Позитивизм и культурологическая ориентация 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Позитивизм и культурологическая ориентация



 

Позитивизм представлен рядом течений. Она касается развития наука. Позитивизм связан с научным творчеством.

Следует заметить, что позитивизм не возможен вне абсолютизации разума, поэтому если копать глубоко, то истоки позитивистской мысли мы должны искать и в эпохе возрождения, в античности. Позитивизм может быть представлен через сциентизм. Он представлен абсолютизированием роли науки в продуцировании общей для всего человечества картины мира. Здесь мы покидаем сферу религиозной легитимизации науки, теперь наука обосновывает эту картину мира.

Позитивизм – это философское направление (конец 19 – начало 20), которое призывает нас к положительному знанию о вещах этого мира. Само название борется с метафизическим представлением этого мира, поэтому позитивизм представлен через проблему отделения в знании того, что имеет место быть в этом опыте от того, что в опыте не представлено. Существующее в опыте является позитивным знанием. Проблема демаркации оказывается связана с элиминированием мировоззренческих вопросов из сферы истинного знания, поэтому на одной стороне оказывается наука, которая чувствует необходимость философии, а с другой стороны – философия, которая отождествляется с мировоззрением. Мировоззренческие вопросы оказываются не научным. Не имеющим отношение к делу. Нужно, чтобы из языка были исключены все сферы, которые составляют негативное знание. Философия становится методологией науки. Философия занимается тем, что обслуживает методологически эту науку. Поэтому горизонты философии подходят к реальности.

Позитивизм представлен следующими этапами:

1. Первый позитивизм, он ошеломлён наукой и представлен социологической тематикой, которая выстраивается в соответствие с образом. Представители – Конт и Спенсер.

Огюст Конт, анализируя развитие человеческого общества, замечает, что его движение и есть прогресс или есть следствие прогресса разума, поэтому для Конта тема прогресса представлена некритическим образом. Прогресс для них представляется некритическим. Разум человеческий прогрессирует, соответственно мы приходит к устранению нашего общежития, которое позволяет сбыться торжеству разума.

Он выделяет этапы, которые проходит общество:

1. Религиозный этап. Человек осуществляет проекцию, в результате которых появляются силы. Но человек не понимает, что он обожествляет сам себя. Она представлена этой иллюзией.

2. Метафизический этап. Человек высвобождается из-под власти богов, он создаёт философские системы, в которых речь идёт о власти и господстве разумного принципа необходимости. Он утверждается в форме абстрактных идей. Человеческое сознание остаётся в подчинении у самого себя, у своего мышления.

3. Позитивный этап. Связан с развитием науки и переворотом, который связан с рамками общественного устройства. Человек оказывается свободен от всех ограничений, которыми он был снабжён во все остальные этапы.

Придание социологии статуса науки. Позитивизм старается стать тотальным мировоззрением всего человечества, а для этого он должен уметь предложить всё, что надо человеку. Социология выходит из социально-философских рассуждений, которых мы касались, приобщаясь к прозрениям философов. Социолог Конт предлагает высвободить эту социологию из-под господства философского мировоззрения. Он называл социологию физической. Она приобретает тем самым статус научной дисциплины. Такой метод называется натурализмом. Натурализм – использование методов, пригодных для познания «мёртвой» физической реальности в рамках гуманитарного знания. Человеческий дух сводится к природе, к телу. Натурализм есть обеднение той реальности, которую он пытается постичь средствами. Которые совершенно не подходят для её постижения. Редукционизм – он присутствует на всех уровнях этого философского направления. Редукция – обеднение, то, чем можно объяснить простое.

Герберт Спенсер. Представитель социологического эволюционизма. Он так называемый основоположник организмического подхода к анализу общества. Социологический эволюционизм и представление общества, как организм, связаны между собой. Прогресс к движению к лучшему сменяется эволюцией, т.к. он предлагает рассматривать общество как биологический процесс, в виде живого организма, который функционирует благодаря органам. Сильная сторона: общество представлено, как целостная система, связано с понятием функции. Аналогия эвристична. Поэтому. Общество не есть организм, а организм есть попытка создать цельность общественного мироздания.

Социологический реализм подразумевает целостность общественного мироздания. Утверждается общество.

Социологический номинализм утверждает методологическое первенство индивидов, индивидуальных реальностей. Существуют только индивиды.

Аналогия с организмом не видит свободы человеческих существ – это и есть отрицательная сторона.

Утверждается надструктурного общества над реальностью.

Сталкиваемся с редукцией, которая должна быть истолкована как негативная, ибо она предстаёт как обеднение реальности. Сведение к простому выражению, которое фиксируется через форму, составляющую реальность.

 

2. Эмпириокритицизм. Касается критики опыта.

Представитель – Эрнст Мах (Махизм), Рихард Авенариус

Чтобы справиться с кризисом понимания материальности этого мира, они призывают дойти до предельных (нейтральных) элементов опыта. Понятие нейтральный элемент опыта разрушает привычную для классической гносеологии дектомию субъекта и объекта, внутреннего и внешнего.

Нейтральный элемент опыта – содержит в себе что-то от субъекта и что-то от объекта. Они подразумевают единство субъективного и объективного, поэтому мы не в праве выдавать наши знания за объективную картину мира. Вину за это расщепление на субъективное и объективное Авенариус возлагает на такое явление, как интроекция. Он осуществляет критику представления. Критикуя представление и интроекцию, он пытается очистить опыт, поэтому, отыскание опыта есть следствие и результат этого очищения. Наслоения приходят от субъекта. В этот опыт вкрадываются ценностные установки, а также антропоморфические идеи.

Интроекция – процесс, когда человек приписывает другим людям восприятие окружающих вещей опыта и познания, и вкладывание чувств и мышления в других людей. Интроекция есть удваивание реальности, посредством которого человек попадает в иллюзию представления, но опыт он один, опытная реальность одна. Эмпириокрицизим выступает против интроекции. Механизм очищения опыта проходит через интроекцию. Эмпириокритицизм прав, т.к. мы не можем выйти за рамки своей природы. Представления Маха и Авенариуса закладывает нечто в будущую теорию относительности Энштейна.

Слабые стороны: эмпириокритицизм оказывается неприятен диалектическому материализму, который стремиться выйти к объективной реальности этого материального мира. Эмпириокритицизм в глазах Ленина есть не самая лучшая версия субъективного идеализма, который выдаёт знание о мире через призму субъективного момента. Наука, как таковая, официруемая на проблемах истины, не может быть удовлетворена такой методологий науки.

 

3. Логический позитивизм (неопозитивизм). Связано с Венским логическим кружком. Венский кружок – это ряд молодых логиков, которые разделяют позиции позитивизма, их деятельность связана с Вингенштейном.

Представители – Шлик, Карнат.

Касается сведения теории к совокупности фактов, касающихся самой действительности. Эта проблема связана с проблемой перевода на логический язык индивидуального, т.е. фактуального.

Метафизика есть негативное знание о том, чего нет. Факт, касающийся положения дел действительности, должен быть представлен в рамках строго логического языка, который организует теорию. Способом перевода факта в теоретические построения, касающихся чего-то общего, становится верификация – процедура обоснования, выведения истинности через посредство сведения факта. Верификация есть способ демаркации (ограничение истинного от ложного).

Позитивизм в данном случае подходит к своему собственному пределу. Позитивисты есть самые честные люди, которые заявляли себе, ибо они логические обосновывают сведение теории к совокупности фактов. Факт всегда теоретически нагружен, поэтому проверять теорию фактом не представляется возможным. Верификация не работает. Факт выражается через суждение, лингвистическую форму. Факт мы всегда видим в свете некой теории, системы. Элиминировать вопросы философии представляется ущербным. Философия не есть набор бессмысленных и бессодержательных идей. Наука, стремясь обосновать саму себя, вскрывает смутные философские основания в научном творчестве.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 43; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.233.41 (0.008 с.)