Советский период методики преподавания химии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Советский период методики преподавания химии



Все процессы перестройки системы образования, а значит и содержания и методов обучения отдельных предметов, определяются социально-экономическим и политическим процессами, происходящими в государстве.

Цели и задачи образования в послереволюционной Росси были определены в речи Ленина на III Съезде РКСМ 2 октября 1920 года: "Учиться, учиться и учиться". Образование было объявлено приоритетной областью народного хозяйства.

Стараясь быстро и революционно выполнить стоящие перед школой задачи, Наркомпрос не всегда избирал правильный путь реорганизации образования. Неправильным оказался отказ от предметного построения программ, принятие комплексной системы организации обучения (комплекс из различных предметов). Вместо учебников были введены рабочие книги. Программы по химии, как составляющие комплексных программ, были разработаны в 1925 году Лебедевым П.П. для 5-7 классов, а в 1927 году – для 8‑9 классов. Исходным пунктом этих программ был комплексно-техно­ло­ги­ческий материал, который изучался в ходе лабораторных занятий, и в ходе них же получали учащиеся химические знания. Теоретические комментарии к лабораторным работам учащиеся изучали самостоятельно. Не изучалась даже атомно-молекулярная теория.

В апреле 1930 года Наркомпрос принял решение о связи школы с производством. Была принята комплексно-проектная система обучения. В программы были внесены темы, которые лежали в основе главных отраслей производства: топливо – источник энергии, металл – основа индустрии и т.д.

Программы оказались: а) перегружены; б) не учитывали возрастных особенностей учащегося; в) школа не давала систематических научных знаний и в связи с этим не готовила учащихся для поступления в техникумы и ВУЗы (страна испытывала большую потребность в этом).

Это противоречие было разрешено постановлениями Советского Правительства в сентябре 1931 года и в октябре 1932 года. В постановлениях была отмечена неудовлетворительность программ и предложено привести объем и характер учебного материала в полное соответствие с достижениями науки, возрастными особенностями учащихся и т.д. Большую работу по перестройке преподавания химии провели Верховский В.Н., Сморганский Л.М., Гольдфарб Я.Л. Ими была создана программа по химии, изданы учебник и сборники задач. В 1932 году Верховский В.Н. составил программу по неорганической химии для 6-8 классов, которая с некоторыми изменениями просуществовала более 20 лет. В 1933 году Верховский В.Н. и Сморганский Л.М. составили программу по органической химии для 9‑х классов и по аналитической химии для 10-х классов.

В 1934 году преподавание химии в 6‑х классах было снято, а в 1936 году исключена аналитическая химия.

Центральное место в курсе химии средней школы занял Периодический закон. Верховский В.Н. разработал методику проведения уроков путем бесед, лекций, экскурсий, раскрыл пути формирования понятий и их углубления. Большое внимание Верховский В.Н. отводил демонстрационном эксперименту, впервые ввел лабораторный урок в современном виде.

До настоящего времени признается, что учебники Верховского В.Н. были лучшими в мировой учебной литературе для средней школы того времени.

Изменение школьных программ произошло только в 1958 году. 24 декабря 1958 года Верховный Совет СССР принял закон "Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР". В законе указано: "Ведущим началом обучения и воспитания в средней школе должна стать тесная связь с трудом…". Была принята новая система школ: начальная, восьмилетняя, одиннадцатилетняя.

Этот закон сыграл определенную роль в совершенствовании средней школы, позволил выпускникам приобрести профессию в стенах школы.

В то же время выявились со временем и неприемлемые стороны 11‑летнего образования, в связи с чем Совет министров СССР в августе 1964 года принял Постановление о переходе вновь на десятилетний срок обучения. В качестве недостатков 11‑летнего образования назывались: затягивание взросления, сдерживание трудовых ресурсов и т.д. В 1966 году осуществлен последний выпуск 11‑классников.

В ноябре 1968 года ЦК КПСС и Совет Министерства СССР вновь приняли Постановление "О дальнейшем совершенствовании системы образования в стране", в котором ставилась задача перехода ко всеобщему среднему образованию к 1975 году. Подчеркивалась необходимость учитывать современные достижения науки и техники.

Выход в свет этого документа имел и положительную сторону и отрицательную. С одной стороны, коренным образом было пересмотрено содержание и построение программ, в связи с переходом ко всеобщему образованию. Был упразднен имевшийся в них концентризм, повышен общий научный уровень, введены активные методы обучения, позволяющие учащимся самостоятельно приобретать знания. Одной из главных задач предметов было названо – "учить школьников научно мыслить", практическая подготовка их к жизни.

В то же время, переход ко всеобщему образованию снизил требовательность к уровню подготовки. У учащихся исчез один из стимулов к хорошей учебе. Появилось выражение "три ставим, два в уме".

Очередная реформа общеобразовательной школы была объявлена в 1984 году.

В основных направлениях реформы были поставлены задачи:

- привести учебные планы, программы, учебники в соответствии с требованиями социально-экономического и научно-технического прогресса, возрастными особенностями учащихся;

- устранить перегрузки учебных программ и учебников, освободив их от излишнего усложнения, второстепенного материала;

- большое внимание уделять практическим и лабораторным занятиям, показу технологического применения законов физики, химии, создавая тем самым основу для трудового обучения и профориентации;

- обеспечить широкое применение компьютеров в учебном процессе.

Для решения этих задач было рекомендовано коренным образом перестроить методику преподавания. Совершенствовать формы и средства обучения, наряду с уроком, основной формой учебного процесса, рекомендовано в старших классах шире практиковать лекции, семинары, собеседования, консультации, активнее привлекать учащихся к работе над книгой, помогать им выработать самостоятельное мышление.

В этом законе, хотя и не отменено обязательное образование, дано право отбора в 9-10 классы учащихся, появились специализированные школы. Провозглашена демократизация среднего образования: школьные советы, выборы директора, отменена форма и т.д.

В 1993 году, с принятием новой Конституции России, которая гарантировала гражданам обязательное бесплатное только базовое обучение, то есть 9‑летнее (вернее, 8‑летнее), вновь произошло изменение школьных программ и учебников.

Больше прав предоставлено учителям, школам в выборе программы и даже составлении авторской программы. Появилось большое число вариативных программ, стали использоваться дистанционные методы обучения.

Лекция № 2



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 31; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.62.45 (0.005 с.)