Внутренняя и внешняя среда торгового предприятия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Внутренняя и внешняя среда торгового предприятия



Как открытая социально-экономическая система торговое предпри­ятие находится под постоянным воздействием многочисленных факторов внешней среды, позитивно или негативно влияющих на деятельность предприятия. Ответная реакция предприятия – либо действия по устранению этих факторов, либо приспособление к ним его внутренней среды. В современных экономических условиях торговое предприятие представляет собой сложный организационно-экономический комплекс, развивающийся в соответствии с определенными закономер­ностями, имеющий свои цели, структуру, внешние и внутренние связи. Понимание сущности торгового предприятия как системы и знание закономерностей его функционирования во внешней среде позволяет менеджменту предприятия, с одной стороны, предотвратить влияние негативных факторов, а с другой – использовать положительные тенденции в направлении повышения эффективности хозяйственной, финансовой и торговой деятельности. Под внутренней средой понимается весь хозяйственный механизм предприятия, то есть торгово-производственные, управленческие, сбытовые и прочие структуры. Регулирование внутренней среды осуществляется на основе маркетинговых исследований, планирования и анализа показателей хозяйственно-финансовой деятельности, оперативного управления торговым процессом, анализа экономической деятельности. Под внутренней средой понимается весь хозяйственный механизм предприятия, то есть торгово-производственные, управленческие, сбытовые и прочие структуры. Регулирование внутренней среды осуществляется на основе маркетинговых исследований, планирования и анализа показателей хозяйственно-финансовой деятельности, оперативного управления торговым процессом, анализа экономической информации (рис 9).

Под внешней средой подразумеваются все условия и факторы, возникающие в окружающем мире независимо от вида деятельности предприятия и оказывающие воздействие на состояние его внутренней среды. Все факторы внешней среды характеризуются взаимосвязанностью, сложностью, подвижностью, неопределенностью. Взаимосвязанность факторов внешней среды означает, что любые факторы влияют друг на друга, ослабляя или усиливаястепень их воздействия на систему торгового предприятия. Так, например, рост стоимости энергоносителей влечет за собой повышение цен на все

 

 

Внутренняя среда торгового предприятия

Управление Анализ, учёт и контроль Планирование
Затраты: материальные финансовые трудовые Преобразование ресурсов и затрат на основе использования имущест-венного комплекса Результаты:  товарооборот, прибыль

Организационно-правовая основа предприятия

 

Рис. 9. Внутренняя среда торгового предприятия

 

производимые товары, что, естественно, отразится на конечной цене реализации товаров и в итоге скажется на покупательском спросе в конкретном торговом предприятии. Сложность факторов внешней среды объясняется одновременным воздействием множества факторов на деятельность предприятия, которое вынуждено находить адекватные варианты реагирования на каждый из них. Подвижность факторов внешней среды обусловлена скоростью изменений, происходящих вне предприятия, что связано, с одной стороны, с продолжающимся реформированием всей экономической системы страны, а с другой – с ускорением движения разнообразной информации внутри этой системы. Неопределенность факторов внешней среды определяется объемом и степенью достоверности информации, которой должно располагать предприятие по каждому конкретному фактору. Это связано с тем, что сфера товарного обращения и предпринимательства приобретает все более глобальный, межнациональный характер. Значит, возникает необходимость использования возрастающего объема разнообразной информации для принятия оптимального решения по управлению торговой деятельностью. Однако с ростом объема и широты информационного материала снижается его точность, увеличивается неопределенность знаний о внешней среде.

Основные факторы внешней среды могут быть подразделены на две группы: прямого и косвенного воздействия. Факторы, оказывающие непосредственное влияние на предприятие, относятся к среде прямого воздействия, все другие, опосредо­ванно влияющие на предприятие, – к среде косвенного воздействия.

К основным факторам прямого воздействия относятся:

• соотношение спроса и предложения на реализуемые предприятием товары и предлагаемые виды услуг, сложившиеся на данной территории. При этом первостепенное значение имеет выяв­ление возникающих потребностей в новых товарах, услугах и перспектив их роста, а также учет покупательной способности населения;

• уровень требований потребителей к товару и их предпочтения при выборе товаров, широта и глубина товарного ассортимента, качество и внешний вид товара, способ упаковки и т.п.;

• наличие и деятельность предприятий-конкурентов, т.е. их место на рынке, объем товарооборота, ассортимент товаров, виды предоставляемых услуг, особенности рекламной и ценовой политики, величина экономического потенциала;

• условия торговли на рынке – формы и методы торговли, способы платежей и расчетов, сложившиеся на рынке, особенности законов и нормативных актов, регулирующих правовое положение и торговую деятельность предприятия на территориальном уровне.

К факторам внешней среды прямого воздействия, значительно влияющим на деятельность торгового предприятия, относится также степень развития его финансово-хозяйственных связей, включающих следующие аспекты:

• характер отношений предприятия с поставщиками товаров, материально-технических ресурсов и с посредниками, то есть фирмами, помогающими в продвижении, сбыте товаров, оказывающими консультативные, маркетинговые, транспортные, рекламные услуги;

• условия взаимоотношений с финансовыми институтами, т.е. с государственными административными, налоговыми, таможенными органами, с банками, инвестиционными, страховыми, аудиторскими компаниями, брокерскими фирмами;

• состояние источников обеспечения предприятия трудовыми ресурсами необходимых специальностей и квалификации, наличие системы обучения на самом предприятии, его взаимоотношения с соответствующими учебными заведениями, биржей труда и т.п.;

• отношения предприятия со средствами массовой информации, профсоюзами, обществами защиты прав потребителей, экологи­ческими и другими общественными организациями.

Особо значим для торговых предприятий фактор его местонахождения – центр или окраина города (района, микрорайона); торговая, промышленная, жилая зона или место отдыха; близость вокзалов, транспортных магистралей и т.п. Все эти объективные условия, наряду с факторами прямого воздействия, оказывают большое влияние на работу торгового предприятия и в итоге предопределяют его формат, ассортиментную структуру, формы обслуживания, величину товарооборота, доходность торговой деятельности.

Среда косвенного воздействия включает следующие общеэкономические и общеполитические факторы, влияющие на предпринимательскую деятельность:

• стабильность государственной экономической и социальной политики;

• финансовая, кредитная, налоговая политика, стимулирующая развитие предпринимательских структур;

• рост покупательной способности населения;

• социокультурные особенности населения (привычки, нравственные, этические нормы, стиль жизни, религиозные позиции) и др.

Каждое торговое предприятие должно оперативно и адекватно реагировать на изменения внешней среды, чтобы обеспечить долговременность, устойчивость и эффективность своего функционирования.

Тема №5

Планирование материально-технической базы торгового предприятия

Основные понятия. План технического оснащения предприятия

 Материально-техническая база торгового предприятия – это совокупность всех средств труда (как собственных, так и арендованных у других предприятий), принимающих участие в обслуживании торгово-технологического процесса. Основу материально-технической базы составляют основные фонды предприятия (как производственные, так и непроизводственные). 

 Основные производственные фонды – это средства труда, которые принимают участие в процессе производства в течение длительного периода, не изменяя при этом своей натурально-вещевой формы и постепенно переносят свою стоимость на стоимость изготовленной продукции.

 Основные непроизводственные фонды не принимают непосредственного участия в процессе производства (жилищно-коммунальное хозяйство, объекты социально-бытового назначения и др.).

 Задачей планирования развития материально-технической базы торгового предприятия является определение потребности в основных фондах.

 Основными разделами плана являются:

- план технического оснащения;

- план торговой площади;

- план складского хозяйства.

План технического оснащения предприятия предусматривает определение потребности в оборудовании. Субъект хозяйственной деятельности самостоятельно решает вопросы обеспечения торговых помещений торгово-технологическим оборудованием (холодильным, поднимально-транспортным, весоизмерительным и др.) в соответствии с существующими нормативами.

 Применение электронно-кассовых аппаратов и товарно-кассовых книг производится в соответствии с действующим законодательством. Средства измерения, используемые в торговой деятельности для расчёта с покупателями, должны иметь государственное поверочное клеймо и проходить проверку в установленном порядке. 

 5.2. Планирование торговой площади

 Базой для расчёта всех помещений магазина является размер его торговой площади. Размер торговой площади магазина и её распределение между группами товаров и дополнительными видами обслуживания рассчитываются на основе планируемого для магазина объёма товарооборота, размера товарооборота на один квадратный метр торговой площади, достигнутого аналогичными за товарным профилем магазинами. Размеры помещений для хранения и подготовки товаров к продаже рассчитываются по каждой группе товаров на основе размера отведенной для этого торговой площади. Дополнительные (разгрузочные площадки, помещение для тары) и административно-бытовые помещения рассчитываются по общей торговой площади магазина.

 Планирование торговой площади определяется исходя из необходимости, специализации и размещения предприятия.

 Существуют 2 метода разработки такого плана:

 - нормативный метод, основанный на нормативах товарооборота на 1м2 торговой площади или нормативах торговой площади на 1000 жителей;   

 - факторно-аналитический метод, в основе которого лежит изучение потребности в торговой площади с учётом объёма товарооборота и качества торгового обслуживания.

 Планирование торгового зала зависит от его формы и размеров, принятой системы размещения оборудования для выкладки товаров и расчётов с покупателями, а также рабочих мест продавцов в магазинах, осуществляющих продажу товаров традиционным методом.  

 Планирование торгового зала должно обеспечить рациональное использование его площади и, в частности, создание наибольших удобств для покупателей и минимальных затрат труда на доставку товаров из кладовых.

 5.3. Планирование торгового зала в магазинах самообслуживания

 Рассмотрим подробно планирование торгового зала в магазинах самообслуживания, распространённых в торговле продовольственными товарами.

 При этом методе продажи товаров отпадает распределение торгового зала на зону для покупателей и зону рабочих мест продавцов – в распоряжение покупателей передаётся вся площадь зала. Важным моментом здесь является рациональное направление покупательских потоков. Международная практика работы продовольственных магазинов самообслуживания показала, что наиболее рациональным является такое планирование торгового зала, при котором покупатели двигаются по кругу против часовой стрелки и возвращаются к начальному пункту. Это обусловлено тем, что покупатели подбирают товары во взятые на входе инвентарные корзинки, которые возвращают назад на выходе. Кроме того, покупатели, оставившие на сохранение при входе в магазин свои личные сумки, должны получить их после расчёта за выбранные товары или взять из камеры хранения. С учётом этого, магазины самообслуживания должны иметь вход-выход, размещённый в правой части торгового зала.

Товары в торговом зале выкладывают на околостенных и островных горках, холодильных прилавках-витринах, в контейнерах, корзинах и т.д. Полки для выкладывания товаров размещают по линейной системе. Островные двусторонние горки свободно размещают в виде линий и только небольшую часть односторонних околостенных горок – по периметру трёх сторон торгового зала.

 Планирование торгового зала магазина самообслуживания должно обеспечивать контроль за покупателями, выходящими из зоны самообслуживания. Кассы устанавливают так, чтобы кассир-контролёр сидел лицом к торговому залу, а покупатели подходили к нему с левой стороны. Количество кабин кассиров-контролёров определяется из расчёта одной кабины на 80 м2 зала. Однако при определении их количества следует учитывать интенсивность потока покупателей, чтобы избежать очередей в расчётном узле. Так в часы пик большинство магазинов увеличивают число работающих касс, доводя обеспеченность ими до 60 м2 площади торгового зала на одну кабину. За границей расчётного узла устанавливают столы, на которых покупатели перекладывают приобретённые товары из инвентарных корзин в личные сумки.

 В больших продовольственных магазинах самообслуживания организуют отделы продаж товаров по предварительным заказам, а при отсутствии поблизости предприятий общественного питания – кафетерии. Отделы заказов и кафетерии следует размещать так, чтобы покупатели могли посещать их, минуя зону самообслуживания. В связи с особыми правилами продажи вино-водочных изделий целесообразно выделять для этого в магазинах изолированные от основного зала помещения.           

 Эффективность использования торговой площади в магазинах самообслуживания оценивается коэффициентом установленной площади.

 Установленная площадь – это часть площади торгового зала, занятая полками для товаров. Коэффициент установленной площади рассчитывается по формуле:

                                          КУ = S1/S,

где КУ – коэффициент установленной площади; S1 – площадь торгового зала, занятая полками для товаров, м2; S – общая площадь торгового зала, м2.

   Оптимальное использование площади торгового зала достигается, если данный коэффициент равен 0.3.

   Емкость оборудования для размещения товаров оценивается величиной коэффициента экспозиционной площади по формуле:

КЕ = S2 /S,

где КЕ – коэффициент экспозиционной площади; S2 – площадь всех полок для товаров, м2; S – общая площадь торгового зала, м2.

   Коэффициент экспозиционной площади считается оптимальным при значении 0.65 – 0.75. На снижение этого коэффициента влияет увеличение удельного веса охлаждающих горок, имеющих соотношение установленной и экспозиционной площади 1:1.

   Необходимость эффективного использования основных фондов требует чёткого распределения торгового оборудования по группам товаров. Для расчёта оборудования и торговой площади, необходимых для каждой группы товаров, используются два показателя: запас товаров, который должен храниться в торговом зале и стоимость товаров определённой группы, которые размещаются на одном квадратном метре экспозиционной площади. Первый показатель может быть получен из отчётов материально ответственных лиц и материалов инвентаризации, второй определяется на основе расчётов. С помощью этих двух показателей легко рассчитать необходимую торговую площадь и количество оборудования для размещения каждой группы товаров. Расчёт производится по формуле:

                                                 NГ = СТГ /(СТГЕ*SЕ),

где NГ – необходимое число горок для товарной группы, единиц; СТГ – стоимость товарного запаса данной группы товаров в торговом зале, грн.; CТГЕ – стоимость товаров данной группы, размещённых на одном квадратном метре экспозиционной площади, грн.; SЕ – размер экспозиционной площади одной горки, на которой будет размещена данная товарная группа, м2 .

   Площадь торгового зала для размещения рассчитанного числа горок определяется по формуле:

                                                 SТЗ = SГ* NГ У,

где SТЗ – площадь торгового зала, необходимая для размещения товаров данной группы, м2; SГ – площадь, установленная для одной горки, м2; NГ – необходимое число горок, единиц; КУ – принятый для магазина коэффициент установленной площади.

5.4. Размещение товаров в торговом зале

Для обеспечения благоприятных условий обслуживания покупателей важным является правильное размещение товаров в торговом зале. При этом во внимание принимается частота спроса на товары. Так, в универсамах, товары наиболее массового спроса (хлебобулочные изделия, молочные продукты, гастрономические товары, часть бакалейных) размещают в глубине торгового зала, в непосредственной близости к кладовым или фасовочным отделам, чтобы свести к минимуму затраты труда по перемещению этих товаров и не создавать неудобств покупателям при пополнении запасов в течение рабочего дня. Другие продукты и непродовольственные товары размещают в центральной части зала.

 Для лучшей ориентации покупателей в торговом зале за каждой товарной группой закрепляют чётко определённое место. Нельзя забывать при этом про комплексность спроса и взаимозаменяемость товаров. Поэтому, например, мясо размещают возле рыбы, а масло – рядом с сыром. Непродовольственные товары массового спроса, продажа которых осуществляется в универсамах, целесообразно размещать в зале по принципу потребительского назначения (для кухни, для школы и т.п.).  

 При размещении товаров важную роль играют способы их выкладывания. Наиболее целесообразно выкладывание навалом. Лишняя декоративность в выкладывании не даёт требуемого эффекта, так как покупатели не пытаются взять товар, боясь нарушить композицию. Наиболее удачным способом размещения товаров на горках является размещение однородных товаров на всех полках горки по вертикали, что позволяет покупателям быстро ориентироваться в зале и подбирать товары, не мешая друг другу. Проходя вдоль полки, покупатель в основном рассматривает товары, расположенные на уровне глаз и ниже. Поэтому на высоте 110 – 164 см от пола следует размещать товары-новинки, а также товары, в продаже которых магазин особенно заинтересован. На нижних полках горок размещают товары со стойким высоким спросом.

 Подготовка торгового зала к продаже товаров и обслуживанию покупателей завершается проверкой правильности работы компьютерных кассовых систем, весоизмерительных приборов, обеспечения касс разменной монетой [1].

 5.5. Организация склада

 План складского хозяйства определяет потребность предприятия в складских помещениях. Расчёт производится по нормативам или на основе проведения технико-экономических расчётов (исходя из установленных нормативов товарных запасов, которые должны храниться на складах предприятия; расчётных коэффициентов складского объёма, необходимых для хранения определённой единицы товарных запасов; коэффициента полезного использования складского объёма).

 С целью правильной расстановки работников складского хозяйства разрабатывается организационная схема склада. Типичная организационная структура склада крупного предприятия имеет следующий вид (рис. 10) [8].

 

Управляющий складским хозяйством
Отдел приёма возвращённых товаров
Отдел эксплуатации и ремонта оборудования  
  Отдел приёма
  Отдел хранения
  Отдел отгрузки
  Отдел доставки
Отдел выпол- нения заказов
  Отдел упаковки


                                                                                                     

Рис. 10. Организационная структура склада крупного предприятия

Тема №6

Товарооборот

 6.1. Товарооборот. Основные понятия

 Одним из основных результатов коммерческой деятельности предприятия является товарооборот, представляющий собой процесс поступления и реализации товаров. Показатели товарооборота имеют количественную и качественную характеристики. Количественная характеристика товарооборота – это объём реализации в денежном выражении, качественная – структура товарооборота (или ассортиментный состав). На предприятиях товарооборот выражается в сумме денежной выручки за проданные товары, на основании чего можно говорить о значимости данного предприятия на потребительском рынке.

На товарооборот влияют различные факторы. Основным из них является соотношение между спросом и предложением. В условиях, когда спрос населения превышает предложение товаров, резко увеличивается их оборачиваемость, товарооборот осуществляется с меньшими товарными запасами. При увеличении предложения товаров, насыщении рынка наблюдается снижение скорости оборота товаров.

К показателям, характеризующим товарооборот коммерческого предприятия, относятся:
     - объём товара в стоимостном выражении в текущих ценах;

- объём товара в стоимостном выражении в сравнительных ценах;

- ассортиментная структура товарооборота по отдельным группам товаров (грн., %);

- однодневный объём товарооборота (грн.);

- объём товарооборота в расчёте на одного работника, в том числе работника торговой группы;

- объём товарооборота на 1м3 общей площади, в том числе торговой площади;

- длительность оборота товаров (дни);

- скорость товарооборота, количество оборотов.

Планирование поступлений и закупки товаров

Основной составляющей, определяющей товарооборот коммерческого предприятия, является объём закупаемых товаров. Планирование поступлений и закупки товаров, в свою очередь, осуществляется на основании ожидаемого объёма продажи товаров.

Закупка товаров содержит следующие составляющие:

- изучение и прогнозирование покупательского спроса;

- определение источников поступления и поставщиков товара;

- организацию хозяйственных связей с поставщиками товаров, включая разработку и заключение договоров поставки;

- организацию учёта и контроля за ходом выполнения договорных обязательств.

Начальным этапом планирования потребности предприятия в товарных ресурсах является анализ отчётных данных об обеспеченности предприятия товарными ресурсами в предплановом периоде, о выполнении договоров, равномерности поступления товаров, оценка эффективности использования ресурсов в целом и важной их составляющей – товарных запасов. На предприятии должен быть организован строгий учёт выполнения договоров на поставку товаров с точки зрения полноты их выполнения, как по объёмам, так и по срокам. Причём придерживание сроков поставки товаров и равномерность поставки имеют важное значение для предприятий торговли, так как это обеспечивает бесперебойную продажу товаров, не требует дополнительных товарных запасов в виде страховых запасов.

Анализ поступления товаров проводят в целом по торговому предприятию, по товарным группам и товарам, источникам поступления, поставщикам, а также в разрезе торговых предприятий – получателей товаров. При этом используются как стоимостные, так и натуральные показатели. Применение натуральных показателей и данных о средних розничных ценах на товары позволяет полнее изучить выполнение плана и динамику поступления товаров по ассортименту и качеству, определить степень удовлетворения спроса покупателей на отдельные товары. Оценка выполнения плана и динамики поступления товаров должна проводиться по данным за каждый месяц и нарастающим итогом с начала квартала и года. Особое внимание уделяют изучению источников поступления товаров. Необходимо установить, у каких поставщиков, и в каком объёме закупались товары, какие существуют возможности по закупкам в будущем.    Для оценки поступления товаров в натуральном выражении составляются специальные аналитические таблицы, по данным которых можно изучить степень удовлетворения спроса покупателей на отдельные товары.

Важным вопросом анализа является изучение частоты и своевременности завоза товаров. Несвоевременная поставка товаров негативно отображается на выполнении плана и динамике товарооборота, в то время как равномерный и постоянный завоз товаров сохраняет их качество и нормализует товарные запасы.

Большое значение имеет проверка придерживания договоров поставки товаров отдельными поставщиками. В процессе анализа необходимо определить степень выполнения договоров поставки по общему объёму, ассортименту и качеству товаров, срокам их отгрузки, условиям транспортировки и т.п. Нарушения в выполнении договоров могут быть по вине поставщиков или по вине розничных торговых предприятий (отказ от заказанных товаров, непридерживание условий оплаты и др.).

Планирование поступления товаров проводится в несколько этапов:

1. Анализ обеспеченности предприятия товарными ресурсами и эффективности их использования в предплановом периоде.

2. Расчёт необходимого размера запасов товаров на плановый период.

3. Определение общей потребности в товарных ресурсах.  

4. Разработка плана поступления товаров.

Необходимый объём поступления товаров в планируемый год определяется путём исключения из общей потребности в товарах количества товарных запасов, имеющихся на предприятии, на начало планируемого года.

Объёмы необходимого поступления товаров рассчитывают по отдельным товарным группам и по предприятию в целом. Расчёты проводят по формуле:

                       ПТПЛ = ТОПЛ – ЗН + ЗК + ВТ ,

где ПТПЛ – планируемый объём поступления товаров на предприятие в розничных ценах; ТОПЛ – планируемый объём товарооборота; ЗН – фактическая сумма товарных запасов на начало планового периода; ЗК – планируемая сумма товарных запасов на конец периода; ВТ – ожидаемое выбывание товаров (природное, уценка, сезонная распродажа и др.).

  На основе планируемого объёма поступления товаров определяется плановый объём закупки товаров. Разница между этими показателями состоит в том, что объём поступления товаров рассчитывается в розничных ценах, а объём закупки товаров – в ценах их закупки (разница составляет сумму торговых наценок). Далее определяется круг поставщиков необходимых товаров, вид транспорта и маршруты поставок, графики поставок, особые условия поставок. Заключаются договора с поставщиками и транспортными организациями.   

Оптовый товарооборот

Основным количественным показателем, позволяющим оценить объём работы оптовой торговли, является величина оптового товарооборота.

План оптового товарооборота включает:

- план оптового товарооборота в общем объёме, структуре, по видам;

- норму товарооборота товарных запасов;

- план товарного обеспечения.

Расчёт начинается с определения потребности в товарах в разрезе источников их поступления, потом рассчитывается объём оптового товарооборота по реализации:

                                 ТОО = РР + РП + РВН ,

где РР – объём реализации товаров розничным торговым предприятиям; РП – объём реализации предприятиям для промышленного потребления и переработки (внерыночный фонд); РВН – объём реализации товаров на экспорт и внутренние потребности на внутреннем рынке.

После определения прогнозируемого значения оптового товарооборота необходимо определить ассортиментную структуру товара, необходимого для удовлетворения спроса, бесперебойной торговли, нормализации товарных запасов.

Объём потребности в товарах рассчитывается:

                           ПТ = ОС – ЗМ + НЗ,

где ПТ – потребность в товаре конкретного вида на плановый период; ОС – прогнозируемый объём спроса на данный товар; ЗМ – мобилизованный товарный запас на начало планового периода на оптовом предприятии и предприятиях, обслуживаемых им; НЗ – норматив товарных запасов, необходимых для бесперебойной торговли и нормализации оптовых запасов.

Прогнозируемый объём спроса на данный товар определяется по формуле:

                                      ОС = ОП / КИС ,

где ОП – прогнозируемый объём продаж; КИС – коэффициент изменения спроса.

  Запас на начало прогнозируемого периода определяется по формуле:

                                                 ЗМ = ЗК + ПТ – ОП   ,       

где ЗК – товарный запас на предприятии на конец периода.

  После расчёта прогнозируемых значений объёма и структуры товарооборота по реализации определяют величину складского и транзитного оборота. Размер и структура складского товарооборота зависит от:

  - обеспеченности базы оптовой торговли складскими площадями и мощностями;

- планов введения их в действие и выведения;

- сезонности производства и пот ребления отдельных видов товаров;

- сложности ассортимента товаров;

- размещения и специализации промышленных, оптовых и розничных предприятий;

- нормы транзитных отгрузок;

- сформированного удельного веса складского товарооборота.

Как правило, по товарам сложного ассортимента планируется складской товарооборот, а по простому и крупногабаритному ассортименту – транзитный.

Заключительным этапом планирования оптового товарооборота является расчёт его товарного обеспечения и определения источников поставки товаров на базу.

 6.4. Розничный товарооборот

 Это продажа товаров в розничной торговле конечным потребителям. На этом процесс оборота товара завершается. Как экономический показатель розничный товарооборот отображает объём товарной массы (в денежном выражении), который переходит в сферу личного потребления, и характеризует, с одной стороны, денежную выручку в торговле, с другой – сумму затрат населения на приобретение товаров. Динамика розничного товарооборота отображает пропорции между производством и потреблением, потребность предприятий в материальных и трудовых ресурсах, развитие торговой сети.

В состав розничного товарооборота включают:

1) стоимость проданных населению потребительских товаров:

а) за наличные;

б) по кредитным чекам;  

в) по расчётным чекам банков;

г) по пересчётам со счетов вкладчиков (учитывается как продажа за наличные);
  2) стоимость товаров, проданных почтой, с оплатой по безналичному расчёту;

3) стоимость товаров, проданных в кредит (с момента отпуска товаров покупателю) – в объёме полной стоимости товаров;

4) стоимость товаров, сданных на комиссию (с момента продажи) – в объёме комиссионных выплат, если торговое предприятие не является собственником товаров; в размере полной стоимости, если торговое предприятие является собственником товара;

5) полная стоимость товаров, проданных отдельным категориям населения со скидкой (лекарственных средств, топлива и т.д.);

6) стоимость проданных с предоплатой печатных изданий (с момента выписки счёта без учёта стоимости доставки);

7) стоимость упаковки, имеющей продажную цену, не входящую в цену товара.

Стоимость стеклянной посуды, имеющей заложенную цену, проданной с товаром (из-под алкогольных и безалкогольных напитков, молочных продуктов и других товаров) в розничный товарооборот не включается.

 Розничный товарооборот определяется по ценам фактической реализации с момента отпуска товаров покупателю независимо от времени оплаты.

 В состав розничного товарооборота включается также отпуск по безналичному расчёту из розничной сети и сети общественного питания:
   - продовольственных товаров юридическим особам социального назначения (больницам, санаториям, детским домам и др.);

 - продовольственных товаров судам морского и речного флота, рыболовным промышленным судам для питания экипажей судов, туристов, пассажиров в судовых вагонах-ресторанах, геологоразведывательным партиям для питания работников экспедиций, а также отдельных непродовольственных товаров на текущие потребности для реализации членам экипажей;

 - товаров подарочного ассортимента к праздникам и новогодних подарков для детей.

 При определении планового объёма розничного товарооборота на уровне отдельного предприятия план товарооборота может разрабатываться в трёх вариантах:

 1. Необходимый объём товарооборота. Плановый объём товарооборота рассчитывается исходя из необходимого объёма получения прибыли, планового уровня затрат и уровня доходности предприятия.

 2. Возможный объём товарооборота. Плановый объём товарооборота рассчитывается на основе изучения динамики товарооборота и перенесения основных закономерностей развития на плановый период с учётом факторов, влияющих на объём товарооборота.

 3. Ресурсообеспеченный объём товарооборота.Плановый объём товарооборота рассчитывается исходя из возможных объёмов закупки товаров и иммобилизации товарных запасов, исходя из обеспеченности предприятия персоналом и трудоёмкости товарооборота, а также на базе применения нормативов товарооборота на единицу торговой площади и её фактического наличия.

 Разработанные варианты объёмов товарооборота необходимо сравнить между собой для выбора оптимального варианта [1].

  6.5. Методы планирования товарооборота

  Планирование товарооборота рекомендуется осуществлять по показателям:

- объёма и ассортиментной структуры товарооборота;

- товарного обеспечения;

- товарных запасов.

  При планировании товарооборота могут быть использованы следующие методы:

- исследовательско-статистический;

- экономико-статистический;

- экономико-математического моделирования;

- комплексного согласования основных показателей хозяйственной деятельности предприятия.

   Следует, однако, отметить, что планирование товарооборота начинается в тот момент, когда ещё нет данных о фактическом товарообороте за весь отчётный (предплановый) период. Поэтому при планировании сначала определяется ожидаемый товарооборот.

    Исследовательско-статистический метод позволяет определить плановый объём товарооборота торгового предприятия на следующий год исходя из сравниваемого объёма товарооборота за отчётный год и среднегодового темпа изменения товарооборота за 3-5 лет, предшествующих плановому году:

                                      ТОПЛ = (ТООТЧ*I) / 100%,

где ТОПЛ – объём товарооборота на планируемый год, грн.; ТООТЧ – объём сравниваемого товарооборота отчётного года, грн.; I – среднегодовой темп изменения объёма товарооборота, %.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 184; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.63.145 (0.164 с.)