Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Закономерности в науке о МО.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Две школы придерживаются четкого детерминизма: - Классический марксизм (экономика впереди политики, прогрессивный вектор развития) - Пол. реализм (неизменность человеческой природы, вечность черт МО и возможность создания рациональной теории МО)
Во 2ой половине 20 века все больше школ стали отходить от строгого детерминизма. В исследованиях стали избегать понятия «закон», стали исп-ть «тенденции».
Обобщим:
Пример 1: С 16в до 1 мировой – подвижные антигегемонистические коалиции, территориальные приращения, Европа была центром международной жизни. Со 2 мировой до 1991года – жесткая биполярность, нерушимость границ, глобализация МО. Пример 2: М.Каплан: 6 правил ф-рования многополярной системы: 1. расширять свои возможности лучше переговорами, а не войной 2. Лучше воевать, чем не суметь расширить свои возможности 3. Лучше прекратить войну, чем уничтожить великую державу; пораженной великой державе дать возм-ть войти в систему 4. Противостоять любой коалиции гос-в, которая попытается господствовать 5. Противостоять любому гос-ву, к-рое исповедует наднациональную идеологию 6. Относиться ко всем великим державам как к партнерам Пример 3 Школа пол. реализма: · Гос-во – гл.актор МО · Внешн.пол-ка значительно автономна от внутренней · Основа внешн.пол-ки гос-ва – безопасность и суверенитет · МО – силовое взаимодействие гос-в, баланс сил 2. Универсальные Критерии ун. закономерностей: - касаться не только отд. орегионов. но мира в целом - наблюдаться не только в прошлом и настоящем, но и быть вероятной в будущем - касаться всех участников МО и всех сфер обществ.отн-й Ун. закономерности МО: диалектические противоположности - Фрагментация межд.пространства (регионализация)
Соотношение ун.закономерностей МО в истории - История показывает периоды дезинтеграции в МО Доминирование Британии до 1 мировой - нарастание экономич. взаимозависимости. Период между войнами – дезинтеграция. К СЕМИНАРУ: подобрать примеры тенденции интеграции интеграции и фрагментации + подумать, как они взаимодействуют.
Лекция 2 «Методы изучения международных отношений» План лекции: 1. Значение проблемы метода 2. Методы анализа ситуации 3. Экспликативные методы 4. Прогностические методы 5. Анализ процесса принятия внешнеполитических решений ЗНАЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ МЕТОДА I. Значение проблемы метода Неоднозначность термина «метод»: l сумма приемов, средств и процедур исследования наукой своего предмета (методика) l совокупность уже имеющегося знания (методология, или теория)
Метод – совокупность имеющегося теоретического знания об объекте, путях и средствах его познания.
Имеет ли наука о МО собственные методы? Распространенное мнение о том, что каждая наука имеет свой собственный метод, верно лишь отчасти: большинство социальных наук, в том числе наука о МО, не имеет своей специфической методики, отличной от других социальных наук, но имеют свою теорию. Проблемы в области методов, возникающие при изучении МО: l Соотношение науки и идеологии: ученый должен минимизировать «идеологическое присутствие» l Соотношение историко-описательных (интуитивно-логических) и позитивистских методик: ложность их дихотомии, их взаимодополняемость
МЕТОДЫ АНАЛИЗА СИТУАЦИИ II. Методы анализа ситуации I. Наблюдение: q Элементы – объект, субъект, средства наблюдения q В исследовании МО преобладают инструментальное (в отличие от непосредственного), внешнее (в отличие от включенного) и косвенное наблюдение q Основной недостаток: наблюдение – процесс субъективный II. Изучение документов: Главная проблема - отсутствие свободного доступа к источникам объективной информации в силу режимов государственной тайны и соображений национальной безопасности
Наиболее доступны – официальные документы, неофициальные частные источники (семейные архивы, воспоминания и т.п.), иконографические документы (картины, фотографии, кинофильмы, выставки, лозунги) III. Сравнение: США: сomparative studies (Дж.Розенау, с середины 1960-х гг.) Гл. достоинство – поиск общего, повторяющегося в МО. Для этого широко применяются количественные методы. Соотношение показателей влияния государства (Б.Рассет, Х.Старр, 1996) Экспликативные методы I. Контент-анализ: · Суть – изучение письменного или устного текста с фиксацией наиболее часто повторяющихся в нем словосочетаний и сюжетов. Делается вывод о неявном содержании исследуемого текста (политической, идеологической направленности, историческом контексте и т.п.) · Единицы анализа – внешнеполитическая идея Индикаторы – слово или словосочетание Единица счета – абзац, страница, раздел и т.п.
II. Ивент -анализ:
Стадии ивент-анализа: 1) составление информационного банка данных, 2) расчленение этого массива на отдельные единицы наблюдения в соответствие с задачами проекта (гипотезой). Эффективность метода зависит от объема банка данных.
III. Когнитивное картирование · Суть – выявление ментальных предпосылок восприятия субъектом определенной проблемы или ситуации · Теоретическая основа – когнитивная составляющая индивида (когнитивная карта субъекта) · Открытая и закрытая системы («карты») восприятия внешнего мира · Классическая работа - R.Jarvis. Perception and Misperception in International Relations. 1976
IV. Эксперимент Суть – создание искусственной ситуации естественного процесса с целью проверки теоретической гипотезы, аналитического положения Главный недостаток – трудно доступен в социальных науках, включая науку о МО, хотя широко распространен в естественных науках В социальных науках наиболее широко применяются имитационные игры: участники выполняют определенные роли, напр., государств, правительств и т.п. Прогностические методы I. Дельфийский метод Суть – рассмотрение проблемы несколькими независимыми экспертами, последующее внесение их оценок в центральный, обобщающий орган, возвращение экспертам с повторным возвращением в центральный орган. Будучи проведена несколько раз, такая операция позволяет выявить более или менее серьезные расхождения в экспертных оценках. Серьезные расхождения означают наименее вероятный прогноз анализируемой ситуации, малые расхождения – наиболее вероятный прогноз II. Построение сценариев Суть - построение абстрактных моделей вероятного развития событий. Например, теория игр в сложном и простейшем выражении Df. Теория игр – математическая теория анализа стратегического поведения, объясняющая логику рационального поведения индивидуумов в условиях конфликта интересов «Дилемма заключенного». Примеры распространенных в МО других игр – «цыпленок», «охота на оленя», «страховка», тупик». ( Подробнее о теории игр см.: Д.Дегтерев, А.Дегтерев. Теория игр и международные отношения // Мировая экономика и международные отношения. 2011. №3) III. Моделирование. Конфликтный куб Ч.Германна IV. Системный подход Суть – рассмотрение объекта изучения в целостности и взаимосвязи его составляющих, а также во взаимосвязи с другими элементами системы и средой системы. Это дает возможность выявления закономерностей его функционирования и прогнозирования поведения
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 67; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.119.119 (0.007 с.) |