Характеристика договора: реальный, двусторонний, взаимный, возмездный. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристика договора: реальный, двусторонний, взаимный, возмездный.



Поскольку в отношениях, возникающих из договора, определенные права имеет получатель, не являющийся стороной договора, ДПГ рассматривают как договор в пользу третьего лица.

Виды ДПГ

По видам транспорта: договоры о перевозке ж/д, автомобильным, воздушным, морским и внутренним водным транспортом.

В зависимости от вида сообщения: в местном, прямом и прямом смешанном сообщении.

Стороны договора:

Перевозчик - это специализированная организация, обладающая лицензией.

Отправитель - дееспособное лицо.

Получатель не является стороной договора, но выступает в качестве третьего лица, имеющего право требовать выдачи груза. Это обычно контрагент отправителя по договору купли-продажи, поставки или мены. Когда получатель является не самостоятельным субъектом, а представителем отправителя (например, структурное подразделение: филиал, представительство), тогда третьего лица нет.

Спецификой обладают морские перевозки, они бывают внутренние, в пределах отечественных портов, и зарубежные (с заходом в иностранный порт). Здесь, зачастую для перевозки используется форма договора фрахтования (чартера).

Ст.787 - по договору фрахтования (чартера) одна сторона (фрахтовщик) обязуется представить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа.

Договор консенсуальный, двусторонний, взаимный, возмездный. Это конструкция договора аренды, где нанимаются за плату площади на транспортном средстве, следующим определенным курсом, т.е. предмет договора фрахтования - вместимость, тогда как в перевозке грузов предмет договора - перемещение.

Условия ДПГ, ответственность сторон и т.п., определяются соглашением сторон, если соответствующие вопросы не решены императивными нормами транспортного законодательства. Спецификой обладают как заключение ДПГ, так и составляемые при перевозке документы.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ДОГОВОРА ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ.

Зачастую заключению ДПГ предшествуют определенные взаимоотношения сторон. Так, если перевозки у какого-либо грузовладельца имеют систематический характер, то стороны могут заключить долгосрочные договоры об организации перевозок грузов (ст.789 ГК).

По договору об организации перевозок грузов перевозчик обязуется в определенные сроки принимать, а грузовладелец, предъявлять грузы к перевозке в обусловленном объеме.

Такие договоры должны содержать: объемы грузов, которые отправитель обязан передавать к перевозке, а перевозчик принимать, сроки предъявления грузов к перевозке, порядок их предъявления, способы и порядок расчетов, условия об ответственности за непредъявление грузов или неподачу транспортных средств, как правило, в виде штрафов, основания освобождения от нее и другое.

Ранее, в основном был плановый характер организации перевозок. Но и сейчас для надлежащей перевозки перевозчику необходимо знать, сколько груза ему было предъявлено, какой это груз и т.д. Поэтому если между сторонами не заключен договор об организации перевозок, то для организации перевозки отправители предоставляют перевозчику заявку (заказ) на перевозку.

Наряду с системой заказов (заявок) и договоров об организации перевозок, сохранила действие и система планирования перевозок, в основном ж/д транспорте.

Транспортные средства, предъявляемые к перевозке, должны быть исправными, в состоянии, пригодном для перевозки соответствующего груза. Если же транспортные средства поданы непригодными, отправитель может отказаться от них. При подаче транспортных средств и предъявлении грузов к перевозке необходимо решить вопрос о том, чьими силами будет осуществляться погрузка. Это определяется в соответствии с договором, транспортными нормативными актами, правилами, действующими на транспорте. Причем, для осуществления погрузки договором или транспортными нормативными актами могут устанавливаться сроки (п.3 ст.791 ГК), а их несоблюдение может повлечь ответственность в виде штрафов. Ст.794: перевозчик отвечает за неподачу транспортных средств, в соответствии с принятой заявкой или договором об организации перевозок, а отправитель несет ответственность за не предъявление груза либо неиспользование поданных средств.  

На ж/д - штраф 0,1мрот за каждую не предъявленную тонну груза.

В ст. 794 ГК (п.2) сформулированы и общие основания освобождения от ответственности за неподачу транспорта или непредъявление груза:

1. Действие непреодолимой силы, иных явлений стихийного характера (пожаров, заносов, наводнений) и военных действий.

2. прекращение или ограничение перевозки грузов в определенных направлениях, установленное в порядке, указанном соответствующим транспортным уставом или кодексом.

Транспортные уставы и кодексы могут устанавливать и иные основания.

В ст. 94 УЖТ эти основания уточняются для ж/д:

Освобождают от ответственности за неиспользование поданных вагонов, контейнеров:

неподача вагонов, контейнеров перевозчиком по причинам, зависящим от грузоотправителя, в том числе невнесение им платы за перевозку грузов и иных причитающихся перевозчику платежей, если иной порядок внесения этой платы не предусмотрен соглашением сторон;

отказ грузоотправителя от предусмотренных заявкой вагонов, контейнеров;

отсутствие собственных или арендованных и предусмотренных в заявке вагонов, контейнеров по причинам, зависящим от грузоотправителя или организации, с которой у грузоотправителя заключен договор, регламентирующий обеспечение такими вагонами, контейнерами.

 

Перевозочные документы.

 Для сделок, вытекающих из оказания услуг по перевозке, установлена письменная форма. При перевозке грузов используется система выдачи документов, опосредующих перевозку, которые с одной стороны, выступают в качестве доказательства заключения договора, с другой стороны, они являются подтверждением права лица на распоряжение грузом, а в некоторых случаях эти документы выполняют функцию доказательства выполнения своих обязательств по договору купли-продажи, поставки и т.п. Они могут быть необходимым условием осуществления прав лица по другим обязательствам: при банковской гарантии, при расчетах в форме аккредитива.

П.2 ст.783 ГК: заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом). На ж/д - накладная, авто - товарно-транспортная накладная, морской – коносамент, на внутреннем водном транспорте - транспортная накладная, при воздушной перевозке – грузовая накладная. В накладных указываются основные данные о грузе, его наименование, вес, количество мест и др., данные о том, куда он отправлен, кто является получателем, перевозчиком и отправителем. Накладная сопровождает груз в пути, в конечном пункте выдается грузовая квитанция, которая помимо данных о грузе, содержит и сведения об уплаченной провозной плате. Коносамент, применяемый в морской перевозке, является ценной бумагой. Он должен содержать определенный перечень обязательных сведений: о грузе, его количестве и стоимости, порте оправления, перевозчике (в том числе о судне), о порте назначения, подписан капитаном. При передаче коносамента происходит распоряжение указанным в нем грузом.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 32; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.160.14 (0.007 с.)