Адаптационная модель сестринского дела К. Рой. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Адаптационная модель сестринского дела К. Рой.



Модель К. Рой (1976) тоже использует достижения в области физиологии и социологии.

Основные положения модели

Пациент - это индивид, имеющий набор взаимосвязанных и влияющих на поведение систем: биологиче­ской (анатомической и физиологической), психологической и со­циальной. Автор полагает, что как для физиологических, так и для психологических систем существует состояние относительного рав­новесия, к которому стремится человек, т.е. это какой-то диапазон состояний, в котором люди могут адекватно справляться со своими переживаниями. Для каждого человека этот диапазон уникален. Согласно этой модели, есть определённый уровень адаптации и все раздражители (стрессоры), попадающие в этот диапазон, встречают более благоприятную реакцию, чем те, которые окажутся за его пределом.

Факторы, влияющие на уровень адаптации, называются раздражителями. Они в свою очередь бывают трёх типов: очаговые — на­ходятся в окружении человека; ситуационные — возникают при оказании сестринской помощи рядом с очаговыми и влияют на них; остаточные — результат прошлых переживаний, верований, взаимоотношений. При сочетании с очаговыми и ситуационными они влияют на уровень адаптации.

Способы адаптации, изменяющие поведение: физио­логический; Я-концепция; роль-функция; взаимозависимость.

Таблица Способы адаптации и проблемы, возникшие у пациента в процессе адаптации

Способ адаптации Проявления адаптации
Физиологический способ Гиперактивность, усталость Нарушение аппетита, рвота, запор, понос Обезвоживание, отёки Дефицит кислорода (гипоксия) Шок Сонливость, бессонница Гипертермия, гипотермия Снижение умственной деятельности, чрезмерная умственная деятельность Нарушение гормонального равновесия Физическая усталость
Я -концепция Чувство вины, тревоги, беспомощности, соци­ального освобождения, агрессии
Роль-функция Чувство неудачи, конфликтность
Взаимозависимость Чувство отчуждения, отторжения, соперничест­ва, одиночества, доминирования самовыражения

Физиологический способ адаптации — это реакция человека на температуру, влажность, атмосферное давление, пищу, жидкость, кислород, углекислый газ и другие сенсорные раздражители. Спо­собность справляться с новыми, непривычными физиологичными раздражителями не только обусловлена ими, но и зависит от воз­можностей физиологической системы адаптации конкретного че­ловека.

Я-концепция — это желание человека понять самого себя, как собственное поведение, так и телесный образ. Как и предыдущий, этот способ адаптации имеет границы, в пределах которых человек может справляться с изменениями его психологических и телесных «Я». Особенно эффективно этот способ адаптации должен вклю­читься при подготовке человека к операциям, значительно изменя­ющим схему тела: ампутации конечностей, мастэктомии, наложе­нию стомы и т.п.

Роль-функция предполагает изменение роли человека в жизни (в семье, на работе) в силу тех или иных обстоятельств. Например, че­ловек, занимающийся только физическим трудом, в течение длите­льного времени оказывается на руководящей работе или активный, деятельный человек, руководящий большим коллективом, оказы­вается в лечебном учреждении и вынужден адаптироваться к пас­сивной роли пациента. В обоих примерах человек может выйти за рамки его возможностей адаптации в способе «роль-функция».

Взаимозависимость — стремление людей достичь состояния от­носительного баланса в различных взаимоотношениях. Например, мать—сын, муж—жена, продавец-покупатель, учитель-ученик, на­чальник—подчинённый, врач—пациент, сестра—пациент и т.д. Се­стринскому персоналу следует учитывать ограниченность возмож­ностей адаптации в ситуациях, когда пациент, оказавшись полно­стью зависимым от персонала, испытывает чувство давления, пре­зрения, одиночества, отторжения, фамильярности и др.

Источник проблем пациента. Потребность в сестринском уходе возникает в том случае, когда в окружении человека имеет место недостаток или избыток средств и возможностей для использова­ния того или иного способа адаптации.

Направленность сестринского вмешательства. При обследовании пациента прежде всего следует установить эффективные способы адаптации в тех случаях, когда его поведение даёт повод для беспо­койства. Сестра поочерёдно изучает их в пределах 4 названных спо­собов, затем определяет очаговые, ситуационные и остаточные раз­дражители, а также потребность в сестринском уходе. Сестра опре­деляет степень влияния этого раздражителя на поведение пациента (то, что является раздражителем для одного, на другого может не оказывать влияния).

Цель ухода. Определив возможные очаговые (ситуационные, остаточные) раздражители, вызывающие неадекватное поведение, сестра совместно с пациентом намечает цели, позволяющие ему адаптироваться к изменяющейся окружающей среде (долгосрочные цели), и конкретные цели, позволяющие расширить уровень адап­тации конкретным способом. Планируются вмешательства, кото­рые могут изменить либо раздражители, либо уровень адаптации.

Сестринское вмешательство направлено на раздражители, находя­щиеся за пределами уровня адаптации пациента, чтобы изменить их или чтобы они оказались в пределах уровня адаптации. Возможны вмешательства, направленные на расширение уровня адаптации, да­ющего пациенту возможность справиться с имеющимися раздражи­телями.

Роль сестры. Способст­вовать адаптации человека в период здоровья и болезни за счет воз­действия на очаговые раздражители, которые попадают в зону того или иного способа адаптации.

Оценка качества и результата ухода. При оценке качества ухода сестра и пациент обращают внимание на положительные сдвиги в том или ином способе адаптации.

Модель Д. Орем.

Модель, предложенная Д. Орем (1971), в отличие от моделей Д. Джонсон и К. Рой, рассматривает человека как единое целое. Она основана на принципах самоухода, который Д. Орем определяет как «деятельность по сохранению жизни, здоровья и благополучия, ко­торую люди начинают и осуществляют самостоятельно».

Основные положения модели

Пациент — единая функциональная система, имеющая мотивацию к самоуходу. Человек осуществляет самоуход независимо от того, здоров он или болен, т.е. его возмож­ности и потребности в самоуходе должны находиться в равновесии.

Д. Орем выделяет три группы потребностей в самоуходе:

I. Универсальные:

• достаточное потребление воздуха;

• достаточное потребление жидкости;

• достаточное потребление пищи;

• достаточная возможность выделения и потребности, связан­ные с этим процессом;

• сохранение баланса между активностью и отдыхом;

• время одиночества сбалансировано со временем в обществе других людей;

• предупреждение опасностей для жизни, нормальной жизнеде­ятельности, хорошего самочувствия;

• стимулирование желания соответствовать определённой соци­альной группе в зависимости от индивидуальных способно­стей и ограничений.

Уровень удовлетворения каждой из 8 универсальных потребно­стей для каждого человека индивидуален. Факторы, влияющие на эти потребности: возраст, пол, стадия развития, состояние здо­ровья, уровень культуры, социальная среда, финансовые возмож­ности. Здоровый человек обладает достаточными возможностями самоухода, чтобы удовлетворить эти универсальные потребности.

II. Потребности, связанные со стадией развития (от младенчества до старости и в период беременности). Эти потребности удовлетво­ряются, как правило, всеми взрослыми людьми, которые поддают­ся обучению и воспитанию.

III. Потребности, связанные с нарушением здоровья, обусловлены наследственными, врождёнными и приобретёнными заболеваниями и травмами. В этой группе выделяются три вида нарушений:

• анатомические изменения (например, сильные отёки, ожоги);

• функциональные физиологические изменения (например, одышка, тугоподвижность суставов);

• изменение поведения или повседневных жизненных привычек (например, чувство безразличия, бессонница, внезапные изме­нения настроения).

Если человек справляется с этими проблемами, сохраняется об­щее равновесие, значит, он не нуждается в уходе.

Источник проблем пациента. Если пациент (его родственники или близкие) не может сохранить равновесие между своими воз­можностями и потребностями в самоуходе, а потребности самоухо­да превышают возможности самого человека, возникает необходи­мость в сестринской помощи.

Направленность сестринского вмешательства. Сестринское вмешательство должно быть направлено на выявленный дефицит са­моухода и его причины. Причины дефицита:

× отсутст­вие знаний,

× неумение выполнять отдельные действия по самоуходу,

× непонимание важности самоухода.

Для решения вопроса о необходимости сестринского вмешательства сестра должна:

× определить уровень требований самого пациента к самоуходу;

× оценить возможности человека удовлетворить эти требования и безопасно осуществлять самоуход;

× оценить возможности восстановления самоухода в будущем.

Цель ухода. Краткосрочные, промежуточные и долгосрочные цели (или их комбинации) должны быть сосредоточены на пациен­те (его возможностях по самоуходу). При этом с пациентом следует обсудить не только цели ухода, но и планируемые сестринские вме­шательства.

Сестринское вмешательство. Сестринское вмешательство может быть направлено как на расширение возможностей самоухода, так и на изменение уровня потребностей в нём. Д. Орем называет эти изменения выздоровлением.

Д. Орем выделяет 6 способов сестринских вмешательств:

× делать что-либо за пациента;

× руководить пациентом, направлять его действия;

× оказывать физическую поддержку;

× оказывать психологическую поддержку;

× создавать среду для обеспечения самоухода;

× обучать пациента (или его родственников).

Кроме способов, автор определяет три системы сестринской по­мощи: полностью компенсирующая — применяется в тех случаях, когда пациент находится либо в бессознательном состоянии, либо ему нельзя двигаться, либо он не способен к обучению;

частично компенсирующая — применяется по отношению к пациенту, вре­менно или частично утратившему способность осуществлять само­уход; консультативная (обучающая) — применяется при необходи­мости обучения пациента (родственников) навыкам самоухода.

Роль сестры. Автор модели определяет её как дополняющую к возможности пациента осуществлять самоуход. Сестринское вмешательство позволяет человеку сохранить здоровье, справиться с последствиями травмы или болезни.

Оценка качества и результатов ухода. Оценка качества ухода должна проводиться прежде всего с точки зрения возможности пациента и его семьи в последующем осуществлять самоуход. Даже в том случае, если сестринское вмешательство из полностью компенсирующей системы перешло в частично компенсирующую, поддерживающую пациента при самоуходе, можно считать сестринское вмешательство эффективным.

 

Основные положения модели сестринского ухода В. Хендерсон, будут подробно рассмотрены в теме 1.6.

 

Единой модели на сегодняшний день нет. Практикующие сестры во многих странах одновременно ис­пользуют несколько моделей, причём выбор зависит исключительно от невозможности пациента удовлетворить те или иные потребности.

Модель сестринского ухода — это средство, помогающее представить, на чём акцентировать вни­мание сестры при обследовании пациента, какими должны быть цели и сестринские вмешательства. Для планирования ухода выби­рают какие-либо элементы из различных моделей. В связи с изме­няющимися потребностями общества в сестринском деле, видимо, будут созданы новые модели.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 136; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.211.66 (0.022 с.)