Анализ общей суммы и уровня издержек обращения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ общей суммы и уровня издержек обращения



Основные задачи анализа издержек обращения заключаются в установлении тенденций изменения их суммы и уровня, определении отклонений данных отчетного года от данных прошлого года и плановых данных, выявлении основных причин, вызвавших эти отклонения, разработке мероприятий по разумному сокращению расходов и соблюдению режима экономии.

Такой анализ следует начинать с сопоставления фактических данных отчетного года с данными прошлых периодов (с плановыми данными). Разница между суммой издержек обращения отчетного и прошлого годов выражает абсолютные значения экономии или перерасхода издержек обращения:

 


где АЭ(П) – сумма абсолютной экономии (перерасхода) издержек обращения, грн.; ∑ИО1 – сумма издержек обращения в отчетном году, грн.; ∑ИО0     –сумма издержек обращения в прошлом году, грн.

Однако на основе абсолютных данных нельзя сделать объективные выводы о динамике издержек обращения: с увеличением объема то­варооборота сумма издержек обращения растет и, наоборот, с уменьшением объема – уменьшается. Поэтому анализ издержек обращения необходимо увязывать с изменением объема товарооборота. Это означает, что оценка расходов дается не только по их сумме, но и по уровню в процентах к товарообороту:

 


где У – уровень издержек обращения, % к обороту; ∑ИО – сумма издержек обращения, грн.; Т – объем товарооборота, грн.

Уровень издержек обращения в процентах к товарообороту показывает долю текущих расходов торгового предприятия в розничной цене товара.

Отклонение по уровню от данных прошлых лет называется размером снижения или повышения уровня:

 


где Р СН(ПОВ)     –размер снижения (повышения) уровня издержек обращения, % к обороту; У1 – уровень издержек обращения отчетного года, % к обороту;
У0  –уровень издержек обращения прошлого года, % к обороту.

В экономической литературе для анализа интенсивности изменения уровня издержек обращения используется показатель темпа его снижения или повышения:

 


где Т СН(ПОВ) – темп снижения (повышения) суммы издержек обращения, %;
У1 – уровень издержек обращения отчетного года, % к обороту; У0 – уровень издержек обращения прошлого года, % к обороту.

   Использовать данный показатель не совсем коррект­но, так как в этом случае определяется процент (изменения) от процента (уровня издержек обращения).

   Интенсивность изменения издержек обращения может быть определена по темпам изменения (базисным или цепным) их суммы:

 


где ТСН(ПОВ) – темп снижения (повышения) уровня издержек обращения, %;
ИО1   – сумма издержек обращения в отчетном году, грн., ∑ИО0 – сумма издержек обращения в прошлом году, грн.

Расчет суммы абсолютной экономии (перерасхода) издержек обращения должен быть дополнен определением суммы их относительной экономии или перерасхода. Эта величина отражает изменение расходов в сравнении с изменением объема товарооборота.

Сумма относительной экономии (перерасхода) издержек обращения определяется умножением объема товарооборота отчетного года на размер изменения уровня издержек обращения и делением полученного произведения на 100 %:

 

где ∑ОЭ(П) – сумма относительной экономии (перерасхода) из­держек обращения, грн.; Т1 – объем товарооборота в отчетном году, грн.; У1 – уровень издержек обращения отчетного года, % к обороту; У0 – уровень издержек обращения прошлого года, % к обороту.

Следующий этап анализа издержек обращения – определение эффективности их использования.

Это осуществляется с использованием следующих показателей:

    - товарооборот в расчете на 1 грн. издержек обращения характеризует объем товарооборота, который приходится на 1 грн. текущих затрат по ведению хозяйственной деятельности:

 


где ТИ – объем товарооборота, приходящийся на 1 грн. издержек обращения, грн.; Т – объем товарооборота, грн. ∑ИО – сумма издержек обращения, грн.;

- рентабельность текущих расходов показывает, какую сумму прибыли получает предприятие с каждой гривны издержек обращения:

 


где РИ – рентабельность текущих расходов, грн.; П – сумма чистой прибыли, грн.

Для обобщающей характеристики использования текущих расходов может быть использован интегральный показатель:


где J И – интегральный показатель эффективности использования
I
 текущих расходов.

Планирование издержек обращения

При планировании издержек обращения следует исходить из необходимости определения такой суммы затрат, которая бы позволяла предприятию бесперебойно и на высоком уровне осуществлять хозяйственную деятельность при соблюдении разумной экономии издержек обращения.

Формирование расходов требует обеспечения предприятием следующих пропорций в темпах роста прибыли, товарооборота и издержек обращения:

 

где   – темп роста суммы прибыли, %; – темп роста объема товарооборота, %;  – темп роста суммы издержек обращения, %.

Плановая сумма издержек обращения должна находиться между минимальной и максимальной границами:


Минимальная сумма издержек обращения – это нижний предел, за границей которого дальнейшая экономия затрат не может быть признана разумной, поскольку повлечет за собой сложности с доставкой товаров, снижение культуры обслуживания покупателей, текучесть кадров и т.д., что крайне нежелательно.

Максимальная сумма издержек обращения – издержки, обеспечи­вающие предприятию не прибыльную, но безубыточную работу, но есть соблюдение равенства:

Ио = Вд,

где Ио – сумма издержек обращения, грн.; Вд – сумма валового выхода, грн.

Планирование издержек обращения может осуществляться в любом из двух направлений: от общего к частному или от частного к общему. При этом под частным понимается планирование издержек обращения по отдельным статьям расходов.

В процессе планирования используются следующие исходные предпосылки:

• результаты анализа издержек обращения в целом и по отдельным статьям за отчетный и прошлый периоды;

• показатели, разрабатываемые торговым предприятием на плано­вый период (сумма прибыли, объем товарооборота, численность работников и др.);

• нормативы расходования средств, материалов, тарифы на транс­портные перевозки, электроэнергию, коммунальные услуги и др.;

• основные направления экономии расходов в плановом периоде.

При планировании издержек обращения могут быть использованы следующие методы:

• экономико-статистический;

• экономико-математического моделирования;

• технико-экономических расчетов;

• комбинированный;

При использовании экономико-статистического метода исходят из запланированного объема товарооборота, сумм условно-постоянных и условно-переменных расходов в отчетном периоде и выявленных тенденций их изменения.

Планирование постоянных издержек обращения производится с учетом сложившегося за предплановый период темпа изменения их суммы:

 


где ИОпост – сумма условно-постоянных издержек обращения на планируемый год, грн.; ИОпост 1  – сумма условно-постоянных  издержек обращения в отчетном году, грн.; ∆t – среднегодовой темп изменения условно-постоянных издержек обращения, в долях ед.

Условно-переменные издержки обращения, как уже отмечалось, находятся в прямой зависимости от изменения объема товарооборота. Поэтому при их планировании необходимо учитывать сложившееся за предплановый период соотношение темпов изменения сумм условно-переменных издержек обращения и объема товарооборота, которое может быть выражено коэффициентом эластичности:

 

где Э – коэффициент эластичности, %; t  – среднегодовой теми прироста объема товарооборота, %; ∆ ИОперем – среднегодовой темп прироста суммы условно-переменных расходов, %.

Данный коэффициент показывает, на сколько процентов изменится сумма условно-переменных расходов при изменении объема товарооборота на 1 %.

Сумма условно-переменных издержек обращения на планируемый год может быть рассчитана по формуле:

                                                     

где ИОперем – сумма условно-переменных издержек обращения напланируемый год, грн.; ИОперем 1 – сумма условно-переменных издержек обращения в отчетном году, грн.; ∆ Тпл – прирост объема товарооборота в планируемом году по сравнению с отчетным годом, %.

Плановая сумма издержек обращения по торговому предприятию на планируемый год составит сумму плановых условно-постоянных и условно-переменных расходов.

Плановые издержки обращения по отдельным статьям расходов могут быть рассчитаны на основе их удельных весов в отчетном году:

                                                                    

 

где УВ i 1 – удельный вес суммы расходов по i -й статье издержек об­ращения в общей сумме расходов торгового предприятия в отчетном году, %; ИО i 1 – сумма расходов по i -й статье издержек обращения в отчетном году, грн.; И О 1 – общая сумма издержек обращения в отчетном году, грн.

Тогда:

 

 

где ИО і_пл – сумма расходов по і -й статье издержек обращения в планируемом году, грн.; ИО пл – сумма издержек обращения торгового предприятия в планируемом году, грн.

Суть метода экономико-математического моделирования сводится к нахождению зависимости между уровнем издержек обращения и факторами, на него влияющими. К таким факторам, прежде всего, относят объем товарооборота и производительность труда одного работника.

Модель зависимости издержек обращения торгового предприятия от какого-либо из отмеченных факторов имеет вид:

 


где у – уровень издержек обращения, % к обороту; х – объем товарооборота или производительность труда одного работника, грн.; a, b – параметры модели.

Значения параметров а и b рассчитываются по данным не менее чемза 5 лет, предшествующих планируемому году, путем решения системы нормальных уравнений:

                                                                              ,

 

где п – количество лет, за которые берутся данные.

Полученная модель проверяется на эффективность и возможность использования при планировании. Модель считается эффективной, если средняя ошибка аппроксимации не превышает 5 %.

Подставляя в полученную модель значения объема товарооборота или производительности труда одного работника на планируемый год, получаем плановый уровень издержек обращения по предприятию.

Сумма издержек обращения на планируемый год определяется по формуле:

 

где ИОпл – сумма издержек обращения на планируемый год, грн.; Тпл – объем товарооборота на планируемый год, грн.; Упл – уровень издержек обращения на планируемый год, грн.

Плановые суммы расходов по отдельным статьям рассчитываются аналогично расчетам предыдущего метода, исходя из их удельного веса в общей сумме расходов торгового предприятия в отчетном году.

Технико-экономический метод предполагает сначала расчет издержек обращения но отдельным статьям и элементам расходов, а затем на их основе определение общей суммы по торговому предприятию. Каждый вид расходов рассчитывается в соответствии с их содержанием и спецификой формирования.

Транспортные расходы рассчитываются отдельно по видам перевозок. Для их расчета берутся данные об объемах перевозок, видах ис­пользуемых транспортных средств, установленных тарифах на перевозки и т.д. Наиболее часто грузы для предприятий торговли перевозятся авто­мобильным транспортом. При этом может быть использован кольцевой завоз, транспорт, привлеченный на условиях почасовой оплаты, или собственный транспорт.

Расходы по кольцевой доставке товаров планируются исходя из объема товарооборота по покупным ценам и тарифам, которые определяются в % к стоимости завозимого товара. Если величина поставки указана в натуральных показателях, то транспортные расходы определяются исходя из средней цены за 1т перевозимого товара и установленного тарифа.

Расходы по доставке товаров привлеченным транспортом планируются с учетом количества машин, используемых для перевозки, количества дней работы в планируемом году и тарифов за 1 час работы. Если привлеченный автотранспорт оплачивается на договорной основе по тарифам за 1 т/км, то расчет расходов производится в зависимости от транспортного грузооборота и согласованных тарифов.

Объем грузооборота в тоннах определяется как частное от деления стоимости перевозимого груза на среднюю цену конкретного товара:

 

где ГОі – грузооборотного і -го товара, т;   Пi – план поступления і -го товара, грн.; С і – средняя цена 1т і -го товара, грн.

   Далее определяется физический грузооборот:

 

где ФГ0 і – физический грузооборот і -го товара, т; ВТ і – вес тары і -го товара, т.

Затем рассчитывается (в случае необходимости) грузооборот, который учитывает повторные перевозки товаров и тары (их возврат поставщику или таросборочным предприятиям):


где ТГОі – транспортный грузооборот і -го товара, т; К n – коэффициент повторных перевозок товара и тары.

Сумма транспортных расходов выводится путем умножения транспортного грузооборота на установленный тариф. К ней добавляются расходы на погрузо-разгрузочные работы (если они выполняться не собственными грузчиками) и расходы на экспедирование товара.

В случаях, когда условия перевозок в планируемом году по сравнению с отчетным годом существенно не меняются или когда трудно рассчитать тоннаж перевозимого груза, транспортные расходы определяются исходя из фактически сложившегося уровня затрат по данной статье и запланированного товарооборота:

 


где ТРпл – сумма транспортных расходов на планируемый год, грн.; Тпл   – объем товарооборота па планируемый год, грн.; У1 – уровень издержек обращения в отчетном году, % к обороту.

Расходы на оплату труда переносятся в план издержек обращения из плана по труду и заработной плате.

Расходы по уплате единого социального налога планируются исходя из плановых расходов на оплату и установленной в законодательном порядке ставки отчислений в % расходов оплату труда.

Расходы на аренду и содержание зданий, сооружений, помещений, оборудования и инвентаря состоят из многих элементов, имеющих свои измерители, нормы, ставки, тарифы (площадь помещений, ставки арендной платы, виды и нормы расхода топлива, тарифы на оплату электроэнергии, водоснабжения и других коммунальных услуг и др.), в зависимости от которых производится сметный расчет по каждому элементу затрат и по статье в целом.

Амортизация основных средств определяется исходя из среднегодовой балансовой стоимости основных фондов и норм амортизационных отчислений, предусмотренных в учетной политике предприятия. Среднегодовую плановую стоимость основных фондов целесообразно рассчитывать по их группам с учетом предполагаемого ввода и выбытия:

 


где  – среднегодовая стоимость основних фондов на  планируемый год, грн.; ОФн – стоимость основних фондов на начало планируемого года, грн.; ОФвв –стоимость основних фондов, вводимых в действие в планируемом году, грн.; ОФвы6 – стоимость основных фондов, предполагаемых к выбытию в планируемом году, грн.; М – число месяцев функционирования основних фондов в планируемом году.

   Сумма амортизационных отчислений по собственным основным средствам составит:

 

где АОпл – сумма амортизационных отчислений в планируемом году, грн.; ОФ i _пл –среднегодовая стоимость основных фондов i -й группы в планируемом году, грн.; Ni – норма амортизационных отчислений по i -й группе основных фондов, %; п – количество групп основных средств.

Расходы на ремонт основных фондов предусматриваются в соот­ветствии с состоянием и потребностью в ремонте помещений, оборудования и инвентаря на основе составления соответствующей сметы.

Износ санитарной и специальной одежды, столового белья, приборов и других малоценных и быстроизнашивающихся предметов определяется исходя из методики отнесения их стоимости на издержки обращения, предусмотренной и учетной политике предприятия. При приобретении малоценных и быстроизнашивающихся предметов, срок службы которых не выходит за пределы планируемого года, на данную статью относится их полная стоимость. Если срок службы таких предметов выходит за пределы планируемого периода, то на данную статью относится 50 % их стоимости, а оставшаяся часть относится на издержки обращения в год их списания.

Расходы на топливо, газ и электроэнергию для производственных нужд находятся в прямой зависимости от объема выпускаемой продукции, видов используемого топлива, мощности и продолжительности работы оборудования, установленных тарифов на электроэнергию и газ.

Расходы на хранение, подработку, подсортировку и упаковку товаров планируются по каждому элементу этих затрат путем прямых расчетов с учетом объема и групповой структуры реализуемых товаров, норм расхода материалов на единицу товара и стоимости этих материалов.

Расходы на рекламу рассчитываются на основе плана рекламных мероприятий. При планировании расходов на рекламу учитывают стоимость различных рекламных мероприятий, стоимость изготовления реклам­ных стендов, указателей, рекламы в средствах массовой информации, световой и иной рекламы, расходы на оформление витрин, стоимость разработки и изготовления фирменной упаковки, стоимость кино- и видеоклипов и др.

Потери товаров и технологические отходы рассчитываются исходя из запланированного объема товарооборота по отдельным товарам и дифференцированных норм их естественной убыли.

Прочие расходы, относимые к составу издержек обращения, пла­нируют по отдельным элементам путем прямых расчетов исходя из тарифов и нормативов.

Следует отметить, что в составе прочих расходов значительную долю занимают различные налоги и сборы, которые планируются исходя из налогооблагаемой базы и установленных ставок.

После расчета издержек обращения по отдельным статьям расходов их результаты суммируются, то есть определяется общая сумма издержек обращения и их уровень по торговому предприятию на планируемый год.

При расчете издержек обращения торгового предприятия может быть также использован комбинированный метод, предполагающий комплексное сочетание в планировании расходов метода технико-экономических расчётов и метода экономико-математического моделирования.

Тема № 9

Доходы и прибыль

9.1. Экономическое содержание доходов и прибыли

В условиях рынка определяющим показателем и основной целью финансово-хозяйственной деятельности торгового предприятия становится прибыль. Стремление получить максимально возможную прибыль связано с необходимостью нести полную экономическую ответственность за результаты своей деятельности. Товарооборот в этом случае выступает как обязательное условие, без которого не может быть получена прибыль.

Прибыль представляет собой выраженный в денежной форме чистый доход от предпринимательской деятельности, соответствующий разнице между совокупными доходами и совокупными затратами торгового предприятия. Из данного определения прибыли следует, что в основе ее формирования лежит совокупный доход предприятия. Основным видом доходов торгового предприятия является доход от реализации товаров, источником получения которого служат торговые надбавки, выступающие как разница между продажной и покупной ценой. Именно за счет торговых надбавок формируется основной вид дохода торгового предприятия – валовой доход от реализации товаров.

Торговые надбавки, самостоятельно устанавливаемые торговым предприятием представляют собой плату за торговые услуги, оказываемые покупателям. Поэтому можно сказать, что сумма валового дохода есть оценка стоимости торговых услуг. По различным товарам величина торговых надбавок неодинакова. Она дифференцируется по товарам, прежде всего, в зависимости от спроса и предложения, что характеризует рыночный подход к формированию торговых надбавок, и от издержкоемкости реализации товаров, которая положена в основу формирования торговых надбавок при затратном подходе. Затратный подход наиболее применим для товаров, реализуемых в условиях незначительной конкуренции, когда предприятие относительно свободно в установлении размера торговой надбавки:

                                                    УТН = УR + УИ,

где   УТН  – уровень торговой надбавки, %; УR – уровень рентабельно­сти, %; УИ  –уровень издержек обращения, %.

При рыночном подходе предприятие должно наряду с издержкоемкостью учитывать множество факторов, связанных с конъюнктурой как товарного предложения, так и покупательского спроса; с уровнем обслуживания покупателей; с величиной цен на аналогичные товары и степенью развития конкуренции:

ТН =

где ТН – торговая надбавка, грн.;  – соответственно розничная и покупная цена товара, грн.

Именно рыночный подход позволяет торговому предприятию установить конкурентоспособную цену и реализовать товар, тем самым возместить затраты на закупку и реализацию товаров и получить прибыль. Определенная таким образом торговая надбавка является верхней ее границей, за пределами которой товар становится неконкурентоспособным по цене. Нижней границей размера торговой надбавки является величина издержек обращения. Если торговые надбавки не способны покрыть издержки обращения, реализация товаров становится убыточной. Отсюда вытекает, что размер торговой надбавки должен быть достаточным для покрытия издержек обращения, уплаты налогов и получения прибыли. Только в этом случае предприятие будет способно:

   •   обеспечить самоокупаемость текущей хозяйственной деятельности, что предполагает возмещение издержек обращения;

   •   участвовать в формировании федерального и местного бюджетов, а также внебюджетных фондов за счет выплаты налогов;

   •   обеспечить самофинансирование, то есть возможность направлять средства на дальнейшее развитие материально-технической базы, пополнение собственных оборотных средств и решение социальных проблем коллектива за счет прибыли, остающейся у предприятия.

Валовой доход от реализации товаров может быть выражен как суммарным значением, так и относительными показателями – уровнем валового дохода и средним уровнем торговых надбавок:

УВД =  х100, УТН =  х100 либо УТН =  х100,

где УВД – уровень валового дохода, %; УТН – уровень торговых надбавок, %; ВД – сумма валового дохода, грн.; Т,  – товарооборот, соответственно в розничных и покупных ценах, грн.

Уровень валового дохода характеризует величину дохода, получаемого торговым предприятием с единицы товарооборота. Уровень валового дохода не только измеряет доходность реализации товаров в относительном выражении, но и несет важную смысловую нагрузку, связанную с ценообразованием. В этом смысле он дает количественную оценку доли торгового предприятия в розничной цене: чем выше уровень дохода, тем выше эта доля, тем больше разница между ценой продажи и ценой покупки товара.

Совокупный доход предприятия, помимо валового дохода от реализации товаров, формируют и другие виды доходов. Прежде всего, доходы от реализации имущества, ценных бумаг и имущественных прав, а также прочие доходы.

Прочие доходы формируются за счет поступлений средств от сдачи имущества в аренду, безвозмездно полученного имущества, прибыли от участия в уставных капиталах других предприятий, положительных курсовых разниц, возмещенных штрафов, пеней, неустоек, чрезвычайных доходов (например, страховое возмещение потерь от пожара, аварии, стоимость материальных ценностей, остающихся от списания непригодных активов и т.п.). По существу, в составе прочих доходов отражаются все поступления, не включенные в валовой доход от реализации (рис. 11).

 


Рис. 11. Схема формирования совокупного дохода торгового предприятия

Осуществление предприятием своей деятельности не только приносит доход, но и требует определенных затрат. Если сумма совокупного дохода превышает совокупные затраты, то предприятие получает прибыль. Количественно прибыль является частью совокупного дохода предприятия, оставшейся после возмещения совокупных затрат.

Прибыль предприятия торговли слагается из финансового результата от реализации товаров, основных средств и иного имущества предприятия, а также прочих доходов, уменьшенных на сумму прочих расходов. Механизм определения прибыли установлен действующими в настоящее время нормативно-правовыми актами в об­ласти формирования доходов, расходов и налогообложения прибыли.

Планирование валового дохода

Планирование валового дохода торгового предприятия должно осуществляться по следующим элементам:

• доходы от реализации товаров;

• доходы от реализации имущества, ценных бумаг и имущественных прав;

• прочие доходы или доходы от внереализационной деятельности.

Для предприятия торговли важнейшим является доход от реализации товаров, выраженный суммой торговых надбавок. Поэтому при разработке плана валового дохода от реализации товаров следует исходить из запланированного объема и структуры товарооборота на предстоящий период, а также намеченной ценовой политики предприятия, в соответствии с которой могут быть изменены торговые надбавки, как по отдельным товарам, так и в целом по предприятию.

Планирование доходов от реализации товаров может быть произведено с использованием следующих методов:

• опытно-статистического метода;

• метода прямого счета;

• на основе целевой суммы прибыли.

Опытно-статистический метод планирования широко применяется на практике. Он отличается достаточной простотой и информационной обеспеченностью. Методика расчета плановой суммы дохода на основе этого метода зависит от наличия или отсутствия на предприятии планирования структуры товарооборота.

Если структура товарооборота не планируется, то валовой доход от реализации товаров рассчитывается следующим образом:

 

 

где В  – плановая сумма дохода от реализации товаров, грн.;  – плановая сумма розничного товарооборота, грн.;  – плановая сумма товарооборота по покупным ценам, грн.;  – плановый уровень валового дохода по предприятию в процентах к розничному товарообороту, %;   – плановый уровень торговых надбавок по предприятию в процентах к товарообороту по покупным ценам, %.

При этом значение товарооборота по покупным ценам на планируемый период принимают равным объему закупки товаров торговым предприятием с учетом их поставки в плановом периоде (в покупных ценах).

Если осуществляется планирование структуры товарооборота, то расчет производится по формулам:

где  – плановый объем товарооборота і -й товарной группы соответственно в розничных и покупных ценах, грн.;  – плановый уровень валового дохода і -й товарной группы, %;  – плановый уровень торговой надбавки і -й товарной группы, %.

Как видно из приведенных формул, в качестве базового показателя для расчета плановой суммы валового дохода опытно-статистическим методом может быть принят как уровень валового дохода в процентах к розничному товарообороту, так и уровень торговых надбавок в процентах к товарообороту по покупным ценам.

Метод прямого счета доходов от реализации товаров применяют обычно на небольших предприятиях, торгующих узким ассортиментом товаров и имеющих незначительное количество поставщиков. В этом случае плановая сумма доходов от реализации товаров определяется прямым счетом:

где  – плановая сумма поступления товаров в розничных ценах, грн.;  –плановая сумма поступления товаров в покупных ценах, грн.;  – сумма торговых надбавок на предусматриваемый к концу планового периода объем прироста товарных запасов, грн.

Метод планирования доходов от реализации товаров на основе целевой суммы прибыли позволяет увязать планируемую сумму доходов с потребностью в средствах для самофинансирования развития предприятия в предстоящем периоде. Базовым показателем в этом случае выступает целевая сумма чистой прибыли. Последовательность расчета валового дохода от реализации товаров на основе целевой чистой прибыли такова:

- определяется целевая сумма валовой прибыли по формуле:

где ВПц –сумма целевой валовой прибыли, грн.; ЧПц –сумма целе­вой чистой прибыли, грн.; СНП –ставка налога на прибыль, %;

- рассчитывается целевая сумма прибыли от реализа­ции товаров:

ПРц = ВПц + ПрРПрД,

где ПРц – сумма целевой прибыли от реализации товаров, грн.; ПрР –прочие расходы, грн.; ПрД –прочие доходы, грн.;

- исчисляется плановая сумма дохода от реализации товаров:

ВДпл = ПРц+ИОпл ,

где ИОпл – плановая сумма издержек обращения, грн.

После расчета основного вида дохода торгового предприятия (дохода от реализации) приступают к планированию других элементов доходов.

В частности, доходы от реализации имущества, ценных бумаг и имущественных прав планируются в случае, если предприятие предполагает реализовать эти активы, принадлежащие ему на праве собственности. При определении возможной суммы дохода от этой операции следует ориентироваться на цены, сложившиеся на рынке недвижимости или фондовом рынке.

Далее осуществляется планирование всех других видов доходов. Так, наиболее распространенным видом прочих доходов от внереализационной деятельности является доход от сдачи имущества (чаще всего недвижимого) в аренду и субаренду. Сумма этого дохода определяется договором об аренде.

Важной статьей совокупного дохода являются доходы по операциям с тарой при соответствующей постановке этой работы. Так, простой ремонт тары и сдача ее тарособирающим организациям может дать ощутимый доход. Этому может способствовать и сбор макулатуры. Планирование данного дохода может быть произведено от достигнутого уровня.

В рыночных условиях хозяйствования у предприятий появляются возможности получения доходов от различных финансовых операций: вложений в акции и доли других предприятий, что дает доход в виде дивидендов; в облигации; путем помещения свободных денежных средств на депозитные счета. Открытие депозитного счета для вклада свободных денежных средств дает возможность предприятию получать доход под простые и сложные проценты. Но такое вложение целесообразно производить только в том случае, если проценты по вкладам будут превышать сумму прибыли, которую предприятие могло бы получить, направив свободные денежные средства на собственное развитие.

Планирование прибыли

Планирование прибыли представляет собой процесс экономического обоснования ее объема, достаточного для решения задач экономического и социального развития предприятия в предстоящем периоде, а также процесс разработки системы мероприятий по обеспечению получения прибыли и эффективного ее использования.

В процессе планирования прибыли используются различные методы, среди которых основными являются:

• метод экстраполяции;

• метод прямого счета;

• условно-нормативный метод;

• метод «CVP»;

• метод целевого планирования.

Метод экстраполяции основан на результатах трендового, то есть горизонтального анализа прибыли за ряд предшествующих лет. В ходе проведения предпланового анализа прибыли выявляется тенденция развития показателя, или «линия тренда», которая затем и распространяется на плановый период. Простейшей трендовой модели соответствует модель вида:

у = t,    

где у – показатель прибыли, грн.; t – фактор времени; ,  – пара­метры уравнения.

Однако использование этого метода весьма ограничено, так как он не учитывает возможные изменения в предстоящем периоде факторов внешней и внутренней среды, способных оказывать влияние на прибыль, что, в свою очередь, понижает точность расчетов.

Метод прямого счета относительно прост и достаточно надежен при планировании прибыли. Разработке плана по прибыли должны предшествовать расчеты плановых сумм валового дохода и издержек обращения, прочих доходов и расходов предприятия. Процесс формирования прибыли торгового предприятия может быть представлен следующим о



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 52; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.125.219 (0.121 с.)