Предмет методики обучения химии и ее задачи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет методики обучения химии и ее задачи



А.А. Капустина

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ХИМИИ

КУРС ЛЕКЦИЙ

 

 

Владивосток

Издательство Дальневосточного университета

2007

 

УДК 543.547

ББК 24.1

    К 20

 

Методическое пособие подготовлено кафедрой

неорганической и элемен­то­органической химии ДВГУ.

 

Печатается по решению учебно-методического совета ДВГУ.

 

Капустина А.А.

К 20 Методическое пособие к семинарским занятиям по курсу "Строение ве­щест­ва" / А.А. Капустина. – Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2007. – 41 с.

 

В сжатом виде содержится материал по основным разделам курса, даются образцы решенных задач, контрольные вопросы и задания. Предназначено для студентов 3‑го курса химического факультета при их подготовке к семинарским занятиям по курсу "Строение вещества".

 

К                                                                                ББК 24.1

 

© Капустина А.А., 2007

©Издательство

Дальневосточного университета, 2007

 


Лекция № 1

Литература:

1. Зайцев О.С., Методика обучения химии, М. 1999 г.

2. Журнал «Химия в школе».

3. Чернобельская Г.М. Основы методики обучения химии, М. 1987г.

4. Полосин В.С.. Школьный эксперимент по неорганической химии, М., 1970 г.

Истоки и основные этапы

Лекция № 2

Принцип построения типовых школьных программ

И их общая характеристика

Типовые школьные программы строятся по историко-логическому принципу. Изучению учащимися законов и теорий предшествует накопление ими знаний, фактов, необходимых для обоснования теоретических положений законов (теорий).

Усвоение и закрепление знания законов происходит на практике при изучении последующих тем курса химии. При этом учащиеся встречаются с фактами, для объяснения которых необходимо дальнейшее углубление в теорию. Вводятся следующие теоретические положения. Например, изучению периодического закона предшествует накопление учащимися знаний об основных (первоначальных) химических понятиях. Таких, как, "атом", "молекула", "химический элемент", "химическая реакция" и т.д., а также о классах неорганических соединений и свойствах некоторых простых и сложных веществ.

В любую школьную программу обязательно должны входить следующие дидактические единицы:

1. Законы и теории:

- Атомно-молекулярное учение, закон постоянного состава, закон сохранения массы веществ, закон Авогадро.

- Периодический закон.

- Теория строения вещества.

- Теория электролитической диссоциации.

- Теория А. М. Бутлерова.

2. Понятия. Центральное место занимает понятие "вещество". С ним тесно связаны понятия:

- химический элемент;

- химическая реакция;

- химическое производство.

3. Факты. Отбираются только те факты, которые необходимы и достаточны для раскрытия и подтверждения теорий и правильного формирования понятий.

Недостаток фактов может привести к догматическому изложению теории, а избыток фактов, при недостаточном теоретическом анализе, придает химии описательный характер.

4. Методы химической науки. С точки зрения знакомства с научными химическими методами предусмотрено формирование следующих групп умений, позволяющих приобщать учащихся к пониманию химических методов:

а) освоение химического языка, химической символики, методов моделирования химических веществ и процессов;

б) приобретение умений работать с посудой, реактивами, приборами, освоение техники эксперимента, наблюдение и описание результатов эксперимента;

в) проверка выдвинутой гипотезы экспериментом, умение делать выводы из него;

г) проведение расчетов на основе формул и уравнений химических реакций.

5. Вклад в науку выдвигающихся химиков М. В. Ломоносов, Д. Л. Менделеев, А. М. Бутлеров. Знакомство с жизнью и деятельностью этих ученых предусмотрено программой.

Можно познакомиться и с научной деятельностью и других выдающихся ученых. Это делается обычно при изучении тех разделов химии, в развитие которых те или иные ученые внесли наибольший вклад. Например, при ознакомлении с именными реакциями.

Собственно программа, как документ содержит:

- перечень тем, с указанием часов, отводимых на них;

- наименование демонстрационного эксперимента;

- перечень лабораторных работ;

- темы практических работ;

- типы химических расчетных задач.

Время, выделяемое в программах на изучение разделов и тем, является примерным. Учителю предоставлено право изменять количество часов на тему в пределах одного учебного года. Учитель также имеет право отбирать в каждом разделе наиболее важный материал, опускать некоторые вопросы, не нарушая Государственный образовательный стандарт.

Социально-экономические условия, в которых находится наша страна, обусловили переход школ РФ на обязательное базовое (9-летнее) образование).

Структура химического образования в средней школе складывается в настоящее время из следующих ступеней:

1) пропедевтические химические знания в курсах "Окружающий мир" (1-4 классы), "Естествознание" (5-7 классы);

2) систематический базовый курс (8-9 классы), для основного общего образования;

3) профильные курсы химии (10-11 классы), для старшей школы, среднее (полное) образование.

Создаются школы различного типа (лицеи, гимназии, колледжи и т.д.).

Разработаны программы для каждого уровня (ступени) образования. При всем разнообразии они должны соответствовать требованиям, предъявляемым Государственным образовательным стандартом к каждому уровню образования.

Пропедевтический курс включает первоначальные понятия о химических явлениях и веществах, знакомит с простейшим химическим оборудованием.

Систематический курс базового уровня (8-9 классы) содержит сведения по неорганической и органической химии. Этот этап обучения должен дать учащимся более глубокое представление о веществах, основах атомно-молекулярного учения, важнейших законах неорганической и органической химии, классах химических соединений и использовании их в реальной жизни, сформировать умение обращаться с химическими веществами и оборудованием.

Профильные (10-11 классы) курсы продолжают систематическое базовое образование на более высоком уровне с учетом профильнойнаправленности обучения.

Все рекомендованные Министерством образования и науки программы можно разделить на три блока.

I блок – параллельные программы, имеющие одну концептуальную основу. Они рассчитаны на обучение химии в течение 4 лет, построены по традиционному типу. Рассмотрим две такие программы.

Первая разработана в лаборатории химического образования ИОШ РАО (Институт общеобразовательных школ Российской академии образования). В ней предусмотрено в 8-9 классах 3 часа химии в неделю, а в 10-11 классах – 2 часа химии в неделю.

Вторая создана в лаборатории химического образования МИРОС (Московский Институт развития общеобразовательных систем) и предполагает 3 часа химии в неделю в 8-9 классах и 2 часа химии в неделю в 10-11 классах. Первая из представленных в этом блоке программ принципиально не отличается от ранее действовавших, тот же принцип построения. Вторая программа носит более прикладной характер.

В пояснительной записке к программе авторы отмечают, что учащиеся должны усвоить некоторый минимум химических знаний, чтобы уметь обеспечить элементарную безопасность себе и окружающим, предотвратить ущерб природе и среде обитания, так как "значительная часть проблемных ситуаций, возникающих в самых различных областях деятельности, имеет по преимуществу химический характер".

В связи с этим в программу включены, например, методы очистки веществ (перегонка, выпаривание, перекристаллизация и т.д.), требования к хранению реактивов, введен раздел "Химия и экология", в котором рассматриваются такие вопросы, как качество среды обитания, источники загрязнения, понятия о ПДК, значение химии в решении экологических проблем.

Есть темы: "Химия и электрический ток", "Химия в сельском хозяйстве", "Химия в быту". В качестве демонстрации предусмотрено, например, "Удаление пятен от жира, травы, ягод" и т.д.

Программа может быть рекомендована для любых нехимических классов.

II блок – двухуровневые программы, учитывающие переход на 9­‑летнее образование. В основе программ этого блока лежит концентрический принцип построения, предполагающий:

а) обучение основам неорганической и органической химии в 8-9 классах (второй уровень);

б) более глубокое рассмотрение теоретических и практических вопросов в 10-11 классах (третий уровень).

Рассмотрим несколько программ этого блока.

2 уровень (8-9 классы):

1. Авторы: Минченков Е.Е., Журин А.А., Смирнова Т.В.

2. Авторы: Гузей Л.С., Сорокина В.В., Суровцева Р.П.

Обе программы рассчитаны на наличие у учащихся пропедевтических знаний по химии и предполагают 2 часа химии в неделю.

3. Авторы: Иванова, Цветков.

4. Авторы: Нифантьев и др.

Эти программы могут использоваться и при отсутствии пропедевтических знаний и рассчитаны на 2 часа и 3 часа химии в неделю соответственно.

3 уровень (10-11 классы):

1. Авторы: Иванова, Цветков – 2 часа химии в неделю.

2. Авторы: Нифантьев и др. – 2 часа химии в неделю.

3. Авторы: Гузей Л.С. – 2 часа химии в неделю.

Программа Минченкова Е.Е. составлена в традиционном стиле, содержит такие темы, как "Важнейшие химические понятия", "Важнейшие классы неорганических веществ", "Типы химических реакций", "Периодический закон", "Строение вещества".

Химические свойства неорганических соединений представлены в ней в общем виде (для неметаллов и металлов) и даны на конкретных примерах.

Органическая химия: предельные и непредельные углеводороды, спирты, карбоновые кислоты, амины и аминокислоты (нет углеводов, жиров, ВМС, белков).

Эта программа дает основы химических знаний, и дальнейшее их углубление в 10-11 классах может идти на основе любой профильной программы. Она закладывает необходимый фундамент для совершенствования химических знаний, кроме того, дает основы знаний, необходимых в повседневной жизни.

Другая программа, базирующаяся на пропедевтических знаниях, составлена Гузеем Л.С.. Программа носит в большей степени мировоззренческий характер. Как определяют сами авторы, в ней "на основании рассмотрения химических явлений формируется правильное представление о природе, а также о роли химии в обществе, сообщаются химические знания, необходимые каждому культурному человеку для жизни в цивилизованном обществе".

В программе заложен принцип определяющего обучения. На мой взгляд, не всегда оправдано. Например, "Скорость химической реакции, зависимость скорости от концентрации…" (тема 30) дается за 20-30 уроков до темы "Растворы" и понятия "концентрация" (тема 5) или "ионная связь" - тема 7 ("Молекулы"), а понятие "катионы и анионы" - в теме 9 ("Растворы электролитов").

Много времени в программе отведено на практические работы, около 30% - в 8 классах; 40% - в 9 классах, причем они носят обучающий характер, в частности тема "Соли" почти полностью изучается в ходе практической работы.

Программа может быть рекомендована для нехимических классов, для тех учащихся, которым она не встретится в будущей профессии (мое мнение).

Третья и четвертая программы этого блока могут быть использованы без пропедевтического курса, в них до 12 часов отводится на первоначальные химические понятия.

Программа Ивановой и Цветкова построена в традиционном стиле и может быть базой для наиболее глубокого изучения химии.

Программа Нифантьева тоже рассчитана на 2 уровня, предполагает несколько больший объем часов. Эта программа, во-первых, дает теоретические знания, готовит к более глубокому изучению химии, как и предыдущая; в то же время учит ориентироваться в особенностях окружающих нас веществ и происходящих с ними процессах; в-третьих, помогает представить все возможности химии в современной жизни, быту, сельском хозяйстве, технике и т.д.

Эта программа может вызвать интерес к химии, как одной из наук, описывающих окружающий нас мир.

В нее включены такие темы: "Воздух", "Почва", в последней изучаются драгоценные камни, самоцветы, есть тема "Живые организмы. Неотделимость живых организмов от неживой природы" и т.д. Эти темы удачно сочетаются с темами, определяющими химическую грамотность.

Заключительный раздел программы: "Химия глазами выпускника школы" - 4 часа. Он предполагает подготовку учащимися рефератов.

Примерные темы индивидуальных заданий:

- вкус и запах продуктов с точки зрения химии;

- химия и парфюмерия;

- химическое совершенствование почвы;

- самоцветы и химия;

- антибиотики – продукты сотрудничества биологии и химии;

- химия в создании конструкционных материалов;

- химия помогает врачу;

- химия и сценическое искусство и т.д.

Блок III – профильные программы для 10-11 классов. Включенные в этот блок программы углубляют знания, полученные в базовом уровне. Причем они учитывают профиль класса. Если класс не ориентирован на какой-то предмет, то программа носит концентрический характер: изучение основ неорганической и органической химии, а также вопросов общей химии на более высоких, по сравнению с базовым, теоретическом и практическом уровнях.

Специализированный химический профиль, наряду с углублением знаний по неорганической и органической химии, предполагает изучение основ физической, аналитической, биологической и других областей химической науки.

Преподавание химии в классах с углубленным изучением основ естественно-математических наук должно основываться на рассмотрении взаимосвязи химических явлений и законов с явлениями и законами других естественных наук.

Изучение химии в классах гуманитарного профиля должно быть акцентировано:

а) на рассмотрении проблем, связанных с прямым и косвенным влиянием химии на жизнь человека и окружающую среду;

б) на развитие у учащихся образного представления о природе, веществах, химических явлениях.

Курс химии в школах технического профиля должен быть приближен к специальности: агрохимия, химтехнология, материаловедение и т.д. могут входить в такие программы.

Общие методические требования к программам:

1. Усиление прикладной, практической и экологической направленности.

2. Использование компьютерной техники.

3. Использование химического эксперимента.

Государственный образовательный стандарт по химии

Представляя учителям, школам, учащимся возможность выбирать направление образования, соответствующую программу и учебник (их будет несколько), Министерство образования и науки России разработало механизм управления образовательным процессом. Это система Государственных образовательных стандартов.

Государственный образовательный стандарт призван:

1. Защищать личность учащихся в общеобразовательном процессе и гарантировать ей минимум знаний.

2. Обеспечить эквивалентность образования, полученного учащимися в учебных заведениях разных типов.

Государственный стандарт по химии включает 4 раздела.

В первом, вводном, разделе дана общая характеристика и структура химии. Описаны цели обучения химии.

Во втором разделе представлен базовый инвариантный уровень химии (содержание).

Третий раздел включает требование к минимальному необходимому уровню подготовки учащихся по химии.

В четвертом разделе описаны возможные способы и средства осуществления контроля за выполнением требований стандарта.

Рассмотрим коротко разделы.

I раздел. Цели и задачи химии:

1) формирование у учащихся естественнонаучных представлений об окружающем мире и его законах;

2) выработка у школьников правильного понимания общественной потребности в развитии химии, а также формирование у них отношения к химии как возможному полю практической деятельности в будущем;

3) привития навыков грамотного безопасного обращения с важнейшими веществами в повседневной жизни;

4) общим целям воспитания и всестороннего развития личности.

Структура химии представлена в виде 3-х блоков, связанных между собой:

- "Вещество";

- "Химическая реакция";

- "Познание и применение вещества человеком".

В свою очередь каждый блок включает в себя определенные "со­дер­жа­тельные линии" (терминология стандарта).

Блок                                          Содержательные линии

"Вещество"                     Состав вещества

                                        Строение вещества

                                        Свойства вещества

                                        Зависимость свойств от состава и строения

                                        Многообразие веществ и его причины

                                        Классификация веществ

II и III разделы учитываются при составлении программ по химии. Они определяют требования к химической грамотности выпускника. Посмотрите их самостоятельно.

С IV разделом мы познакомимся при рассмотрении методов контроля знаний учащихся.

Лекция № 3

Методическая работа учителя

Рассмотрим два вида методической работы учителя: составление годового календарного плана и поурочного плана-конспекта.

Годовой тематический календарный план облегчает работу учителя, он предусматривает совокупность учебной работы в определенной системе. Примерные планы печатаются в журнале "Химия в школе".

Календарно-тематический план разбивает всю программу курса химии на отдельные уроки в соответствии с числом часов, отведенных на каждую тему, и строится в виде таблицы.

Обычно план включает следующие разделы:

 

Тема урока Основные понятия (впервые вводимые) Химический эксперимент Планируемые результаты обучения Задание на дом
Электролитическая диссоциация Электролит, электролитическая диссоциация Демонстрация: Испытание веществ на электропроводимость. Лабораторный опыт: То же самое. Что узнать, какие умения и навыки приобрести  

В начале календарных планов, предлагаемых в "Химии в школе", определены:

1) основные задачи изучения темы;

2) ее воспитательное, мировоззренческое значение.

Некоторые учителя включают по своему усмотрению в календарные планы и другие разделы:

1) межпредметные связи;

2) повторение (что повторить);

3) система проверки знаний и т.д.

При составлении календарного плана необходимо учесть все лабораторные опыты, практические работы, демонстрационный эксперимент, предусмотренные программой.

Темы уроков формулируются так, как они сформулированы в программе.

Должно быть отведено время на обучение решению задач, предусмотрены контрольные работы, уроки обобщения и закрепления знаний.

План-конспект урока

План-конспект составляется для личного пользования учителя. Но завуч, учитель-методист имеют право проверить этот план у начинающего учителя, учителя-стажера, практиканта.

При подготовке к уроку учителю значительно поможет методический материал, который может быть самым разнообразным:

1) таблицы к каждому уроку;

2) картотека дидактических средств;

3) картотека статей из журнала "Химия в школе";

4) картотека индивидуальных знаний;

5) картотека самостоятельных письменных работ;

6) материалы по использованию химических веществ и процессов в жизни.

В соответствии с содержанием темы определяется, какие материалы, литературу использовать. Здесь большую помощь могут оказать составленные учителем картотеки.

Учителю перед составлением плана-конспекта урока необходимо еще раз просмотреть программу, календарный план, методические руководства, учебник и т.д. и:

1) уточнить круг знаний, подлежащих усвоению учащимися;

2) выбрать метод проведения урока;

3) решить вопрос о последовательности изложения темы.

При прочих равных условиях рекомендуют предпочитать тот порядок изложения, который принят в учебнике, так как это облегчает выполнение учащимися домашнего задания. Но это не значит, что учитель должен следовать за учебником от параграфа к параграфу. Он имеет право вносить изменения в последовательность изложения, если убежден в рациональности их, оживлять материал дополнительными примерами и т.д.

В плане-конспекте каждого урока необходимо:

а) указать цели урока;

б) по возможности полно указать тот минимум знаний и умений, которыми должны овладеть учащиеся на данном уроке;

в) указать, что необходимо повторить, какие знания и умения проверить;

г) четко выделить формулировки подтем урока, сделать пометки, как и какой вопрос предполагается решить, что рассказать, какие опыты показать.

Все опыты должны быть предварительно проверены и выводы из них записаны в плане-конспекте;

д) в плане заключительной части урока должны быть записаны вопросы и задачи для проверки и закрепления результатов урока;

е) должно быть сформулировано домашнее задание.

Форма плана произвольная, лучше писать на листах, чтобы можно было добавлять, делать пометки на обратной стороне или полях.

Обычно при типовом построении урока план-конспект содержит следующие разделы:

1. Дата. Тема урока.

2. Задачи (цели урока):

а) учебные задачи – какие новые понятия ввести, закрепить, какие навыки сформировать или закрепить;

б) воспитательные задачи – формирование естественнонаучного мировоззрения, привитие трудолюбия, патриотическое воспитание т.д.;

в) развивающие задачи – умение наблюдать и др.

3. Метод проведения урока – лекция, беседа.

4. Оборудование.

5. Ход урока (примерный):

а) организационный момент – 1 минута;

б) вводная часть – 10 минут;

в) основная часть – 15 минут;

г) заключительная часть – 12 минут;

д) домашнее задание – 2 минуты.

Учитель может пользоваться планом-конспектом во время урока, но чтобы не быть в полной зависимости от конспекта, необходимо знать основные разделы плана, держать в голове основной ход урока и выводы, которые должен учитель сделать на уроке.

Методы обучения химии

Виды объединения деятельности учителя и учащихся, направленные на достижение какой-либо учебной цели, называются методами обучения.

В соответствии с дидактическими целями различают методы, используемые:

1) при изучении нового учебного материала;

2) при закреплении и усовершенствовании знаний;

3) при проверке знаний и умений.

Методы обучения, независимо от дидактических целей, разделяют на три группы:

I. Наглядные методы – это методы, связанные с использованием средств наглядности. Средствами наглядности могут служить предметы, процессы, химические опыты, таблицы, рисунки, кинофильмы и т.д.

Средства наглядности, при использовании наглядных методов, для учащихся являются источником знания, они приобретают знания, наблюдая объект изучения. Для учителя средства наглядности являются средством преподавания.

 II. Практические методы:

1. Лабораторные работы;

2. Практические занятия;

3. Решение расчетных задач.

Учащиеся наблюдают и при выполнении химических опытов. Но в этом случае они изменяют объект наблюдения (выполняют опыт, получают вещество, взвешивают и т.д.).

III. Словесные методы (использование слова):

1. Монологические методы (рассказ, лекция);

2. Беседа;

3. Работа с книгой;

4. Семинар;

5. Консультация.

Словесные методы

1. Монологические методы – это изложение учебного материала учителем. Изложение материала может быть описательным или проблемным, когда ставится какой-либо вопрос, к решению которого так или иначе привлекаются учащиеся. Изложение может идти в форме лекции или рассказа.

Лекция является одной из важнейших форм сообщения теоретических научных знаний. Используется лекция, в основном, при изучении нового материала. Рекомендации к более широкому использованию лекции в старших классах были даны еще в 1984 году в постановлениях о реформе школы.

К лекции можно предъявить следующие требования:

1) строгая логическая последовательность изложения;

2) доступность терминов;

3) правильное использование записей на доске;

4) расчленение объяснения на логические, законченные части с поэтапным обобщением после каждой из них;

5) требование к речи учителя.

Речь учителя должна быть четкой, не очень громкой (не резать слуха), но и не тихой, чтобы не вызвать излишнее напряжение слуха, размеренной по темпу (60-80 слов в минуту, считает Зайцев О.С.). Речь учителя не должна содержать слов-паразитов, химических вульгаризмов.

Учитель должен называть вещества, а не их формулы и т.д. ("запишем уравнение", а не реакцию). Важна и эмоциональность изложения, заинтересованность в предмете учителя, ораторское мастерство, артистизм и т.д.;

6) не должно быть избыточного демонстрационного материала, чтобы не отвлекать учащегося.

Лекции, как метод обучения, можно использовать в школе в том случае, когда преподаватель в процессе работы может опираться на некоторые имеющиеся у учащегося сведения о предмете данной науки или системе других наук. Это обусловливает особенности этого метода в условиях школы, техникума и ВУЗа.

Школьная лекция, как метод обучения, может использоваться уже в 8 классе, но после изучения Периодического закона и строения вещества. Продолжительность ее не должна превышать 30 минут, поскольку учащиеся еще не приучены, быстро утомляются и теряют интерес к сообщаемому.

Основные положения лекции следует давать под запись.

Несколько чаще лекции применяются в старших (10-11) классах. Их продолжительность 35-40 минут. Лекции рекомендуют использовать в том случае, когда:

а) содержание материала имеет большое теоретическое значение;

б) объем его не может быть разделен на части;

в) новый материал не опирается в нужной мере на ранее приобретенные знания.

Учащиеся приучаются конспектировать материал, делать выводы.

В средних специальных учебных заведениях лекции применяются чаще, чем в школе. Они занимают 3/4 времени, отведенного за занятие, 1/4 используется на опрос перед лекцией или после нее.

Вузовская лекция, как правило, длится два академических часа. Студенты получают концентрированные знания большого объема материала, конкретизация которого идет через практические знания и самостоятельную работу с литературой.

Рассказ. Резкой границы между лекцией и рассказом нет. Это тоже монологический метод. Рассказ используется в школе гораздо чаще, чем лекция. Длится он 20-25 минут. Используется рассказ в том случае, если:

1) изучаемый материал труден для восприятия;

2) не опирается на ранее пройденный материал и не связан с другими предметами.

Этот метод отличается от школьной лекции не только длительностью изложения, но и тем, что в процессе сообщения нового материала учитель обращается к знаниям учеников, привлекает их к решению небольших проблемных задач, написанию уравнений химических реакций, предлагает сделать краткие и общие выводы. Темп рассказа более быстрый. Не ведется запись материала рассказа.

2. Беседа относится к диалогическим методам. Это один из наиболее продуктивных методов обучения в школе, так как при его использовании учащиеся принимают активное участие в приобретении знаний.

Достоинства беседы:

1) в ходе беседы через старые знания приобретаются новые, но более высокой степени общности;

2) достигается активная аналитико-синтетическая познавательная деятельность учащихся;

3) используются межпредметные связи.

Подготовка учителя к такому методу занятий требует глубокого анализа как содержания материала, так и психологических возможностей контингента данного класса.

По видам беседы бывают: эвристические, обобщающие и контрольно-учетные.

В задачу эвристической беседы входит приобретение учащимися знаний при исследовательском подходе и максимальной активности обучаемых. Этот метод используется при изучении нового материала. Цель обобщающей беседы – систематизация, закрепление, приобретение знаний. Контрольно-учетная беседа предполагает:

1) контроль за полнотой, систематичностью, правильностью, прочностью и т.д. знаний;

2) исправление обнаруженных недостатков;

3) оценку и закрепление знаний.

В 8-9 классах применяются, главным образом, комбинированные изложения, то есть сочетание объяснения с разными видами бесед.

3. Работа с учебниками и другими книгами. Самостоятельная работа с книгой – один из методов, к которому должны приучиться учащиеся. Уже в 8 классе необходимо систематически учить школьников работе с книгой, вводить на уроках этот элемент обучения.

Работу с книгой рекомендуется строить по следующему плану:

1) осмысливание заглавия параграфа;

2) первое чтение параграфа в целом. Внимательное рассмотрение рисунков;

3) выяснение смысла новых слов и выражений (предметный указатель);

4) составление плана прочитанного;

5) повторное чтение по частям;

6) написание всех формул, уравнений, зарисовка приборов;

7) сравнение свойств изучаемых веществ со свойствами ранее изученных;

8) заключительное чтение с целью обобщения всего материала;

9) разбор вопросов и упражнений в конце параграфа;

10) заключительный контроль (с оценкой знаний).

По такому плану должно идти обучение работе с книгой на уроке, и этот же план можно рекомендовать при работе дома.

После работы с книгой проводится беседа, уточняются понятия. Может быть дополнительно продемонстрирован фильм или химический опыт.

4. Семинары могут быть использованы и на уроках изучения нового материала и при обобщении знаний.

Задачи семинаров:

1) привитие умения самостоятельно приобретать знания, используя различные источники информации (учебники, периодическую печать, научно-популярную литературу, Internet);

2) умение устанавливать связь между строением и свойствами, свойствами и применением, то есть обучение умению применять знания на практике;

3) установление связи химии с жизнью.

Семинары могут строиться в форме докладов, в свободной форме, когда все ученики готовятся по одним и тем же общим вопросам, или в форме деловых игр.

Успех семинара зависит:

1) от умения учащихся работать с источником информации;

2) от подготовки учителя.

При подготовке к семинару учителю необходимо:

1) продумать источники информации и рекомендовать их учащимся;

2) составить вопросы, доступные по содержанию и объему для усвоению учащимися;

3) продумать форму семинара;

4) предусмотреть время на обсуждение всех вопросов.

Важным моментом является развитие речи учащихся. Умение сформулировать свою мысль, говорить, используя язык данной науки.

5. Консультация способствует активизации школьников в процессе обучения, формированию у них полноты, глубины, систематичности знаний.

Консультации могут проводиться на уроке и вне его, по одной теме или по нескольким, индивидуально или с группой учащихся.

Некоторые рекомендации по проведению консультаций:

1) учитель заранее подбирает к консультации материал, анализируя устные и письменные ответы учащегося, их самостоятельные работы;

2) за несколько уроков до консультации ученики могут опустить в специально подготовленный ящик записки с вопросами (можно указать фамилию, тогда это облегчит индивидуальную работу учителя с учениками);

3) при непосредственной подготовке к консультации учитель классифицирует поступившие вопросы. По возможности следует выделить из числа поступивших вопросов центральный и сгруппировать вокруг него остальные. Важно обеспечить переход от простого к более сложному;

4) можно привлекать к проведению консультаций наиболее подготовленных учащихся;

5) в начале консультации учитель объявляет:

- тему и цель консультации;

- характер поступивших вопросов;

6) в конце консультации учителем дается анализ проделанной работы. Целесообразно при этом провести самостоятельную работу.

Лекция № 4

Лекция № 5

Общие положения

1. За создание безопасных условий труда и обучения несет ответственность администрация школы, а за выполнение правил техники безопасности - учитель химии и заведующий кабинетом.

2. Учитель химии обязан:

а) проводить инструктаж с учащимися по техники безопасности с последующим оформлением в журнале (под роспись);

б) оформить в кабинете уголок по технике безопасности (инструкции, таблицы, плакаты);

в) при необходимости оказывать первую медицинскую помощь и вызывать специализированную помощь, если нужно;

г) немедленно извещать администрацию школы обо всех несчастных случаях.

3. В лаборатории химии из внеурочных мероприятий разрешается проводить только занятия химического кружка и факультативов по химии.

Запрещается использование кабинета химии для занятий по другим предметам или проведения групп продленного дня.

4. Учащиеся не допускаются к выполнению обязанностей лаборанта кабинета химии.

5. Лаборант и заведующий кабинетом отвечают за исправность приборов и лабораторной посуды, за наличие аптечки, средств пожаротушения, включение и выключение электроприборов и водопроводных кранов, за правильность хранения реактивов.

Требования к помещениям кабинета (лаборатории) химии

1. Кабинет химии должен удовлетворять требованиям СПиП. (помещение площадью 66 м2, лаборантская - 18 м2 в 9-летней школе, 32 м2 в средней школе). Если в школе больше 1668 учеников должно быть 2 кабинета химии.

2. Лаборантская должна быть расположена смежно с кабинетом, со стороны классной доски, и должна иметь два выхода: один в кабинет, другой - в коридор, на лестницу. Двери открываются по пути эвакуации (то есть из кабинета).

3. Расстояние между первым столом учащихся и демонстрационным столом учителя - не мене 0.8 м.

4. Удаление последних парт не должно превышать 10 м.

5. Должны быть раковины с подведенной горячей и холодной водой (лаборатория и кабинет).

6. Должны быть обеспечены освещение, водопровод, канализация, система электроснабжения, первичные средства пожаротушения (песок, огнетушитель) и средства индивидуальной защиты (халаты, очки, перчатки).

7. Специальные столы, устойчивые к действию кислот и щелочей, надежно прикрепленные к полу. Стулья со спинками. Запрещается использовать табуреты.

8. Запрещается использовать самодельные электроприборы. Разрешено подавать на стол переменный ток не выше 42В и постоянный не выше 110В. Проверка состояния электрооборудования должна проводиться ежедневно электриком (лицом, ответственным за электрохозяйственную часть.)

9. Температурный режим 17-20°C. Окна с фрамугами.

10. Один из водопроводных кранов в лаборантской или кабине



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 36; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.171.136 (0.195 с.)