Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Принцип построения типовых школьных программСодержание книги
Поиск на нашем сайте
И их общая характеристика Типовые школьные программы строятся по историко-логическому принципу. Изучению учащимися законов и теорий предшествует накопление ими знаний, фактов, необходимых для обоснования теоретических положений законов (теорий). Усвоение и закрепление знания законов происходит на практике при изучении последующих тем курса химии. При этом учащиеся встречаются с фактами, для объяснения которых необходимо дальнейшее углубление в теорию. Вводятся следующие теоретические положения. Например, изучению периодического закона предшествует накопление учащимися знаний об основных (первоначальных) химических понятиях. Таких, как, "атом", "молекула", "химический элемент", "химическая реакция" и т.д., а также о классах неорганических соединений и свойствах некоторых простых и сложных веществ. В любую школьную программу обязательно должны входить следующие дидактические единицы: 1. Законы и теории: - Атомно-молекулярное учение, закон постоянного состава, закон сохранения массы веществ, закон Авогадро. - Периодический закон. - Теория строения вещества. - Теория электролитической диссоциации. - Теория А. М. Бутлерова. 2. Понятия. Центральное место занимает понятие "вещество". С ним тесно связаны понятия: - химический элемент; - химическая реакция; - химическое производство. 3. Факты. Отбираются только те факты, которые необходимы и достаточны для раскрытия и подтверждения теорий и правильного формирования понятий. Недостаток фактов может привести к догматическому изложению теории, а избыток фактов, при недостаточном теоретическом анализе, придает химии описательный характер. 4. Методы химической науки. С точки зрения знакомства с научными химическими методами предусмотрено формирование следующих групп умений, позволяющих приобщать учащихся к пониманию химических методов: а) освоение химического языка, химической символики, методов моделирования химических веществ и процессов; б) приобретение умений работать с посудой, реактивами, приборами, освоение техники эксперимента, наблюдение и описание результатов эксперимента; в) проверка выдвинутой гипотезы экспериментом, умение делать выводы из него; г) проведение расчетов на основе формул и уравнений химических реакций. 5. Вклад в науку выдвигающихся химиков – М. В. Ломоносов, Д. Л. Менделеев, А. М. Бутлеров. Знакомство с жизнью и деятельностью этих ученых предусмотрено программой. Можно познакомиться и с научной деятельностью и других выдающихся ученых. Это делается обычно при изучении тех разделов химии, в развитие которых те или иные ученые внесли наибольший вклад. Например, при ознакомлении с именными реакциями. Собственно программа, как документ содержит: - перечень тем, с указанием часов, отводимых на них; - наименование демонстрационного эксперимента; - перечень лабораторных работ; - темы практических работ; - типы химических расчетных задач. Время, выделяемое в программах на изучение разделов и тем, является примерным. Учителю предоставлено право изменять количество часов на тему в пределах одного учебного года. Учитель также имеет право отбирать в каждом разделе наиболее важный материал, опускать некоторые вопросы, не нарушая Государственный образовательный стандарт. Социально-экономические условия, в которых находится наша страна, обусловили переход школ РФ на обязательное базовое (9-летнее) образование). Структура химического образования в средней школе складывается в настоящее время из следующих ступеней: 1) пропедевтические химические знания в курсах "Окружающий мир" (1-4 классы), "Естествознание" (5-7 классы); 2) систематический базовый курс (8-9 классы), для основного общего образования; 3) профильные курсы химии (10-11 классы), для старшей школы, среднее (полное) образование. Создаются школы различного типа (лицеи, гимназии, колледжи и т.д.). Разработаны программы для каждого уровня (ступени) образования. При всем разнообразии они должны соответствовать требованиям, предъявляемым Государственным образовательным стандартом к каждому уровню образования. Пропедевтический курс включает первоначальные понятия о химических явлениях и веществах, знакомит с простейшим химическим оборудованием. Систематический курс базового уровня (8-9 классы) содержит сведения по неорганической и органической химии. Этот этап обучения должен дать учащимся более глубокое представление о веществах, основах атомно-молекулярного учения, важнейших законах неорганической и органической химии, классах химических соединений и использовании их в реальной жизни, сформировать умение обращаться с химическими веществами и оборудованием. Профильные (10-11 классы) курсы продолжают систематическое базовое образование на более высоком уровне с учетом профильнойнаправленности обучения. Все рекомендованные Министерством образования и науки программы можно разделить на три блока. I блок – параллельные программы, имеющие одну концептуальную основу. Они рассчитаны на обучение химии в течение 4 лет, построены по традиционному типу. Рассмотрим две такие программы. Первая разработана в лаборатории химического образования ИОШ РАО (Институт общеобразовательных школ Российской академии образования). В ней предусмотрено в 8-9 классах 3 часа химии в неделю, а в 10-11 классах – 2 часа химии в неделю. Вторая создана в лаборатории химического образования МИРОС (Московский Институт развития общеобразовательных систем) и предполагает 3 часа химии в неделю в 8-9 классах и 2 часа химии в неделю в 10-11 классах. Первая из представленных в этом блоке программ принципиально не отличается от ранее действовавших, тот же принцип построения. Вторая программа носит более прикладной характер. В пояснительной записке к программе авторы отмечают, что учащиеся должны усвоить некоторый минимум химических знаний, чтобы уметь обеспечить элементарную безопасность себе и окружающим, предотвратить ущерб природе и среде обитания, так как "значительная часть проблемных ситуаций, возникающих в самых различных областях деятельности, имеет по преимуществу химический характер". В связи с этим в программу включены, например, методы очистки веществ (перегонка, выпаривание, перекристаллизация и т.д.), требования к хранению реактивов, введен раздел "Химия и экология", в котором рассматриваются такие вопросы, как качество среды обитания, источники загрязнения, понятия о ПДК, значение химии в решении экологических проблем. Есть темы: "Химия и электрический ток", "Химия в сельском хозяйстве", "Химия в быту". В качестве демонстрации предусмотрено, например, "Удаление пятен от жира, травы, ягод" и т.д. Программа может быть рекомендована для любых нехимических классов. II блок – двухуровневые программы, учитывающие переход на 9‑летнее образование. В основе программ этого блока лежит концентрический принцип построения, предполагающий: а) обучение основам неорганической и органической химии в 8-9 классах (второй уровень); б) более глубокое рассмотрение теоретических и практических вопросов в 10-11 классах (третий уровень). Рассмотрим несколько программ этого блока. 2 уровень (8-9 классы): 1. Авторы: Минченков Е.Е., Журин А.А., Смирнова Т.В. 2. Авторы: Гузей Л.С., Сорокина В.В., Суровцева Р.П. Обе программы рассчитаны на наличие у учащихся пропедевтических знаний по химии и предполагают 2 часа химии в неделю. 3. Авторы: Иванова, Цветков. 4. Авторы: Нифантьев и др. Эти программы могут использоваться и при отсутствии пропедевтических знаний и рассчитаны на 2 часа и 3 часа химии в неделю соответственно. 3 уровень (10-11 классы): 1. Авторы: Иванова, Цветков – 2 часа химии в неделю. 2. Авторы: Нифантьев и др. – 2 часа химии в неделю. 3. Авторы: Гузей Л.С. – 2 часа химии в неделю. Программа Минченкова Е.Е. составлена в традиционном стиле, содержит такие темы, как "Важнейшие химические понятия", "Важнейшие классы неорганических веществ", "Типы химических реакций", "Периодический закон", "Строение вещества". Химические свойства неорганических соединений представлены в ней в общем виде (для неметаллов и металлов) и даны на конкретных примерах. Органическая химия: предельные и непредельные углеводороды, спирты, карбоновые кислоты, амины и аминокислоты (нет углеводов, жиров, ВМС, белков). Эта программа дает основы химических знаний, и дальнейшее их углубление в 10-11 классах может идти на основе любой профильной программы. Она закладывает необходимый фундамент для совершенствования химических знаний, кроме того, дает основы знаний, необходимых в повседневной жизни. Другая программа, базирующаяся на пропедевтических знаниях, составлена Гузеем Л.С.. Программа носит в большей степени мировоззренческий характер. Как определяют сами авторы, в ней "на основании рассмотрения химических явлений формируется правильное представление о природе, а также о роли химии в обществе, сообщаются химические знания, необходимые каждому культурному человеку для жизни в цивилизованном обществе". В программе заложен принцип определяющего обучения. На мой взгляд, не всегда оправдано. Например, "Скорость химической реакции, зависимость скорости от концентрации…" (тема 30) дается за 20-30 уроков до темы "Растворы" и понятия "концентрация" (тема 5) или "ионная связь" - тема 7 ("Молекулы"), а понятие "катионы и анионы" - в теме 9 ("Растворы электролитов"). Много времени в программе отведено на практические работы, около 30% - в 8 классах; 40% - в 9 классах, причем они носят обучающий характер, в частности тема "Соли" почти полностью изучается в ходе практической работы. Программа может быть рекомендована для нехимических классов, для тех учащихся, которым она не встретится в будущей профессии (мое мнение). Третья и четвертая программы этого блока могут быть использованы без пропедевтического курса, в них до 12 часов отводится на первоначальные химические понятия. Программа Ивановой и Цветкова построена в традиционном стиле и может быть базой для наиболее глубокого изучения химии. Программа Нифантьева тоже рассчитана на 2 уровня, предполагает несколько больший объем часов. Эта программа, во-первых, дает теоретические знания, готовит к более глубокому изучению химии, как и предыдущая; в то же время учит ориентироваться в особенностях окружающих нас веществ и происходящих с ними процессах; в-третьих, помогает представить все возможности химии в современной жизни, быту, сельском хозяйстве, технике и т.д. Эта программа может вызвать интерес к химии, как одной из наук, описывающих окружающий нас мир. В нее включены такие темы: "Воздух", "Почва", в последней изучаются драгоценные камни, самоцветы, есть тема "Живые организмы. Неотделимость живых организмов от неживой природы" и т.д. Эти темы удачно сочетаются с темами, определяющими химическую грамотность. Заключительный раздел программы: "Химия глазами выпускника школы" - 4 часа. Он предполагает подготовку учащимися рефератов. Примерные темы индивидуальных заданий: - вкус и запах продуктов с точки зрения химии; - химия и парфюмерия; - химическое совершенствование почвы; - самоцветы и химия; - антибиотики – продукты сотрудничества биологии и химии; - химия в создании конструкционных материалов; - химия помогает врачу; - химия и сценическое искусство и т.д. Блок III – профильные программы для 10-11 классов. Включенные в этот блок программы углубляют знания, полученные в базовом уровне. Причем они учитывают профиль класса. Если класс не ориентирован на какой-то предмет, то программа носит концентрический характер: изучение основ неорганической и органической химии, а также вопросов общей химии на более высоких, по сравнению с базовым, теоретическом и практическом уровнях. Специализированный химический профиль, наряду с углублением знаний по неорганической и органической химии, предполагает изучение основ физической, аналитической, биологической и других областей химической науки. Преподавание химии в классах с углубленным изучением основ естественно-математических наук должно основываться на рассмотрении взаимосвязи химических явлений и законов с явлениями и законами других естественных наук. Изучение химии в классах гуманитарного профиля должно быть акцентировано: а) на рассмотрении проблем, связанных с прямым и косвенным влиянием химии на жизнь человека и окружающую среду; б) на развитие у учащихся образного представления о природе, веществах, химических явлениях. Курс химии в школах технического профиля должен быть приближен к специальности: агрохимия, химтехнология, материаловедение и т.д. могут входить в такие программы. Общие методические требования к программам: 1. Усиление прикладной, практической и экологической направленности. 2. Использование компьютерной техники. 3. Использование химического эксперимента. Государственный образовательный стандарт по химии Представляя учителям, школам, учащимся возможность выбирать направление образования, соответствующую программу и учебник (их будет несколько), Министерство образования и науки России разработало механизм управления образовательным процессом. Это система Государственных образовательных стандартов. Государственный образовательный стандарт призван: 1. Защищать личность учащихся в общеобразовательном процессе и гарантировать ей минимум знаний. 2. Обеспечить эквивалентность образования, полученного учащимися в учебных заведениях разных типов. Государственный стандарт по химии включает 4 раздела. В первом, вводном, разделе дана общая характеристика и структура химии. Описаны цели обучения химии. Во втором разделе представлен базовый инвариантный уровень химии (содержание). Третий раздел включает требование к минимальному необходимому уровню подготовки учащихся по химии. В четвертом разделе описаны возможные способы и средства осуществления контроля за выполнением требований стандарта. Рассмотрим коротко разделы. I раздел. Цели и задачи химии: 1) формирование у учащихся естественнонаучных представлений об окружающем мире и его законах; 2) выработка у школьников правильного понимания общественной потребности в развитии химии, а также формирование у них отношения к химии как возможному полю практической деятельности в будущем; 3) привития навыков грамотного безопасного обращения с важнейшими веществами в повседневной жизни; 4) общим целям воспитания и всестороннего развития личности. Структура химии представлена в виде 3-х блоков, связанных между собой: - "Вещество"; - "Химическая реакция"; - "Познание и применение вещества человеком". В свою очередь каждый блок включает в себя определенные "содержательные линии" (терминология стандарта). Блок Содержательные линии "Вещество" Состав вещества Строение вещества Свойства вещества Зависимость свойств от состава и строения Многообразие веществ и его причины Классификация веществ II и III разделы учитываются при составлении программ по химии. Они определяют требования к химической грамотности выпускника. Посмотрите их самостоятельно. С IV разделом мы познакомимся при рассмотрении методов контроля знаний учащихся. Лекция № 3 Методическая работа учителя Рассмотрим два вида методической работы учителя: составление годового календарного плана и поурочного плана-конспекта. Годовой тематический календарный план облегчает работу учителя, он предусматривает совокупность учебной работы в определенной системе. Примерные планы печатаются в журнале "Химия в школе". Календарно-тематический план разбивает всю программу курса химии на отдельные уроки в соответствии с числом часов, отведенных на каждую тему, и строится в виде таблицы. Обычно план включает следующие разделы:
В начале календарных планов, предлагаемых в "Химии в школе", определены: 1) основные задачи изучения темы; 2) ее воспитательное, мировоззренческое значение. Некоторые учителя включают по своему усмотрению в календарные планы и другие разделы: 1) межпредметные связи; 2) повторение (что повторить); 3) система проверки знаний и т.д. При составлении календарного плана необходимо учесть все лабораторные опыты, практические работы, демонстрационный эксперимент, предусмотренные программой. Темы уроков формулируются так, как они сформулированы в программе. Должно быть отведено время на обучение решению задач, предусмотрены контрольные работы, уроки обобщения и закрепления знаний. План-конспект урока План-конспект составляется для личного пользования учителя. Но завуч, учитель-методист имеют право проверить этот план у начинающего учителя, учителя-стажера, практиканта. При подготовке к уроку учителю значительно поможет методический материал, который может быть самым разнообразным: 1) таблицы к каждому уроку; 2) картотека дидактических средств; 3) картотека статей из журнала "Химия в школе"; 4) картотека индивидуальных знаний; 5) картотека самостоятельных письменных работ; 6) материалы по использованию химических веществ и процессов в жизни. В соответствии с содержанием темы определяется, какие материалы, литературу использовать. Здесь большую помощь могут оказать составленные учителем картотеки. Учителю перед составлением плана-конспекта урока необходимо еще раз просмотреть программу, календарный план, методические руководства, учебник и т.д. и: 1) уточнить круг знаний, подлежащих усвоению учащимися; 2) выбрать метод проведения урока; 3) решить вопрос о последовательности изложения темы. При прочих равных условиях рекомендуют предпочитать тот порядок изложения, который принят в учебнике, так как это облегчает выполнение учащимися домашнего задания. Но это не значит, что учитель должен следовать за учебником от параграфа к параграфу. Он имеет право вносить изменения в последовательность изложения, если убежден в рациональности их, оживлять материал дополнительными примерами и т.д. В плане-конспекте каждого урока необходимо: а) указать цели урока; б) по возможности полно указать тот минимум знаний и умений, которыми должны овладеть учащиеся на данном уроке; в) указать, что необходимо повторить, какие знания и умения проверить; г) четко выделить формулировки подтем урока, сделать пометки, как и какой вопрос предполагается решить, что рассказать, какие опыты показать. Все опыты должны быть предварительно проверены и выводы из них записаны в плане-конспекте; д) в плане заключительной части урока должны быть записаны вопросы и задачи для проверки и закрепления результатов урока; е) должно быть сформулировано домашнее задание. Форма плана произвольная, лучше писать на листах, чтобы можно было добавлять, делать пометки на обратной стороне или полях. Обычно при типовом построении урока план-конспект содержит следующие разделы: 1. Дата. Тема урока. 2. Задачи (цели урока): а) учебные задачи – какие новые понятия ввести, закрепить, какие навыки сформировать или закрепить; б) воспитательные задачи – формирование естественнонаучного мировоззрения, привитие трудолюбия, патриотическое воспитание т.д.; в) развивающие задачи – умение наблюдать и др. 3. Метод проведения урока – лекция, беседа. 4. Оборудование. 5. Ход урока (примерный): а) организационный момент – 1 минута; б) вводная часть – 10 минут; в) основная часть – 15 минут; г) заключительная часть – 12 минут; д) домашнее задание – 2 минуты. Учитель может пользоваться планом-конспектом во время урока, но чтобы не быть в полной зависимости от конспекта, необходимо знать основные разделы плана, держать в голове основной ход урока и выводы, которые должен учитель сделать на уроке. Методы обучения химии Виды объединения деятельности учителя и учащихся, направленные на достижение какой-либо учебной цели, называются методами обучения. В соответствии с дидактическими целями различают методы, используемые: 1) при изучении нового учебного материала; 2) при закреплении и усовершенствовании знаний; 3) при проверке знаний и умений. Методы обучения, независимо от дидактических целей, разделяют на три группы: I. Наглядные методы – это методы, связанные с использованием средств наглядности. Средствами наглядности могут служить предметы, процессы, химические опыты, таблицы, рисунки, кинофильмы и т.д. Средства наглядности, при использовании наглядных методов, для учащихся являются источником знания, они приобретают знания, наблюдая объект изучения. Для учителя средства наглядности являются средством преподавания. II. Практические методы: 1. Лабораторные работы; 2. Практические занятия; 3. Решение расчетных задач. Учащиеся наблюдают и при выполнении химических опытов. Но в этом случае они изменяют объект наблюдения (выполняют опыт, получают вещество, взвешивают и т.д.). III. Словесные методы (использование слова): 1. Монологические методы (рассказ, лекция); 2. Беседа; 3. Работа с книгой; 4. Семинар; 5. Консультация. Словесные методы 1. Монологические методы – это изложение учебного материала учителем. Изложение материала может быть описательным или проблемным, когда ставится какой-либо вопрос, к решению которого так или иначе привлекаются учащиеся. Изложение может идти в форме лекции или рассказа. Лекция является одной из важнейших форм сообщения теоретических научных знаний. Используется лекция, в основном, при изучении нового материала. Рекомендации к более широкому использованию лекции в старших классах были даны еще в 1984 году в постановлениях о реформе школы. К лекции можно предъявить следующие требования: 1) строгая логическая последовательность изложения; 2) доступность терминов; 3) правильное использование записей на доске; 4) расчленение объяснения на логические, законченные части с поэтапным обобщением после каждой из них; 5) требование к речи учителя. Речь учителя должна быть четкой, не очень громкой (не резать слуха), но и не тихой, чтобы не вызвать излишнее напряжение слуха, размеренной по темпу (60-80 слов в минуту, считает Зайцев О.С.). Речь учителя не должна содержать слов-паразитов, химических вульгаризмов. Учитель должен называть вещества, а не их формулы и т.д. ("запишем уравнение", а не реакцию). Важна и эмоциональность изложения, заинтересованность в предмете учителя, ораторское мастерство, артистизм и т.д.; 6) не должно быть избыточного демонстрационного материала, чтобы не отвлекать учащегося. Лекции, как метод обучения, можно использовать в школе в том случае, когда преподаватель в процессе работы может опираться на некоторые имеющиеся у учащегося сведения о предмете данной науки или системе других наук. Это обусловливает особенности этого метода в условиях школы, техникума и ВУЗа. Школьная лекция, как метод обучения, может использоваться уже в 8 классе, но после изучения Периодического закона и строения вещества. Продолжительность ее не должна превышать 30 минут, поскольку учащиеся еще не приучены, быстро утомляются и теряют интерес к сообщаемому. Основные положения лекции следует давать под запись. Несколько чаще лекции применяются в старших (10-11) классах. Их продолжительность 35-40 минут. Лекции рекомендуют использовать в том случае, когда: а) содержание материала имеет большое теоретическое значение; б) объем его не может быть разделен на части; в) новый материал не опирается в нужной мере на ранее приобретенные знания. Учащиеся приучаются конспектировать материал, делать выводы. В средних специальных учебных заведениях лекции применяются чаще, чем в школе. Они занимают 3/4 времени, отведенного за занятие, 1/4 используется на опрос перед лекцией или после нее. Вузовская лекция, как правило, длится два академических часа. Студенты получают концентрированные знания большого объема материала, конкретизация которого идет через практические знания и самостоятельную работу с литературой. Рассказ. Резкой границы между лекцией и рассказом нет. Это тоже монологический метод. Рассказ используется в школе гораздо чаще, чем лекция. Длится он 20-25 минут. Используется рассказ в том случае, если: 1) изучаемый материал труден для восприятия; 2) не опирается на ранее пройденный материал и не связан с другими предметами. Этот метод отличается от школьной лекции не только длительностью изложения, но и тем, что в процессе сообщения нового материала учитель обращается к знаниям учеников, привлекает их к решению небольших проблемных задач, написанию уравнений химических реакций, предлагает сделать краткие и общие выводы. Темп рассказа более быстрый. Не ведется запись материала рассказа. 2. Беседа относится к диалогическим методам. Это один из наиболее продуктивных методов обучения в школе, так как при его использовании учащиеся принимают активное участие в приобретении знаний. Достоинства беседы: 1) в ходе беседы через старые знания приобретаются новые, но более высокой степени общности; 2) достигается активная аналитико-синтетическая познавательная деятельность учащихся; 3) используются межпредметные связи. Подготовка учителя к такому методу занятий требует глубокого анализа как содержания материала, так и психологических возможностей контингента данного класса. По видам беседы бывают: эвристические, обобщающие и контрольно-учетные. В задачу эвристической беседы входит приобретение учащимися знаний при исследовательском подходе и максимальной активности обучаемых. Этот метод используется при изучении нового материала. Цель обобщающей беседы – систематизация, закрепление, приобретение знаний. Контрольно-учетная беседа предполагает: 1) контроль за полнотой, систематичностью, правильностью, прочностью и т.д. знаний; 2) исправление обнаруженных недостатков; 3) оценку и закрепление знаний. В 8-9 классах применяются, главным образом, комбинированные изложения, то есть сочетание объяснения с разными видами бесед. 3. Работа с учебниками и другими книгами. Самостоятельная работа с книгой – один из методов, к которому должны приучиться учащиеся. Уже в 8 классе необходимо систематически учить школьников работе с книгой, вводить на уроках этот элемент обучения. Работу с книгой рекомендуется строить по следующему плану: 1) осмысливание заглавия параграфа; 2) первое чтение параграфа в целом. Внимательное рассмотрение рисунков; 3) выяснение смысла новых слов и выражений (предметный указатель); 4) составление плана прочитанного; 5) повторное чтение по частям; 6) написание всех формул, уравнений, зарисовка приборов; 7) сравнение свойств изучаемых веществ со свойствами ранее изученных; 8) заключительное чтение с целью обобщения всего материала; 9) разбор вопросов и упражнений в конце параграфа; 10) заключительный контроль (с оценкой знаний). По такому плану должно идти обучение работе с книгой на уроке, и этот же план можно рекомендовать при работе дома. После работы с книгой проводится беседа, уточняются понятия. Может быть дополнительно продемонстрирован фильм или химический опыт. 4. Семинары могут быть использованы и на уроках изучения нового материала и при обобщении знаний. Задачи семинаров: 1) привитие умения самостоятельно приобретать знания, используя различные источники информации (учебники, периодическую печать, научно-популярную литературу, Internet); 2) умение устанавливать связь между строением и свойствами, свойствами и применением, то есть обучение умению применять знания на практике; 3) установление связи химии с жизнью. Семинары могут строиться в форме докладов, в свободной форме, когда все ученики готовятся по одним и тем же общим вопросам, или в форме деловых игр. Успех семинара зависит: 1) от умения учащихся работать с источником информации; 2) от подготовки учителя. При подготовке к семинару учителю необходимо: 1) продумать источники информации и рекомендовать их учащимся; 2) составить вопросы, доступные по содержанию и объему для усвоению учащимися; 3) продумать форму семинара; 4) предусмотреть время на обсуждение всех вопросов. Важным моментом является развитие речи учащихся. Умение сформулировать свою мысль, говорить, используя язык данной науки. 5. Консультация способствует активизации школьников в процессе обучения, формированию у них полноты, глубины, систематичности знаний. Консультации могут проводиться на уроке и вне его, по одной теме или по нескольким, индивидуально или с группой учащихся. Некоторые рекомендации по проведению консультаций: 1) учитель заранее подбирает к консультации материал, анализируя устные и письменные ответы учащегося, их самостоятельные работы; 2) за несколько уроков до консультации ученики могут опустить в специально подготовленный ящик записки с вопросами (можно указать фамилию, тогда это облегчит индивидуальную работу учителя с учениками); 3) при непосредственной подготовке к консультации учитель классифицирует поступившие вопросы. По возможности следует выделить из числа поступивших вопросов центральный и сгруппировать вокруг него остальные. Важно обеспечить переход от простого к более сложному; 4) можно привлекать к проведению консультаций наиболее подготовленных учащихся; 5) в начале консультации учитель объявляет: - тему и цель консультации; - характер поступивших вопросов; 6) в конце консультации учителем дается анализ проделанной работы. Целесообразно при этом провести самостоятельную работу. Лекция № 4
|
||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 57; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.15.124 (0.02 с.) |