Мотивация и продуктивность педагогической 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мотивация и продуктивность педагогической



Деятельности

Мотивационные ориентиры педагогической деятельности – это внешние (мотивы достижений) и внутренние аргументы (ориентация на процесс и результат своей деятельности). Внешние – это престижность работы в определенном образовательном учреждении, адекватность оплаты труда. Они дифференцируются на положительные и отрицательные. Внешняя положительная мотивация связана с удовлетворением потребностей социального престижа, уважения коллег, материальных благ и т. п.; внешняя отрицательная мотивация – с потребностями самозащиты, стремлением избежать осуждения со стороны дирекции и т. п.

О внутреннем типе мотивации можно говорить, если деятельность значима для личности сама по себе. Для оценки профессионалной мотивации педагога можно использовать методику румынского психолога К. Замфира. Следует оценивать оптимальность мотивационного комплекса педагога, соотношение внутренней, внешней положительной и отрицательной мотиваций. Наилучшим является соотношение, когда внутренняя мотивация превышает внешнюю положительную и внешнюю отрицательную ВМ>ВПМ>ВОМ. Наихудший мотивационный комплекс характеризуется сочетанием ВОМ>ВПМ>ВМ.

Одним из основных профессионально значимых качеств педагога является «личностная направленность». Согласно Н. В. Кузьминой, она важнейший субъективный фактор достижения вершины в профес­сионально-педагогической деятельности. В общепсихологическом смысле направленность личности определяется как совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих ее деятельность. Личностная направленность характеризуется интересами, склонностями, убеждениями, идеалами, в которых выражается мировоззрение человека. Профессиональная направленность педагога включает, помимо этого, еще и интерес к самим учащимся, к творчеству, к педагогической профессии, склонность к занятиям ею, осознание своих способностей. Выделяют как минимум три основных типа направленности педагогической деятельности: истинно педагогическую, формально педагогическую, ложно педагогическую.

В структуре педагогической деятельности мотивации принадлежит особое место: «сильные» и «слабые» специалисты различаются не столько по уровню интеллекта, сколько по уровню и структуре мотивации. Экспериментально доказано, что от наличия в структуре мотивации творческих потребностей зависит результативность педагога-воспитателя. Все это позволяет сделать вывод о том, что продуктивность педагогической деятельности во многом зависит от силы и структуры профессиональной мотивации педагога.

 

 Уровни педагогической деятельности

По результатам деятельности каждый преподаватель может быть отнесен к одному из следующих уровней, при этом включает в себя все предыдущие:

· репродуктивный уровень – преподаватель может и умеет рассказать другим то, что знает сам.

· адаптивный уровень – преподаватель умеет приспособить свое сообщение к особенностям обучаемых и их индивидуальным способностям.

· локально-моделирующий уровень – преподаватель владеет стратегиями обучения по отдельным разделам курса, умеет формулировать педагогическую цель, предвидеть искомый результат и создавать систему и последовательность включения студентов в познавательную деятельность.

· системно-моделирующий уровень – преподаватель владеет стратегиями формирования нужной системы знаний по своему предмету в целом.

· системно-развивающий уровень – преподаватель владеет стратегиями превращения своего предмета в средство формирования личности студентов, удовлетворения их потребностей в самовоспитании, самообразовании и саморазвитии.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 57; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.195.121 (0.004 с.)