Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Модель Н. Роупер, В. Логан и А. Тайэрни.
Модель, предложенная Н. Роупер в 1976 г., дополненная в 80-е годы В. Логан и А. Тайэрни, была построена на достижениях в области физиологии, психологии сестринского дела. В ней использован определённый перечень потребностей, присущих всем людям. Авторы считают, что сестра должна сосредоточить своё внимание на наблюдаемых сторонах поведения человека, а оценка успешности сестринской деятельности основывается на видимых измеряемых и поддающихся оценке результатах. Основные положения модели Человек (пациент) - объект сестринской деятельности. Н. Роупер впервые установила 16 видов повседневной жизнедеятельности (фундаментальных потребностей), причём часть из них необходима для поддержания самой жизни, другие же, являясь необходимыми для повседневной жизнедеятельности, влияют на её качество. Таблица Проявления повседневной жизнедеятельности по Н. Роупер
Впоследствии авторы модели сократили этот список до 12 проявлений жизнедеятельности, которые являются потребностями человека. Часть из них имеет биологическую основу, другие — культурную и социальную. Степень удовлетворения тех или иных проявлений жизнедеятельности зависит от возраста человека, его социального статуса и культурного уровня. Проявления повседневной жизнедеятельности: 1. Поддержание безопасности окружающей среды (функции самосохранения). 2. Общение. 3. Дыхание. 4. Питание и питьё. 5. Выведение продуктов жизнедеятельности. 6. Соблюдение правил личной гигиены. 7. Регулирование температуры тела. 8. Двигательная активность. 9. Работа и досуг. 10. Секс. 11. Сон. 12. Умирание. Источник проблем пациента. Авторы указывают 5 факторов, которые могут вызвать потребность в сестринском уходе: • инвалидность и связанное с этим нарушение физиологических функций;
• патологические и дегенеративные изменения в тканях; • несчастный случай; • инфекционное заболевание; • последствие влияния физических, психологических и социальных факторов окружающей среды. Эти факторы могут сделать человека частично или полностью зависимым. Направленность сестринского вмешательства. Сестра совместно с пациентом последовательно оценивает его возможности в удовлетворении 12 потребностей, устанавливая действительные и потенциальные проблемы пациента. Эта модель предусматривает непрерывное проведение оценки удовлетворения потребностей. Цель ухода. Планирование сестринского ухода фактически начинается с первичной оценки состояния пациента, когда совместно с ним сестра определяет цели ухода. В дальнейшем сестра определяет средства для осуществления конкретных вмешательств. Сестринское вмешательство. После того как сестра обсудила с пациентом цель ухода, она выбирает способы вмешательства, направленные на удовлетворение потребностей. Это может быть расширение степени подвижности, уменьшение тревоги, обучение навыкам общения, умывания, одевания и т.п. Роль сестры. Роль сестры в системе здравоохранения авторы видят как независимую, зависимую и взаимозависимую. Независимая роль заключается в оценке (совместно с пациентом) его состояния, планировании, осуществлении сестринских вмешательств и оценке результатов предоставленного ухода. Зависимая роль — помощь, врачам при выполнении тех или иных процедур, а также назначений лечащего врача. Взаимозависимая роль — работа в составе бригады с другими специалистами. Оценка качества и результатов ухода. Критериями оценки качества и результатов ухода должна быть степень удовлетворения каждой потребности (а они все поддаются наблюдению) в соответствии с поставленными целями. Если желаемый результат не достигнут, сестра совместно с пациентом пересматривает и цели, и предпринятые ранее вмешательства. Модель Д. Джонсон. В своей модели Д. Джонсон (1968), в отличие от В. Хендерсон и Н. Роупер, предлагает радикально уйти от врачебных представлений о человеке и сосредоточить сестринскую помощь на поведении людей, а не на их потребностях.
Основные положения модели Пациент - это «индивид, имеющий набор взаимосвязанных систем поведения, причём каждая из них стремится к балансу и равновесию внутри себя». Человек имеет 7 главных подсистем, которые, так или иначе, изменяют его поведение. Таблица. Подсистемы поведения, согласно модели Д. Джонсон
Поведение, выбираемое человеком, определяется его предрасположенностью к тому или иному типу поведения (установке). Д. Джонсон различает дваосновных типа: 1) установка, создаваемая действиями и объектами непосредственно вокруг человека; 2) установка, создаваемая прошлыми привычками. Источник проблем пациента. Изменение образа жизни могут разбалансировать подсистемы поведения человека. Сестринский уход должен быть направлен на восстановление равновесия. Направленность сестринского вмешательства. Чтобы определить направленность вмешательства, надо оценить состояние пациента относительно каждой подсистемы. Эту оценку осуществляют в дваэтапа: 1) определяют, позволяет ли поведение пациента предположить нарушение равновесия в какой-либо подсистеме; 2) определяют причины этого нарушения (органические или функциональные). Цель ухода. Нарушение равновесия внутри подсистем поведения — повод для сестринского ухода. Целью ухода может быть восстановление (максимально, насколько возможно) равновесия вкаждой подсистеме и между ними. Он может быть направлен на изменение: • мотивов поведения; • действия подсистемы, ограниченного прошлым опытом человека; • поведения человека, определяемого прошлой предрасположенностью к тому или иному типу действия; • установки, создаваемой окружающей средой (1-й тип) или прошлым опытом (2-й тип). Если причиной нарушения равновесия в поведенческой подсистеме являются функциональные изменения, целью сестринского ухода должны быть изменение окружения пациента и обеспечение защиты, опеки, стимулирование пациента к изменению поведения. Для достижения цели сестра с помощью конкретных вмешательств стремится восстановить равновесие в каждой подсистеме, изменяя те или иные факторы окружающей среды. Сестринское вмешательство. 4 направления сестринских вмешательств: × контроль или ограничение поведения какими-то рамками; × защита от угроз и других факторов, вызывающих стресс; × торможение (подавление) неэффективных реакций; × стимулирование к изменению поведения, партнерство, помощь в виде опеки. Роль сестры. Роль медицинской сестры является дополняющей по отношению к роли врача, но не зависит от неё. Сестре отведена роль специалиста, восстанавливающего равновесие поведенческих подсистем пациента во время психологического или физического кризиса.
Оценка качества и результатов ухода. Во-первых, можно оценить результаты ухода в пределах той или иной подсистемы по поведению пациента, т.е. по изменениям, вызванным теми или иными структурными нарушениями в организме человека. В том случае, если ожидаемые результаты связаны с запланированными изменениями окружающей среды, оценивается изменение поведения, обусловленное сестринским вмешательством, направленным на окружение в связи с функциональными изменениями. Если сестринское вмешательство не привело к ожидаемому результату (цели), вновь формулируются новые цели и новые вмешательства. Роль сестры. Роль медицинской сестры является дополняющей по отношению к роли врача, но не зависит от неё. Сестре отведена роль специалиста, восстанавливающего равновесие поведенческих подсистем пациента во время психологического или физического кризиса.
|
|||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 209; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.2.184 (0.009 с.) |