Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Демонстрация химических опытов
Педагогический эффект демонстрации химических опытов зависит от трех факторов: I. Техники выполнения эксперимента; II. Учета внешних условий; III. Метода включения демонстрации в объяснение учителя. Рассмотрим каждый из этих факторов. Начнем с первого: I. Техника выполнения эксперимента: 1. Первое, что должен знать учитель, это то, что опыты должны быть абсолютно безопасны для учащихся. Учитель отвечает за каждый несчастный случай не только морально, но и юридически. Предварительная проверка опытов (их проведение до урока) обязательна! На уроке опыты проводят с теми же реактивами, с которыми проводилась проверка. 2. Учитель должен демонстрировать безупречную технику выполнения опыта, правильно нагревать, растворять и т.д. 3. Рекомендуется иметь необходимую посуду в двойном количестве, запасные стеклянные детали к приборам, запасные приборы. 4. Демонстрировать рекомендуется только те опыты, которые указанны в программе. Прочие лишь в том случае, если учитель убежден в их образовательной значимости и одновременной безопасности. 5. Опыт проводят в минимально необходимое время, чтобы не загазовывать лабораторию. 6. Каждый опыт фиксируется в специальном журнале, который может быть проверен методистом управления образования. II. Об учете условий демонстрации. Необходимо продумывать каждый опыт таким образом, чтобы он был виден всем, и чтобы он наилучшим образом получался (размеры приборов, экран, подсветка, дополнительное подкисление и т.д.). Лучше вообще не показывать, чем пытаться сделать, но неудачно. III. Методы включения демонстрации в объяснение учителя. Показ учителем химического опыта должен сочетаться с речью учителя. Если учащиеся посредством слов учителя ставятся в такие условия, при которых они оказываются в состоянии приобретать знания о веществах и явлениях самостоятельно, на основе наблюдения демонстрируемого опыта, то такую форму сочетания слова и демонстрации относят к исследовательскому методу демонстрации. Если же сведения о явлениях или свойствах веществ учащиеся получают сначала со слов учителя, а показ химического опыта служит лишь подтверждением или конкретизацией словесного сообщения, то такой метод называют иллюстративным. Например, опыт по взаимодействию натрия с водой может быть включен в объяснения учителя по-разному.
Если учитель использует исследовательский метод, то он начинает объяснение с обращения к классу с просьбой вспомнить признаки химических реакций (выделение газа, тепла, изменение цвета и т.д.). Затем говорит: "Давайте посмотрим, будем ли мы наблюдать эти признаки, если опустим кусочек натрия в воду". Он демонстрирует опыт и вновь обращаться к классу, который подтверждает, что наблюдалось выделение газа и нагрев. Затем учитель добавляет в раствор фенолфталеин и просит учеников сказать, что получилось в ходе реакции. Можно также собрать выделяющийся газ, и по хлопку при поджигании ученики определяют, что это водород. Учитель вызывает одного из учеников и просит записать уравнение реакции. Так как при наблюдении опыта класс убедился, что образуется щелочь и выделяется водород, то ученик напишет: 2Na + 2H2O = 2NaOH + H2. При иллюстрированном методе демонстрации учитель вначале сам запишет это уравнение, а затем для его подтверждения продемонстрирует опыт. Какой метод применить, учитель решает сам в зависимости от темы и контингента класса. При прочих равных условиях лучше использовать исследовательский метод. Киноурок является методом обучения в том случае, если содержание кинолент служит средством изучения нового материала. Построение его может быть различным. Киноурок может идти по следующему плану: Вариант 1: 1. Обзор темы (цель). 2. Написание вопросов на доске. 3. Просмотр фильма. 4. Беседа с оценкой знаний. При таком плане в начале урока учитель делает краткий обзор темы и ставит перед учащимися цель. На доске записываются основные вопросы, на которые ученики должны обратить внимание при просмотре фильма. После просмотра проводится беседа с оценкой (обязательно!) знаний. Вариант 2: 1. Цель урока. 2. Книга (план). 3. Фильм. 4. Беседа с оценкой. После постановки цели учитель предлагает просмотреть материал по учебнику и составить план. Затем показывают фильм, детализирующий знания. Урок также заканчивается беседой с оценкой. Такую форму часто используют при изучении производств.
Вариант 3: 1. Задача (цель). 2. Фильм. 3. Работа по учебнику. 4. Письменная самостоятельная работа. Здесь сначала демонстрируется фильм, а затем идет уточнение формулировок, понятий по учебнику. При любом варианте заканчивается урок контролем за полученными знаниями и их оценкой. Экскурсия – средство обобщения и практической конкретизации изученного материала (роль возрастает в наше время). Учащиеся заранее подготавливаются к экскурсии: все процессы и аппараты изучаются путем демонстрации опытов, таблиц, коллекций, устных разъяснений. Производство предварительно изучается самим учителем. После экскурсии обязательно подводятся итоги (конференция, письменные отчеты, модели, макеты и т.д.). Кроме экскурсии на те заводы, с производством которых учащиеся знакомятся в школьной программе, рекомендуются в 8 классе экскурсии в химические лаборатории промышленных и сельскохозяйственных предприятий, аптеки, краеведческие и минералогические музеи (знакомство с веществами), паросиловые установки, водоочистные сооружения (тема: вода, растворы) и другие.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 26; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.172.224 (0.008 с.) |