Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Адаптационная модель сестринского дела К. Рой.
Модель К. Рой (1976) тоже использует достижения в области физиологии и социологии. Основные положения модели Пациент - это индивид, имеющий набор взаимосвязанных и влияющих на поведение систем: биологической (анатомической и физиологической), психологической и социальной. Автор полагает, что как для физиологических, так и для психологических систем существует состояние относительного равновесия, к которому стремится человек, т.е. это какой-то диапазон состояний, в котором люди могут адекватно справляться со своими переживаниями. Для каждого человека этот диапазон уникален. Согласно этой модели, есть определённый уровень адаптации и все раздражители (стрессоры), попадающие в этот диапазон, встречают более благоприятную реакцию, чем те, которые окажутся за его пределом. Факторы, влияющие на уровень адаптации, называются раздражителями. Они в свою очередь бывают трёх типов: очаговые — находятся в окружении человека; ситуационные — возникают при оказании сестринской помощи рядом с очаговыми и влияют на них; остаточные — результат прошлых переживаний, верований, взаимоотношений. При сочетании с очаговыми и ситуационными они влияют на уровень адаптации. Способы адаптации, изменяющие поведение: физиологический; Я-концепция; роль-функция; взаимозависимость. Таблица Способы адаптации и проблемы, возникшие у пациента в процессе адаптации
Физиологический способ адаптации — это реакция человека на температуру, влажность, атмосферное давление, пищу, жидкость, кислород, углекислый газ и другие сенсорные раздражители. Способность справляться с новыми, непривычными физиологичными раздражителями не только обусловлена ими, но и зависит от возможностей физиологической системы адаптации конкретного человека.
Я-концепция — это желание человека понять самого себя, как собственное поведение, так и телесный образ. Как и предыдущий, этот способ адаптации имеет границы, в пределах которых человек может справляться с изменениями его психологических и телесных «Я». Особенно эффективно этот способ адаптации должен включиться при подготовке человека к операциям, значительно изменяющим схему тела: ампутации конечностей, мастэктомии, наложению стомы и т.п. Роль-функция предполагает изменение роли человека в жизни (в семье, на работе) в силу тех или иных обстоятельств. Например, человек, занимающийся только физическим трудом, в течение длительного времени оказывается на руководящей работе или активный, деятельный человек, руководящий большим коллективом, оказывается в лечебном учреждении и вынужден адаптироваться к пассивной роли пациента. В обоих примерах человек может выйти за рамки его возможностей адаптации в способе «роль-функция». Взаимозависимость — стремление людей достичь состояния относительного баланса в различных взаимоотношениях. Например, мать—сын, муж—жена, продавец-покупатель, учитель-ученик, начальник—подчинённый, врач—пациент, сестра—пациент и т.д. Сестринскому персоналу следует учитывать ограниченность возможностей адаптации в ситуациях, когда пациент, оказавшись полностью зависимым от персонала, испытывает чувство давления, презрения, одиночества, отторжения, фамильярности и др. Источник проблем пациента. Потребность в сестринском уходе возникает в том случае, когда в окружении человека имеет место недостаток или избыток средств и возможностей для использования того или иного способа адаптации. Направленность сестринского вмешательства. При обследовании пациента прежде всего следует установить эффективные способы адаптации в тех случаях, когда его поведение даёт повод для беспокойства. Сестра поочерёдно изучает их в пределах 4 названных способов, затем определяет очаговые, ситуационные и остаточные раздражители, а также потребность в сестринском уходе. Сестра определяет степень влияния этого раздражителя на поведение пациента (то, что является раздражителем для одного, на другого может не оказывать влияния).
Цель ухода. Определив возможные очаговые (ситуационные, остаточные) раздражители, вызывающие неадекватное поведение, сестра совместно с пациентом намечает цели, позволяющие ему адаптироваться к изменяющейся окружающей среде (долгосрочные цели), и конкретные цели, позволяющие расширить уровень адаптации конкретным способом. Планируются вмешательства, которые могут изменить либо раздражители, либо уровень адаптации. Сестринское вмешательство направлено на раздражители, находящиеся за пределами уровня адаптации пациента, чтобы изменить их или чтобы они оказались в пределах уровня адаптации. Возможны вмешательства, направленные на расширение уровня адаптации, дающего пациенту возможность справиться с имеющимися раздражителями. Роль сестры. Способствовать адаптации человека в период здоровья и болезни за счет воздействия на очаговые раздражители, которые попадают в зону того или иного способа адаптации. Оценка качества и результата ухода. При оценке качества ухода сестра и пациент обращают внимание на положительные сдвиги в том или ином способе адаптации. Модель Д. Орем. Модель, предложенная Д. Орем (1971), в отличие от моделей Д. Джонсон и К. Рой, рассматривает человека как единое целое. Она основана на принципах самоухода, который Д. Орем определяет как «деятельность по сохранению жизни, здоровья и благополучия, которую люди начинают и осуществляют самостоятельно». Основные положения модели Пациент — единая функциональная система, имеющая мотивацию к самоуходу. Человек осуществляет самоуход независимо от того, здоров он или болен, т.е. его возможности и потребности в самоуходе должны находиться в равновесии. Д. Орем выделяет три группы потребностей в самоуходе: I. Универсальные: • достаточное потребление воздуха; • достаточное потребление жидкости; • достаточное потребление пищи; • достаточная возможность выделения и потребности, связанные с этим процессом; • сохранение баланса между активностью и отдыхом; • время одиночества сбалансировано со временем в обществе других людей; • предупреждение опасностей для жизни, нормальной жизнедеятельности, хорошего самочувствия; • стимулирование желания соответствовать определённой социальной группе в зависимости от индивидуальных способностей и ограничений. Уровень удовлетворения каждой из 8 универсальных потребностей для каждого человека индивидуален. Факторы, влияющие на эти потребности: возраст, пол, стадия развития, состояние здоровья, уровень культуры, социальная среда, финансовые возможности. Здоровый человек обладает достаточными возможностями самоухода, чтобы удовлетворить эти универсальные потребности. II. Потребности, связанные со стадией развития (от младенчества до старости и в период беременности). Эти потребности удовлетворяются, как правило, всеми взрослыми людьми, которые поддаются обучению и воспитанию. III. Потребности, связанные с нарушением здоровья, обусловлены наследственными, врождёнными и приобретёнными заболеваниями и травмами. В этой группе выделяются три вида нарушений:
• анатомические изменения (например, сильные отёки, ожоги); • функциональные физиологические изменения (например, одышка, тугоподвижность суставов); • изменение поведения или повседневных жизненных привычек (например, чувство безразличия, бессонница, внезапные изменения настроения). Если человек справляется с этими проблемами, сохраняется общее равновесие, значит, он не нуждается в уходе. Источник проблем пациента. Если пациент (его родственники или близкие) не может сохранить равновесие между своими возможностями и потребностями в самоуходе, а потребности самоухода превышают возможности самого человека, возникает необходимость в сестринской помощи. Направленность сестринского вмешательства. Сестринское вмешательство должно быть направлено на выявленный дефицит самоухода и его причины. Причины дефицита: × отсутствие знаний, × неумение выполнять отдельные действия по самоуходу, × непонимание важности самоухода. Для решения вопроса о необходимости сестринского вмешательства сестра должна: × определить уровень требований самого пациента к самоуходу; × оценить возможности человека удовлетворить эти требования и безопасно осуществлять самоуход; × оценить возможности восстановления самоухода в будущем. Цель ухода. Краткосрочные, промежуточные и долгосрочные цели (или их комбинации) должны быть сосредоточены на пациенте (его возможностях по самоуходу). При этом с пациентом следует обсудить не только цели ухода, но и планируемые сестринские вмешательства. Сестринское вмешательство. Сестринское вмешательство может быть направлено как на расширение возможностей самоухода, так и на изменение уровня потребностей в нём. Д. Орем называет эти изменения выздоровлением. Д. Орем выделяет 6 способов сестринских вмешательств: × делать что-либо за пациента; × руководить пациентом, направлять его действия; × оказывать физическую поддержку; × оказывать психологическую поддержку; × создавать среду для обеспечения самоухода; × обучать пациента (или его родственников). Кроме способов, автор определяет три системы сестринской помощи: полностью компенсирующая — применяется в тех случаях, когда пациент находится либо в бессознательном состоянии, либо ему нельзя двигаться, либо он не способен к обучению;
частично компенсирующая — применяется по отношению к пациенту, временно или частично утратившему способность осуществлять самоуход; консультативная (обучающая) — применяется при необходимости обучения пациента (родственников) навыкам самоухода. Роль сестры. Автор модели определяет её как дополняющую к возможности пациента осуществлять самоуход. Сестринское вмешательство позволяет человеку сохранить здоровье, справиться с последствиями травмы или болезни. Оценка качества и результатов ухода. Оценка качества ухода должна проводиться прежде всего с точки зрения возможности пациента и его семьи в последующем осуществлять самоуход. Даже в том случае, если сестринское вмешательство из полностью компенсирующей системы перешло в частично компенсирующую, поддерживающую пациента при самоуходе, можно считать сестринское вмешательство эффективным.
Основные положения модели сестринского ухода В. Хендерсон, будут подробно рассмотрены в теме 1.6.
Единой модели на сегодняшний день нет. Практикующие сестры во многих странах одновременно используют несколько моделей, причём выбор зависит исключительно от невозможности пациента удовлетворить те или иные потребности. Модель сестринского ухода — это средство, помогающее представить, на чём акцентировать внимание сестры при обследовании пациента, какими должны быть цели и сестринские вмешательства. Для планирования ухода выбирают какие-либо элементы из различных моделей. В связи с изменяющимися потребностями общества в сестринском деле, видимо, будут созданы новые модели.
|
||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 136; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.211.66 (0.022 с.) |