Материальный баланс товарных ресурсов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Материальный баланс товарных ресурсов



Ресурсы Коли-чество Использование ресурсов Коли-чество
1. Запасы товаров на начало планового периода 2. Поступления: - промышленное производство; - сельскохозяйственное производство; - завоз из других областей; - ресурсы, которые свободно формируются; - за счет местного производства; - поступление по бартерным соглашениям; - импорт; - другие поступления (разбронирование резерва)   1. Рыночные фонды, предназначенные для реализации: - в розничной торговой сети; - внерыночным потребителям; - по свободно заключенным соглашениям; - по бартерным соглашениям 2. Фонд промышленной переработки 3. Фонд промышленного потребления 4. Фонд бюджетных организаций 5. Благотворительные и другие фонды 6. Пополнение гос. резервов 7. Экспорт  
Вместе   Вместе  
Расходы при хранении, отходы   Запасы на конец планового периода  
В целом   В целом  

Поступление товаров от промышленного производства и сельского хозяйства охватывает все производство, включая и госбюджет, а также внутрихозяйственное потребление. Это поступление может включать поступления за счет местного производства. Учитывается это как по продукции промышленного, так и сельскохозяйственного производства. Резервом роста поступления товарных ресурсов по этим источникам является перевыполнение плановых заданий производственной и заготовительной деятельности. Поступления от промышленного и сельскохозяйственного производства – основной источник товарных ресурсов.

Отдельно выделяется завоз из других областей. Он характеризует перемещение товарной массы в пределах государства в отдельных экономических районах и областях.

В ресурсах свободного формирования отдельно выделяют источники их поступления: за счет местного производства, которое не вошло в централизованное поступление, где на первое место ставят производство фермеров и индивидуальной трудовой деятельности. Во втором случае оно является составной частью импорта.

Поступление товаров из импорта устанавливается в соответствии с размерами, предусмотренными экспортно-импортными планами при учете обеспечения долгосрочных соглашений со сторонами-партнерами.

Поступление по бартерным соглашениям отображает товарообменные операции между отдельными областями, или и отдельными государствами.

Другие поступления, включая разбронированные резервы, предусматривают поступления продовольственных ресурсов, горюче-смазочных материалов вне установленных планами. Для разбронирования резервов принимается решение Кабинета Министров или за счет общего сокращения или временного их уменьшение в пределах конкретного периода с тем, чтобы в период массового производства конкретных ресурсов их пополнить (мука, сахар, крупы и т.д.).

Потери при хранении и отходы продовольственных товаров планируются на основе установленных норм естественной убыли и опыта предыдущих лет, но не выше установленных норм.

Вторая часть баланса представляет собой использование товарных ресурсов, т.е. их распределение. Основное место в использовании товарных ресурсов принадлежит обеспечению торговой сети независимо от ее принадлежности. Это та часть товарных ресурсов, которая предназначена для продажи населению и пополнению запасов товаров в розничной торговой сети в пределах установленных нормативов, а также с учетом возмещения потерь от цены естественных потерь. Это рыночный фонд, который осуществляет товарное обеспечение розничного товарооборота. А потому, чем больше часть рыночных фондов, тем полнее удовлетворяется спрос населения при том же объеме товарных ресурсов. Следовательно, удовлетворение спроса может решаться через увеличение производства товаров, то есть общего объема ресурсов, через повышение доли рыночного фонда и ограничения внерыночных потребителей. Так, замена растительного масла в производстве масел, олифы, масляных красок синтетическими продуктами позволит заметно сократить потребление масла и увеличить долю рыночного фонда. Сейчас ежегодно лишь химическая промышленность на технические цели использует около 35% общего количества изготовленного растительного масла.

Размер потребности торговой сети, внерыночных потребителей, поставки за свободно заключенным договорам и соглашениям определяется с учетом данных спроса населения, величины покупательных фондов, потребностей организаций и учреждений и других запросов народного хозяйства и имеющихся товарных запасов. По товарам, ресурса которых еще недостаточно для полного удовлетворения спроса населения, при определении величины рыночных фондов исходят из первоочередного удовлетворения спроса населения и ограничения внерыночного потребления.

Фонд промышленной переработки – это та часть товарных ресурсов, которая используется как основное сырье для производства других товаров, например, сахара для производства кондитерских изделий, муки для изготовления хлеба и хлебобулочных изделий, тканей – для швейных изделий. Фонд промышленной переработки рассчитывается по видам продукции на основании производственной программы и норм расходования сырья на единицу продукции, или выход готовых изделий из единицы сырья. Изготовленные в результате промышленной переработки товары направляются для продажи населению, тем самым увеличивая товарные ресурсы рыночного фонда и расширяя ассортимент товаров. Одновременно размер промышленной переработки способствует увеличению потребления готовых изделий.

Величина промышленной переработки характеризует уровень развития отраслей легкой и пищевой промышленности, а также поступления товаров из рыночного фонда и фонда промышленной переработки. Отдельно выделяют использования ресурсов через фонд промышленной переработки рыночными и внерыночными потребителями.

Отдельно выделяют фонд промышленного потребления. Сюда включается масса товаров, которые используются в процессе производства как вспомогательные материалы. Например, ткани для обуви, мебельной и автомобильной промышленности. Потребность в отношении этих товаров определяют исходя из планового объема производства и норм расхода на единицу изделия. С целью увеличения рыночных фондов основных товаров народного потребления нужно искать возможности замены части товаров, которые используются на промышленное потребление, а также строго контролировать расходы в соответствии с нормами и нормативами.

Фонд бюджетных организаций обеспечивает удовлетворение потребностей в товарах учащихся школ, интернатов, профтехучилищ (частично) больниц, детских дошкольных учреждений, домов инвалидов и т.п. Потребность в этих товарах определяют на основе количества потребителей и установленных норм расходов на одного потребителя. Фонд бюджетных организаций предусматривает поставки только непродовольственных товаров. Поставки продовольственных товаров осуществляется за счет рыночного фонда через мелкооптовую продажу.

Отдельно также выделяют фонд спецодежды и спецобуви, которые предоставляются рабочим и служащим во время их работы на предприятиях и организациях, заведениях, а также некоторые продукты питания для работников вредных производств. Их размер определяется в соответствии с плановой численностью рабочих и служащих, которые по условиям своей работы имеют право пользоваться определенными видами спецодежды, спецобуви, а также спецпитание.

К благотворительным и иным фондам включается масса товаров, предназначенных для оказания помощи и пожертвований. Отдельно выделяют фонд Чернобыля.

Важной задачей при составлении баланса ресурсов является выделение нужных товаров для пополнения государственных резервов. Размер пополнения определяется на основании постановлений правительства. Пополнение государственных резервов в общем объеме или его частях осуществляется в строгом соответствии с разбронированием резервов. Кроме государственного резерва, в балансах выделяется также текущий резерв, за счет которого обеспечивается потребность в ресурсах, не предусмотренных годовым планом.

Объем экспорта планируется согласно заключенным договорам в соответствии с экспортно-импортным планом.

Запасы товаров на конец планового периода устанавливаются в оптовых организациях и промышленных предприятиях в соответствии с нормативами.

Балансы различных ресурсов товаров должны быть взаимосвязаны. Так, размер фондов, направляемых для промышленной переработки, в балансе сахара связывается с объемом поступления продукции с производства в балансе кондитерских изделий. При расчете балансов ресурсов нужно учитывать состояние рынка товаров, соотношение цен на отдельные товары, особенно на взаимозаменяемые. Балансы ресурсов составляют как в масштабе государства, так и в масштабе областей и городов. Целью составления местных балансов является поиск товарных ресурсов, которые не учитываются в общегосударственном балансе ресурсов, а также с целью устранения встречных и нерациональных перевозок.

Отдельно составляется баланс использования товаров народного потребления, поступающих в торговлю. Разработка таких балансов проводится по основным продовольственным и непродовольственным товарам в расчете на год.

Тема №2

Спрос и предложение

   2.1. Спрос и предложение. Основные понятия

Любой рынок состоит из покупателей, желающих приобрести товары, и поставщиков, желающих товары продать. Каждая из этих сторон стремится максимально полно удовлетворить собственные потребности при любой установленной на товар цене, однако каждая из них находится во власти своего сдерживающего фактора: покупатели сдерживаются ограниченностью своего бюджета, а поставщики – ограниченностью своих технологических возможностей.

Рынок – это инструмент, или механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг. Состояние рынка определяется соотношением величины спроса и предложения. Чтобы понять рыночную экономику во всей ее полноте, необходимо хорошо усвоить два фундаментальных понятия: спрос и предложение.

Спрос и предложение – взаимозависимые элементы рыночного механизма, где спрос определяется платежеспособной потребностью покупателей (потребителей), а предложение – совокупностью товаров, предложенных продавцами (производителями); соотношение между ними складывается в обратно пропорциональную зависимость, определяя соответствующие изменения в уровне цен на товары.

Изменение соотношения между спросом и предложением порождает колебания рыночных цен вокруг так называемой цены равновесия. Через эти колебания устанавливается тот уровень цен, при котором обеспечивается равновесие спроса и предложения и в конечном итоге равновесие производства и потребления.

 

    2.2. Совокупный спрос как экономическая категория. Закон спроса

     Человеку для удовлетворения своих потребностей необходимо приобретать различные товары и услуги. Каждый человек на рынке товаров и услуг является покупателем. Совокупность этих покупателей формирует спрос на товары и услуги. Следовательно, постоянно возрастающие потребности формируют спрос. Но для удовлетворения потребностей одного желания недостаточно. Это желание должно быть подкреплено платежеспособностью.

Впервые понятия спроса и предложения в экономической науке исследовал в своих работах английский экономист Альфред Маршалл (1842 - 1924).

Спрос – это отражение потребностей людей в том или ином товаре, услуге, их желание их приобрести. Потребителей интересует не товар вообще, а товар по приемлемой цене.

Спрос (Qd) – то количество товаров и услуг, которое покупатели (потребители) готовы приобрести при данных ценах в течение определенного времени.

В западной экономической литературе спросом называют то, что связывает покупаемые блага с теми "жертвами", которые приходится делать для приобретения этих благ. Поэтому разница между потребностями и спросом такая же, как между желаниями и возможностями. То есть желание на рынке должно быть подкреплено возможностью – деньгами покупателя. Иначе говоря, спрос – это планы или намерения покупателя относительно покупки товара.

Механизм рынка позволяет удовлетворять только те потребности, которые выражены через спрос. Помимо них в обществе всегда есть и такие потребности, которые нельзя измерить деньгами и превратить в спрос. К ним относятся блага и услуги коллективного пользования, особенно такие, в потреблении которых участвуют все граждане без исключения (охрана общественного порядка, национальная оборона, государственное управление, единая энергетическая система, национальная сеть коммуникаций и т.д.). Эти блага в мировой экономической науке именуются общественными товарами.

В обществе с развитой рыночной экономикой преобладающая часть потребностей удовлетворяется посредством реализации спроса. Рыночный спрос представляет собой сумму индивидуальных спросов, которые формируются на основе потребительского выбора.

Объем спроса на какой-либо товар или услугу – это количество товара или услуги, которое потребители согласны купить по определенной цене в течение определенного периода времени.

Цена спроса на какой-либо товар или услугу – это максимальная цена, которую покупатель готов заплатить за определенное количество товара или услуги.

Между рыночной ценой товара и тем его количеством, на которое предъявляется спрос, всегда существует определенное соотношение. Количество вещей, покупаемых людьми, всегда зависит от цен на товары.

Впервые математически закон спроса был сформулирован А. Курно
в 1838 г.

Зависимость между величиной спроса и ценой описывается законом спроса, согласно которому между ценой (P) и спросом (Qd) существует обратная зависимость: при увеличении цены спрос падает, при снижении – растет.

                                   Qd = f (P) <0                                               

Зависимость между ценой и спросом можно описать алгебраически, с помощью таблицы или графически (рис. 1.).

Если функция спроса носит линейный характер, то алгебраически уравнение спроса имеет вид:

                                     Qd = a - bP,                                                

где Qd – величина спроса; P – цена товара; a и b – постоянные коэффициенты.

       Рис. 1. Зависимость спроса от цены (кривая спроса)

 

Изображение соотношения между рыночной ценой товара и денежным выражением спроса на него называется графиком спроса, или кривой спроса D (D – от англ. «demand» – спрос). На графике кривая D отлого опускается. Эта кривая иллюстрирует закон падающего спроса. Суть этого закона состоит в том, что если цена какого-либо товара повышается при неизменности других условий рынка, то спрос на этот товар уменьшается. Или, если на рынок поступает большее количество одинакового товара, то при прочих равных условиях цена на него уменьшается. Другими словами, величина спроса возрастает при снижении цены и уменьшается при повышении цены.

Кривая (график) спроса показывает величину спроса при каждом значении цены. Цена выступает как независимая переменная (экзогенный фактор), а спрос – как зависимая переменная (эндогенный фактор).

Если рассматривать обратную зависимость – зависимость цены от спроса, то характер ее совершенно иной: если спрос растет, то растет и цена, если спрос падает, то падает цена, т.е. зависимость прямая.

Изменение цены товара приводит к изменению спроса и движению вдоль (по) кривой спроса (рис. 2).

         Рис. 2. Изменение величины спроса под влиянием изменения цены

 

При изменении цены с P1 до Р2, когда все факторы, кроме цены, постоянны, движение осуществляется вниз по кривой спроса, увеличивается количество покупаемого товара от Q1 до Q2. Изменение же спроса показывает, что покупатели приобретают больше продукции при данной цене. Так, при той же цене P1 покупатель будет приобретать уже количество товара, равное Q2 > Q1.

 

Неценовые факторы спроса

Наряду с ценами на величину спроса воздействуют и другие, неценовые факторы, (детерминанты спроса), приводящие к изменению в спросе при данных ценах.

Неценовые факторы спроса:

1. Предпочтения потребителей (вкус и мода). Как правило, если товар становится модным, то спрос на него растет. Проявляется так называемый "эффект присоединения к большинству", и наоборот, если товар выходит из моды – спрос на него падает.

2. Доход покупателя. Изменение дохода может оказывать на спрос двоякое влияние.

Различают товары высшей категории ("нормальные", качественные товары) и товары низшей категории (низкокачественные). Если доходы растут, то спрос на нормальные товары повышается, а спрос на товары низшей категории падает. И наоборот, если доходы падают, то спрос на товары низшей категории возрастает, а спрос на качественные товары падает. Очевидно, что при росте доходов (при прочих равных условиях) спрос на сливочное масло растет, а на маргарин падает.

3. Цены других товаров. Если товары взаимозаменяемые, то существует прямая зависимость между изменением цены на один товар и спросом на другой. Рост цен на авиабилеты ведет к росту спроса на железнодорожные перевозки.

Если товары взаимодополняющие, то связь между изменением цены одного товара и спросом на другой – обратная. Рост цен на автомобили приведет к снижению спроса на бензин.

4. Количество и состав покупателей на рынке. Очевидно, что чем больше покупателей, тем больше рыночный спрос. При этом характер спроса будет зависеть от возрастного, национального, религиозного состава покупателей.

5. Ожидания покупателей в отношении изменения цен товаров. Если покупатели ожидают рост цен в будущем (чрезвычайные ситуации, аварии, катастрофы, финансовые кризисы), то сегодня спрос будет увеличиваться (ажиотажный, инфляционный спрос). Если покупатели ожидают снижения цен, то сегодня их спрос будет сокращаться (отложенный спрос). Многие сегодня не спешат покупать компьютеры и ноутбуки, зная, что цены на них через полгода будут ниже нынешних.

Таким образом, на спрос на данный товар влияют изменения цен самого товара и неценовые факторы. При этом, если изменение цены товара ведет к движению вдоль кривой спроса, то под действием неценовых факторов происходит смещение кривой спроса (рис. 3).

Рис. 3. Сдвиги кривой спроса под воздействием неценовых факторов: а) увеличение спроса; б) сокращение спроса

 

Если неценовые факторы приводят к увеличению спроса, то кривая спроса сдвигается вправо вверх (от  к ). Спрос при постоянной цене () возрастает от до . Если неценовые факторы приводят к снижению спроса, то кривая спроса сдвигается влево вниз (от к ). Спрос при постоянной цене () сокращается от  до .

Различают следующие виды спроса:

1. Отрицательный спрос. Рынок находится в состоянии отрицательного спроса, если большая его часть недолюбливает товар и согласна даже на определенные издержки, лишь бы избежать его. У людей негативный спрос на прививки, стоматологические процедуры, операции. У работодателей ощущается отрицательный спрос на наем бывших заключенных и алкоголиков. 2. Отсутствие спроса. Целевые потребители могут быть не заинтересованными в товаре или безразличными к нему. Так, фермеры могут не заинтересоваться новым агротехническим приемом, а студенты колледжа – изучением иностранного языка. 3. Скрытый спрос. Многие потребители могут испытывать сильное желание, которое невозможно удовлетворить с помощью имеющихся на рынке товаров или услуг. Существует большой скрытый спрос на безвредные сигареты, безопасные жилые микрорайоны и более экономичные автомобили. 4. Падающий спрос. Рано или поздно любая организация столкнется с падением спроса на один или несколько своих товаров. Снижается спрос на электролучевые мониторы, музыкальные центры. 5. Нерегулярный спрос. У многих организаций сбыт колеблется на сезонной, ежедневной и даже почасовой основе, что вызывает проблемы недогрузки и перегрузки. Большая часть общественного транспорта не загружена во время дневного затишья и не справляется с перевозками в часы пик. По будням в музеях мало посетителей, зато в выходные дни залы переполнены. 6. Полноценный спрос. О полноценном спросе говорят, когда организация удовлетворена своим торговым оборотом. 7. Чрезмерный спрос. У ряда организаций уровень спроса выше, чем они могут или хотят удовлетворить. 8. Нерациональный спрос. Противодействие спросу на товары, вредные для здоровья, требует целеустремленных усилий. Проводятся кампании против распространения сигарет спиртных напитков, наркотических средств, вызывающих привыкание, огнестрельного оружия. 9. Сбалансированный спрос. Этот вид спроса возникает тогда, когда между спросом и предложением возникает устойчивый равновесный режим обмена товарами и услугами.

Разновидности спроса:

1) Потенциальный спрос – формируется путем учета тех потребителей, которые в состоянии купить товар, но пока этого не делают.

2) Реальный спрос – дает возможность оценить сегодняшнее состояние рынка, что является исходными данными для прогнозирования потенциального спроса и увеличения емкости данного рынка.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 41; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.147.215 (0.044 с.)