Функционирование торгового предприятия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Функционирование торгового предприятия



Современный период развития экономики характеризуется глубокими изменениями в организации и ведении предпри­нимательской деятельности на уровне конкретных хозяйствующих субъектов. Эти изменения обусловливают необходимость качественно новых подходов к постижению основ и правил экономического поведения торговых предприятий в рыночной среде.

Исходя из современных концепций экономической науки, все хозяйствующие субъекты, к которым относятся и торговые предприятия, рассматриваются как организации. Под организацией в общем плане понимается объединение людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели.

Организации, преследующие в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли на вложенный труд и капитал, рас­сматриваются как экономические (коммерческие) организации. Исходя из этого определения, все экономические организации, не­зависимо от масштабов, сфер деятельности и форм собственности, являются организациями, которые имеют общие характеристики, функционируют по законам рыночного хозяйства в едином правовом пространстве, а их деятельность рассматривается на основе системного подхода.

Экономические организации имеют следующие общие признаки:

• наличие ресурсов (материальных, трудовых, финансовых);

• зависимость от внешней среды;

• горизонтальное и вертикальное разделение труда;

• наличие системы управления.

Торговое предприятие является сложной экономической организацией с множеством взаимозависимых целей, ориентированной на получение прибыли, использующей в своей торгово-производственной деятельности трудовые, материальные, финансовые, информационные и другие виды ресурсов. Торговые предприятия полностью зависят от окружающего мира как в отношении поступающих товарных и иных видов ресурсов, так и в отношении постоянно изменяющегося спроса своих покупателей.

Развитие и усложнение торгово-технологических процессов с целью максимального удовлетворения потребностей покупателей предполагает, с одной стороны, разделение труда работников по конкретным направлениям (организация закупок товаров и работа с поставщиками, маркетинговая, финансовая, рекламная деятельность, управление персоналом и т. п.), с другой стороны, вызывает необходимость согласования и координации трудовых усилий персонала, то есть требует построения четкой организационной структуры управления предприятием.

Системный подход подразумевает рассмотрение торгового предприятия как целостной системы в единстве всех составляющих ее элементов и во взаимосвязи с внешней средой. Под системой понимается совокупность взаимодействующих элементов, составляющих целостное образование. Системы имеют самые разнообразные формы, которые условно можно разделить на три вида: технические, биологические и социально-экономические.

Главным свойством социально-экономических систем является то, что в их основе лежат интересы людей. Совокупность общественных, коллективных и личных интересов людей влияет на состояние системы и процесс ее развития. К социально-экономическим системам относятся производственно-хозяйственные комплексы, объединения, организации, предприятия, отрасли, регионы, экономика страны в целом. Любой реальный экономический объект характеризуется множеством свойств, в соответствии с которыми он может быть отнесен к разным системам. Так, например, являясь важнейшим элементом сложной рыночной системы, торговое предприятие в качестве самостоятельного хозяйствующего субъекта, ориентиро­ванного на получение прибыли, одновременно может рассматриваться как неотъемлемая составная часть сферы товарно-денежных отношений, кредитно-финансовой системы и т.п.

Выделение отдельной системы предполагает обязательное наличие:

• объекта, состоящего из множества элементов, связанных в некую совокупность;

• субъекта-наблюдателя, воздействующего на объект;

• цели наблюдения, характеризующей отношения наблюдателя к объекту и определяющей отбор рассматриваемых элементов в данную систему.

В качестве объекта в системе торгового предприятия рассматривается совокупность материальных условий, технологических, технических, организационных процессов, а также отношений между работниками во время выполнения предприятием функций по обслуживанию населения. Субъектом-наблюдателем является специальная группа людей (аппарат управления), которая посредством форм экономического воздействия осуществляет целенаправленное функционирование объекта. Воздействие субъекта на объект в системе торгового предприятия может осуществляться только при условии циркулирования (движения) информации.

В соответствии с поставленной целью наблюдатель выделяет систему из окружающего мира, вследствие чего образуется взаимодействующая пара: система и внешняя среда. Связь между ними имеет двойственный характер: внешняя среда воздействует на систему через вход, а система воздействует на внешнюю среду через выход (рис. 7).

 

Рис. 7. Принципиальная схема функционирования

торгового предприятия

Предприятие торговли, представляя собой совокупность взаимодействующих структур, соединенных для достижения определенных целей, рассматривается как организационно-целостная, относительно устойчивая, ограниченная от окружающей среды самостоятельная социально-экономическая система, интегрирующая во времени и пространстве процессы реализации товаров и обслуживания потребителей и извлекающая на этой основе определенный эффект. Торговое предприятие по своим свойствам относится к сложным социально-экономическим системам, поскольку создается людьми для удовлетворения конкретных потребностей общества и управляется ими в соответствии с их личностными особенностями. Экономической системой торговое предприятие является потому, что в результате использования ресурсов и реализации товаров обеспечивается непрерывность воспроизводства общественного продукта, нормальное функционирование сферы товарного обращения, доведение до конечного потребителя товаров и услуг.

Социально-экономические системы, будучи сложными организациями, характеризуются неоднородностью составных элементов и связей, а также структурным разнообразием. Любое торговое предприятие является одновременно торгово-тех­нологической системой, способствующей преобразованию ресурсов в товары и услуги; социальной системой, где происходит взаимодействие членов трудового коллектива; и организационно-экономической системой, в которой целенаправленно координируется их деятельность.

Торговое предприятие – это открытая система, поскольку постоянно взаимодействует с внешней средой через вход и выход. Торговое предприятие получает из внешней среды материальные, трудовые, финансовые ресурсы, разнообразную информацию и т.п., то есть, компоненты, определяемые как вход в систему. В процессе торгово-технологического процесса предприятие на основе использования имущественного комплекса, преобразует ресурсы в товары и услуги, которые оно доводит до конечного потребителя, что и является итоговым (выходным) результатом деятельности системы (рис. 8).

Ресурсы: - материальные - трудовые - финансовые - информация о спросе населе-ния и т.п.    
Система торгового предприятия (преобразо-вание ресурсов)
Результат: - товарооборот  - услуги  - прибыль  - социальная значимость

 


                          Вход                                    Выход

 

 

Рис. 8. Схема функционирования торгового предприятия как открытой системы

 

Если торговое предприятие хозяйствует эффективно, то в процессе преобразования ресурсов возникает результат в форме прибыли, расширения рынка сбыта, формирования налоговых отчислений, выполнения социальной функции и т.п.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 39; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.154.151 (0.006 с.)