание, характер и значение. Чем значительнее цель, тем более мощное стремление может быть вызвано ею.

2. Желание не всегда сразу претворяется в жизнь. У человека иногда возникает сразу несколько несогласованных и даже противоречивых желаний, и он оказывается в весьма затруднительном положении, не зная, какое из них реализовать. Психическое состояние, которое характеризуется столкновением нескольких желаний или нескольких различных побуждений к деятельности, принято называть борьбой мотивов.

3. Заключительным моментом борьбы мотивов является принятие решения, заключающегося в выборе цели и способа действия. Принимая решение, человек проявляет решительность; при этом он, как правило, чувствует ответственность за дальнейший ход событий.

4. Исполнение решения. Оно может быть связанно с тем или иным сроком (временный характер). Даже волевое действие не осуществляется автоматически. Оно обязательно должно предполагать волевое усилие. Оно переживается человеком как сознательное напряжение (может достигать уровня стресса). Оно мобилизует внутренние ресурсы человека, создает энергию для выполнения волевого действия.

 

 

Рис. 34. Этапы сложного волевого действия

  1. Понятие о группе. Классификация групп.

Группа — ограниченная в размерах общность людей, выделяемая из социального целого на основе определенных признаков (характера выполняемой деятельности, структуры, уровня развития и т. д.).

Рассмотрим одну из наиболее распространенных классификаций групп (рис. 35).

 

Рис. 35. Классификация групп

 

По размеру

Большая группа (условная) — количественно не ограничиваемая условная общность людей, выделяемая на основе определенных социальных признаков (пол, возраст, национальность и т. п.).

Большая группа (реальная) — значительная по размерам и сложно организованная общность людей, вовлеченных в ту или иную общественную деятельность (например, коллектив вуза, предприятия и т. д.).

Малая группа — (от двух до нескольких десятков человек) относительно небольшое число непосредственно контактирующих индивидов, объединенных общими целями и задачами.

По общественному статусу

Формальная (официальная) группа — реальная или условно социальная общность, имеющая юридически фиксированный статус, члены которой в условиях общественного разделения труда объединены социально заданной деятельностью, организующий их труд.

Формальные группы всегда имеют определенную нормативно закрепленную структуру, назначенное или избранное руководство, нормативно закрепленные права и обязанности ее членов.

Неформальная (неофициальная) группа — реальная социальная общность, не имеющая юридически фиксированного статуса, добровольно объединенная на основе интересов, дружбы и симпатий.

Группы неформальные могут выступать как изолированные общности или складываться внутри формальных групп.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 55; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.90.141 (0.004 с.)