Модель Н. Роупер, В. Логан и А. Тайэрни. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Модель Н. Роупер, В. Логан и А. Тайэрни.



Модель, предложенная Н. Роупер в 1976 г., дополненная в 80-е годы В. Логан и А. Тайэрни, была построена на достижениях в области физиологии, психологии сестринского дела. В ней использован определённый пере­чень потребностей, присущих всем людям. Авторы считают, что сестра должна сосредоточить своё внимание на наблюдаемых сторонах по­ведения человека, а оценка успешности сестринской деятельности основывается на видимых измеряемых и поддающихся оценке ре­зультатах.

Основные положения модели

Человек (пациент) - объект сестринской деятельности. Н. Роупер впервые установила 16 видов повседневной жизнедея­тельности (фундаментальных потребностей), причём часть из них необходима для поддержания самой жизни, другие же, являясь не­обходимыми для повседневной жизнедеятельности, влияют на её качество.

Таблица Проявления повседневной жизнедеятельности по Н. Роупер

Необходимые для поддер­жания жизни 1. Дыхание 2. Питание и питьё 3. Выведение продуктов жизнедеятельности 4. Регулирование температуры тела 5. Двигательная активность 6. Сон 7. Поддержание собственной безопасности
Способствующие улучше­нию качества жизни 8. Соблюдение правил личной гигиены 9. Одежда (наряды, украшения и т.д.) 10. Общение 11. Учеба 12. Работа 13. Работа и досуг 14. Секс 15. Семья
Уход из жизни 16. Умирание

Впоследствии авторы модели сократили этот список до 12 проявлений жизнедеятельности, которые являются потребностями человека. Часть из них имеет биологическую осно­ву, другие — культурную и социальную. Степень удовлетворения тех или иных проявлений жизнедеятельности зависит от возраста человека, его социального статуса и культурного уровня.

Проявления повседневной жизнедеятельности:

1. Поддержание безопасности окружающей среды (функции самосохранения).

2. Общение.

3. Дыхание.

4. Питание и питьё.

5. Выведение продуктов жизнедеятельности.

6. Соблюдение правил личной гигиены.

7. Регулирование температуры тела.

8. Двигательная активность.

9. Работа и досуг.

10. Секс.

11. Сон.

12. Умирание.

Источник проблем пациента. Авторы указывают 5 факторов, которые могут вызвать потребность в сестринском уходе:

• инвалидность и связанное с этим нарушение физиологических функций;

• патологические и дегенеративные изменения в тканях;

• несчастный случай;

• инфекционное заболевание;

• последствие влияния физических, психологических и социаль­ных факторов окружающей среды.

Эти факторы могут сделать человека частично или полностью зависимым.

Направленность сестринского вмешательства. Сестра совместно с пациентом последовательно оценивает его воз­можности в удовлетворении 12 потребностей, устанавливая дейст­вительные и потенциальные проблемы пациента. Эта модель пре­дусматривает непрерывное проведение оценки удовлетворения по­требностей.

Цель ухода. Планирование сестринского ухода фактически начинается с первичной оценки состояния пациента, когда со­вместно с ним сестра определяет цели ухода. В дальнейшем сестра определяет средства для осуществления конкретных вмешательств.

Сестринское вмешательство. После того как сестра обсудила с пациентом цель ухода, она выбирает способы вмешательства, направленные на удовлетворение потребностей. Это может быть рас­ширение степени подвижности, уменьшение тревоги, обучение на­выкам общения, умывания, одевания и т.п.

Роль сестры. Роль сестры в системе здравоохранения авторы ви­дят как независимую, зависимую и взаимозависимую. Независимая роль заключается в оценке (совместно с пациентом) его состояния, планировании, осуществлении сестринских вмешательств и оценке результатов предоставленного ухода. Зависимая роль — помощь, врачам при выполнении тех или иных процедур, а также назначений лечащего врача. Взаимозависимая роль — работа в составе бригады с другими специалистами.

Оценка качества и результатов ухода. Критериями оценки каче­ства и результатов ухода должна быть степень удовлетворения каж­дой потребности (а они все поддаются наблюдению) в соответствии с поставленными целями. Если желаемый результат не достигнут, сестра совместно с пациентом пересматривает и цели, и предпри­нятые ранее вмешательства.

Модель Д. Джонсон.

В своей модели Д. Джонсон (1968), в отличие от В. Хендерсон и Н. Роупер, предлагает радикально уйти от врачебных представлений о человеке и сосредоточить сестринскую помощь на поведении людей, а не на их потребностях.

Основные положения модели

Пациент - это «индивид, имею­щий набор взаимосвязанных систем поведения, причём каждая из них стремится к балансу и равновесию внутри себя».

Человек имеет 7 главных подсистем, которые, так или иначе, из­меняют его поведение.

Таблица. Подсистемы поведения, согласно модели Д. Джонсон

Подсистема повеления Суть поведения в рамках подсистемы
Достижение (выполнение) Контроль над самим собой и своим окруже­нием
Присоединяющая (устанавливающая) подсистема Близкие взаимоотношения с другими людьми
Агрессивная подсистема Самозащита от угрозы, самоутверждение
Зависимая подсистема Зависимость от других
Выделительная подсистема Выделение продуктов жизнедеятельности
Пищеварение Поддержание целостности организма, состоя­ние телесного удовольствия
Сексуальная подсистема Сексуальное удовлетворение

Поведение, выбираемое человеком, определяется его предрасположенностью к тому или иному типу поведения (установке). Д. Джонсон различает дваосновных типа:

1) установка, создаваемая действиями и объектами непосредственно вокруг человека;

2) установка, создаваемая прош­лыми привычками.

Источник проблем пациента. Изменение образа жизни могут разбалансировать подсистемы пове­дения человека. Сестринский уход должен быть направлен на вос­становление равновесия.

Направленность сестринского вмешательства. Чтобы определить направленность вмешательства, надо оценить состояние пациента относительно каждой подсистемы. Эту оценку осуществляют в дваэтапа:

1) определяют, позволяет ли поведение пациента предполо­жить нарушение равновесия в какой-либо подсистеме;

2) определя­ют причины этого нарушения (органические или функциональные).

Цель ухода. Нарушение равновесия внутри подсистем поведе­ния — повод для сестринского ухода. Целью ухода может быть вос­становление (максимально, насколько возможно) равновесия вкаждой подсистеме и между ними. Он может быть направлен на из­менение:

• мотивов поведения;

• действия подсистемы, ограниченного прошлым опытом чело­века;

• поведения человека, определяемого прошлой предрасполо­женностью к тому или иному типу действия;

• установки, создаваемой окружающей средой (1-й тип) или прошлым опытом (2-й тип).

Если причиной нарушения равновесия в поведенческой подсис­теме являются функциональные изменения, целью сестринского ухода должны быть изменение окружения пациента и обеспечение защиты, опеки, стимулирование пациента к изменению поведения. Для достижения цели сестра с помощью конкретных вмешательств стремится восстановить равновесие в каждой подсистеме, изменяя те или иные факторы окружающей среды.

Сестринское вмешательство.

4 направле­ния сестринских вмешательств:

× контроль или ограничение поведения какими-то рамками;

× защита от угроз и других факторов, вызывающих стресс;

× торможение (подавление) неэффективных реакций;

× стимулирование к изменению поведения, партнерство, по­мощь в виде опеки.

Роль сестры. Роль медицинской сестры является дополняющей по отношению к роли врача, но не зависит от неё. Сестре отведена роль специалиста, восстанавливающего равновесие поведенческих подсистем пациента во время психоло­гического или физического кризиса.

Оценка качества и результатов ухода. Во-первых, можно оценить результаты ухода в пределах той или иной подсистемы по поведению пациента, т.е. по изменениям, вызванным теми или иными структурными нарушениями в организме человека. В том случае, если ожидаемые результаты связаны с за­планированными изменениями окружающей среды, оценивается изменение поведения, обусловленное сестринским вмешательст­вом, направленным на окружение в связи с функциональными из­менениями. Если сестринское вмешательство не привело к ожидае­мому результату (цели), вновь формулируются новые цели и новые вмешательства.

Роль сестры. Роль медицинской сестры является дополняющей по отношению к роли врача, но не зависит от неё. Сестре отведена роль специалиста, восстанавливающего равновесие поведенческих подсистем пациента во время психоло­гического или физического кризиса.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 209; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.2.184 (0.009 с.)