Обучение — одна из функций сестринского дела 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обучение — одна из функций сестринского дела



Важной функцией сестринского персонала является обучение пациентов, членов их семей по вопросам, касающимся здоровья. В одних случаях это обучение конкретным навыкам самоухода или ухода за ребёнком или взрослым, в других — подготовка к тому или иному исследованию, обучение приему лекарственных средств (на­пример, технике введения инсулина), в третьих — рациональному (диетическому) питанию, адекватной физической нагрузке и т.п. Обучая пациентов, медицинская сестра помогает им адаптироваться к своему состоянию, чтобы сохранить максимально возможный для них комфортный уровень жизни, или объясняет, как им изменить образ жизни, чтобы уменьшить или исключить влияние факторов риска заболеваний.

Обучение может протекать в формальной обстановке (в лечебном учреждении или дома у пациента), когда медицинская сестра обучает пациента новым приёмам выполнения повседневных действий (умывание, ходьба и т.д.), или в неформальной, когда медицинская сестра при выполнении своих повседневных обязанностей беседует с человеком о волнующих его проблемах (например, как уберечь себя от ВИЧ-инфекции, как уберечь ребёнка от травмы), предоставляя информацию, необходимую для соблюдения здорового образа жизни.

В некоторых случаях медицинская сестра помогает пациенту закрепить навыки, полученные им у другого специалиста (например, комплекс упражнений лечебной физкультуры для конечностей или дыхательная гимнастика)..

Обучение - целенаправленный процесс взаимодействия сестринского персонала с обучаемыми, в ходе которого последние получают определенные теоретические знания, овладевают практическими навыками.

В роли обучаемых могут выступать пациент, его родственники, коллеги, студенты, друзья, знакомые.

Основные задачи обучения в сестринском деле: информирование обучаемых;

 воспитание ответственности за свое здоровье; формирование мотивации к личностным изменениям; усвоение практических навыков.

Обучение происходит в трех сферах.

Познавательная сфера — человек узнаёт и понимает новые фак­ты, анализирует информацию, отличая важную информацию от не имеющей значения. Например, человек узнаёт о факторах риска за­болеваний людей его возраста, или о компонентах пищи, в которых содержатся необходимые для рационального питания элементы, или об опасности, которой он подвергает себя из-за неправильного поведения.

Эмоциональная (чувственная) сфера — человек, получив инфор­мацию, изменяет своё поведение, выражая это чувствами, мысля­ми, мнением и оценкой каких-то факторов; человек активно слу­шает и реагирует на новую информацию, как вербально, так и невербально. Например, человек уменьшает количество выкурива­емых сигарет, потребление алкоголя, или употребляет в пишу необ­ходимое для его возраста количество злаковых продуктов, белка и т.п., или прекращает носить обувь, представляющую для него опас­ность при ходьбе, пристёгивается в автомобиле ремнем безопаснос­ти, перевозит ребенка в машине только на заднем сиденье и т.д.

Психомоторная сфера — человек овладевает умениями благодаря умственной и мышечной деятельности; обучается новым типам пе­редвижения (например, ходьба с тростью); уверенно выполняет не­обходимые действия; психологически, физически и эмоционально готов выполнить действия, связанные с повседневной деятельностью.

В процессе обучения медперсонал использует различные методы, способы и приемы.

Существует много классических методов. Например, по обстановке ивовлеченности сторон выделяют лекцию, беседу, рассказ, инструктаж, демонстрацию, упражнения, решение задач, обсуждение, самостоятельную работу с литературой(книга, журнал, брошюра, памятка и инструкция).

По источнику информации методы разделяют на вербальные, наглядные (демонстрация плакатов, схем, таблиц, диаграмм, и т.д.) и практические (задания на отработку манипуляций, тренинги, игры, анализ и решение конфликтных ситуаций).

Средства обучения- материалы с помощью которых проводится педагогическая работа. Это учебные и наглядные пособия, оборудование (телевизор, компьютер), медицинские инструменты (тонометры, шприцы, ингаляторы).

Среди способов обучения выделяют индивидуальный, индивидуально-групповой, групповой и коллективный. Групповой – осуществляется как в общеобразовательной школе. Коллективный – отличается тем, что обучаемые взаимодействуют друг с другом.

Прием обучения  - составная часть метода обучения. Это персональный вид работы с информацией при заданных условиях. Например, после просмотра фильма ответить на вопросы. Обучаемые также используют разные приемы. Одним достаточно прочитать инструкцию, другим необходимо прочитать и повторить вслух, третьим – просто выслушать, а четвертым - обязательно попробовать проделать все на практике.

Для повышения эффективности обучения людей пожилого и старческого возраста рекомендуют использовать медленный темп речи и низкий тон голоса, частое повторение информации, демонстрировать печатный материал более крупным шрифтом, снижать количество отвлекающих факторов, предоставлять новую информацию на базе уже имеющейся, выбирать достижимые краткосрочные цели.

Среда обучения – важный аспект учебного процесса. Необходимо удостовериться в том, что имеются удобные и адекватные помещения. Окружающая среда включает не только физическое состояние (освещение, температуру, шум, оснащенность оборудованием), но и психологические. Поскольку в роли обучаемых у медсестры чаще выступают взрослые, она должна постараться сделать все возможное, чтобы они чувствовали себя легко и в безопасности. Для этого их нужно поощрять к участию во всех мероприятиях, просить выражать свои идеи и мнения, относящиеся к обсуждаемым проблемам.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 154; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.108.9 (0.006 с.)