Практические методы обучения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Практические методы обучения



К практическим методам относятся: лабораторные работы, практические работы и решение расчетных химических задач.

Лабораторная работа – это обучающий эксперимент.

Условно в методической литературе группируют лабораторные работы следующим образом:

1. Эксперимент для уяснения важнейших химических теорий. Например, опыты для выяснения зависимости скорости химической реакции от природы реагирования веществ или опыты по изучению электропроводности раствора CuSO4.

2. Эксперименты для ознакомления с веществами и исследование их свойств. Например, ознакомление со свойствами H2SO4, NaOH, Ca(OH)2.

3. Эксперимент для выработки лабораторных навыков и умений, необходимых при решении экспериментальных задач и выполнении практических работ.

Сложность лабораторных опытов от класса к классу увеличивается. Лабораторные работы должны быть обязательно проведены, если запланированы программой. Заменять их демонстрационными опытами нельзя.

Лабораторные опыты выполняются в течение 10-15 минут. Они могут быть проведены в любой части урока: и при объяснении нового материала и при закреплении его.

 Лабораторная работа может быть построена следующим образом:

а) выясняется конкретная задача, что и как надо исследовать (по учебнику или по методическим руководствам, подготовленным учителем);

б) выработанный план предлагается для выполнения учащимся;

в) полученные результаты анализируются, проводится беседа, и делаются выводы.

Так лабораторная работа может быть построена и в начале урока и в его заключительной части. Например, тема "Гидролиз солей".

Два варианта урока:

1. В начале урока сделать опыты. Разобрать тему "Гидролиз", а затем предложить учащимся объяснить лабораторные опыты;

2. Объяснить теорию, а затем сделать опыты и проанализировать (разные соли в рассказе и работе).

Практические работы планируются программой и обязательно должны быть выполнены. Они выполняются учащимися совершенно самостоятельно и должны быть обязательно оценены у всех учеников.

Практические занятия носят контролирующий характер. Проводятся в течение 1 часа. Об их проведении учащиеся заранее предупреждаются и готовятся дома к ним.

Основным требованием, предъявляемым к лабораторным и практическим занятиям, является (также как и в демонстративном эксперименте) строгое соблюдение правил техники безопасности учащимися.

Учитель должен помнить следующее:

1. Каждая работа должна начинаться с отработки правил техники безопасности. То есть, напомнить, как нагреть, как определять запах, сколько брать вещества и т.д., в зависимости от работы. Лучше, чтобы это сказали сами учащиеся.

2. Иметь всегда на столе противоядие и средства оказания первой помощи.

3. В школьной лаборатории должна быть картотека на все вещества: вещество, его биологическое действие, противоядие или способ оказания первой помощи.

4. Все опыты, как и для демонстративного эксперимента, должны быть предварительно проверены лаборантом или учителем. Реактивы те, которые проверены.

5. Картотека, как и на демонстративный эксперимент:

 

Реактивы План выполнения Особенности опыта

При наличии картотеки легче работать с лаборантом. Особенности опыта учитель отмечает при предварительном проведении эксперимента.

6. Рекомендуется школьникам работать в халатах.

Экспериментальные задачи занимают особое место среди практических методов. Они выполняются совершенно самостоятельно.

Среди экспериментальных задач наиболее распространены задачи, относящиеся к качественному анализу веществ.

Возможны следующие варианты этих задач:

1) на установление вещества;

2) на доказательство того, что это вещество правильно названо;

3) на отнесение данного вещества к какому – либо классу.

Существуют также задачи на получение веществ.

Выполнение экспериментальных задач рекомендуется проводить по следующему плану:

1) изучение условия задачи и определение, применение каких знаний (какой темы) требуется в данной задаче;

2) составление общего плана решения;

3) выполнение необходимых действий;

4) проверка правильности решения и составление отчета.

Первые два пункта ученики могут продумать дома при подготовке к работе.

Отчет должен быть составлен в классе. Категоричных требований к форме отчета не существует.

Необходимо помнить:

Отчеты по практическим работам оформляются в специальных тетрадях "для практических работ", которые на дом не выдаются.

Форма отчета должна соответствовать учебным задачам и содержанию практической работы.

Если учебное задание состоит в приобретении учащимися знаний с помощью химического эксперимента с применением исследовательского метода, то в отчете должны быть указаны:

1. Цель работы.

2. Как она достигалась.

3. Какие наблюдения проводились, и какие теоретические выводы сделаны.

Если работа проводилась с целью обучения учащихся применять знания, то в отчете должны быть сформулированы:

1. Задача, которую надлежит решить с помощью эксперимента.

2. Теоретические положения, на основе которых решается эта задача.

3. Результаты опытов.

Эта, вторая форма, относится, как правило к экспериментальным задачам.

Не исключаются и другие формы отчетов, если они отвечают цели, содержанию и методу ведения урока. Часто используют форму в виде таблицы:

 

Что делали? Что наблюдали? Выводы

В школьном кабинете есть уголок "Сегодня в классе". Рекомендуется в нем показать образец оформления практической работы.

Практическая работа должна быть обязательно оценена, и оценка должна стоять в журнале. Проверить работу необходимо к следующему уроку и обязательно разобрать ошибки. При оценке практических и лабораторных работ надо учитывать не только оформление работы, но и как она выполнялась (не должно быть так, что ученик не брал в руки пробирки и получил "5").

Лекция № 5



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 24; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.22.135 (0.009 с.)